ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ УЧАЩИХСЯ: ОТ ЦЕЛИ ДО РЕЗУЛЬТАТА (обобщение педагогического опыта)
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ УЧАЩИХСЯ: ОТ ЦЕЛИ ДО РЕЗУЛЬТАТА (обобщение педагогического опыта)
В век глобализации, стремительного развития цифровых технологий современный человек оказывается один на один с гигантскими потоками информации, объемами больших данных и научных знаний. Поэтому для эффективной и комфортной жизни в информационной среде требуются сформированные навыки читательской грамотности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ УЧАЩИХСЯ: ОТ ЦЕЛИ ДО РЕЗУЛЬТАТА (обобщение педагогического опыта)»
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ УЧАЩИХСЯ: ОТ ЦЕЛИ ДО РЕЗУЛЬТАТА
Осипенко Александра Михайловна, учитель русского языка и литературы, педагог-мастер
КГУ «Школа-лицей № 8 для одаренных детей» Управления образования Павлодарской области, город Павлодар
В век глобализации, стремительного развития цифровых технологий современный человек оказывается один на один с гигантскими потоками информации, объемами больших данных и научных знаний. Поэтому для эффективной и комфортной жизни в информационной среде требуются сформированные навыки читательской грамотности. Тем более что в мировом контексте читательская грамотность рассматривается как один из самых важных параметров готовности к жизни в современном обществе, так как чтение является одним из ключевых метапредметных навыков, приобретаемых в общеобразовательной школе.
Результативность образовательного процесса сегодня имеет прямую зависимость от эффективной профессионально выстроенной системы управления итогами внешней и внутренней оценки образовательных достижений обучающихся. В этой связи стратегически важен аспект управлением полученной международной оценкой. Участие Казахстана в международных исследованиях PISA, PIRLS предполагает, прежде всего, модернизацию национальной системы образования в соответствии с современными требованиями к качеству образования и результатами международных исследований уровня читательской грамотности школьников. Основанием для инициатив проекта стало поручение Главы государства К.К.-Ж. Токаева на IV заседании Национального совета общественного доверия от 21 октября 2020 года.
Последние результаты участия школьников и студентов РК в международных сопоставительных исследованиях свидетельствуют о том, что читательская грамотность – область системы образования РК со своими сложностями.
Более того, проблема отсутствия интереса к чтению усугубляется тем, что материально-техническое оснащение школьных библиотек не отвечает современным запросам подрастающего поколения, требует кардинальной оцифровки и обновления библиотечный фонд. Дизайны большинства читальных залов не располагают к самообразованию и творчеству.
С этой целью 2020 году в школе-лицее № 8 методическим объединением учителей русского языка и литературы был разработан проект «Читающая школа», направленный на развитие культурной и читательской компетентности детей и молодежи.
Сегодня силами педагогов языковых дисциплин решены поставленные задачи проекта.
1. Мы сумели активизировать усилия школы, библиотек и родительской общественности в решении проблемы развития и сохранения культуры детского и юношеского чтения посредством участия в проекте «Читающая школа»
На начало 2020 года был разработан план мероприятий по организации читательской активности учащихся школы и пропаганде семейного чтения по следующим модулям.
«Педагоги-дети», «Семья – книги» (в учебной и внеклассной деятельности). Данный модуль в учебной деятельности представлен различными мероприятиями. Это, в первую очередь, корректировка учебных планов с учетом введения единого режима работы учреждения с текстовой информацией, организация систематической работы и с текстовой информацией на уроках всех предметов, создание (выбор) инструментария для проведения контрольных и диагностических процедур, помогающих отследить результаты деятельности школы по данному направлению, проведение единых классных часов «Читают все!» (один раз в неделю).
Во внеклассной деятельности был сделан упор на проведение уроков поддерживающего чтения, организацию работы литературных гостиных, театральных кружков и студий. Проведена масштабная совместная работа учителя-предметника со школьной библиотекой по индивидуальному плану. Обновлена тематика школьного пресс-центра, школьной газеты. Широко практикуется проведение конкурсов плакатов, агитирующих в пользу чтения, тематических конкурсов чтецов, акций, рубрик «По страницам книг и писателей-юбиляров года», дней семейного отдыха.
В реализацию проекта активно вовлечена родительская общественность. Ребята совместно с родителями создают видеоролики и презентации детских книг «Книги моей домашней библиотеки». Увлекательно проходят материнский всеобуч «Книга в руках мамы», мастер-классы «Читать вместе с папой – это классно!».
В рамкахвторого модуля «Школа–библиотеки»определены способы взаимодействия и социального партнерства с учреждениями культуры. Так, разработан совместный план работы школы с культурно-воспитательными организациями. За 2 года лицеисты посетили библиотеки города Павлодара, стали гостями и участниками городских библиотечных мероприятий.
В дни школьных каникул особой популярностью пользуются Дни общения в библиотеке «Я с книгой открываю мир», летние чтения «Каникулы с библиотекой». Организованы три ступени читательских ассоциаций среди родительской общественности начального, среднего и старшего звена. В лицейской библиотеке ведется банк «Настоящий читатель».
Мы выражаем благодарность руководству Торайгыров университета за предоставленный на безвозмездной основе доступ к электронным ресурсам, на которые подписан ваш вуз. Это значительная профессиональная поддержка для педагогов лицея, занимающихся проектной деятельностью.
Третий модуль «Позиционирование чтения в СМИ и социальных сетях» в 21 веке – требование времени. С 2023 года на странице инстаграм лицея № 8 действует @oqyrman.portaly.liseum8. Это активная ссылка в шапке профиля, по которой можно выйти на страницу портала. Первоначально она велась как постоянная рубрика проекта «Читающая школа» в инстаграм, фэйсбук. На данной странице можно увидеть ролики о пользе семейного чтения, о любимой книге, инфографики, плакаты о роли чтения книг, буклеты для родителей с рекомендациями «Как воспитать читателя». Однако мы не ограничиваемся размещениес публикаций в иснтаграм и фэйсбук, большинство наших публикаций можно увидеть в местных и республиканских СМИ.
Решая задачи четвертого модуля «Создание в школе многофункционального комфортного библиотечного пространства», усилиями руководства лицея созданы комфортные уютные места для одиночного времяпровождения или командной, клубной работы в библиотеке-коворкинге. Оформлены зоны с мягкими пуфами, удобными диванами и креслами. Установлено современное мультимедийное оборудование, имеется доступ к интернету. Так, появились возможности мобильности и функциональности пространства, психологической разгрузки в отличающемся от класса отвлекающем пространстве, имеется среда для живого общения (диалог, снятие запретов общения).
Одновременно была проведена серьезная работа по определению критериев понятия «читательская грамотность» и разработке теоретической базы понятия, поскольку оценка читательской грамотности – одна из важнейших составляющих оценки функциональной грамотности школьника.
Нами определены 7 показателей сформированности читательской грамотности по трем ступеням обучения – начальной, основной, средней, а также выстроена модель развития читательской грамотности для начальной, основной, средней школы. За основу 7-ми показателей приняты общеучебные мыслительные умений и навыков школьников, разработанные В.Ф. Паламарчук для программы развития общих мыслительных умений и навыков у школьников I—XI классов общеобразовательной школы. В проекте такие основные умения и навыки, как анализ и выделение главного, сравнение, обобщение и систематизация, определение и объяснение понятий, конкретизация, доказательство и опровержение, умения, необходимые в проблемном обучении были переосмыслены в соответствии с критериями читательской грамотности и представлены в виде 7-ми показателей.
При разработке инструментария мы сделали акцент на оценивании понимания информации из многочисленных разнообразных текстовых или других источников, что предусматривает сформированность таких умений, как анализ, синтез, интеграция и интерпретация информации, сравнение информации, полученной из разных источников, оценка достоверности текстов, интерпретация и обобщение информации из нескольких отличающихся источников.
Кроме умений на осмысление и оценку информации, в перечень добавлены умения оценивать качество и надежность текста, обнаруживать и устранять противоречия, критически оценивать информацию, применять полученную информацию при решении широкого круга задач.
Например, фрагмент таблицы 1. Показатели сформированности читательской грамотности по ступеням обучения:
Основная школа
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
1.Умение анализировать сущность явления, событий, причинно-следственные и межпредметные связи в тексте, выделять главное/ второстепенное в тексте
Разделять текст на логические части и сравнивать их, отделяя главное от второстепенного. Определять логическую последовательность текстов разного характера, взаимосвязь отдельных частей, формулировать смысловые опорные пункты текста. Учиться различать содержание и форму, определяя замысел автора.
Анализировать сущность явлений, событий в тексте, выделять и анализировать причинно-следственные связи. Анализировать текст по компонентам и составлять их несложные логические схемы. Учиться находить ключевые слова и понятия в несложном тексте. Учиться делать вывод о главной мысли текста. Учиться читать не сплошные тексты: таблицы, схемы, графики.
Упражняться в анализе текста, учиться извлекать из текста и осмысливать всю необходимую для решения проблемы информацию, устанавливать взаимосвязи. Упражняться в умении выделять главное в тексте. Развивать умение выделять главное в более сложных текстах.
Совершенствовать умение анализировать текст. Формировать умение целостного анализа в единстве содержания и формы при изучении художественных и публицистических произведений; ознакомиться с приемами проблемного анализа текста на примере объяснения учителя.
Начать формирование умений структурно-генетического анализа и синтеза. Пользоваться сформированными умениями выделять главное для выделения системы понятий и свертывания текста с помощью правила-ориентира, схем, алгоритмов, опорных конспектов и т. д. Учиться самостоятельно составлять сложные планы, тезисы, конспекты и др.
Определены литературные источники для реализации модели развития читательской грамотности с учетом международной, отечественной и региональной направленности с 1 по 11 класс для классов с государственным и русским языками обучения. Сегодня эти источники в своей работе активно используют педагоги лицея как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Результатами эффективного включения в проект «Читающая школа» стали следующие показатели:
- построение в школе единой читательской среды (субъекты - учащиеся, учителя, социальные педагоги, школьные психологи, школьные библиотекари и родители);
-позитивная динамика численности учащихся, проявляющих интерес к чтению, что стало возможным благодаря системе мер, предложенных в проекте;
-привлечение к семейному чтению к концу 2022 года - 30 % семей обучающихся; к концу 2023 года – нами намечено 50 % семей;
-увеличение числа участников конкурсов, акций, мероприятий, нацеленных на повышение уровня читательской грамотности не менее чем на 10 % ежегодно, который прослеживается в наших публикациях в соцсетях;
-повышение читательской компетентности, что выражается в качественных показателях таких дисциплин, как «русский язык», «русская литература».
Литература
1. В.Ф. Паламарчук. Школа учит мыслить. Издание второе, дополненное и переработанное. Москва «Просвещение», 1987.