«Использование таксономии Блума в формировании навыков саморегуляции школьников» (статья).
«Использование таксономии Блума в формировании навыков саморегуляции школьников» (статья).
Статья: «Использование таксономии Блума в формировании навыков саморегуляции школьников».
Основное направление работы школы-лицея № 8 – это работа с одаренными детьми. Специфика обучения в школе-лицее предполагает высокую нагрузку в психологическом и когнитивном аспектах. Дети, попадающие в конкурентную среду такой школы должны обладать навыками саморегуляции, чтобы не выпасть из «зоны комфорта» в обучении.
В параллели 5-х классов было проведено анкетирование учащихся. Результаты анкеты показывают хороший уровень мотивации на получение знаний учащимися, и то, что ребятам важно отношение родителей. При этом они отмечают, что «не могут себя заставить учиться лучше», «у меня есть более интересные дела».
Можно отметить, что ученики не умеют организовать свое свободное время, не могут сконцентрировать свое внимание на важных делах, у них отсутствуют или слабо развиты навыки саморегуляции.
Надо вспомнить, для кого мы проводим уроки и сделать новую расстановку акцентов: ответственными за обучение должны быть в равной мере и учитель и ученик.
Циммерман (2001) описывает самооценку как «мета познавательную, мотивационную и поведенческую активность учеников в процессе своего обучения». Можно сделать вывод, что самооценка связана с саморегулированием. Следовательно, создавая условия для развития навыка самооценки, я создам условия для формирования навыка саморегуляции.
Таким образом, основная задача учителя в проведении уроков, которые способствовали бы:
формированию умения планировать свою деятельность при изучении нового материала;
развитию навыков само- и взаимооценивания;
формированию навыка рефлексии;
поддержке интереса к предмету.
Задания должны соответствовать зоне ближайшего развития учащихся и отвечать их запросам и потребностям. Создание на уроках атмосферы сотрудничества поможет формированию уверенности в своих знаниях, в своем успехе, в своих возможностях.
Интегрируя 7 модулей Программы в практику можно достигнуть поставленных целей.
Один из вариантов применения таксономии Блума на уроках.
4 урока имеют одну общую тему «Вычитание рациональных чисел». Изучаемый материал расположен так, чтобы каждый урок соответствовал таксономии Блума.
Первый урок (знание и понимание) - ученики в парах самостоятельно изучают новый материал, просматривая учебный видеоролик. На втором уроке (применение) ученики применяют полученные знания для решения математических задач. Третий урок (анализ и синтез) - учащиеся ищут ответ на вопрос «Кому и в какой профессии могут быть полезны знания о вычитании рациональных чисел?». Четвертый урок (оценивание) - самооценивание своих знаний, оценивание своего уровня подготовки к последующей контрольной работе. Вопросы и задания к урокам сформулированы в соответствии с Таксономией Блума.
Первый урок.
Для изучения новой темы учащимся предлагается учебный видеоролик. Такой способ подачи нового материала способствует формированию умения планировать свою деятельность. Работают дети в парах, которые выбраны по желанию, в любой момент они могут остановить показ, сделать необходимые записи, задать учителю вопрос.
На последнем этапе ученики выполняют тест, с последующей взаимопроверкой по образцу и выставлением предварительных оценок. Знание своих оценок за тест дают уверенность учащимся в своих силах, формирует положительный настрой на будущую работу.
Самооценку своей деятельности ребята проводят с помощью оценочных листов. Рефлексию «Лестница успеха». Необходимо приклеить стикер со своим именем на определённую ступеньку: «нуждаюсь в помощи –, нужно ещё повторить, в основном уверен, уверен в своих знаниях».
Второй урок.
На втором уроке учащиеся работают в группах.
Один из этапов выполнение задания по уровням: группа А – уравнения с модулем, другие группы – решение простых уравнений двумя способами. После представления решений, учащиеся группы А выступают экспертами по выполнению своего задания. В полной мере раскрывая и показывая свои лидерские качества.
В конце урока – выполнение самостоятельной работы, в которой ответ каждого задания являлся частью условия следующего задания.
В качестве рефлексии - «Лестница успеха». На этот раз она состоит из ступенек, показывающих ответы предложенных заданий, тем самым каждый ученик сразу видит результат своей работы.
Третий урок.
