Эстетическую ценность пословиц не раз отмечали такие видные художники слова, как А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, Л.Н.Толстой (высказывания о пословицах см. в Приложении 1). Эстетическая ценность заключается в четкости и предельной краткости выраженной законченной мысли. Пословица представляет собой образную формулу, основанную на сравнении, метафоре, антитезе, гиперболе и передающую значительное жизненное наблюдение или вывод. Образность пословицы состоит в том, что она создает типические образы представителей разных социальных слоёв, использует аллегорические образы, изображая под видом животных людей с их определенными качествами. Волк, свинья, пёс, ворона, осёл, лиса, волк и тому подобное - вот те ходовые образы, которыми пользуется поговорка: «И лисица хитра, да ее кожу продают на крючках», «Каждая курица петухом поёт». Одним из проявлений образности пословицы служит её способность быть применённой в переносном смысле. «Кабы знать, где упасть, так соломки б подостлал». Переносное значение придают пословицам обобщающие формулы: «Вечер покажет, каков был день», «У кого колос, у того и голос». Но такие художественные средства, как метафора, сравнение, антитеза и другие, также придают пословицам возможность применять их к различным случаям жизни. Например, метафора: «Его голыми руками не возьмёшь», антитеза: «Дальше положишь - ближе
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему : Эстетическая функция пословиц»
Эстетическая функция пословиц
Эстетическую ценность пословиц не раз отмечали такие видные художники слова, как А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, Л.Н.Толстой (высказывания о пословицах см. в Приложении 1). Эстетическая ценность заключается в четкости и предельной краткости выраженной законченной мысли. Пословица представляет собой образную формулу, основанную на сравнении, метафоре, антитезе, гиперболе и передающую значительное жизненное наблюдение или вывод. Образность пословицы состоит в том, что она создает типические образы представителей разных социальных слоёв, использует аллегорические образы, изображая под видом животных людей с их определенными качествами. Волк, свинья, пёс, ворона, осёл, лиса, волк и тому подобное - вот те ходовые образы, которыми пользуется поговорка: «И лисица хитра, да ее кожу продают на крючках», «Каждая курица петухом поёт». Одним из проявлений образности пословицы служит её способность быть применённой в переносном смысле. «Кабы знать, где упасть, так соломки б подостлал». Переносное значение придают пословицам обобщающие формулы: «Вечер покажет, каков был день», «У кого колос, у того и голос». Но такие художественные средства, как метафора, сравнение, антитеза и другие, также придают пословицам возможность применять их к различным случаям жизни. Например, метафора: «Его голыми руками не возьмёшь», антитеза: «Дальше положишь - ближе возьмёшь». Таким образом, эстетическая ценность пословиц проявляется многосторонне. Следовательно, можно сделать вывод, что пословицы – явление высокого мастерства. В них воплощены эстетические принципы, которые высоко ценятся в искусстве: простота, краткость, содержательность, выразительность.
Ценностно - ориентированный аспект пословичной картины мира
«Ценность - это реальный ориентир человеческого поведения, формирующий жизненные и практические установки людей», - писал российский философ И.Т.Фролов. Ценность – это понятие, используемое в гуманитарных науках для обозначения явлений, объектов, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающие как эталон должного. Ценность есть нечто всепроникающее, определяющее смысл и всего мира в целом, и каждой личности, и каждого события, и каждого поступка.
Материальные и духовный ценности, созданные человеческим обществом, характеризуют определённый уровень развития общества. Повышенный интерес к моральной проблематике в последнее время вызван осознанием довольно низкой культуры в сфере общения. Подлинно человеческое общение строится на уважении достоинства другого человека, соблюдении выработанных человечеством норм нравственности. Нравственные ценности, поступки окружающих, отношения между людьми – всё человек впитывает в себя с детства, наблюдая, слушая, читая. В пословицах запечатлен весь познавательный опыт народа, его морально-этические, социально-эстетические, художественные и воспитательные идеалы.
Они хранят историю движения народа по пути цивилизации, отражают характер народа, его симпатии и антипатии, связи с соседними народами. Пословицы впитали в себя все тонкости оценочного отношения к действительности, ее восприятия и отражения. Именно этот аспект языкового сознания фиксируется в широко известном высказывании К.Д. Ушинского о том, «что природа страны, её история, отражаясь в душе человека, выражаются в слове. Люди исчезали, но слова, создаваемые ими, вошедшие в сокровищницу – родной язык, остались бессмертными». Народные пословицы имеют большое общественное значение. Велика их познавательная ценность. Пословицы дают весьма разносторонние знания о жизни, конденсируют в себе богатый трудовой опыт народа, обобщают его жизненные наблюдения, типизируют явления действительности.
Их познавательное значение состоит в важности и разнообразии тем. Можно сказать, что пословицы гораздо полнее, чем другие жанры фольклора, представляют картину жизни. Причем пословицы не просто говорят о явлениях действительности, а типизируют их, обобщают жизненный опыт народа: «Терпение и труд всё перетрут», «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Лесом шёл, а дров не видал», «Есть время плакать, есть и веселиться». М. Горький говорил: «Вообще пословицы и поговорки образцово формируют весь жизненный социально-исторический опыт трудового народа...». Эти обобщения могут касаться и важных явлений, и жизненных мелочей. Пословицы не только помогают лучше узнать жизнь, не только дают обобщения ее явлений, но нередко и объясняют их. Пословица нередко содержит в себе совет или поучение: «Напрасен труд, когда нет порядка», «Каковы гости, таков и пир», «За недобрым пойдёшь, на беду набредёшь». В пословицах отражались социальные противоречия: крестьянин - помещик, бедняк - богач, крестьянин - поп. Пословицы всегда дают резкую оценку угнетателям народа. В них постоянны сатирические фигуры барина-пана, купца, судьи, попа: «Купцы собираются, чтобы обирать людей», «Всякому засуха, а попу сноп», «Увидели у слепого один глаз, и тот хотят у него вынуть». В пословицах отражалось стремление народных масс улучшить свою жизнь, звучала вера в наступление лучших дней: «Придет солнце и к нашим дверям», «Хоть сила и сильна, да не вечна».
В народную среду проникли и пословицы, сложенные духовенством - они учили смирению и терпению: «Без бога не до порога», «Никто не может, так бог поможет». Были и пословицы, созданные не в крестьянской среде: «Холоп что рогатина», «Смерда взгляд хуже брани».
Пословицы передают основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. Знание пословиц может дать человеку знание о русском народе, и в конечном итоге о самом себе.
Пословица любопытна, её интересует всё, что связано с человеком, его деятельностью, окружающей его природой. Она вездесуща, всё знает и обо всём имеет своё собственное, народное конечное суждение. Народная позиция в пословицах и поговорках всегда чёткая, иногда даже категоричная, часто с иронией: «Думай двояко, а делай одинако», «Думал, думал – жить нельзя, пораздумал – можно», «Мешай дело с бездельем, проживёшь век с весельем».
«Мы учим русскому народному языку на пословицах, - говорит К.Д.Ушинский, - ибо лучшего народного языка, чем тот, который сохранён в
пословицах, не знаем». Ни в одной из форм языкового творчества народа не проявляется так ум народа, национальная история, быт, мировоззрение, как в пословицах и поговорках. «Пословица тем и хороша, что в ней почти всегда, несмотря на то, что она короче птичьего носа, есть нечто, что ребёнку следует понять: представляет маленькую умственную задачу, совершенно по детским силам», - отмечал великий педагог и мыслитель в работе «Первая книга после азбуки».
Вплотную смыкается со взглядом К.Д. Ушинского в своей оценке народных пословиц, их роли и месте в усвоении родного языка Л.Н. Толстой (см. Приложение 1). В народных пословицах и поговорках он видел идеальное воплощение лучших качеств подлинной художественности: чувства красоты и меры, правды и простоты, общедоступности и заразительности, вызывающих «бесчисленное множество мыслей, представлений и объяснений».
Таким образом, русские пословицы имеют огромную общественную ценность. Она состоит в познавательном, идейно-воспитательном и эстетическом значении, в богатом жизненном содержании, глубоком идейном смысле, больших художественных достоинствах и национальном своеобразии.