Просмотр содержимого документа
«Активизация познавательной деятельности студентов СПО на уроках русского языка»
«Активизация познавательной деятельности на уроках
русского языка»
Современными образовательными задачами в педагогическом процессе как в школе, так и техникуме являются развитие познавательной активности обучающегося, образного мышления, коммуникации, а также способности мыслить творчески. Этому во многом способствует обучение русскому языку, так как он содержит базовую основу всех учебных предметов. Активизацию познавательной деятельности студентов на уроках русского языка хочу показать на примере системы работы над словом.
Прежде всего необходимо создать условия, без которых невозможна ситуация успешности:
Первое обязательное условие – атмосфера доброжелательности в классе на протяжении всего урока.
Второе условие – авансирование перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи. (Ты сможешь, у тебя получится!) Данная ситуация увеличивает меру уверенности студента в себе, повышает активность и его свободу. Краткое экспрессивное воздействие – педагогическое внушение, собранное в яркий фокус : «За дело! Приступаем!»- воодушевит к работе.
Реальная помощь в продвижении к успеху и педагогическая поддержка в процессе выполнения работы – третье условие (краткие реплики или мимические жесты).
Четвертое условие- Оценивание – это не только комментирование оценки, но и анализ выполненной работы.
Ключевой момент – высокая мотивация предлагаемых действий: во имя чего? ради чего? зачем? Мотив – сильнейший механизм. Еще Дж. Дьюи говорил: «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я смогу это применить».
Главной единицей языка является слово. Целью обучения является совершенствование у студентов основных видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма. Государственный стандарт предъявляет высокие требования к уровню грамотности учащихся, а знания студентов часто не соответствуют этим требованиям. Одной из причин этого может быть недостаточная познавательная активность учащихся. Начинать работу со словом необходимо с привития интереса кродному языкуи соблюдения норм грамотности русского языка во всех сферах (не только студентами, но и преподавателями, мастерами, в документации и т.д). Эту работу необходимо вести начиная с начальной школы и не только на русском языке, а на всех предметах- это выполнение единых требований к устной и письменной речи студентов (снижается оценка за неграмотное написание, исправляются ошибки при написании и произношении, употреблении слова и т.д).
Применение различных приемов в работе и использование творческих ситуаций способствует развитию интереса к предмету. Я использую на уроках следующие приемы активизации познавательного интереса к слову:
приемы, относящиеся к содержанию слова: исторические сведения (например, происхождение слова, словосочетания), показ современных тенденций в языке (русский язык развивается, это не застывшая материя), связь с жизнью (например, в настоящее время в русском языке много иноязычных слов (более 30%), обсуждаем, как этот процесс влияет на язык, на нашу жизнь)
приемы, относящиеся к характеру познавательной деятельности учащихся: постановка и решение учебных задач и проблем, творческие работы, дидактические игры, когда действия студентов являются предметом содержания изучаемого.
Кроме того, это и занимательность, ролевые игры, работа в парах или группах, наглядность. Также включаю на уроке виды творческих заданий, которые являются основой для интеллектуальной деятельности человека:
выбор требуемой информации из предложений;
исправление ошибок;
анализ слов,
сравнение;
доказательство, опровержение;
составление плана деятельности, составление кластера по теме;
установление причин ошибок и определение их последствий;
побуждение учащихся к выдвижению гипотез, идей, решению творческих задач,
стимулирование фантазии,
сотрудничество учащихся в учебно-творческой деятельности.
В письменной речи дети делают ошибки, отражающие несформированность учебных компетенций и недостаточность развития лексико-грамматической стороны речи (т.е низкий словарный запас, незнание лексических, синтаксических норм). В связи с этим в содержание уроков стараюсь включать задания на развитие разных сторон мыслительной деятельности и речи студентов. В этой работе мне помогает связь с литературой – текстами изучаемых произведений.
Научить студентов правильно излагать свои мысли, составлять и строить предложения и текст учащимся помогают следующие виды работ:
ответы на теоретические вопросы, подготовленные студентами сообщения,
составление текста из отдельных предложений,
составление рассказа по прочитанному тексту (т.е. изложение),
составление рассказа по данному началу, по данному началу и окончанию, по основной части текста;
свободные диктанты,
деление рассказа на законченные части, и др.
Большое значение в формировании прочных орфографических навыков имеет систематическая работа над «словарными» словами, которые вводятся при изучении тем. Предъявляя информацию для запоминания слов, приходится учитывать то, что кто-то может все легко выучить, но чаще всего учащиеся испытывают трудности. Поэтому большинство словарных слов объединяются по темам, знакомство происходит на основе ассоциативных опор. При этом студенты с помощью толкового словарей объясняют их значение. Например, при изучении правописания приставок ПРЕ/ПРИ , даются слова: президент, президиум, приоритет, презентация и др. Второй этап – домашняя работа с этими словами: составить кроссворд, включив в него как можно больше изученных словарных слов; попробовать составить рассказ, используя новые слова, составить синонимический ряд (где это возможно); выучить написание слов. Третий этап – диагностический словарный диктант, который позволяет выявить слова, наиболее трудные для учеников. К этим словам нужно неоднократно возвращаться на уроке. Четвертый этап – проведение диктантов, тестов или проверочных работ, напечатав их с пропусками орфограмм. На пятом этапе – работа над ошибками, шестой – итоговый контроль.
Работа над словом должна проходить на всех уроках русского языка. (Изучая предложение, несколько минут надо уделить словарной работе). Наша задача состоит в том, чтобы рассмотреть слово со всех сторон: с точки зрения морфемики (состав слова), словообразования, этимологии, лексики, употребления в речи. «Расшифровка» каждого словарного слова проводится с использованием такой таблицы:
Слово
Лексическое значение
Этимологическая справка
Синонимы
Антонимы
Омонимы
Употребле
ние в
речи
Такая работа формирует представление о слове как целой системе. Конечно, такой подход невозможен без обращения к различным словарям, в том числе и на электронных носителях.
Чтобы повысить эффективность образовательного процесса, использую разные типы уроков, в том числе и нестандартные. По-разному проходит опрос, который направлен не на поиск пробелов и недостатков, а на поиск знаний и умений. Для этого применяем разные формы опроса:
традиционные (устный и письменный опрос, контрольные работы);
словарные диктанты;
объяснение слов-терминов, записанных на доске;
карточки с вопросами разной категории сложности;
тестирование;
подготовка презентаций.
Кроме того, соблюдается принцип индивидуального и дифференцированного подхода, сочетается на уроке групповая и индивидуальная работа. Использую такие варианты групповой работы:
подготовка вопросов друг другу;
взаимопроверка;
опрос и взаимоопрос внутри группы;
подбор фактов, примеров для подтверждения теоретических положений;
подбор дополнительного материала к уроку и т.д.
Работа над словом – работа кропотливая. Тщательная подготовка преподавателя к уроку, интерес к предмету, мотивация к обучению позволят добиться хороших результатов. Результат зависит не только от качества проведения уроков русского языка, но и от среды, в которой живет студент, от его культуры и воспитанности. В настоящее время о проблемах преподавания русского языка и уровня грамотности учащихся (несмотря на высокие баллы по предмету на экзаменах) задумываются в министерстве образования, говорит и президент. Поднимаются вопросы о содержании учебников, преподавании в начальной школе (где обучение в первом и втором классе строится на фонетическом уровне, а не орфографическом), в среднем звене увеличить количество часов русского языка. В нашем учебном плане, как и в любом другом техническом ОУ, русский язык – предмет, предназначенный не для изучения, а повторения пройденного в школе. Это оправданно: в техникуме получают профессию. Но, все-таки следует помнить, что современный рабочий должен обладать языковой культурой. На всех занятиях без исключения надо помнить о единых требованиях к устной и письменной речи студентов, развивать его языковую культуру, речь.