Работа в группах.
В задании, учащимся необходимо записать с помощью положительного или отрицательного числа смысл высказывания, например, «Впадина Карагие 132м. Запись (-132), Пик Хан Тенгри 6995м. Запись (6995)». Проверку этого задания проводится с помощью ноутбуков, на которые загружена презентация с ответами. Надо отметить, что в презентации заведомо допущены ошибки в ответах, которые ученики должны найти и исправить.
Далее ученики с помощью приёма «Фишбоун» отвечают на вопрос «Кому и зачем могут пригодится знания о вычитании?».
Следующий этап можно назвать «Прогноз погоды». Каждая группа представляла отделение гидрометцентра в городах Павлодар, Семей, Астана, Алматы. Перед ними стояла задача уточнить прогноз погоды на ближайшие выходные и составить рекомендации для туристов отправляющихся в поход.
Четвертый урок.
Основной целью четвертого урока является подготовка к контрольной работе.
Для выполения классной работы каждый ученик получает маршрутный лист выполнения заданий. Все задания содержат вопросы низкого и высокого порядка.
Так, в первом задании ученикам надо не только найти неизвестные компоненты выражений, но и сумму этих неизветных чисел.
В 4-м задании корни уравнения содержащего переменную под знаком модуля являются координатами концов отрезка. Ученики должны «найти координаты точек, делящих получившийся отрезок на три равные части». В этом задании хорошо просматривается таксономия Блума. При выполнении этого задания надо решить уравнение (анализ, применение), интерпретировать результат на координатную прямую (синтез), найти длину отрезка (знание, применение), предложить способ решения и выяснить будет ли он ответом на вопрос (оценка), найти конечный ответ (анализ, синтез).
В течение урока результаты своей деятельности ребята отмечают в оценочных листах. Оценку за урок ученки могут себе поставить исходя из общего количества баллов полученных на всех этапах урока.
По окончании проведения серии уроков, проведено анкетирование по изменениям в учебной деятельности учащихся.
Данная диаграмма показывает, что ученики умеют размышлять над собственным обучением.
Что чувствуют ученики перед предстоящей контрольной работой, задумываются ли они о своем обучении? Чтобы ответить на этот вопрос были сформулированы предполагаемые ответы. Опрос проводился три раза: на 1-м уроке, в начале 4-го урока (урок подготовки к контрольной работе), в конце 4-го урока.
На диаграмме видно, что удалось снизить уровень тревожности. Этому способствовали работа в группах, возможность на любом этапе получить консультацию учителя или одноклассника, возможность знать свои результаты сразу после выполнения тестов и работ, возможность использовать ИКТ.
Использование групповой формы работы, деление на группы по равности сил позволяет «проявить лучшее, что у нас есть» (ученица А, из интервью) как в учебе, так в совместном взаимодействии.
Получилось ли сформировать у учащихся навык выполнения рефлексии? Могу сказать – да. От стикера со своим именем на «Лестнице успеха» - к двум предложениям «моё отношение к уроку» - до размышлений «мне было важно и интересно; по этому вопросу я получил конкретную информацию; мне было трудно; моя оценка психологической атмосферы; мне было недостаточно» (приём «Ладошки»).
Анализируя количественные и качественные результаты исследования можно сделать выводы:
Создание условий для планирования собственной учебной деятельности повышает ответственность ученика за своё обучение.
Использование заданий высокого порядка поддерживает интерес к предмету и повышает активность учащихся.
Создать условия для активного комфортного взаимодействия можно
правильно сформировав группы учащихся.
Использование различных приёмов проведения рефлексии способствовали формированию данного навыка и его развитию.
Использование формативного оценивание способствует развитию навыков само- и взаимооцениванию.
Очень ценным для меня является мнение ученика Егор Б., который в рефлексии написал «для меня важно, что в меня верят». Должна помнить, что слова учителя иногда помогают свернуть горы.
Список использованной литературы:
1. Руководство для учителя (второй уровень), АОО "Назарбаев Интеллектуальные школы", 2014 год.
2. Шакиров Р.Х. Оценивание учебных достижений учащихся. Бишкек: Билим, 2012.
Задания для выполнения в период практики в школе, второй (основной) уровень, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2014 год.
Красноборова А.А.Критериальное оценивание в школе, Перм.гос.пед.ун-т.Пермь, 2010 год.
Интернет-ресурсы http://labirint-volzhsk.ru/
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
ГУ «Школа-лицей № 8 для одаренных детей г. Павлодара».
Основное направление работы школы-лицея № 8 – это работа с одаренными детьми. Специфика обучения в школе-лицее предполагает высокую нагрузку в психологическом и когнитивном аспектах. Дети, попадающие в конкурентную среду такой школы должны обладать навыками саморегуляции, чтобы не выпасть из «зоны комфорта» в обучении.
В параллели 5-х классов было проведено анкетирование учащихся. Результаты анкеты показывают хороший уровень мотивации на получение знаний учащимися, и то, что ребятам важно отношение родителей. При этом они отмечают, что «не могут себя заставить учиться лучше», «у меня есть более интересные дела».
Можно отметить, что ученики не умеют организовать свое свободное время, не могут сконцентрировать свое внимание на важных делах, у них отсутствуют или слабо развиты навыки саморегуляции.
Надо вспомнить, для кого мы проводим уроки и сделать новую расстановку акцентов: ответственными за обучение должны быть в равной мере и учитель и ученик.
Циммерман (2001) описывает самооценку как «мета познавательную, мотивационную и поведенческую активность учеников в процессе своего обучения». Можно сделать вывод, что самооценка связана с саморегулированием. Следовательно, создавая условия для развития навыка самооценки, я создам условия для формирования навыка саморегуляции.
Таким образом, основная задача учителя в проведении уроков, которые способствовали бы:
формированию умения планировать свою деятельность при изучении нового материала;
развитию навыков само- и взаимооценивания;
формированию навыка рефлексии;
поддержке интереса к предмету.
Задания должны соответствовать зоне ближайшего развития учащихся и отвечать их запросам и потребностям. Создание на уроках атмосферы сотрудничества поможет формированию уверенности в своих знаниях, в своем успехе, в своих возможностях.
Интегрируя 7 модулей Программы в практику можно достигнуть поставленных целей.
Один из вариантов применения таксономии Блума на уроках.
4 урока имеют одну общую тему «Вычитание рациональных чисел». Изучаемый материал расположен так, чтобы каждый урок соответствовал таксономии Блума.
Первый урок (знание и понимание) - ученики в парах самостоятельно изучают новый материал, просматривая учебный видеоролик. На втором уроке (применение) ученики применяют полученные знания для решения математических задач. Третий урок (анализ и синтез) - учащиеся ищут ответ на вопрос «Кому и в какой профессии могут быть полезны знания о вычитании рациональных чисел?». Четвертый урок (оценивание) - самооценивание своих знаний, оценивание своего уровня подготовки к последующей контрольной работе. Вопросы и задания к урокам сформулированы в соответствии с Таксономией Блума.
Первый урок.
Для изучения новой темы учащимся предлагается учебный видеоролик. Такой способ подачи нового материала способствует формированию умения планировать свою деятельность. Работают дети в парах, которые выбраны по желанию, в любой момент они могут остановить показ, сделать необходимые записи, задать учителю вопрос.
На последнем этапе ученики выполняют тест, с последующей взаимопроверкой по образцу и выставлением предварительных оценок. Знание своих оценок за тест дают уверенность учащимся в своих силах, формирует положительный настрой на будущую работу.
Самооценку своей деятельности ребята проводят с помощью оценочных листов. Рефлексию «Лестница успеха». Необходимо приклеить стикер со своим именем на определённую ступеньку: «нуждаюсь в помощи –, нужно ещё повторить, в основном уверен, уверен в своих знаниях».
Второй урок.
На втором уроке учащиеся работают в группах.
Один из этапов выполнение задания по уровням: группа А – уравнения с модулем, другие группы – решение простых уравнений двумя способами. После представления решений, учащиеся группы А выступают экспертами по выполнению своего задания. В полной мере раскрывая и показывая свои лидерские качества.
В конце урока – выполнение самостоятельной работы, в которой ответ каждого задания являлся частью условия следующего задания.
В качестве рефлексии - «Лестница успеха». На этот раз она состоит из ступенек, показывающих ответы предложенных заданий, тем самым каждый ученик сразу видит результат своей работы.
Третий урок.
Работа в группах.
В задании, учащимся необходимо записать с помощью положительного или отрицательного числа смысл высказывания, например, «Впадина Карагие 132м. Запись (-132), Пик Хан Тенгри 6995м. Запись (6995)». Проверку этого задания проводится с помощью ноутбуков, на которые загружена презентация с ответами. Надо отметить, что в презентации заведомо допущены ошибки в ответах, которые ученики должны найти и исправить.
Далее ученики с помощью приёма «Фишбоун» отвечают на вопрос «Кому и зачем могут пригодится знания о вычитании?».
Следующий этап можно назвать «Прогноз погоды». Каждая группа представляла отделение гидрометцентра в городах Павлодар, Семей, Астана, Алматы. Перед ними стояла задача уточнить прогноз погоды на ближайшие выходные и составить рекомендации для туристов отправляющихся в поход.
Четвертый урок.
Основной целью четвертого урока является подготовка к контрольной работе.
Для выполения классной работы каждый ученик получает маршрутный лист выполнения заданий. Все задания содержат вопросы низкого и высокого порядка.
Так, в первом задании ученикам надо не только найти неизвестные компоненты выражений, но и сумму этих неизветных чисел.
В 4-м задании корни уравнения содержащего переменную под знаком модуля являются координатами концов отрезка. Ученики должны «найти координаты точек, делящих получившийся отрезок на три равные части». В этом задании хорошо просматривается таксономия Блума. При выполнении этого задания надо решить уравнение (анализ, применение), интерпретировать результат на координатную прямую (синтез), найти длину отрезка (знание, применение), предложить способ решения и выяснить будет ли он ответом на вопрос (оценка), найти конечный ответ (анализ, синтез).
В течение урока результаты своей деятельности ребята отмечают в оценочных листах. Оценку за урок ученки могут себе поставить исходя из общего количества баллов полученных на всех этапах урока.
По окончании проведения серии уроков, проведено анкетирование по изменениям в учебной деятельности учащихся.
Данная диаграмма показывает, что ученики умеют размышлять над собственным обучением.
Что чувствуют ученики перед предстоящей контрольной работой, задумываются ли они о своем обучении? Чтобы ответить на этот вопрос были сформулированы предполагаемые ответы. Опрос проводился три раза: на 1-м уроке, в начале 4-го урока (урок подготовки к контрольной работе), в конце 4-го урока.
На диаграмме видно, что удалось снизить уровень тревожности. Этому способствовали работа в группах, возможность на любом этапе получить консультацию учителя или одноклассника, возможность знать свои результаты сразу после выполнения тестов и работ, возможность использовать ИКТ.
Использование групповой формы работы, деление на группы по равности сил позволяет «проявить лучшее, что у нас есть» (ученица А, из интервью) как в учебе, так в совместном взаимодействии.
Получилось ли сформировать у учащихся навык выполнения рефлексии? Могу сказать – да. От стикера со своим именем на «Лестнице успеха» - к двум предложениям «моё отношение к уроку» - до размышлений «мне было важно и интересно; по этому вопросу я получил конкретную информацию; мне было трудно; моя оценка психологической атмосферы; мне было недостаточно» (приём «Ладошки»).
Анализируя количественные и качественные результаты исследования можно сделать выводы:
Создание условий для планирования собственной учебной деятельности повышает ответственность ученика за своё обучение.
Использование заданий высокого порядка поддерживает интерес к предмету и повышает активность учащихся.
Создать условия для активного комфортного взаимодействия можно
правильно сформировав группы учащихся.
Использование различных приёмов проведения рефлексии способствовали формированию данного навыка и его развитию.
Использование формативного оценивание способствует развитию навыков само- и взаимооцениванию.
Очень ценным для меня является мнение ученика Егор Б., который в рефлексии написал «для меня важно, что в меня верят». Должна помнить, что слова учителя иногда помогают свернуть горы.
Список использованной литературы:
Руководство для учителя (второй уровень), АОО "Назарбаев Интеллектуальные школы", 2014 год.
Шакиров Р.Х. Оценивание учебных достижений учащихся. Бишкек: Билим, 2012.
Задания для выполнения в период практики в школе, второй (основной) уровень, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2014 год.
Красноборова А.А.Критериальное оценивание в школе, Перм.гос.пед.ун-т..Пермь, 2010 год.