Просмотр содержимого документа
«Аналитическая справка по итогам ОГЭ ( 9 класс, русский)»
Анализ пробного экзамена, проведенного в 9А классе
В соответствии с планом подготовки школы к государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-го класса 27 октября 2018 года проведено пробное диагностическое тестирование в формате ОГЭ для выпускников 9-го класса по русскому языку. При проведении пробного ОГЭ все участники строго руководствовались инструкцией по проведению основного государственного экзамена, соблюдалась процедура проведения
Цель проведения работы:
отработать процедуру организации и проведения ОГЭ;
проверить уровень усвоения учащимися материала за курс основного общего образования;
определить качество заполнения бланков ОГЭ;
оценить подготовку выпускников 9-го класса к ОГЭ по русскому языку.
Пояснительная записка
Экзаменационная работа по русскому языку состояла из трех частей. Часть первая представляла собой сжатое изложение на основе прослушанного текста. Вторая и третья часть работы выполнялись на основе одного и того же прочитанного выпускниками исходного текста. Часть вторая содержала тестовые задания с записью краткого ответа (задания 2-14). Часть третья проверяла умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.
Практическая грамотность и фактическая точность письменной речи учащегося оценивались суммарно на основании проверки изложения и сочинения, с учётом грубых и негрубых, однотипных и неоднотипных ошибок.
Максимальное количество баллов, которое мог получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 39баллов.
Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале:
Отметкапопятибалльнойшкале
«2»
«3»
«4»
«5»
Общийбалл
0 - 14
15 - 24
25 – 33,
из них не менее 4 баллов за грамотность (по критериям
ГК1 - ГК4).
Если по критериям ГК1–ГК4 учащийся набрал менее 4 баллов, выставляется отметка «3»
34 – 39,
из них не менее 6 баллов за грамотность (по критериям
ГК1 - ГК4).
Если по критериям ГК1–ГК4 учащийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4»
Итоги пробного экзамена
Класс
Всего в классе
Выполняли
% выполнявших
5
4
3
2
Усп-ть
Кач-во
с/б
9а
27
26
96,3
3
11
8
4
84,62
53,85
3,5
На «5» справились с работой 3 ученика – Ешану А., Хабетдинова Д, Южанина А. Не справились с экзаменационными заданиями 4 ученика – Задонский С., Клименко П., Савинов В., Хачатуров В.
Результаты пробного экзамена по ученикам
ФИО
обучающегося
Количество набранных баллов
Общее количество
набранных баллов
Процент выполнения
всех заданий
Оценка
Задание 1:
сжатое изложение
(ИК1 – ИК3)
Задания 2 – 14:
Тестовые задания
Задания 15.1 – 15.3:
сочинение -рассуждение
Практическая грамотность и фактическая точность
Ашрапов Данил Рудалевич
7
10
5
5
27
69
4
Боровиков Егор Николаевич
7
11
6
9
33
85
4
Галеев Тимур Ильясович
5
10
5
5
25
64
4
Гиматова Диляра Александровна
7
8
5
8
28
72
4
Гинятова Аделина Рустемовна
4
9
4
5
22
56
3
Ешану Анастасия Дмитриевна
7
12
7
10
36
92
5
Задонский Сергей Олегович
5
5
0
4
14
36
2
Исмаилов Карим Мусеибович
4
5
4
5
18
46
3
Каняфина Диана Ирековна
7
10
5
9
31
79
4
Клименко Полина Сергеевна
4
5
3
2
14
36
2
Латыпова Маргарита Артуровна
6
11
5
10
32
82
4
Леонова Анна Вячиславовна
5
10
8
8
31
79
4
Маликова Камила Ринатовна
х
х
х
х
х
х
х
Минебаев Ильдар Насимович
3
5
3
5
16
41
3
Михайлова Валерия Алексеевна
5
8
3
7
23
59
3
Набиуллин Ильдар Ильсурович
3
9
6
7
25
64
4
Рогова Екатерина Александровна
5
4
3
8
20
51
3
Рузаева Марина Сергеевна
3
13
3
5
24
62
3
Савинов Владислав Евгеньевич
0
1
0
0
1
3
2
Ситдиков Рустам Равилевич
7
8
6
9
30
77
4
Соловьева Светлана Федоровна
7
9
6
9
31
79
4
Талипова Айгуль Дмитриевна
7
9
4
7
27
69
4
Ульянов Никита Дмитриевич
0
10
4
2
16
41
3
Усольцева Ангелина Тимуровна
4
3
2
6
15
38
3
Хабетдинова Динара Раисовна
7
11
9
10
37
95
5
Хачатуров Вячеслав Сергеевич
2
3
0
0
5
13
2
Южанина Алена Александровна
6
10
9
9
34
87
5
Самый высокий процент выполнения заданий у Ешану А.- 92% , самый низкий у Савинова В. – 3%
Анализ наиболее распространённых ошибок участников пробного экзамена
1 часть (задание 1: сжатое изложение)
ИК1. Передать основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, смогли 18 учеников (69%) 6 учеников (23%) получили за данный критерий по 1 баллу, т. к. пропуск отдельных авторских мыслей вел их к ошибкам при передаче основной информации; 0 баллов получили 2 ученика (7,6%), не приступивших к заданию.
ИК2. Максимальный балл за сжатие исходного текста получили 9 учеников (34,6%); 2 балла – 11 учеников (42%); 2 балл – 4 (15%); минимальный балл получили 2 (8%) ученика. Среди типичных ошибок по данному критерию можно отметить недостаточное владение критериями выделения главной и второстепенной информации текста. Затруднения у ребят при написании сжатого изложения были связаны с правильным применением приемов сжатия текста.
ИК3. По данному критерию 2 балла получили 11 учеников (42%); 10 (38%) - по 1 баллу из 2-х возможных; 0 баллов у 5 учеников (19%). В работах ребят нарушалась логика. Ошибки связаны с неумением использовать необходимые средства связи предложений в тексте при исключении фрагментов исходного текста. Одна из ошибок – нарушение абзацного членения текста.
Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод: обучающиеся не всегда могут воспринять замысел автора, выделить основную и периферийную информацию. Необходимо отметить, что в работах использовались не все приемы сжатия исходного, а грамматический строй изложений отличается однообразием конструкций.
2 часть (задания 2 -14: тестовые задания)
Результаты выполнения заданий тестовых заданий
Обозначение задания в работе
Проверяемые элементы содержания
Дали правильный ответ (чел. /%)
Задание 2
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста.
22(85)
Задание 3
Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности
речи (кроме -Н-/-НН-). Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.
19(73)
Задание 6
Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению.
15(58)
Задание 7
Словосочетание.
16(62)
Задание 8
Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.
15(58)
Задание 9
Осложнённое простое предложение.
17(65)
Задание 10
Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.
14(54)
Задание 11
Синтаксический анализ сложного предложения.
17(65)
Задание 12
Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях.
11(42)
Задание 13
Синтаксический анализ сложного предложения с несколькими придаточными
15(58)
Задание 14
Сложные предложения с разными видами связи между частями
13(50)
Среди всех заданий тестовой части на высоком уровне 85 % учащиеся справились с заданием 2 (Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста.); затруднение вызвало задание 12 (Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях)-справились 42 %.
Возможные причины выявленных ошибок: слабые теоретические знания по разделу «Синтаксис», неумение вычленять грамматическую основу предложения, незнание перечня сочинительных и подчинительных союзов.
Причины трудностей в освоении норм пунктуации связаны с недостаточным усвоением учащимися тем синтаксиса и пунктуации в 9 классе; раздел «Синтаксис сложного предложения» изучен на сегодняшний день не до конца.
3 часть (задания 15.1, 15.2, 15.3: сочинение-рассуждение.)
Выполняя задание 15, из трех предложенных для сочинения-рассуждения тем 26 (100%) учащихся выбрали задание 15.3.
Практическая грамотность и фактическая точность речи
Грамотность экзаменуемых оценивалась суммарно с учётом грубых и негрубых, однотипных и неоднотипных ошибок на основании поверки изложения и сочинения. При оценке грамотности учитывался объём изложения и сочинения. Общие нормативы применялись при проверке и оценке изложения и сочинения, объём которых в сумме составлял 140 и более слов.
Данные проверки заданий с развёрнутым ответом по критериям ГК1 (соблюдение орфографических норм), ГК2 (соблюдение пунктуационных норм), ГК3 (соблюдение грамматических норм), ГК4 (соблюдение речевых норм) показывают, что орфографические, пунктуационные умения; грамматические и речевые навыки сформированы в недостаточной степени; фактическая точность речи на удовлетворительном уровне.
Причиной низких результатов можно считать недостаточную сформированность у обучающихся умений применять изученные правила, умений самоконтроля в письменной речи.
Ошибки в заполнении бланков ОГЭ
Не написали вариант работы: нет
Допустили ошибки в оформлении регистрационного поля:
- нет
Допустили ошибки в оформлении бланка № 2:
1.Задонский ( не указан код предмета)
2.Исмагилов (вышел за поля)
3.Набиуллин И. (не указано задание №1)
4.Хачатуров В. (не указано задание №1, к сочинению не приступал)
5. Савинов В. (не приступал к заданиям №1,15)
Выводы и рекомендации:
Анализ результатов выполнения пробной экзаменационной работы по русскому языку даёт основание утверждать, что учащиеся справились с заданиями, проверяющими уровень сформированности основных предметных компетенций, на удовлетворительном уровне.
Самым низким оказался уровень лингвистической компетенции. Это показывает ослабление внимания к формированию умения анализировать и оценивать языковые явления и применять лингвистические знания в работе с конкретным языковым материалом, выявились проблемы во владении языковой компетенцией. Слабоуспевающие обучающиеся обнаружили неумение использовать нормы русского литературного языка в собственной речи, а также бедность словарного запаса и однообразие грамматических конструкций.
Анализ результатов пробного экзамена позволил выработать следующие рекомендации:
- провести анализ типичных ошибок, выявленных при выполнении экзаменационной работы, разработать систему работы по корректировке знаний школьников;
- особое внимание уделять работе по формированию навыков владения орфографическими, пунктуационными, грамматическими и речевыми нормами;
- продолжить подготовку к ОГЭ по Демоверсиям, по Кодификатору элементов содержания и уровня требований к подготовке выпускников 9-х классов, расположенному на сайте ФИПИ;
- практиковать проведение промежуточного и итогового контроля по контрольно-измерительным материалам;
- осуществлять дифференцированный подход к обучающимся, с целью повышения уровня качества знания выпускников (использовать эффективные технологии обучения, обеспечивающие разноуровневый и индивидуальный подход);
- использовать в своей деятельности единый критериальный подход к оценке работ учащихся;
- отрабатывать умения и навыки, связанные с чтением, с информационной переработкой текста;
- проводить на уроках русского языка систематическую работу над написанием изложения через аудирование;
- комплексно использовать работу над изложениями для автоматизации орфографических и пунктуационных навыков;
- шире использовать при подготовке к экзамену дидактические материалы, таблицы, схемы, справочники, электронные образовательные ресурсы.
Продолжить подготовку учащихся к сочинению-рассуждению. Особое внимание уделять формированию умений аргументировать свои мысли, используя прочитанный текст.
Учить заполнять бланки ОГЭ.
Учитель русского языка и литературы: Абдульменева Э.Р.