kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Знакомство со сложноподчинёнными предложениями"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок рассчитан на 40 минут и является первым блоке "Сложноподчинённые предложения". Тип урока - комбинированный, т.к. ребятам эта тема уже знакома и изучение нового материала строится на основе изученного. Компьютерные технологии использовались на уроке для повышения качества обучающихся, для мотивации познавательного интереса, ускорения темпа работы на уроке, для организованной проверки различных видов работ. Данная презентация поможет облегчить работу учителя по данной теме. Применение ИКТ позволяет учителю следить за временем и  использовать разнообразные виды и формы работы на уроке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Знакомство со сложноподчинёнными предложениями" »

Провела: учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории  Емельянович Ольга Анатольевна

Провела: учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории Емельянович Ольга Анатольевна

Тема урока:  Строение сложноподчиненного предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

Тема урока:

Строение сложноподчиненного

предложения.

Знаки препинания в

сложноподчинённом предложении.

ЦЕЛИ УРОКА: - Расширить знания о … ; - Познакомиться со структурой … , средствами связи в СПП и постановкой … в них.  -Находить в СПП … и … предложения, устанавливать смысловые отношения с помощью вопроса;  -Находить СПП в … .

ЦЕЛИ УРОКА:

- Расширить знания о … ;

- Познакомиться со структурой … , средствами связи в СПП и постановкой … в них. -Находить в СПП … и … предложения, устанавливать смысловые отношения с помощью вопроса; -Находить СПП в … .

ЦЕЛИ УРОКА: - Расширить знания о сложноподчинённом предложении; - Познакомиться со структурой … , средствами связи в СПП и постановкой … в них.  -Находить в СПП … и … предложения, устанавливать смысловые отношения с помощью вопроса;  -Находить СПП в … .

ЦЕЛИ УРОКА:

- Расширить знания о сложноподчинённом предложении;

- Познакомиться со структурой … , средствами связи в СПП и постановкой … в них. -Находить в СПП … и … предложения, устанавливать смысловые отношения с помощью вопроса; -Находить СПП в … .

ЦЕЛИ УРОКА: - Расширить знания о сложноподчинённом предложении; - Познакомиться со структурой СПП, средствами связи в СПП и постановкой знаков препинания в них;  -Находить в СПП … и … предложения, устанавливать смысловые отношения с помощью вопроса;  -Находить СПП в … .

ЦЕЛИ УРОКА:

- Расширить знания о сложноподчинённом предложении;

- Познакомиться со структурой СПП, средствами связи в СПП и постановкой знаков препинания в них; -Находить в СПП … и … предложения, устанавливать смысловые отношения с помощью вопроса; -Находить СПП в … .

ЦЕЛИ УРОКА: - Расширить знания о сложноподчинённом предложении; - Познакомиться со структурой СПП, средствами связи в СПП и постановкой знаков препинания в них;  - Находить в СПП главное и придаточное предложения, устанавливать смысловые отношения с помощью вопроса;  -Находить СПП в … .

ЦЕЛИ УРОКА:

- Расширить знания о сложноподчинённом предложении;

- Познакомиться со структурой СПП, средствами связи в СПП и постановкой знаков препинания в них; - Находить в СПП главное и придаточное предложения, устанавливать смысловые отношения с помощью вопроса; -Находить СПП в … .

ЦЕЛИ УРОКА: - Расширить знания о сложноподчинённом предложении; - Познакомиться со структурой СПП, средствами связи в СПП и постановкой знаков препинания в них;  -Находить в СПП главное и придаточное предложения, устанавливать смысловые отношения с помощью вопроса;  -Находить СПП в текстах разных стилей и типов речи.

ЦЕЛИ УРОКА:

- Расширить знания о сложноподчинённом предложении;

- Познакомиться со структурой СПП, средствами связи в СПП и постановкой знаков препинания в них; -Находить в СПП главное и придаточное предложения, устанавливать смысловые отношения с помощью вопроса; -Находить СПП в текстах разных стилей и типов речи.

1 вариант: выписать номера ССП;  2 вариант : выписать номера простых предложений с однородными членами.  1 . Писатель должен много писать, но должен спешить.  2. То ли врачи ошиблись, то ли рана заросла сама собой.  3. Все ушли, и разговоры спрятала ночная мгла.  4. Я всю жизнь провел на берегу озера и знаю на нем каждый островок.  5. Подул ветерок с заречья, и сразу же из-за туч выглянуло солнце.  6. От восхода до заката вёсел плеск да скрип каната.  7. Холодно, и за весь май деревья не успели расцвести.  8. Петр Петрович погрузился в работу и о посетителе совершенно забыл.  9. Пришел из школы ученик и запер в ящик свой дневник.  10. Большие совы бесшумно взвивались с дороги, и лошади, всхрапывая, шарахались в сторону.

1 вариант: выписать номера ССП;

2 вариант : выписать номера простых предложений с однородными членами.

1 . Писатель должен много писать, но должен спешить. 2. То ли врачи ошиблись, то ли рана заросла сама собой. 3. Все ушли, и разговоры спрятала ночная мгла. 4. Я всю жизнь провел на берегу озера и знаю на нем каждый островок. 5. Подул ветерок с заречья, и сразу же из-за туч выглянуло солнце. 6. От восхода до заката вёсел плеск да скрип каната. 7. Холодно, и за весь май деревья не успели расцвести. 8. Петр Петрович погрузился в работу и о посетителе совершенно забыл. 9. Пришел из школы ученик и запер в ящик свой дневник. 10. Большие совы бесшумно взвивались с дороги, и лошади, всхрапывая, шарахались в сторону.

Ключ: ССП – 2, 3, 5, 7, 10.  Простые предложения с однородными членами – 1, 4, 6, 8, 9.

Ключ:

ССП – 2, 3, 5, 7, 10.

Простые предложения с однородными членами – 1, 4, 6, 8, 9.

Большие совы бесшумно взвивались с дороги и лошади всхрапывая шарахались в сторону .

Большие совы бесшумно взвивались с дороги и лошади всхрапывая шарахались в сторону .

сущ. Большие совы бесшумно  ПГС взвивались с дороги,  сущ. деепр. лошади , |всхрапывая | ,  ПГС шарахались в сторону . И

сущ.

Большие совы бесшумно

ПГС

взвивались с дороги,

сущ. деепр.

лошади , |всхрапывая | ,

ПГС

шарахались в сторону .

И

Зарево, которое осветило долину, было недолгим.
  • Зарево, которое осветило долину, было недолгим.

2) Зарево осветило долину, но это длилось недолго.

Зарево , которое осветило долину, было недолгим. 2) Зарево осветило долину, но  это
  • Зарево , которое осветило долину, было недолгим.

2) Зарево осветило долину, но это длилось недолго.

Сложноподчинённые предложения - это сложные предложения, в котором: Одно простое предложение является главным, другое - придаточным (в нём есть подчинительный союз или союзное слово ); Придаточное предложение по структуре и смыслу подчиняется главному; Придаточное предложение присоединяется к главному с помощью подчинительных союзов, союзных слов и интонации. Строение сложноподчинённого предложения можно представить в виде схемы, в которой главное предложение обозначается квадратными скобками, придаточное - круглыми:   [ ___, ( которое  … ), = ].

Сложноподчинённые предложения - это сложные предложения, в котором:

  • Одно простое предложение является главным, другое - придаточным (в нём есть подчинительный союз или союзное слово );
  • Придаточное предложение по структуре и смыслу подчиняется главному;
  • Придаточное предложение присоединяется к главному с помощью подчинительных союзов, союзных слов и интонации.
  • Строение сложноподчинённого предложения можно представить в виде схемы, в которой главное предложение обозначается квадратными скобками, придаточное - круглыми:

[ ___, ( которое), = ].

Тест   1. Как связаны простые предложения в СПП?  А) интонацией;  Б) подчинительными союзами;  В) подчинительными союзами и союзными словами.

Тест 1. Как связаны простые предложения в СПП? А) интонацией; Б) подчинительными союзами; В) подчинительными союзами и союзными словами.

2. Какими частями речи могут быть выражены союзные слова?  А) относительными прилагательными и местоимениями;  Б) относительными местоимениями и наречиями;  В) наречиями и существительными.

2. Какими частями речи могут быть выражены союзные слова? А) относительными прилагательными и местоимениями; Б) относительными местоимениями и наречиями; В) наречиями и существительными.

3. В каком предложении – главном или придаточном – находятся средства связи?  А) в главном;  Б) в придаточном;  В) ни к одному из предложений не относятся.

3. В каком предложении – главном или придаточном – находятся средства связи? А) в главном; Б) в придаточном; В) ни к одному из предложений не относятся.

4. Чем отличаются союзные слова от союзов?  А) ничем не отличаются;  Б) союзы относятся к придаточному предложению, а союзные слова к главному;  В) союзы не являются членами предложения, а союзные слова являются.

4. Чем отличаются союзные слова от союзов? А) ничем не отличаются; Б) союзы относятся к придаточному предложению, а союзные слова к главному; В) союзы не являются членами предложения, а союзные слова являются.

5. Какие слова в СПП могут быть как союзами, так и союзными словами?  А) что, когда, как;  Б) кто, когда, где;  В) что, какой, чей.

5. Какие слова в СПП могут быть как союзами, так и союзными словами?

А) что, когда, как; Б) кто, когда, где; В) что, какой, чей.

Ключи:  1. Как связаны простые предложения в СПП?  В) подчинительными союзами и союзными словами.   2. Какими частями речи могут быть выражены союзные слова?  Б) относительными местоимениями и наречиями;   3. В каком предложении – главном или придаточном – находятся средства связи?  Б) в придаточном;   4. Чем отличаются союзные слова от союзов?  В) союзы не являются членами предложения, а союзные слова являются.   5. Какие слова в СПП могут быть как союзами, так и союзными словами?  А) что, когда, как;

Ключи: 1. Как связаны простые предложения в СПП? В) подчинительными союзами и союзными словами.

2. Какими частями речи могут быть выражены союзные слова? Б) относительными местоимениями и наречиями; 3. В каком предложении – главном или придаточном – находятся средства связи? Б) в придаточном; 4. Чем отличаются союзные слова от союзов? В) союзы не являются членами предложения, а союзные слова являются.

5. Какие слова в СПП могут быть как союзами, так и союзными словами? А) что, когда, как;

Чтобы отличить союз от союзного слова, надо помнить:  1) союз не является членом предложения; союзное слово является членом предложения, к нему можно поставить вопрос, его можно заменить значимым словом;  2) в некоторых случаях союз можно опустить, а союзное слово нельзя: Таня говорит, что трава по ночам растет. (В. Белов). – Таня говорит: «Трава по ночам растет».   3) союз можно заменить только другим союзом: Когда (= если) труд – удовольствие, жизнь хороша. (М. Горький). Союзное слово – только союзным словом или словами из главного предложения, к которым относится придаточное:  Вспомни песни, что пел соловей. (И. Бунин). – Вспомни песни, которые пел соловей. Вспомни песни: эти песни пел соловей.

Чтобы отличить союз от союзного слова, надо помнить: 1) союз не является членом предложения; союзное слово является членом предложения, к нему можно поставить вопрос, его можно заменить значимым словом; 2) в некоторых случаях союз можно опустить, а союзное слово нельзя: Таня говорит, что трава по ночам растет. (В. Белов). – Таня говорит: «Трава по ночам растет». 3) союз можно заменить только другим союзом:

Когда (= если) труд – удовольствие, жизнь хороша. (М. Горький). Союзное слово – только союзным словом или словами из главного предложения, к которым относится придаточное:

Вспомни песни, что пел соловей. (И. Бунин). –

Вспомни песни, которые пел соловей.

Вспомни песни: эти песни пел соловей.

Средства связи употребляются  только как  союзные слова  только как союзы Кто, какой, который, чей, где, куда, откуда, почему, зачем, сколько, насколько  или как союзы, или как союзные слова Временные: пока, пока не, с тех пор как и др.; Целевые: чтобы, с тем чтобы и др.; Условные: если, если бы и др.; Уступительные: хотя, несмотря на то, что и др.; Причинные: так как, потому что и др.; Сравнительные: будто, словно, как будто и др.; Союз следствия : так что . Что, когда, как Ср.: Знаю ,что произошло.  ( что- союзное  слово ). Знаю, что произошло важное событие.  ( что- союз ).

Средства связи употребляются

только как

союзные слова

только как союзы

Кто, какой, который, чей, где, куда, откуда, почему, зачем, сколько, насколько

или как союзы,

или как союзные слова

Временные: пока, пока не, с тех пор как и др.;

Целевые: чтобы, с тем чтобы и др.;

Условные: если, если бы и др.;

Уступительные: хотя, несмотря на то, что и др.;

Причинные: так как, потому что и др.;

Сравнительные: будто, словно, как будто и др.; Союз следствия :

так что .

Что, когда, как

Ср.: Знаю ,что произошло.

( что- союзное слово ).

Знаю, что произошло важное событие.

( что- союз ).

Образец записи:  сущ. [ Софья слишком поздно  ПГС поняла ] , (  сущ. ПГС Молчалин её не любит ). что

Образец записи:

сущ.

[ Софья слишком поздно

ПГС

поняла ] , (

сущ. ПГС

Молчалин её не любит ).

что

Домашнее задание:  § 9 , стр. 38 – 39; 41 – 42 (теоретический материал выучить); Упр. 78 (4-10 предложения письменно).

Домашнее задание:

§ 9 , стр. 38 – 39; 41 – 42 (теоретический материал выучить);

Упр. 78 (4-10 предложения письменно).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Знакомство со сложноподчинёнными предложениями"

Автор: Емельянович Ольга Анатольевна

Дата: 13.06.2014

Номер свидетельства: 104004

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока на тему "Виды сложных предложений" "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-na-tiemu-vidy-slozhnykh-priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "212517"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431865706"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства