kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад "Работа над орфографическими ошибками - залог грамотного письма"

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Доклад- выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Овладение учащихся грамотным письмом - одна из важнейших задач начального обучения. Грамотное письмо-это компонент речевой деятельности, протекающей в письменной форме.

Как и любая деятельность, грамотное письмо в своей структуре имеет ряд действий большей или меньшей  сложности. Следовательно, формирование грамотного письма  представляет собой процесс овладения совокупностью действий, или, иначе говоря, совокупностью умений.       

          В работе над ошибками очень важно, что бы вся деятельность учащихся, их контроль и самоконтроль были направлены  на соблюдение последовательности действий.                             

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Работа над орфографическими ошибками - залог грамотного письма" »

Овладение учащихся грамотным письмом - одна из важнейших задач начального обучения. Грамотное письмо-это компонент речевой деятельности, протекающей в письменной форме.

Как и любая деятельность, грамотное письмо в своей структуре имеет ряд действий большей или меньшей сложности. Следовательно, формирование грамотного письма представляет собой процесс овладения совокупностью действий, или, иначе говоря, совокупностью умений.

Поиски путей повышения качества грамотного письма ведутся постоянно. Интересные методические находки имеются в опыте многих учителей. Кажется, делается всё возможное, чтобы школьники писали грамотно. Тем не менее, уровень грамотного письма учащихся по-прежнему не является высоким.

В связи с этим остро встаёт вопрос о работе над ошибками, от проведения которой зависит грамотность учащихся, умение орфографически правильно писать слова, точно употреблять их в речи для выражения своих мыслей, строить предложения, связный рассказ.

Таким образом, к организации работы над ошибками нельзя подходить формально. Работа над орфографическими ошибками является важной. Для преодоления ошибок необходимо в первую очередь знать причины их появления. Такими причинами могут быть:

-недопонимания учащимися правила,

-неумение применять его на практике,

-незнание предшествующего материала, на котором основывается данное правило,

-недостаточное развитие орфографической зоркости, неумение распознать орфограмму,

-неумение контролировать себя в процессе письма,

-наличие дефектов произношения.

Учитель не может не учитывать всего этого. И в связи с этим необходим систематический анализ ошибок в знаниях учащихся. Такой анализ учитель может вести в разных формах. Наиболее распространённым является анализ, где учитель фиксирует не только типичные ошибки класса, но и типичные индивидуальные ошибки, допущенные каждым учеником.

Дата проведения работы, вид работы.

Типичные ошибки учащихся

Типичные индивидуальные ошибки.

23.09

Диктант

Правописание безударных гласных в корне (выбежал, большой, веселье)

1.Петров А. (словарные слова, разбор предложения)

2. Иванов И. (состав слова, не усвоил склонение)

И т. д.

Эта форма учёта или другая, удобная для учителя, помогает вовремя прийти на помощь ученикам, методически правильно спланировать индивидуальную работу с ними и дифференцированно подойти к опросу учащихся на уроке.

Условно работу над ошибками можно разделить на 2 вида:

1.Работа над типичными ошибками учащихся класса, выполняемая в контрольных тетрадях после проведения диктанта или творческой работы;

2.Работа над индивидуальными ошибками, выполняемая как в классе, так и дома.

Как правило, работа над ошибками типичными для всего класса, проводится фронтально и необходима для осмысления отдельных, недостаточно усвоенных правил и их закрепления.

Но для выработки прочных навыков грамотного письма большое значение имеют самостоятельные упражнения, когда каждый ученик получает возможность работать над своими ошибками.

При организации такой работы над ошибками учитель встречается с рядом трудностей. Первая трудность-это разнородность ошибок.

Разнородные ошибки, допущенные школьниками, говорят о том, что для усвоения определённых грамматических правил и для выработки навыков грамотного письма отдельным ученикам одного и того же класса требуется различное время, так как темп работы, общее развитие, способности детей неодинаковы. Разнородность ошибок требует и разнообразных способов их исправления и предупреждения. Могут ли все ученики самостоятельно найти правильный путь работы над ошибками? Ведь разнородность ошибок говорит о разном уровне общего развития, способностей и знаний.

Вторая трудность-это различный темп работы учащихся.

Часть учащихся, владеющая быстрым темпом, выполняет задание значительно быстрее, чем остальные, и вынуждена ждать, когда закончат медленно работающие ученики. Ученики, работающие медленно, увидев, что они отстают, начинают торопиться. Иногда спешка вызывается ещё вопросом учителя: «Кто ещё не закончил?» Спешка ведёт за собой небрежность и новые ошибки.

Учитывая эти трудности, надо сказать, что индивидуальная самостоятельная работа над ошибками принесёт положительные результаты в том случае, если будет:

-система в организации работы;

-система в подборе дополнительного материала.

Практика показывает, что при организации индивидуальной самостоятельной работы учащихся над ошибками огромное значение имеет создание психологической основы для сознательных упражнений по исправлению своих пробелов и желание выправить их, преодолевая трудности.

С этой целью результаты проверки и классификации ошибок в письменных работах должны доводиться до сведения всего класса и каждого ученика в отдельности заранее. Мы предлагаем через таблицу «Учёт грамотности учащихся», которая вывешивается в классе до уроков на следующий день после проведения работы.

Ф. И.

Точка в конце предложения

Большая буква в именах

Гласные после шипящих


Какую работу надо выполнить


1

2

3



Иванов П.



Петров А.



Сидоров В.

.







.

.



.





.



.



........

1(№7)

2(№3)

2(№3)

3(№6)

1(№7)

3(№6)

Количество граф с названиями грамматического материала будет зависеть от допущенных учащимися ошибок. Из таблицы ученик узнаёт, на какие правила он допустил ошибки. Следовательно их нужно повторить и применить при выполнении упражнений, указанных в последней графе.(№ заданий берутся из дидактического материала, из тетради «Учимся писать») Таким образом каждый ученик будет выполнять упражнения вполне осознанно, а не механически.

При знакомстве с результатами классификации и указаниями, как избежать этих ошибок, школьники получают ясное представление о своих недочётах и о путях их исправления, что очень важно, так как иногда даже вполне успевающие ученики затрудняются определить, на какую орфограмму они допустили ошибку при написании того или иного слова.

Работа каждого становится целенаправленной, сознательной. Ученик знает, что, для того, чтобы не сделать той или иной ошибки, нужно основательно поработать над закреплением того раздела программы, который указан ему в таблице «Учёт грамотности учащихся» в графе «Какую работу надо выполнить». Ученик приобретает умение чётко определять, на какое правило допущена им ошибка, находить в учебнике нужное правило, сознательно, а не механически работать над ошибками.

При такой организации работы ученик действительно приучается работать самостоятельно. Имея на руках задания, которые он должен выполнит сам, не заглядывая в тетрадь соседа, не списывая механически с доски готовое решение, ученик начинает по- настоящему учиться, мыслить, задумываться над написанием слов.

При организации самостоятельной работы время каждого ученика используется целесообразно.

Работа над ошибками - это систематическое повторение изученного ранее орфографического материала. Она должна проводиться ежедневно, начиная с 1 класса, чтобы дети научились не только находить ошибки, но и самостоятельно исправлять и.В 1-2 классах эта работа проводится под руководством учителя, в 3-4 классах эта работа должна носить более самостоятельный характер.

Практика показывает, что более эффективно организовать работу над орфографическими ошибками можно с помощью «памятки», которая составляется на каждый год обучения, в соответствии с изучаемыми орфограммами.

Познакомив ученика с правилом, необходимо объяснить и показать ему, как следует работать над исправлением ошибки, как в дальнейшем следует действовать, чтобы избежать ошибки на изученное правило. Таким образом, постепенно создаётся «памятка» работы по исправлению ошибок, которая помогает учащимся осознанно работать над исправлением своих ошибок, повторять забытые правила, совершенствовать свои навыки грамотного письма.

В течение четырёх лет обучения «памятка» работы по исправлению ошибок расширяется и усложняется.(Приложение 1)

Получив тетрадь, ученик должен рассмотреть пометки учителя на полях тетради и выполнить столько заданий, сколько пометок сделано учителем.

Приступая к заданию, ученик должен вспомнить, на какое правило допущена ошибка, найти это правило в "памятке" и затем уже работать по ней.

Если ученик допустил ошибку на ещё не изученное правило, то учитель только исправляет ошибку, не делая никаких пометок на полях; ученик же лишь зрительно воспринимает исправление.

В работе над ошибками очень важно, что бы вся деятельность учащихся, их контроль и самоконтроль были направлены на соблюдение последовательности действий. Учащиеся должны научиться следить за правильностью выполнения каждой операции. Только после этого они смогут контролировать себя при письме.

Самоконтроль- это одно из важнейших умений учащихся, без которого невозможно научить их грамотно писать.

Для обеспечения орфографической грамотности на уроках большое значение имеет работа по предупреждению ошибок.

Приёмы работы по предупреждению ошибок:

-проговаривание трудных по написанию слов (хоровое, индивидуальное);

-звуковой анализ слов ( например, перед записью слова мороз (1класс) следует предложить детям такие вопросы: «Какой звук слышится на конце слова? «Какую букву нужно написать?»);

-проведение выборочного комментирования (учащиеся объясняют прежде всего правописание тех слов, которые трудны по написанию);

-использование орфографического словаря;

-использование на уроках таблиц, содержащих трудные для правописания слова, различного вида "сигналов" обратной связи, которые помогут учащимся качественнее выполнить самостоятельную или творческую работу;

-выписывание на доске слов на неизученные орфограммы;

-проведение предупредительного и выборочного диктантов с использованием сигнальных карточек.

Систематическая работа по предупреждению ошибок и целенаправленная сознательная работа учащихся по их исправлению, повседневное повторение изученного ранее материала поможет развитию у учащихся навыков самостоятельного анализа орфографических ошибок, будет способствовать лучшему усвоению орфографических правил, выработке орфографической зоркости, умение быстро распознавать нужную орфограмму и в конечном счёте не допускать ошибок при письме.

Успех обучения грамотному письму в большей степени определяется общим развитием учащихся, уровнем развития их речи, степенью владения словарём. На уроках необходимо использовать упражнения, развивающую у детей орфографическую зоркость, прививающие им навыки самопроверки самоконтроля, формирующие у них умения объяснять, обосновывать свои ответы. Необходима также работа над осознанным усвоением учащимися орфографических и грамматических правил, так как овладение правилом предполагает не только знание самого правила, но и умение применить его в письменной речи. После определения учащимися существенных признаков грамматического понятия, формулировки правила полезно записать его в виде алгоритма. Любое правило, записанное в виде алгоритма, схемы, усваивается учащимися гораздо легче.

Литература

  1. В.Ф. Одегова. Развитие орфографической зоркости. – Начальная школа, 1989 г.

  2. П.С. Тоцкий. Орфографическое чтение как основа правописания. – Начальная школа, 1998 г.

  3. Л.Г. Парамонова. Русский язык. Правописание и грамматика. – Санкт-Петербург, “Дельта”, 2001 г.

  4. М.М. Разумовская. Методика обучения орфографии в начальной школе. – М. Просвещение, 1992 г.











МОУ «Основная общеобразовательная школа с.Каменка

Пугачевского района Саратовской области»





















Выступление на заседании районного методического объединения учителей начальных классов учителя I категории ООШ с.Каменка Андриенко Т.П.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Доклад "Работа над орфографическими ошибками - залог грамотного письма"

Автор: Андриенко Татьяна Павловна

Дата: 08.11.2014

Номер свидетельства: 128307

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Презентация к докладу  "Работа над орфографическими ошибками - залог грамотного письма" "
    ["seo_title"] => string(93) "priezientatsiia-k-dokladu-rabota-nad-orfoghrafichieskimi-oshibkami-zalogh-ghramotnogho-pis-ma"
    ["file_id"] => string(6) "128313"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415469088"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства