Типичные ошибки, допущенные выпускниками на ЕГЭ по русскому языку
Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) — основная форма государственной аттестации выпускников школ Российской Федерации. При проведении экзамена на всей территории России применяются однотипные задания и единые методы оценки качества выполнения работ. После сдачи экзамена всем участникам выдаются свидетельства о результатах ЕГЭ, где указаны полученные баллы по предметам. Отныне, чтобы стать студентом, достаточно успешно сдать ЕГЭ. Однако статистика неутешительна — почти 30 000 выпускников в 2009 году не сдали экзамен, более 100 000 не набрали проходной балл и не смогли поступить в тот вуз, о котором мечтали. В связи с этим необходимо проанализировать типичные ошибки выпускников по русскому языку, выработать единые подходы по совершенствованию методики обучения русскому языку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Отрабатывается обязательный перечень содержательныхэлементов государственного образовательного стандарта.
3. Результаты выполнения экзаменационной работы по русскому языку дают возможность выявить тот круг умений и навыков, отработка которых требует большего внимания в процессе обучения в старших классах.
Основные позитивные тенденции в преподавании русского языка, связанные с введением ЕГЭ
4. Благодаря проведению единого государственного экзамена актуальным становится сознательно-коммуникативный принцип обучения русскому языку.
5. В ходе проведения эксперимента были выработаны единые подходы к проверке ученических работ в школе и вузе.
6. Реализуется личностно - ориентированный подход в обучении русскому языку.
Фонетика
Ученики часто анализируют не звуки, опираясь на законы устной речи , а буквы, которые изображают их в письменной речи.
МОРФЕМНЫЙ И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СЛОВА
1. Больше всего ошибок выпускники допускают именно в тех случаях, когда не учитывают соотношение данных в задании слов с производящими словами. Подбор слова, от которого образовано данное – непременное условие для осуществления правильного морфемного анализа предложенных в задании слов, что в итоге помогает экзаменуемому выбрать верный ответ: журналь-чик от журнал, апельсин-чик от апельсин, а мизинч-ик от мизинец, следовательно, в последнем слове –Ч- относится не к суффиксу, а к производящей основе, и именно это слово является правильным ответом (нет суффикса ‑ЧИК-).
2. Учащиеся не знают, что для определения способа образования следует соотнести слово с ближайшим по смыслу, от которого оно непосредственно образовано. Например, только 12% экзаменуемых смогли обнаружить в указанных предложениях существительное, образованное бессуффиксным способом.
СИНТАКСИС
1.Выпускники испытывают затруднения при анализе предложений с составным именным сказуемым в процессе определения границ составного сказуемого; при определении подлежащего, функции которого в придаточной части сложноподчинённого предложения выполняют союзные слова ( что, который ).
2.Также невысок процент выполнения (33%) заданий, требовавших определения подлежащего в предложениях с двумя или несколькими предметами речи, обозначенными соответственно существительными в именительном и винительном падежах.
3.Нахождение грамматической основы в предложении с подлежащим, выраженным местоимением (задание А9), не первый год вызывает затруднение у экзаменуемых.
4. Более 60% экзаменуемых, как и в прошлом году, не смогли решить грамматическую задачу в задании В3 типа: Из предложения 1 выпишите словосочетание со связью управление .
5. Около 80% экзаменуемых (минимальный процент выполнения задания – 22%) не смогли решить грамматическую задачу в задании В3 типа: Из предложения 1 выпишите словосочетание со связью согласование: Люди бросились вверх по улице, чтобы закрытькакой-то кран.
6. Наибольшие затруднения вызвал у экзаменуемых вариант задания, в котором требуется найти сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное предложение . Например: И важно ли объяснять нашим детям, почему так нерадостен взрослый мир? Или: Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому?
7. Анализ выполнения экзаменуемыми задания В 6 обнаружил их неспособность классифицировать виды придаточных предложений, которые присоединяются к главному многофункциональными союзами и союзными словами.
МОРФОЛОГИЯ
1. Экзаменуемые не обучены определять частеречную принадлежность слова по точным признакам (наличие набора определённых морфологических признаков у каждой части речи), а также смешивают понятийный аппарат морфологии и синтаксиса (сказуемое далеко не всегда выражено формой глагола).
2. Наиболее низкие результаты экзаменуемые показали при различении частиц (от 5% до 13% выполнения), предлогов (от 8% до 17% выполнения), местоимений различных разрядов .
3. Задания на поиск наречий в превосходной степени оказались также сложными.
Лексические нормы
1.Неразличение (смешение) паронимов : В таких случаях я взглядываю в «Философский словарь». Глагол взглянуть обычно имеет при себе дополнение с предлогом «на» (взглянуть на кого-нибудь или на что-нибудь), а глагол заглянуть («быстро или украдкой посмотреть куда-нибудь, взглянуть с целью узнать, выяснить что-нибудь»), который необходимо употребить в представленном предложении, имеет дополнение с предлогом «в».
2. Ошибки в выборе синонима : Имя этого поэта знакомо во многих странах. Вместо слова «известно» в предложении ошибочно употреблен его синоним «знакомо». Теперь в нашей печати отводится значительное пространство для рекламы, и это нам не импонирует. В данном случае вместо слова «пространство» лучше употребить его синоним – место ( Реклама занимает много места в нашей печати или Рекламе отводится значительное место в нашей печати ). Иноязычное слово «импонирует» также требует синонимической замены.
.
3. Ошибки при употреблении антонимов в построении антитезы : В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься . Антитеза требует четкости и точности в сопоставлении контрастных слов, а «не веселый» и «мажорный» не являются даже контекстуальными антонимами, поскольку не выражают разнополярных проявлений одного и того же признака предмета (явления).
4. Разрушение образной структуры фразеологизмов , что случается в неудачно организованном контексте: Этому, безусловно, талантливому писателю Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.
Грамматические нормы
1.Отклонения от норм в глагольном и именном управлении. Погодаблагоприятствует длялыжной гонки; Остап мне понравился своейпреданностью к старику; Мцыри никогда не оставляло сильноежелание к свободе. Во всех этих случаях нормой является беспредложное управление: благоприятствует гонке, преданность старику, желание свободы. Здесь допущены грубые отклонения от синтаксических норм. С влиянием разговорной речи связаны, например, такие ошибки в письменных текстах: Онприехал с города;Съездили до бабушки;Оплатил за проезд.
2.При построении предложений часто допускаются синтаксические погрешности в координации сказуемого с подлежащим. Много студентов отсутствуют; Часть деревьев погибли.
3. Несогласованность определений с определяемым словом относится к синтаксическим ошибкам. Однако для разговорной речи в ряде случаев характерно смысловое согласование: Опытная врач Петрова; известная педагог Иванова. Употребление таких форм смыслового согласования в письменном тексте квалифицируется как отступление от синтаксических норм.
4. Однородные члены, следующие за обобщающими словами, должны быть грамматически согласованы с ними. Однако в разговорной речи при обобщающих словах, стоящих в форме косвенных падежей, однородные члены могут стоять и в и.п.: Мы вспоминаемписателей-классиков: Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Чехов . Конечно, в письменных текстах такие отступления от норм следует рассматривать как ошибки.
5. Распространенной грамматической ошибкой является дублирование подлежащего, когда вслед за существительным идет местоимение он, она, они: Эта теория,онапослужила основой всех его поступков. Солдаты,онисражались героически.
6. К типичным грамматическим ошибкам в письменных высказываниях следует отнести соединение в качестве однородных придаточной части и члена предложения ( Книга рассказывает, как правильно содержать аквариумных рыбоки об устройстве их дома), избыточность подчинительных союзов ( Чичиков так говорит о мёртвых душах,что как будтоони были живыми), нагромождение придаточных частей в сложном предложении .
Орфографические нормы
В процессе анализа результатов выполнения третьей части работы были выявлены орфографические темы, усвоенные слабо:
1) написание гласных в личных окончаниях глаголов;
2) написание гласных в суффиксах существительных,
прилагательных, глаголов;
3) написание твердых и мягких согласных;
4) ошибки в слитном, раздельном или дефисном написании
слова;
5) Н или НН в суффиксах прилагательных, причастий, наречий;
6) слитное и раздельное написание служебных слов-омофонов:
тоже / то же, потому / по тому, чтобы / что бы и т.п.
Пунктуационные ошибки:
1 ) пунктуация в предложениях с вводными конструкциями;
2) пунктуация в предложениях с однородными членами;
3) пунктуация в сложных предложениях, состоящих из нескольких частей.
Общие рекомендации по совершенствованию методики обучения русскому языку
На уроках русского языка необходимо формировать умения опознавать, анализировать, квалифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения, применять полученные знания и умения в собственной речевой практике.
Методическую помощь учителю могут оказать материалы сайта ФИПИ ( http : //www.fipi.ru ) : учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом, «Перечень учебных изданий, рекомендуемых ФИПИ для подготовки к единому государственному экзамену», «Перечень учебных изданий, подготовленных авторскими коллективами ФИПИ».