Работа со словом на уроках русского языка в полиэтнических классах
Работа со словом на уроках русского языка в полиэтнических классах
Начинается урок всегда с использования дидактической игры или занимательных заданий, которые способствуют активизации мыслительной деятельности, содействует расширению кругозора учащихся, ученик приобретает чувство уверенности в своих интеллектуальных силах. Когда идет актуализация прежних знаний или формирование новых знаний , ведется многоаспектная работа со словом, предполагающая:
• обращение к различным словарям. Эта работа способствует развитию умений анализировать морфемный состав слова, что приводит к осознанному применению правил грамматических и повышению грамотности;
• анализ и подбор ассоциативных рядов к слову;
• воссоздание культурного фона отдельных слов и выражений (работа со сказками, картинами русских художников, знакомство детей с праздниками, русскими традициями и обычаями);
• сопоставление русских слов со словами в других языках, подбор синонимов, антонимов;
• расширенная работа, с пословицами (собери пословицу – если пословица несложная и в ней нет неизвестных слов), поговорками, с фразеологизмами и скороговорками.
Чтобы слово и понятие стали «собственностью ребенка», то есть вошли в глубину сознания, а не остались на уровне словаря, направлен метод учебного концептуального анализа.Суть метода – рассмотрение слова в единстве его различных характеристик, в комплексе.
Заканчивается урок обычно составлением синквейна.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа со словом на уроках русского языка в полиэтнических классах »
Щербакова Виктория Николаевна,
учитель русского языка
и литературы
МБОУ СОШ №7
Портрет слова
Медведь –я, м.
1. Крупное хищное млекопитающее с длинной шерстью и толстыми ногами, а также его мех.
Двум медведям в одной берлоге не ужиться (пословица)
Делить шкуру неубитого медведя – поговорка о тех, кто делит между собой доходы, выгоды, которых еще нет и, возможно, вообще не будет; разговорное, ироничное.
Медведь на ухо наступил – о том, кто полностью лишен музыкального слуха; разговорное, шутливое.
2.перен . О неуклюжем, неповоротливом человеке (разговорное)
Медвежий угол – захолустье.
Медвежья услуга – неловкая помощь, услуга, причиняющая только вред.
Медведь – древнейший царь зверей и Хозяин дремучих холодных северных лесов. В России Медведя уважительно называют Хозяин леса, Хозяин тайги или просто Хозяин!
Медведь – символ России ! Не зря мудрые люди советовали всем захватчикам не трогать, не задирать, не пытаться захватить Россию. Это всегда плохо кончалось. Для врагов.
Медведь – символ силы. Медведь – самый крупный и сильный зверь на Руси. Это олицетворение силы, мощи, жизнестойкости. Это зверь, умеющий постоять за себя.
Медведь может показаться неуклюжим, добродушным и ленивым. Этаким увальнем. И прозвище у него в России ласковое – Мишка косолапый. Но не стоит задирать медведя – он в миг способен стать ловким, быстрым, злобным и яростным, к тому же обладающим неимоверной силой и мощью.
Медведь - символ возрождения и новой жизни , т.к. исчезал зимой, уходя в зимнюю спячку, а весной появлялся вновь живым, а медведица еще и выходила весной из берлоги с медвежатами!
Медведь – символ Олимпийских игр 1980 года в Москве и Олимпийских игр 2014 года в Сочи.
Внимательно прочитайте текст. Все ли вам в нем понятно? Какие слова вы пометили бы звездочкой (*) для толкования?
Какие слова вызвали интерес? Почему?
Найдите слова и выражения, которые наиболее ярко характеризуют образ медведя. Определите символическое значение слова.
Выпишите ключевые слова в тексте. Сверните текст до ключевого слова.
Составьте синквейн с ключевым словом.
Смысловое развертывание ключевого слова в текст. Напишите сочинение-миниатюру «Слово о слове».
Это самый любимый праздник ханты и манси. Медведь считается сыном верховного божества Торума. Ханты и манси воспринимают медведя как брата. Он олицетворение верховной справедливости, хозяин тайги. Каждая успешная охота на медведя сопровождается праздником, на котором люди стараются снять с себя вину за его убийство и совершают обряды, которые должны привести к благополучию всех участников праздника.