Просмотр содержимого документа
«Работа над речевыми и грамматическими ошибками при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ»
Работа над речевыми и грамматическими ошибками при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ
Русский языкМогуч и велик!Из уважения к предкамНе позволяйте калечить языкЭллочкам-людоедкам!
Владимир Лифшиц
ЕГЭ
22. Из предложений 44–47 выпишите антонимы (антонимическую пару).
6. Замените разговорное слово «пошушукались» в предложении 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
ОГЭ
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБРАТИТЬСЯ (ОБРАЩАТЬСЯ). Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ОБРАТИТЬСЯ, -ащусь, -атишься;сов.
1) вокруг чего. Совершить кругообразное движение вокруг чего-н. О. вокруг своей оси.
2) к кому-чему. Повернуться в направлении кого-чего-н. О. лицом к окну.
3) к чему. Направить на что-л. свою деятельность, приняться, взяться за что-н. О. к первоисточникам. О. к занятиям.
4) к кому. Направиться к кому-н. с просьбой или отнестись к кому-н. с какими-н. словами, с речью. О. к врачу. О. с вопросом, за советом к кому-н.
5) в кого-что. То же, что превратиться. Вода обратилась в пар. Разговор обратился в шутку. О. в слух (перен.: начать внимательно слушать).
ЕГЭ
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
общественная и ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ деятельность известного актёра.
Цель программы – расширить возможности талантливых студентов для профессионального роста, ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОЙ деятельности.
С увеличением ПОКУПАТЕЛЬСКОГО спроса завод готов выпускать больше продукции.
Россия имеет ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ отношения со многими странами.
Мякоть КОРНЕВОГО сельдерея очень плотная, ароматная, со сладковатым вкусом, поэтому это растение широко используется в кулинарии.
ЕГЭ
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
НЕЛЕПЕЙШИЙ наряд
за СЕМЬЮ замками
пачка МАКАРОНОВ
в ДВУХТЫСЯЧНОМ году
ВКУСНЕЕ торта
ЕГЭ
1)И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию –«испытанию любовью» – и этим раскрыл
истинную сущность своего героя.
2) Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, горах, южных травах и цветах.
3)В основе произведения «Повести о настоящем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым.
4)С.В. Михалков утверждал, что мир купеческого Замоскворечья можно увидеть на сцене Малого театра благодаря великолепной игре актёров.
5)В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток.
6) Теория красноречия для всех родов поэтических сочинений написана А.И. Галичем, преподававшим русскую и латинскую словесность в Царскосельском
лицее.
7) В пейзаже И. Машкова «Вид Москвы» есть ощущение звонкой красочности городской улицы.
8) Счастливы те, кто после долгой дороги с её холодом и слякотью видит знакомый дом и слышит голоса родных людей.
9) Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному «град Петров» изображён в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М.
Достоевского.
7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и
предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А)нарушение в построении
предложения с причастным
оборотом
Б)ошибка в построении
сложного предложения
В)нарушение в построении
предложения с
несогласованным
приложением
Г)нарушение связи между
подлежащим и сказуемым
Д) нарушение видовременной
соотнесённости глагольных
форм
ЕГЭ
Классификация речевых ошибок
речевые ошибки
грамматические
синтаксические
лексические
коммуникативные
на уровне слова
на уровне предложения
на уровне словосочетания
неразличение оттенков значений синонимов
фразеологизмы и устойчивые словосочетания
нарушение лексико-семантической сочетаемости слова
смешение значений паронимов
не снимаемая в предложении многозначность
непонимание значения слова
нарушение норм формообразования глагола
нарушение норм формообразования имен существительных
нарушение норм управления
нарушение связи между подлежащим и сказуемым
нарушение норм согласования
нарушение норм формообразования имен прилагательных
нарушение норм образования форм местоимений
нарушение образования деепричастий и причастий
Что же такое речевые ошибки? Это любые случаи отклонения от языковых норм, которые являются действующими. Человек без знания этих законов может нормально работать, жить, выстраивать коммуникации с другими. Однако в определенных случаях эффективность при этом может страдать. Возникает риск быть понятым превратно или недопонятым.
Мы однажды за грибами Собирались на заре. И пёс Тузик вместе с нами Лаял громко в конуре. Мы с друзьями поспешили Отыскать опушку. Здесь росли грибы большие Да ещё лягушки.
Лексические ошибки - нарушение лексических норм.
Были проанализированы десятки тысяч творческих работ (сочинений и изложений) учащихся школ, лицеев, гимназий (5 - 11 классы), абитуриентов вузов, собрана большая картотека ошибок. Наблюдения и анализ работ позволяют выделить ряд особенностей лексических ошибок, действующих в виде тенденций:
1.Отличаются преобладающим характером по отношению к грамматическим и собственно стилевым. Ведущими типами нарушений в области лексики являются употребление слов в несвойственном значении, неразличение значений синонимов и нарушение лексико-семантической сочетаемости; 2 .Обладают возрастной устойчивостью , т.е. одни и те же разновидности встречаются в речи учащихся и младших , и старших классов с незначительными изменениями; 3 . Характеризуются "жанровой устойчивостью ", т.е. фиксируются в сочинениях и изложениях разных жанров (сочинениях-описаниях, размышлениях, изложениях по художественному тексту, творческих изложениях и т.п.); 4. Обладают "качественной устойчивостью". Это неправильное словоупотребление и сочетаемость.
5. Неправильному употреблению подвержены в большей степени слова определенных частей речи (в первую очередь глаголы), слова, находящиеся в определенных системных связях (значительное число синонимов, разветвленная семантическая структура и т.п.). В речи смешиваются не случайные, а наиболее близкие в семантическом отношении слова (в пределах синонимического ряда или лексико-семантической группы).
неснимаемая в предложении многозначность
неразличение оттенков значений синонимов
нарушение лексико-семантической сочетаемости слова
Лексические
ошибки
смешение значений паронимов
непонимание значения слова
фразеологизмы и устойчивые словосочетания
Одна из самых распространенных ошибок – употребление слова в несвойственном ему значении.
Часто понятийная неточность связана с ошибочным употреблением слов из пассивного словарного состава.
Наиболее часто в неправильном значении употребляются заимствованные слова
Затемкавалькадаавтобусов отправилась к месту приземления Гагарина.
В зале собрались людиизрядноговозраста.
Каждаяпеснь, которую исполнял Шаляпин…
Раньше красиво одевались, а сейчас все в каких-то гимнастерках,хакерычто ли?
Способы устранения:
Комментированный словарный диктант.
Работа со словарем.
Пополнение словарного запаса учащихся.
Нарушение лексико-семантической сочетаемости слова.
Значительно чаще неправильному употреблению подвергаются глаголы:один глагол той или иной группы употребляется вместо ряда других слов этой же группы сходной семантики
Смешение внешне похожих словосочетаний.
Употребление слов, которые имеют ограниченные возможности лексических связей.
Опытная мошенницаскоропостижно покинулаквартиру.
Особуюрольв романезанимает темасемьи.
В парке запрещенвыпас собак.
И тут наступаетразгар их конфликта.
Раздались взрывы, которыесоздалибоевики.
Вот на пути ручьяобразовалсябольшой камень
…питать местьк фашистам
Лица богатырейпоказываютприближение врагов
Упражнения на предупреждение подобных ошибок.
Выпишите из скобок слова, соответствующие норме сочетаемости. Объясните причину выбора.
Отметьте номера словосочетаний с лексическими ошибками
Дружба ( сильная,крепкая)
Водить (дружба, любовь)
Приходить в (ярость, радость)
Зияющий (пропасть, вершина)
Высказать (мнение, вопрос)
Глухой (овраг, обрыв).
Достичь (успех, положение)
Верный (обещание, клятва)
Починка автомобиля
Заклятый друг
Полчища тружеников
Праздничный ужин
Кипучая деятельность
Кипучее безделье
Мелочная рыба
Страшно обрадовались
Оценивает позитивно
Праздная жизнь
Объедините в словосочетания слова из левой и правой колонок, учитывая особенности их сочетаемости.