kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тематическая и межпредметная интеграция на уроках русского языка как средство повышения качества знаний обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеграция предметов в современной школе - одно из направлений активных  поисков новых педагогических решений, способствующих улучшению качества знаний, развитию творческих потенциалов учащихся. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тематическая и межпредметная интеграция на уроках русского языка как средство повышения качества знаний обучающихся»

Тематическая и межпредметная интеграция на уроках русского языка как средство повышения качества знаний обучающихся Из опыта работы учителя русского языка и литературы Петровского филиала МБОУ «Сатинская СОШ» Щербининой Е.А.

Тематическая и межпредметная интеграция

на уроках русского языка как средство

повышения качества знаний

обучающихся

Из опыта работы учителя русского языка и литературы Петровского филиала МБОУ «Сатинская СОШ» Щербининой Е.А.

План сообщения Вступление Из истории вопроса Виды интеграции, её условия Русский язык как средство интеграции Требования к интегрированным урокам Формы интегрированных уроков Из опыта работы Заключение Информационные источники

План сообщения

  • Вступление
  • Из истории вопроса
  • Виды интеграции, её условия
  • Русский язык как средство интеграции
  • Требования к интегрированным урокам
  • Формы интегрированных уроков
  • Из опыта работы
  • Заключение
  • Информационные источники

Вступление Интеграция предметов в современной школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих улучшению качества знаний, развитию творческих потенциалов учащихся. Интеграция не только средство достижения общих целей обучения, всестороннего развития личности школьника, но и один из необходимых факторов формирования конкретных педагогических задач, определения общепредметных систем знаний, умений.

Вступление

  • Интеграция предметов в современной школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих улучшению качества знаний, развитию творческих потенциалов учащихся.
  • Интеграция не только средство достижения общих целей обучения, всестороннего развития личности школьника, но и один из необходимых факторов формирования конкретных педагогических задач, определения общепредметных систем знаний, умений.

Исторический аспект Лат. слово ( integratio ) - представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости . Интеграция является сложным междисциплинарным научным понятием, употребляемым в целом ряде гуманитарных наук:  философия , социология , психология ,  педагогика  и др. (по Википедии)

Исторический аспект

  • Лат. слово ( integratio ) - представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости . Интеграция является сложным междисциплинарным научным понятием, употребляемым в целом ряде гуманитарных наук:  философия , социология , психологияпедагогика  и др. (по Википедии)

Основоположники метода Я. А. Каменский считал: «…все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи». И. Г. Песталоцци, указывая на опасность отрыва одного предмета от другого, писал о том, что нужно приводить в своем сознании все взаимосвязанные  между собой предметы в ту именно связь, в которой они действительно находятся в природе.

Основоположники метода

  • Я. А. Каменский считал: «…все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи».
  • И. Г. Песталоцци, указывая на опасность отрыва одного предмета от другого, писал о том, что нужно приводить в своем сознании все взаимосвязанные

между собой предметы в ту именно связь, в которой они действительно находятся в природе.

Основоположники метода К. Д. Ушинский считал, что «…преодолеть хаос в голове ученика можно при согласованной работе учителей, когда каждый из них заботится не только о своем предмете, а об умственном развитии детей…, обособленность знаний приводит к омертвлению идей, понятий, когда они лежат в голове, как на кладбище, не зная о существовании друг друга».  В.А. Сухомлинский ратовал за то, чтобы чудесный мир природы, игры, музыки, сказки, который окружал ребенка до школы, не закрыли перед ними дверью класса. 

Основоположники метода

  • К. Д. Ушинский считал, что «…преодолеть хаос в голове ученика можно при согласованной работе учителей, когда каждый из них заботится не только о своем предмете, а об умственном развитии детей…, обособленность знаний приводит к омертвлению идей, понятий, когда они лежат в голове, как на кладбище, не зная о существовании друг друга». 
  • В.А. Сухомлинский ратовал за то, чтобы чудесный мир природы, игры, музыки, сказки, который окружал ребенка до школы, не закрыли перед ними дверью класса. 

