Обращается внимание на особенности написания сжатого изложения и приемы компрессии текста.
Просмотр содержимого документа
«Работа над сжатым изложением в 9 классе. Подготовка к ОГЭ»
Сжатое изложение
Составитель:
Матюгина Т. С.,
учитель русского языка
высшей категории
Требования к изложению.
- Изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию.
- Необходимо отразить основные мысли автора, соблюсти логическую последовательность событий.
- Вычленить микротемы.
- Предложения должны быть связаны по смыслу и грамматически.
Памятка:
Выполните следующие шаги:
- Определите тему текста (о чем текст?).
- Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?).
- Обдумайте содержание, определите, какая информация является основной.
- Слушая текст второй раз, запишите ключевые слова.
- Продумайте, какие способы сжатия можно применить.
- Когда напишете черновик, отредактируйте его.
Виды сжатия текста
- 1. Исключение.
- 2. Замена.
- 3. Слияние.
1. Исключение:
- исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов;
- исключение повторов;
- исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;
- исключение одного или нескольких синонимов;
- исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданные слишком широко и полно.
Пример
до сжатия
У каждого человека, заходившего в детсад к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.
после сжатия
У каждого человека, заходившего в детсад к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.
Исключение второстепенных членов
до сжатия
На клумбе цвели синие, красные, белые и желтые астры.
после сжатия
На клумбе цвели астры.
2 . Замена:
- замена однородных членов обобщающим наименованием;
- замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
- замена предложения или его части указательным местоимением;
- замена сложноподчиненного предложения простым;
- замена прямой речи косвенной.
Пример (чужая речь)
до сжатия
На перемене Вовка говорит:
-Давай убежим с урока. Смотри, как на улице хорошо!
-А вдруг нас задержат с портфелями?
-Нужно портфели в окно побросать.
после сжатия
На перемене Вовка предложил сбежать с урока, выбросив портфели в окно.
3. Слияние:
Образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи.
Пример
- У каждого человека свои склонности и таланты.
- Ведь нет двух абсолютно одинаковых людей.
У каждого человека свои склонности и таланты, потому что
нет двух абсолютно одинаковых людей.
Желаю успеха!