В данной работе представлен пошаговый способ определения спряжения глаголов. Учащиеся учатся определять гласные в личных окончаниях глаголов.
Просмотр содержимого документа
«Спряжение глаголов. 5 класс»
Спряжение глаголов 5 класс
Презентация
учителя русского языка и литературы
МОУ «Щетиновская СОШ»
Белгородского района, Белгородской области
Сорока Н.В.
u ;
- Спряжение глаголов - это изменение глаголов по лицам и числам
нести
несу
несёшь
несёт
несём
несёте
несут
лететь
лечу
летишь
летит
летим
летите
летят
Типы спряжения
I спряжение
II спряжение
-У
-У
-ЕШЬ
-ИШЬ
-ЕТ
-ИТ
Типы спряжения
ШЬ
ШЬ
Т
Т
М
М
ТЕ
ТЕ
-АТ (-ЯТ)
-УТ (-ЮТ)
- Определите, ударное или безударное окончание у глаголов НЕСТИ, ЛЕТАТЬ.
- Для этого надо изменить их по лицам, поставить, например, в 3-е лицо мн.ч.
НЕС
УТ
ЛЕТ
ЯТ
В этих глаголах окончания ударные, поэтому при их написании ошибок не допустим.
- Определите, ударное или безударное окончание у глаголов ТАЯТЬ , КЛЕИТЬ .
ТА
ЮТ
КЛЕ
ЯТ
Гласная в окончаниях этих глаголов безударная, поэтому мы испытываем трудности при ее написании.
В этом нам поможет Алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.
- Сначала нужно определить, ударное или
безударное окончание у глагола.
2. Если окончание безударное, глагол
необходимо перевести в инфинитив
( что делать ? что сделать ?), например:
кле… т - кле ить .
3. Если инфинитив оканчивается на - ИТЬ , то это глагол II спряжения (значит, сигнальная гласная И , в 3-м лице мн.ч. окончания –АТ , - ЯТ )
Но надо знать все глаголы-исключения.
Их 14:
а) 3 глагола на – ИТЬ : БРИТЬ , СТЕЛИТЬ , ЗИЖДИТЬСЯ – будут относиться к I спряжению ( «Е» , - ЮТ );
б) 4 глагола на – АТЬ : ГНАТЬ , ДЫШАТЬ , ДЕРЖАТЬ , СЛЫШАТЬ – будут относиться ко II спряжению ( «И» , -АТ , -ЯТ );
в) 7 глаголов на – ЕТЬ :
СМОТРЕТЬ
ВИДЕТЬ НЕНАВИДЕТЬ ОБИДЕТЬ ТЕРПЕТЬ ЗАВИСЕТЬ ВЕРТЕТЬ
- будут относиться ко II спряжению ( «И» , - АТ , - ЯТ ).
ОТДОХНЁМ
1 спряжение
2 спряжение
читаешь
кричит
поёт
ворчит
качает
пишет
молчат
говорим
клюют
грустите
ругаются
балуется
1)Подберите и запишите к каждой картинке подходящий глагол. 2) Разберите глаголы по составу. 3) Определите тип спряжения.
Спасибо за урок!!!