Виды интеграции, её условия Ступени интеграции Тематическая интеграция  (два-три учебных предмета раскрывают одну тему)  Проблемная интеграция  (одну проблему решают учащиеся возможностями  разных предметов) Концептуальная интеграция  (концепция рассматривается различными учебными предметами в совокупности всех их средств и методов) Теоретическая интеграция  (философское взаимопроникновение различных теорий)

Виды интеграции, её условия

Ступени интеграции

Тематическая интеграция

(два-три учебных предмета раскрывают одну тему)

Проблемная интеграция

(одну проблему решают учащиеся возможностями

разных предметов)

Концептуальная интеграция

(концепция рассматривается различными учебными

предметами в совокупности всех их средств и методов)

Теоретическая интеграция

(философское взаимопроникновение различных теорий)

Русский язык как средство интеграции Литература История География Изобразительное искусство Математика Русский язык Музыка Иностранный язык Психология Биология 7

Русский язык как средство интеграции

Литература

История

География

Изобразительное

искусство

Математика

Русский язык

Музыка

Иностранный язык

Психология

Биология

7

Особенности интегрированных уроков предельная четкость, компактность, сжатость учебного материала; логическая и теоретическая взаимообусловленность, взаимообязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока; большая информативная ёмкость учебного материала, используемого на уроке 8

Особенности интегрированных уроков

  • предельная четкость, компактность, сжатость учебного материала;
  • логическая и теоретическая взаимообусловленность, взаимообязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;
  • большая информативная ёмкость учебного материала, используемого на уроке

8

Условия планирования и организации интегрированных уроков

  • 1. В интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух-трех предметов, поэтому важно правильно определить главную цель урока.
  • 2. Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке.
  • 3. При проведении интегрированного урока учителями (ведущими разные предметы) требуется тщательная координация действий.
  • 4. В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, важные для двух или нескольких предметов, но интегрированным уроком может быть любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других предметов.
  • 5. В интегрированном уроке из нескольких предметов один является ведущим.
  • 6. Чаще всего, интегрированные уроки являются спаренными и проводятся учителями совместно. Возможна разнообразная интеграция учебных предметов

8

Виды интегрированных уроков Семинар Урок-путешествие Конференция Мультимедиа-урок Урок творческого поиска Творческая мастерская Урок-встреча Лабораторная работа Театрализованный урок Урок-проект 8

Виды

интегрированных уроков

Семинар

Урок-путешествие

Конференция

Мультимедиа-урок

Урок творческого поиска

Творческая мастерская

Урок-встреча

Лабораторная работа

Театрализованный урок

Урок-проект

8

Из опыта работы Темы уроков и виды работ  Интеграция уроков Урок развития речи. Из истории русской игрушки Класс Русский язык, литература, изобразительное искусство, музыка, прикладное творчество Сочинение-этюд о Жостовских подносах  Урок развития речи. Глиняное чудо  5 Русский язык, литература, изобразительное искусство, прикладное творчество Урок развития речи. «Её величество – вода»  5 Русский язык, литература, изобразительное искусство, музыка, прикладное творчество 5 Русский язык, литература, изобразительное искусство, музыка, биология, психология, краеведение Диалекты русского языка 5 Русский язык, литература, краеведение Происхождение русских фразеологизмов Русский язык, история 6 6 11

Из опыта работы

Темы уроков и виды работ

Интеграция уроков

Урок развития речи. Из истории русской игрушки

Класс

Русский язык, литература, изобразительное искусство, музыка, прикладное творчество

Сочинение-этюд о Жостовских подносах

Урок развития речи. Глиняное чудо

5

Русский язык, литература, изобразительное искусство, прикладное творчество

Урок развития речи. «Её величество – вода»

5

Русский язык, литература, изобразительное искусство, музыка, прикладное творчество

5

Русский язык, литература, изобразительное искусство, музыка, биология, психология, краеведение

Диалекты русского языка

5

Русский язык, литература, краеведение

Происхождение русских фразеологизмов

Русский язык, история

6

6

11

Темы уроков и виды работ

Словари – наши друзья и помощники

Интеграция уроков

Подготовка к сочинению-описанию памятника архитектуры. Анализ текста Е.Осетрова «Поэма из камня»

Класс

Русский язык, история

Русский язык, литература, православная культура, архитектура, краеведение

7

Комплексный анализ текста Николая Жукова «Берёза»

Понятие о бессоюзном сложном предложении.

8

Русский язык, литература, краеведение, музыка

Русский язык, литература (устное народное творчество), музыка

Урок - закрепление.

Постановка запятой и точки с запятой в БСП

9

Изложения и диктанты на примерах классической литературы

9

«Сложноподчиненное предложение с

Русский язык, литература

Комплексный анализ текста (по учебнику М.Разумовской)

придаточным изъяснительным»

9

Русский язык, литература

5-9

Русский язык, литература

Сочинение по картине (иллюстрации к произведениям, виды архитектурных зданий -МГУ в Москве, храмов - храм Покрова на Нерли, храм Василия Блаженного, церковь Кижи, храм Христа Спасителя и другие)

5-9

Уроки развития речи с элементами интеграции на тему: «Психологический портрет»

Русский язык, изобразительное искусство, основы православной культуры

Русский язык, литература, изобразительное искусство

5-9

8

Преимущества интеграции на уроке Мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве  Развивается потенциал учащихся, они активно познают окружающую действительность, осмысляют и находят причинно-следственные связи, развивается логика, мышление, коммуникативные способности  С нимается утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключений на разнообразные виды деятельности, резко повышается познавательный интерес, развивается воображение, внимание, речь и память школьников  Предоставляется возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, раскрытия способностей его учеников

Преимущества интеграции на уроке

  • Мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве
  • Развивается потенциал учащихся, они активно познают окружающую действительность, осмысляют и находят причинно-следственные связи, развивается логика, мышление, коммуникативные способности
  • С нимается утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключений на разнообразные виды деятельности, резко повышается познавательный интерес, развивается воображение, внимание, речь и память школьников
  • Предоставляется возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, раскрытия способностей его учеников

Вывод Интеграция предметов в современной школе - реальная потребность времени, необходима всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности

Вывод

  • Интеграция предметов в современной школе - реальная потребность времени, необходима всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности

Информационные источники Источник шаблона - http://pedsovet.su Интеграция на уроках русского языка- http://www.metod-kopilka.ru/integraciya_na_urokah_russkogo_yazyka-10673.htm Статья « Интеграция как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы » - http://pedsovet.su/load/32-1-0-36228  Внедрение технологий интегрированного обучения на уроках русского языка - http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98688478  Педагогическая технология:«Активизация познавательной деятельности на уроках интегрированного типа» - http://www.edu.cap.ru/?t=hry&eduid=8242&hry=./93582/93611/93797  Интегрированное обучение - https://ru.wikipedia.org/wiki/

Информационные источники

  • Источник шаблона - http://pedsovet.su
  • Интеграция на уроках русского языка- http://www.metod-kopilka.ru/integraciya_na_urokah_russkogo_yazyka-10673.htm
  • Статья « Интеграция как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы » - http://pedsovet.su/load/32-1-0-36228
  • Внедрение технологий интегрированного обучения на уроках русского языка - http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98688478
  • Педагогическая технология:«Активизация познавательной деятельности на уроках интегрированного типа» - http://www.edu.cap.ru/?t=hry&eduid=8242&hry=./93582/93611/93797
  • Интегрированное обучение - https://ru.wikipedia.org/wiki/


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Щербинина Екатерина Александровна

Дата: 13.03.2022

Номер свидетельства: 602151

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Интегрированное занятие в малочисленной сельской школе как средство повышения мотивации обучающихся."
    ["seo_title"] => string(121) "intieghrirovannoie-zaniatiie-v-malochisliennoi-siel-skoi-shkolie-kak-sriedstvo-povyshieniia-motivatsii-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "297417"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456198346"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Статья на тему «Новые современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы» "
    ["seo_title"] => string(115) "stat-ia-na-tiemu-novyie-sovriemiennyie-piedaghoghichieskiie-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "197660"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428274633"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства