kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Запятая на стыке союзов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация с примерами по теме Пунктуация в СПП (запятая на стыке союзов) для подробного изучения и подготовки к ЕГЭ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Запятая на стыке союзов»

Запятая на стыке двух союзов

Запятая на стыке двух союзов

В сложном предложении при перестановке придаточной части иногда появляется стечение союзов (двух подчинительных или сочинительного и подчинительного). Такое сочетание иногда разделяется запятой, а иногда — нет. Но как отличить предложения, в которых запятая на стыке союзов нужна, от тех, где между союзами будет стоять только пробел?  В каких случаях могут встретиться союзы? Чем сложнее конструкция предложения, тем больше в нём союзов, помогающих выстроить иерархию отношений между его частями. В сложноподчинённых предложениях, где несколько придаточных образуют  последовательное подчинение *, союзы могут образовать свободные сочетания, такие как: «что если», «что когда», «что хотя»  и т.д.

В сложном предложении при перестановке придаточной части иногда появляется стечение союзов (двух подчинительных или сочинительного и подчинительного). Такое сочетание иногда разделяется запятой, а иногда — нет. Но как отличить предложения, в которых запятая на стыке союзов нужна, от тех, где между союзами будет стоять только пробел?

В каких случаях могут встретиться союзы?

Чем сложнее конструкция предложения, тем больше в нём союзов, помогающих выстроить иерархию отношений между его частями. В сложноподчинённых предложениях, где несколько придаточных образуют  последовательное подчинение *, союзы могут образовать свободные сочетания, такие как:

«что если»,

«что когда»,

«что хотя»  и т.д.

Справка : последовательное подчинение образуется тогда, когда каждое придаточное — главное для следующего за ним. В этом случае первое придаточное — это придаточное первой степени, второе — второй степени и т.д. Вот скворечник , в котором  живёт воробей , который  нас совершенно не боится.    В сложном предложении с двумя видами связи также могут оказаться рядом два союза: сочинительный и подчинительный. Это возможно, когда придаточное оказывается внутри предложения с сочинительной связью. Налепили пельменей, мама испекла пирог к чаю , и   , хотя  гостья отнекивалась, усадили Марину за стол со всеми.

Справка : последовательное подчинение образуется тогда, когда каждое придаточное — главное для следующего за ним. В этом случае первое придаточное — это придаточное первой степени, второе — второй степени и т.д.

Вот скворечник , в котором  живёт воробей , который  нас совершенно не боится.

  В сложном предложении с двумя видами связи также могут оказаться рядом два союза: сочинительный и подчинительный. Это возможно, когда придаточное оказывается внутри предложения с сочинительной связью.

Налепили пельменей, мама испекла пирог к чаю , и   , хотя  гостья отнекивалась, усадили Марину за стол со всеми.

На стыке союзов   в сложноподчинённом предложении   запятая ставится , когда второй союз не имеет соотносительной части  «то» ,  «так» , «тогда» и т.д. В этом случае оба придаточных являются структурно независимыми и могут меняться местами или удаляться из предложения.

На стыке союзов   в сложноподчинённом предложении   запятая ставится , когда второй союз не имеет соотносительной части  «то»«так» , «тогда» и т.д. В этом случае оба придаточных являются структурно независимыми и могут меняться местами или удаляться из предложения.

1)    Молодой писатель внимательно приглядывался к окружающим людям (1) и (2) если подмечал что-нибудь интересное (3) записывал свои наблюдения (4) чтобы использовать их в своих книгах. 2)    В тот день мы ужинали вчетвером (1) и (2) когда подали десерт (3) девочка капризно сказала (4) что вишнёвый компот невкусный. 3) Летом прошлого года я окончил институт (1) и (2) когда приехал из  Петербурга (3) просто поражён был (4) как изменился наш город. 4) Когда художник жил на Волге (1) он много времени проводил на берегу(2) и(3) если погода не позволяла (4) он непременно сидел (5) за мольбертом в квартире. 5) Даша перелистывала старый альбом (1) и (2) пока гости расхваливали торт(3) разглядывала фотографии и думала (4) о том (5) как быстро изменились лица и характеры её знакомых. 6) Когда Николай вернулся домой (1) все домашние стали интересоваться его здоровьем(2) и (3) поскольку он ничего не отвечал(4) строили мрачные предположения.

1)    Молодой писатель внимательно приглядывался к окружающим людям (1) и (2) если подмечал что-нибудь интересное (3) записывал свои наблюдения (4) чтобы использовать их в своих книгах.

2)    В тот день мы ужинали вчетвером (1) и (2) когда подали десерт (3) девочка капризно сказала (4) что вишнёвый компот невкусный.

3) Летом прошлого года я окончил институт (1) и (2) когда приехал из  Петербурга (3) просто поражён был (4) как изменился наш город.

4) Когда художник жил на Волге (1) он много времени проводил на берегу(2) и(3) если погода не позволяла (4) он непременно сидел (5) за мольбертом в квартире.

5) Даша перелистывала старый альбом (1) и (2) пока гости расхваливали торт(3) разглядывала фотографии и думала (4) о том (5) как быстро изменились лица и характеры её знакомых.

6) Когда Николай вернулся домой (1) все домашние стали интересоваться его здоровьем(2) и (3) поскольку он ничего не отвечал(4) строили мрачные предположения.

Проверка 1) 2,3,4 2) 1,2,3,4 3)2,3,4 4)1,2,3,4 5)2,3,4,5 6)1,3,4
  • Проверка
  • 1) 2,3,4 2) 1,2,3,4 3)2,3,4 4)1,2,3,4
  • 5)2,3,4,5 6)1,3,4
К ним (часам) все так привыкли (1) что (2) если бы они пропали (3) как-нибудь чудом со стены (4) грустно было бы, словно умер родной голос и ничем пустого места не заткнешь. (Булгаков) Первое (1) что мы увидели подле дома (2) был стройный обелиск чёрного мрамора (3) и (4) когда я прочитал надпись на другой стороне цоколя (5) то стало понятно (6) что обелиск установлен к столетию со дня рождения Лермонтова. Приближалась огромная туча (1) за которой тянулась пелена дождя (2) и (3) и когда все небо затянуло плотной завесой (4) то по земле застучали большие капли.

К ним (часам) все так привыкли (1) что (2) если бы они пропали (3) как-нибудь чудом со стены (4) грустно было бы, словно умер родной голос и ничем пустого места не заткнешь. (Булгаков)

Первое (1) что мы увидели подле дома (2) был стройный обелиск чёрного мрамора (3) и (4) когда я прочитал надпись на другой стороне цоколя (5) то стало понятно (6) что обелиск установлен к столетию со дня рождения Лермонтова.

Приближалась огромная туча (1) за которой тянулась пелена дождя (2) и (3) и когда все небо затянуло плотной завесой (4) то по земле застучали большие капли.

Ответы:  1. 124  2. 12356  3. 124

Ответы: 1. 124 2. 12356 3. 124


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Запятая на стыке союзов

Автор: Бояджян Ерануш Мироновна

Дата: 15.02.2024

Номер свидетельства: 645672

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Запятая на стыке союзов"
    ["seo_title"] => string(27) "zapiataia_na_stykie_soiuzov"
    ["file_id"] => string(6) "413819"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1494270239"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(8) ""спп""
    ["seo_title"] => string(5) "spp_1"
    ["file_id"] => string(6) "382843"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1485181032"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(6) "спп"
    ["seo_title"] => string(3) "spp"
    ["file_id"] => string(6) "361873"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1479912149"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Русский язык Контрольная работа в 9 классе по теме: СПП "
    ["seo_title"] => string(59) "russkii-iazyk-kontrol-naia-rabota-v-9-klassie-po-tiemie-spp"
    ["file_id"] => string(6) "101112"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1402406987"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Календарно-тематическое планирование уроков русского языка"
    ["seo_title"] => string(66) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-urokov-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "258168"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448455983"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства