kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на тему "Контроль ЗУН по русскому языку и литературе. Виды самостоятельной работы на уроке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа включает в себя виды контроля знаний, умений, навыков по русскому языку и литературе. Контроль знаний является одним из важнейших элементов урока. С его помощью устанавливается обратная связь позволяющая вести наблюдения за уровнем усвоения учащимисяпрграмного материала. Виды самостоятельных работ: сочинения, рефераты, разноуровневые карточки, рассказы, стихи, викторины.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Контроль ЗУН по русскому языку и литературе. Виды самостоятельной работы на уроке" »

В настоящее время особенно остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания школьников. В Послании Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» в ходе модернизации системы образования Президент считает одной из важных мер усиление воспитательного компонента процесса обучения.

«Наш путь в будущее связан с созданием новых возможностей для раскрытия потенциала казахстанцев. Развитая страна в 21 веке – это активные, образованные и здоровые граждане. … Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации», - сказал Н. А. Назарбаев в своем Послании.

Сегодня, когда вопросам воспитания духовности уделяется такое внимание со стороны государства, когда мы возвращаемся к истокам нашим, уроки русского языка и словесности становятся поистине уроками «нравственного прозрения».

Контроль знаний является одним из важнейших элементов урока. С его помощью устанавливается обратная связь, позволяющая вести наблюдение за уровнем усвоения учащимися программного материала.

Систематический учёт знаний школьников помогает своевременно обнаружить пробелы в восприятии и осознании, осмыслении и запоминании, обобщении и систематизации знаний и действий, применении их на практике, а также соответственно корректировать деятельность учащихся и способы руководства этой деятельностью. При этом учитель получает обратную информацию о ходе процесса усвоения знаний и о его результатах и соответствующим образом вмешивается в процесс: я на своих уроках даю индивидуальные задания учащимся, дополнительно объясняю, привожу вспомогательные примеры, помогаю выработать правильный способ рассуждений.

Таким образом, контроль знаний, умений, навыков не только даёт возможность установить, что усвоили ученики, какими умениями они овладели, чтобы в процессе дальнейшей познавательной деятельности опираться на приобретённые знания, но и зафиксировать пробелы в знаниях и наметить рациональные пути их устранения с учётом индивидуального подхода к учащимся.

Контроль знаний, умений, навыков - это итог, результат, оценка работы ученика. На современном этапе развития образовательной системы существует две методические категории оценки уровня овладения детьми изучаемым материалом: критерии и нормативы.

Таким образом, можно только тогда правильно организовать обучение, когда хорошо виден уровень знаний, умений и навыков учащихся. Именно поэтому организация чётко спланированной, тщательно продуманной, гибкой, неформальной системы контроля является одним из резервов повышения эффективности процесса обучения.


Проверка знаний учащихся – это один из важнейших этапов процесса обучения.

Немаловажное значение для учителя имеют такие функции контроля:
обучающий;
развивающий;
воспитывающий.
Задачи обучения и развития при этом решаются на основе определения уровня овладения учащимися различными видами учебной деятельности:
 общеучебной;
 практической, связанной со спецификой предмета;
 творческо-интеллектуальной.
Немаловажное значение в системе контроля имеет воспитательная функция, которая направлена на формирование у учащихся ответственного отношения к учёбе, что способствует осознанному усвоению материала, а также постоянной готовности к проверке знаний и их практическому применению. Кроме того, содержание материала, предназначенного для проверки, может быть направленно на формирование культурно-ценностных ориентаций учащихся, а форма – на формирование коммуникативных качеств личности.
Обратимся к целям и задачам дисциплины «Русский язык», с тем, чтобы определить направленность проверки знаний и умений по данной дисциплине, специфику форм и методов контроля знаний и умений.
Как указано в Концепции структуры и содержания предметной области «Филология», филологическое образование нацелено на формирование определенных компетенций:
 Языковой
 Лингвистической
 Коммуникативной
 Культурологической
Языковая культура подразумевает соблюдение культурно-речевых норм, функциональную грамотность, умение общаться, индивидуальную речевую манеру, бережное отношение к языку; она предполагает знание самого языка и его норм, соответствующих языковым уровням.
Лингвистическая компетенция подразумевает знания о языке как общественном явлении и знаковой системе, об устройстве языка и его функционировании.
Коммуникативная компетенция направлена на формирование умений и навыков чтения, письма, говорения и слушания; культуры устной и письменной речи, следовательно, функциональной грамотности.
Культурологическая компетенция предполагает воспитание бережного отношения к родному языку и духовно-нравственному опыту народа.
Результатом формирования вышеуказанных компетенций должна стать языковая культура, которая характеризуется следующими аспектами речевого поведения носителя языка: соблюдением культурно-речевых норм; функциональной грамотностью; умением общаться в любой ситуации, осознавая коммуникативные задачи; индивидуальной речевой манерой; бережным отношением к языку.
Формы, методы, приемы и виды проверки знаний и умений весьма разнообразны.
Методы контроля делятся на две группы:
 связанные с проверкой языковой и лингвистической компетентности учащихся;
 формирующие умения и навыки.
Существует множество разных форм и методов проверки результатов учебной деятельности школьников, которые должны выполнять основные принципы контроля: целенаправленность, систематичность, объективность.
Различают следующие виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый.
Чтобы контроль знаний сделать для учащихся интересным используют разные формы опроса: индивидуальный, групповой, коллективный.


Контроль в процессе обучения должен носить системный характер. Необходимо отслеживать динамику развития умений и навыков учащихся, чтобы работать над пробелами знаний. Положительную динамику имеет контроль, который проводится в непринужденной обстановке, когда учащиеся не чувствуют стресса. Этого можно достичь, используя в своей практике нетрадиционные формы и методы опроса учащихся.
Сегодня наиболее актуальны такие методы контроля, которые включают в себя комплексно-дифференцированный контроль – возможность проверить умения и навыки учащихся сразу по нескольким параметрам: знание теории, умение применять на практике, выполнение заданий творческого характера. Необходимо отметить что, когда контроль преподносится в непринужденной и творческой обстановке, результативность его повышается. Именно поэтому, планируя уроки, я применяю нетрадиционные формы опроса учащихся, в основе которых лежит комплексная направленность - они не только контролируют теоретические знания, но также позволяют оценить речевые, учебно-языковые и правописные умения и навыки.



1. Сообщение как метод текущего контроля может быть использован при проверке домашнего задания, что нацелено на выяснение понимания изучаемой темы и готовности к восприятию нового материала. Как метод промежуточного контроля сообщение предполагает проверку усвоения материала по определенному разделу и может быть включен в зачет в конце четверти. В рамках итогового контроля сообщение может предполагаться при проведении экзамена по предмету.
2. Презентация- данный вид контроля помогает проверить теоретические знания, творческие способности, умение работать с материалом интернета, уровень компьютерной грамотности, креативность мышления. Его используют как при тематическом контроле, так и при завершении раздела.
3. Проектная работа – Проекты, интегрированные в традиционный учебный процесс, предполагают выполнение творческих или исследовательских заданий в рамках изучаемого учебного курса. Наиболее типичным является использование мини-проектов как одного из заданий аудиторного или заключительного задания урока учебника. Подобные проекты призваны выполнять функцию коммуникативных заданий на трансфер, в которых знания, полученные в процессе изучения раздела или курса, применяются для выполнения учебно-коммуникативных или реально-коммуникативных задач.
4. Лингвистический анализ текста в последнее время стал одним из популярных способов проверки знаний. Это связано с усилением внимания к тексту (межфразовому единству, сложному синтаксическому целому), содержание и структура которого позволяет проводить наблюдение над тем, как реализуются языковые единицы в речи. В тексте всегда содержится богатый материал для проведения различного рода разборов (лексического, морфологического, синтаксического ит.д.). Все это дает возможность учителю проверить знания и умения учащихся, полученные в результате изучения тем по лексике, фонетике, грамматике, орфографии и пунктуации, а также из области стилистики.
5. Комплексный анализ текста - позволяет определить уровень теоретических знаний по определенной теме, умения применять их на практике, практические умения и навыки по разным видам разбора, умение выполнять нестандартные творческие задания.
6. Заполнение технологической карты. Данный вид контроля направлен на рефлексию по изучению новой темы, помогает определить, насколько успешно, учащиеся освоили новый материал, могут применить его на практике, делает процесс изучения и закрепления более продуктивным. Данный вид контроля развивает умение учащихся логически строить письменный ответ, аргументировано ответить на поставленный вопрос, продемонстрировать приобретенные навыки, развивает логическое мышление, формирование умения доказательно отвечать на поставленные вопросы, самостоятельно решать логические трудные задачи.



7. Практическая контрольная работа - работа предусматривает проверку комплекса знаний по данной изученной теме. Как правило, в структуре контрольной работы выделяют 2 части: теоретическую и практическую, таким образом, определяя объем проверяемых знаний, умений и навыков. В теоретической части от учащихся требуется аргументировано ответить на поставленный вопрос, продемонстрировать приобретенные навыки. Вместе с тем, наряду с развитием процессов мышления особое внимание в контрольной работе уделяется реализации навыков построения доказательств в письменной речи. В практической части, набором различных заданий, проверяется умение применить на практике теоретический материал. (Из опыта работы)

В заключение отмечу, что немаловажную роль в развитии орфографических навыков учащихся играет система контроля на уроках. Контроль должен быть плановым, объективным, осуществляться периодически. Учащиеся не должны бояться контроля, напротив, этот процесс должен быть для них обычным процессом рефлексии, а это зависит от Вас, коллеги! Разнообразить формы и методы контроля знаний, формы организации опроса учащихся на разных этапах урока необходимо, чтобы сделать опрос разнообразным и интересным. Системность опроса повышает его результативность, а высокий уровень качества знаний – то, к чему мы все стремимся.
Коллегам хочу пожелать успехов в творческом поиске.

Виды самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы

В наш век – век бурного развития науки и техники – ни одна школа не в состоянии дать человеку всех тех знаний, которые потребует от него жизнь. Но школа может привить детям необходимые навыки: умение думать, приобретать, творчески усваивать знания и применять их на практике.

Вот почему инициатива и мыслительная активность учащихся становятся неотъемлемой частью современного урока, а проблема выработки форм и методов обучения, не только обеспечивающих прочные знания основ наук, но и воспитывающих самообразовательные навыки, является одной из актуальных проблем педагогики.

Эту проблему можно решить путем усиления самостоятельной работы учащихся во всех звеньях учебного процесса.

Под самостоятельной работой понимается такой вид мыслительной деятельности, который организуется и направляется учителем и в процессе которого учащиеся, приобретая необходимые знания и навыки, учатся наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, рассуждать, овладевают логическими операциями, необходимыми для самостоятельного решения вопросов, выдвигаемых жизнью. Главная цель моей работы – научить ребят добывать знания самостоятельно. А для этого необходимо систематически воспитывать у учащихся привычку к самостоятельной работе. На своих уроках я создаю условия для формирования умений и навыков самостоятельной работы. Самостоятельно упражняясь в чтении, письме и грамматике, учащиеся не только совершенствуют свои знания и навыки, но и учатся самостоятельно учиться.

Организация самостоятельной работы учащихся – одна из коренных проблем обучения. Воспитательную силу самостоятельной работы для формирования творческой личности отмечал Л.Н.Толстой: « Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать».


Задача заключается в том, чтобы учащийся не только усвоил программу, но и приобрел умение сознательно работать с книгой, правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, выделять существенные признаки того или иного явления, сопоставлять и группировать факты, делать выводы и обобщения, применять их в практике. Эту проблему решаю путем усиления самостоятельной работы учащихся во всех звеньях учебного процесса.

Главное на уроке – работа учащихся
Каждый учитель выдвигает свои требования к организации и результатам самостоятельной работы. Одни склоняются к тому, что ученик должен выполнять работу сам, без непосредственного участия учителя, другие требуют от ученика самостоятельных мыслительных операций, самостоятельного ориентирования в учебном материале, третьи предоставляют ученику свободу выбора содержания и способов выполнения задания.
Все это наблюдается на уроках русского языка и литературы.
Каждый учитель на уроке отводит достаточно длительное время на самостоятельную работу. На уроках русского языка и литературы она длилась от 15 до 20 минут, хотя и в некоторых случаях длительность может увеличиваться. Анализ уроков показал, что самостоятельная работа прослеживается практически на всех этапах урока:
- при целеполагании
- при проверке домашнего задания
- при изучении нового материала
- при подготовке к усвоению новых знаний
- при закреплении
Формы организации самостоятельной работы выбираются тоже самые разные:
- групповая
- парная
- индивидуальная
Самостоятельная работа может использоваться
- при заполнении таблицы
- при работе со словарями
- при работе с тестами
- при работе с разноуровневыми карточками
- при самостоятельном поиске учениками дополнительного материала к уроку
- при постановке задач
- при подведении итогов
- при работе с кроссвордами и другими занимательными заданиями
- при заучивании и пересказе текста

Самостоятельная деятельность наблюдается не только на уроках, но и во внеурочное время. В частности она реализуется через выступления детей на конференциях. Это тоже своеобразная самостоятельная работа, так как учеником осуществляется самостоятельный подбор информации, осмысление материала, своеобразная исследовательская деятельность.

Эффективность самостоятельной работы в большей степени зависит от качества руководства со стороны учителя. Он разрабатывает систему заданий и четко определяет задачу каждой самостоятельной работы, обучает учащихся рациональным приемом умственного труда, инструктирует перед выполнением задания, наблюдает за ходом самостоятельной работы, своевременно оказывает помощь учащимся в преодолении возникающих трудностей и исправлении допускаемых ошибок, подводит итоги, активизирует и оценивает результаты каждой работы.


Приведу примеры нескольких самостоятельных заданий, которые требуют от учеников знания русского языка, проявления творчества, способствуют развитию воображения. Наибольшее место самостоятельной работе я отвожу при закреплении и совершенствовании знаний, умений и навыков. Дети не любят, когда учитель готов все сказать за них, они любят “догадываться” сами. И в этом им хорошо помогают такие задания.

При изучении темы «Полные и краткие прилагательные» использую такие виды самостоятельной работы, как редактирование текста и сочинение-миниатюра.

Сочинение-миниатюра – это один из видов самостоятельной работы на уроке, который позволяет не только развивать речь учащихся, но и развивает умение наблюдать, делать вывод. Даю задание написать сочинение-миниатюру на тему «Моё любимое время года». В своём сочинении ребята должны умело использовать прилагательные в полной и краткой форме, определять синтаксическую роль прилагательных.

После изучения каждой большой темы провожу контрольное тестирование и в конце некоторых тем, если есть время, тоже. Тестирование позволяет быстро выявить уровень качества знаний у учащихся, а также указать на пробелы в знаниях.

При выполнении упражнений из учебника очень важно обеспечить большую самостоятельность учеников. Нужно видеть возможности для повышения самостоятельности, заложенные в упражнениях. Оценить эти возможности помогут такие критерии, как уровни самостоятельности и познавательной активности учащихся в упражнениях.

На уроках литературы с целью развития интереса не только к произведению, но и к писателю и его творчеству я даю задание ребятам поискового характера – написать реферат о жизни и творчестве писателя. Учащиеся самостоятельно собирают необходимый материал, причем выполняют эту работу с большим интересом, зная, что их будут заслушивать на уроке

Удобна и другая форма самостоятельной работы по индивидуальным разноуровневым карточкам. Индивидуальные разноуровневые карточки используются на итоговом уроке. Например, карточки по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

К числу стабильных видов самостоятельных видов работы с учениками относится домашняя самостоятельная работа, рассматриваемая как основная часть процесса обучения. Главная ее цель – расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности, дарования и способности учащихся. В качестве домашней работы по литературе нередко даю задание письменно ответить на вопрос проблемного характера, над которым нужно подумать, поразмышлять.

Один из самых сложных и важных вопросов в работе – это сочинения, рассказы, стихи учащихся. Это тоже самостоятельная творческая работа. Нужно научить учащихся глубоко раскрывать тему, грамотно и логично излагать свои мысли, сформировать у учащихся интерес к чтению, развивать речь.

Очень часто провожу викторины по творчеству писателей и поэтов. О том, что будет викторина по творчеству того или иного писателя, я сообщаю детям заранее. Такая работа способствует развитию самостоятельного поиска по творчеству писателя, расширяет кругозор. Ребятам приходится самостоятельно перечитать горы литературы по творчеству писателя, а также познакомиться непосредственно с его произведениями.

Главное для учителя – это научить ребят самостоятельно добывать знания, формировать творческую личность. И только тогда, когда учащиеся научатся самостоятельно добывать знания, мыслить, творить, они состоятся как личности. Ведь, как сказал А.С.Пушкин: «Самостоянье человека – залог величия его».











































Доклад на тему:



«Контроль знаний, умений, навыков по русскому языку и литературе.


Виды самостоятельной работы на уроках»



















Подготовила

учитель русского языка и литературы

Новодонецкой ОШ Пилевина И.Э.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Пилевина Ирина Эмильяновна

Дата: 02.04.2015

Номер свидетельства: 196151

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Статья : Использование новых технологии на уроках русского языка и литературы."
    ["seo_title"] => string(74) "statiaispolzovaniienovykhtiekhnologhiinaurokakhrusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "289780"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454859136"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Пунктуация сложных бессоюзных предложений "
    ["seo_title"] => string(51) "punktuatsiia-slozhnykh-biessoiuznykh-priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "198312"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428393807"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства