kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Типичные ошибки, допущенные выпускниками на ЕГЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Типичные ошибки, допущенные выпускниками на ЕГЭ по русскому языку

Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) — основная форма государственной аттестации выпускников школ Российской Федерации. При проведении экзамена на всей территории России применяются однотипные задания и единые методы оценки качества выполнения работ. После сдачи экзамена всем участникам выдаются свидетельства о результатах ЕГЭ, где указаны полученные баллы по предметам. Отныне, чтобы стать студентом, достаточно успешно сдать ЕГЭ. Однако статистика неутешительна — почти 30 000 выпускников в 2009 году не сдали экзамен, более 100 000 не набрали проходной балл и не смогли поступить в тот вуз, о котором мечтали. В связи с этим необходимо проанализировать типичные ошибки выпускников по русскому языку, выработать единые подходы по совершенствованию методики обучения русскому языку.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Типичные ошибки, допущенные выпускниками на ЕГЭ »

Типичные ошибки , допущенные выпускниками на ЕГЭ по русскому языку

Типичные ошибки , допущенные выпускниками на ЕГЭ по русскому языку

Основные позитивные тенденции в преподавании русского языка, связанные с введением ЕГЭ    Усиливается коммуникативная направленность преподавания школьного  курса. Отрабатывается обязательный перечень содержательных  элементов государственного образовательного стандарта.  3. Результаты выполнения экзаменационной работы по русскому языку дают возможность выявить тот круг умений и навыков, отработка которых требует большего внимания в процессе обучения в старших классах.

Основные позитивные тенденции в преподавании русского языка, связанные с введением ЕГЭ

  • Усиливается коммуникативная направленность преподавания школьного курса.
  • Отрабатывается обязательный перечень содержательных элементов государственного образовательного стандарта.

3. Результаты выполнения экзаменационной работы по русскому языку дают возможность выявить тот круг умений и навыков, отработка которых требует большего внимания в процессе обучения в старших классах.

Основные позитивные тенденции в преподавании русского языка, связанные с введением ЕГЭ   4. Благодаря проведению единого государственного экзамена актуальным становится сознательно-коммуникативный принцип обучения русскому языку.  5. В ходе проведения эксперимента были выработаны единые подходы к проверке ученических работ в школе и вузе.  6. Реализуется личностно - ориентированный подход в обучении русскому языку.

Основные позитивные тенденции в преподавании русского языка, связанные с введением ЕГЭ

4. Благодаря проведению единого государственного экзамена актуальным становится сознательно-коммуникативный принцип обучения русскому языку.

5. В ходе проведения эксперимента были выработаны единые подходы к проверке ученических работ в школе и вузе.

6. Реализуется личностно - ориентированный подход в обучении русскому языку.

Фонетика Ученики часто анализируют не звуки, опираясь на законы устной речи , а буквы, которые изображают их в письменной речи.  МОРФЕМНЫЙ И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СЛОВА 1. Больше всего ошибок выпускники допускают именно в тех случаях, когда не учитывают соотношение данных в задании слов с производящими словами. Подбор слова, от которого образовано данное – непременное условие для осуществления правильного морфемного анализа предложенных в задании слов, что в итоге помогает экзаменуемому выбрать верный ответ: журналь-чик от журнал, апельсин-чик от апельсин, а мизинч-ик от мизинец, следовательно,  в последнем слове –Ч- относится не к суффиксу, а к производящей основе, и именно это слово является правильным ответом (нет суффикса ‑ЧИК-). 2. Учащиеся не знают, что для определения способа образования следует соотнести слово с ближайшим по смыслу, от которого оно непосредственно образовано. Например, только 12% экзаменуемых смогли обнаружить в указанных предложениях существительное, образованное бессуффиксным способом.

Фонетика

Ученики часто анализируют не звуки, опираясь на законы устной речи , а буквы, которые изображают их в письменной речи.

МОРФЕМНЫЙ И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СЛОВА

1. Больше всего ошибок выпускники допускают именно в тех случаях, когда не учитывают соотношение данных в задании слов с производящими словами. Подбор слова, от которого образовано данное – непременное условие для осуществления правильного морфемного анализа предложенных в задании слов, что в итоге помогает экзаменуемому выбрать верный ответ: журналь-чик от журнал, апельсин-чик от апельсин, а мизинч-ик от мизинец, следовательно, в последнем слове –Ч- относится не к суффиксу, а к производящей основе, и именно это слово является правильным ответом (нет суффикса ‑ЧИК-).

2. Учащиеся не знают, что для определения способа образования следует соотнести слово с ближайшим по смыслу, от которого оно непосредственно образовано. Например, только 12% экзаменуемых смогли обнаружить в указанных предложениях существительное, образованное бессуффиксным способом.

СИНТАКСИС

1.Выпускники испытывают затруднения при анализе предложений с составным именным сказуемым в процессе определения границ составного сказуемого; при определении подлежащего, функции которого в придаточной части сложноподчинённого предложения выполняют союзные слова ( что, который ).

2.Также невысок процент выполнения (33%) заданий, требовавших определения подлежащего в предложениях с двумя или несколькими предметами речи, обозначенными соответственно существительными в именительном и винительном падежах.

3.Нахождение грамматической основы в предложении с подлежащим, выраженным местоимением (задание А9), не первый год вызывает затруднение у экзаменуемых.

4. Более 60% экзаменуемых, как и в прошлом году, не смогли решить грамматическую задачу в задании В3 типа: Из предложения 1 выпишите словосочетание со связью управление .

5. Около 80% экзаменуемых (минимальный процент выполнения задания – 22%) не смогли решить грамматическую задачу в задании В3 типа: Из предложения 1 выпишите словосочетание со связью согласование: Люди бросились вверх по улице, чтобы закрыть какой-то кран .

6. Наибольшие затруднения вызвал у экзаменуемых вариант задания, в котором требуется найти сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное предложение .  Например: И важно ли объяснять нашим детям, почему так нерадостен взрослый мир? Или: Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому?  7. Анализ выполнения экзаменуемыми задания В 6 обнаружил их неспособность классифицировать виды придаточных предложений, которые присоединяются к главному многофункциональными союзами и союзными словами.

6. Наибольшие затруднения вызвал у экзаменуемых вариант задания, в котором требуется найти сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное предложение . Например: И важно ли объяснять нашим детям, почему так нерадостен взрослый мир? Или: Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому?

7. Анализ выполнения экзаменуемыми задания В 6 обнаружил их неспособность классифицировать виды придаточных предложений, которые присоединяются к главному многофункциональными союзами и союзными словами.

МОРФОЛОГИЯ 1. Экзаменуемые не обучены определять частеречную принадлежность слова по точным признакам (наличие набора определённых морфологических признаков у каждой части речи), а также смешивают понятийный аппарат морфологии и синтаксиса (сказуемое далеко не всегда выражено формой глагола). 2. Наиболее низкие результаты экзаменуемые показали при различении частиц (от 5% до 13% выполнения), предлогов (от 8% до 17% выполнения), местоимений различных разрядов . 3. Задания на поиск наречий в превосходной степени оказались также сложными.

МОРФОЛОГИЯ

1. Экзаменуемые не обучены определять частеречную принадлежность слова по точным признакам (наличие набора определённых морфологических признаков у каждой части речи), а также смешивают понятийный аппарат морфологии и синтаксиса (сказуемое далеко не всегда выражено формой глагола).

2. Наиболее низкие результаты экзаменуемые показали при различении частиц (от 5% до 13% выполнения), предлогов (от 8% до 17% выполнения), местоимений различных разрядов .

3. Задания на поиск наречий в превосходной степени оказались также сложными.

Лексические нормы    1.Неразличение (смешение) паронимов : В таких случаях я взглядываю в «Философский словарь». Глагол взглянуть обычно имеет при себе дополнение с предлогом «на» (взглянуть на кого-нибудь или на что-нибудь), а глагол заглянуть («быстро или украдкой посмотреть куда-нибудь, взглянуть с целью узнать, выяснить что-нибудь»), который необходимо употребить в представленном предложении, имеет дополнение с предлогом «в». 2. Ошибки в выборе синонима : Имя этого поэта знакомо во многих странах. Вместо слова «известно» в предложении ошибочно употреблен его синоним «знакомо». Теперь в нашей печати отводится значительное пространство для рекламы, и это нам не импонирует. В данном случае вместо слова «пространство» лучше употребить его синоним – место ( Реклама занимает много места в нашей печати или Рекламе отводится значительное место в нашей печати ). Иноязычное слово «импонирует» также требует синонимической замены. .

Лексические нормы

1.Неразличение (смешение) паронимов : В таких случаях я взглядываю в «Философский словарь». Глагол взглянуть обычно имеет при себе дополнение с предлогом «на» (взглянуть на кого-нибудь или на что-нибудь), а глагол заглянуть («быстро или украдкой посмотреть куда-нибудь, взглянуть с целью узнать, выяснить что-нибудь»), который необходимо употребить в представленном предложении, имеет дополнение с предлогом «в».

2. Ошибки в выборе синонима : Имя этого поэта знакомо во многих странах. Вместо слова «известно» в предложении ошибочно употреблен его синоним «знакомо». Теперь в нашей печати отводится значительное пространство для рекламы, и это нам не импонирует. В данном случае вместо слова «пространство» лучше употребить его синоним – место ( Реклама занимает много места в нашей печати или Рекламе отводится значительное место в нашей печати ). Иноязычное слово «импонирует» также требует синонимической замены.

.

3. Ошибки при употреблении антонимов в построении антитезы : В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься . Антитеза требует четкости и точности в сопоставлении контрастных слов, а «не веселый» и «мажорный» не являются даже контекстуальными антонимами, поскольку не выражают разнополярных проявлений одного и того же признака предмета (явления). 4. Разрушение образной структуры фразеологизмов , что случается в неудачно организованном контексте: Этому, безусловно, талантливому писателю Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.

3. Ошибки при употреблении антонимов в построении антитезы : В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься . Антитеза требует четкости и точности в сопоставлении контрастных слов, а «не веселый» и «мажорный» не являются даже контекстуальными антонимами, поскольку не выражают разнополярных проявлений одного и того же признака предмета (явления).

4. Разрушение образной структуры фразеологизмов , что случается в неудачно организованном контексте: Этому, безусловно, талантливому писателю Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.

Грамматические нормы

1.Отклонения от норм в глагольном и именном управлении. Погода благоприятствует для лыжной гонки; Остап мне понравился своей преданностью к старику ; Мцыри никогда не оставляло сильное желание к свободе. Во всех этих случаях нормой является беспредложное управление: благоприятствует гонке, преданность старику, желание свободы. Здесь допущены грубые отклонения от синтаксических норм. С влиянием разговорной речи связаны, например, такие ошибки в письменных текстах: Он приехал с города ; Съездили до бабушки ; Оплатил за проезд .

2.При построении предложений часто допускаются синтаксические погрешности в координации сказуемого с подлежащим. Много студентов отсутствуют; Часть деревьев погибли.

3. Несогласованность определений с определяемым словом относится к синтаксическим ошибкам. Однако для разговорной речи в ряде случаев характерно смысловое согласование: Опытная врач Петрова; известная педагог Иванова. Употребление таких форм смыслового согласования в письменном тексте квалифицируется как отступление от синтаксических норм.

4. Однородные члены, следующие за обобщающими словами, должны быть грамматически согласованы с ними. Однако в разговорной речи при обобщающих словах, стоящих в форме косвенных падежей, однородные члены могут стоять и в и.п.: Мы вспоминаем писателей-классиков: Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Чехов . Конечно, в письменных текстах такие отступления от норм следует рассматривать как ошибки. 5. Распространенной грамматической ошибкой является дублирование подлежащего, когда вслед за существительным идет местоимение он, она, они: Эта теория, она послужила основой всех его поступков. Солдаты, они сражались героически.  6. К типичным грамматическим ошибкам в письменных высказываниях следует отнести соединение в качестве однородных придаточной части и члена предложения ( Книга рассказывает, как правильно содержать аквариумных рыбок и об устройстве их дома), избыточность подчинительных союзов ( Чичиков так говорит о мёртвых душах, что как будто они были живыми), нагромождение придаточных частей в сложном предложении .

4. Однородные члены, следующие за обобщающими словами, должны быть грамматически согласованы с ними. Однако в разговорной речи при обобщающих словах, стоящих в форме косвенных падежей, однородные члены могут стоять и в и.п.: Мы вспоминаем писателей-классиков: Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Чехов . Конечно, в письменных текстах такие отступления от норм следует рассматривать как ошибки.

5. Распространенной грамматической ошибкой является дублирование подлежащего, когда вслед за существительным идет местоимение он, она, они: Эта теория, она послужила основой всех его поступков. Солдаты, они сражались героически.

6. К типичным грамматическим ошибкам в письменных высказываниях следует отнести соединение в качестве однородных придаточной части и члена предложения ( Книга рассказывает, как правильно содержать аквариумных рыбок и об устройстве их дома), избыточность подчинительных союзов ( Чичиков так говорит о мёртвых душах, что как будто они были живыми), нагромождение придаточных частей в сложном предложении .

Орфографические нормы В процессе анализа результатов выполнения третьей части работы были выявлены орфографические темы, усвоенные слабо:  1) написание гласных в личных окончаниях глаголов;  2) написание гласных в суффиксах существительных,  прилагательных, глаголов;  3) написание твердых и мягких согласных;  4) ошибки в слитном, раздельном или дефисном написании  слова;  5) Н или НН в суффиксах прилагательных, причастий, наречий;  6) слитное и раздельное написание служебных слов-омофонов:  тоже / то же, потому / по тому, чтобы / что бы и т.п.

Орфографические нормы

В процессе анализа результатов выполнения третьей части работы были выявлены орфографические темы, усвоенные слабо:

1) написание гласных в личных окончаниях глаголов;

2) написание гласных в суффиксах существительных,

прилагательных, глаголов;

3) написание твердых и мягких согласных;

4) ошибки в слитном, раздельном или дефисном написании

слова;

5) Н или НН в суффиксах прилагательных, причастий, наречий;

6) слитное и раздельное написание служебных слов-омофонов:

тоже / то же, потому / по тому, чтобы / что бы и т.п.

Пунктуационные ошибки:  1 ) пунктуация в предложениях с вводными конструкциями; 2) пунктуация в предложениях с однородными членами; 3) пунктуация в сложных предложениях, состоящих из нескольких частей.

Пунктуационные ошибки:

1 ) пунктуация в предложениях с вводными конструкциями;

2) пунктуация в предложениях с однородными членами;

3) пунктуация в сложных предложениях, состоящих из нескольких частей.

Общие рекомендации по совершенствованию методики обучения русскому языку На уроках русского языка необходимо формировать умения опознавать, анализировать, квалифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения, применять полученные знания и умения в собственной речевой практике.

Общие рекомендации по совершенствованию методики обучения русскому языку

На уроках русского языка необходимо формировать умения опознавать, анализировать, квалифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения, применять полученные знания и умения в собственной речевой практике.

Методическую помощь учителю могут оказать материалы сайта ФИПИ ( http : //www.fipi.ru  ) : учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом, «Перечень учебных изданий, рекомендуемых ФИПИ для подготовки к единому государственному экзамену», «Перечень учебных изданий, подготовленных авторскими коллективами ФИПИ».

Методическую помощь учителю могут оказать материалы сайта ФИПИ ( http : //www.fipi.ru ) : учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом, «Перечень учебных изданий, рекомендуемых ФИПИ для подготовки к единому государственному экзамену», «Перечень учебных изданий, подготовленных авторскими коллективами ФИПИ».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Типичные ошибки, допущенные выпускниками на ЕГЭ

Автор: Ердакова Татьяна Аркадьевна

Дата: 21.08.2014

Номер свидетельства: 112432

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Справка  по результатам проведения  итогового  сочинения (изложения) в 11 классе 2014-2015 учебный год. "
    ["seo_title"] => string(113) "spravka-po-riezul-tatam-proviedieniia-itoghovogho-sochinieniia-izlozhieniia-v-11-klassie-2014-2015-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "189317"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426865817"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства