kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Приёмы сжатия текста

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации показаны основные приёмы сжатия текста, разработана памятка пошаговой работы при написании изложения,  рассмотрены  примеры работы с текстом, выделение микротем  по абзацам.  Как закрепление дана самостоятельная работа. Также в презентации для учащегося есть возможность познакомиться с критериями получения максимального балла за изложение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приёмы сжатия текста »

Готовимся к ОГЭ Приемы компрессии текста (пишем сжатое изложение)

Готовимся к ОГЭ

Приемы компрессии текста

(пишем сжатое изложение)

Задание 1 подразумевает написание сжатого изложения исходного текста. Максимум баллов за это задание ученик получает, если:

1) передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы;

  • 1) передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы;

2) правильно применил не менее 2 разных приемов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия не менее 3 микротем текста, или правильно применил 1 прием сжатия текста, использовав его на протяжении всего текста;

3)работа характеризуется смысловой цельностью,

речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность

изложения не нарушена; в работе нет нарушений

абзацного членения текста.

  • 2) правильно применил не менее 2 разных приемов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия не менее 3 микротем текста, или правильно применил 1 прием сжатия текста, использовав его на протяжении всего текста; 3)работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; в работе нет нарушений абзацного членения текста.

Памятка 1. Не стремиться воспроизвести текст дословно. 2.Не повторять одни и те же слова (имена собственные, глаголы движения и речи и т.д.). 3.Чередовать разные типы предложений и употреблять только изученные. 4.Правильно употреблять личные местоимения. 5.Перечитать готовое изложение и  а) устранить повторы;  б) снять логическое противоречие;  в) исправить неточное  употребление слова.

Памятка

1. Не стремиться воспроизвести текст дословно.

2.Не повторять одни и те же слова (имена собственные, глаголы движения и речи и т.д.).

3.Чередовать разные типы предложений и употреблять только изученные.

4.Правильно употреблять личные местоимения.

5.Перечитать готовое изложение и

а) устранить повторы;

б) снять логическое противоречие;

в) исправить неточное

употребление слова.

Основные способы сжатия текста Исключение • предложений или их фрагментов, содержащих второстепенные факты (подробности, детали, примеры, числовые данные, отступления и т.д.); • предложений с описаниями и рассуждениями; • повторов; • одного или нескольких синонимов. • предложений или их фрагментов, содержащих второстепенные факты (подробности, детали, примеры, числовые данные, отступления и т.д.); • предложений с описаниями и рассуждениями; • повторов; • одного или нескольких синонимов.

Основные способы сжатия текста

Исключение

предложений или их фрагментов, содержащих второстепенные факты (подробности, детали, примеры, числовые данные, отступления и т.д.);

предложений с описаниями и рассуждениями;

повторов;

одного или нескольких синонимов.

  • предложений или их фрагментов, содержащих второстепенные факты (подробности, детали, примеры, числовые данные, отступления и т.д.); предложений с описаниями и рассуждениями; повторов; одного или нескольких синонимов.

Основные способы сжатия текста Обобщение •  обобщение нескольких однородных мелких (частных, единичных) вопросов, фактов, примеров. (В этом случае надо сначала найти в тексте эти однородные частные факты, вычленить в них общее, а затем подобрать языковую форму их обобщенной передачи, то есть переформулировать мысль своими словами. Например: В коробке лежали синие, красные, зеленые и жёлтые шары. = В коробке лежали разноцветные шары.) • образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи.

Основные способы сжатия текста

Обобщение

обобщение нескольких однородных мелких (частных, единичных) вопросов, фактов, примеров. (В этом случае надо сначала найти в тексте эти однородные частные факты, вычленить в них общее, а затем подобрать языковую форму их обобщенной передачи, то есть переформулировать мысль своими словами. Например: В коробке лежали синие, красные, зеленые и жёлтые шары. = В коробке лежали разноцветные шары.)

образование сложного предложения путем

слияния двух смежных предложений,

повествующих об одном и том же

предмете речи.

Основные способы сжатия текста Упрощение  разбивка сложного предложения на сокращенные простые; • замена сложноподчинённого предложения простым. • перевод диалога или прямой речи в косвенную; • замена фрагмента текста синонимичным выражением; • формулирование мысли своими словами.

Основные способы сжатия текста

Упрощение

  • разбивка сложного предложения на сокращенные простые;

замена сложноподчинённого предложения простым.

перевод диалога или прямой речи в косвенную;

замена фрагмента текста синонимичным выражением;

формулирование мысли своими словами.

Работаем с текстом Выделим микротемы. 1 абзац.  Доставшееся нам историческое и культурное наследие надо оберегать, но в памяти все же возникают горестные картины.

Работаем с текстом

Выделим микротемы.

1 абзац.

Доставшееся нам историческое и культурное наследие надо оберегать, но в памяти все же возникают горестные картины.

Работаем с текстом Выделим микротемы. 2 абзац.  Взорвав чугунный памятник на могиле Багратиона, преступники запятнали одно из благородных чувств – признательность защитнику национальной свободы России.

Работаем с текстом

Выделим микротемы.

2 абзац.

Взорвав чугунный памятник на могиле Багратиона, преступники запятнали одно из благородных чувств – признательность защитнику национальной свободы России.

Работаем с текстом Выделим микротемы. 3 абзац.  Путевой дворец Растрелли, стоявший недалеко от аэродрома Ленинграда, был разрушен во время войны немцами и до сих пор не восстановлен. Утрата любого памятника невосстановима.

Работаем с текстом

Выделим микротемы.

3 абзац.

Путевой дворец Растрелли, стоявший недалеко от аэродрома Ленинграда, был разрушен во время войны немцами и до сих пор не восстановлен. Утрата любого памятника невосстановима.

Работаем с текстом     Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Каждый ответит, что его надо оберегать, но в памяти всё же возникают иные, горестные картины.

Работаем с текстом

Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Каждый ответит, что его надо оберегать, но в памяти всё же возникают иные, горестные картины.

Использованные приёмы сжатия Замена фрагмента текста (доставшееся нам наследство – его). Исключение фрагментов предложения (жизненный опыт, а порой). Исключение синонима (грустные).  Обобщение (образование сложного предложения путем слияния двух смежных).

Использованные приёмы сжатия

Замена фрагмента текста

(доставшееся нам наследство – его).

Исключение фрагментов предложения (жизненный опыт, а порой).

Исключение синонима

(грустные).

Обобщение

(образование сложного предложения путем слияния двух смежных).

Работаем с текстом   Довелось мне как–то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным человеком – реставратором Н.И.Ивановым. Мы оба обнажили головы перед памятниками, воздвигнутыми на этом месте благодарными потомками. И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Преступники запятнали одно из благородных чувств – признательность защитнику национальной свободы России.

Работаем с текстом

Довелось мне как–то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным человеком – реставратором Н.И.Ивановым. Мы оба обнажили головы перед памятниками, воздвигнутыми на этом месте благодарными потомками. И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Преступники запятнали одно из благородных чувств – признательность защитнику национальной свободы России.

Использованные приёмы сжатия Исключение фрагментов предложения и переформули-рование мысли своими словами. Исключение предложения, содержащего второстепенные факты (Он уже и позабыл, когда уходил в отпуск: не может ни дня прожить без Бородинского поля!..)  Упрощение (замена имени и отчества инициалами, местоимением) Замена  фрагмента текста синонимичным выражением ( сделавшие это совершили преступление - преступники запятнали);

Использованные приёмы сжатия

Исключение фрагментов предложения и переформули-рование мысли своими словами.

Исключение предложения, содержащего второстепенные факты (Он уже и позабыл, когда уходил в отпуск: не может ни дня прожить без Бородинского поля!..)

Упрощение (замена имени и отчества инициалами, местоимением)

Замена фрагмента текста синонимичным выражением ( сделавшие это совершили преступление - преступники запятнали);

Работаем с текстом  Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде, архитектура которого связана с именами Растрелли, Росси, Захарова. По дороге с аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли, разрушенный войной, но сохранённый нашими бойцами. Отреставрировать его – и какая праздничная увертюра к Ленинграду. Снесли!  Теперь на этом месте пусто, пусто и в душе, потому что утрата любого памятника невосстановима.

Работаем с текстом

Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде, архитектура которого связана с именами Растрелли, Росси, Захарова. По дороге с аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли, разрушенный войной, но сохранённый нашими бойцами. Отреставрировать его – и какая праздничная увертюра к Ленинграду. Снесли! Теперь на этом месте пусто, пусто и в душе, потому что утрата любого памятника невосстановима.

Использованные приёмы сжатия Образование  сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, исключение синонимов, упрощение; Исключение предложения, содержащего второстепенные факты

Использованные приёмы сжатия

Образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, исключение синонимов, упрощение;

Исключение предложения, содержащего второстепенные факты

Самостоятельная работа 1 абзац. Микротема.     Самым значительным изобретением за всю историю человечества учёные из разных стран признали книгу, потому что благодаря этому изобретению стали возможны и многие другие.

Самостоятельная работа

1 абзац.

Микротема.

Самым значительным изобретением за всю историю человечества учёные из разных стран признали книгу, потому что благодаря этому изобретению стали возможны и многие другие.

Самостоятельная работа 2 абзац. Микротема.  Сегодня книга - по-прежнему самый надёжный и долговечный аккумулятор знаний, ведущий к добру.

Самостоятельная работа

2 абзац.

Микротема.

Сегодня книга - по-прежнему самый надёжный и долговечный аккумулятор знаний, ведущий к добру.

Самостоятельная работа 3 абзац. Микротема.  Достоверным является лишь слово, закрепленное на бумаге, слово, услышанное и затем прочитанное, надолго сохраняется в памяти.

Самостоятельная работа

3 абзац.

Микротема.

Достоверным является лишь слово, закрепленное на бумаге, слово, услышанное и затем прочитанное, надолго сохраняется в памяти.

Творческих успехов!  за работу

Творческих успехов!

за работу


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Приёмы сжатия текста

Автор: Роот Светлана Григорьевна

Дата: 03.12.2014

Номер свидетельства: 138817

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Урок русского языка по теме "Приёмы сжатия текста""
    ["seo_title"] => string(56) "urok_russkogho_iazyka_po_tiemie_priiomy_szhatiia_tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "354989"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478180410"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Упражнения на освоение приёмов сжатия текста"
    ["seo_title"] => string(49) "uprazhneniia_na_osvoenie_priiomov_szhatiia_teksta"
    ["file_id"] => string(6) "647516"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1710917035"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Урок развития речи. "Сжатое изложение (приёмы компрессии текста.)"
    ["seo_title"] => string(64) "urokrazvitiiariechiszhatoieizlozhieniiepriiomykompriessiitieksta"
    ["file_id"] => string(6) "273668"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452255867"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Программа элективного курса "Приемы сжатия текста" "
    ["seo_title"] => string(55) "proghramma-eliektivnogho-kursa-priiemy-szhatiia-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "128798"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415561561"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Сжатое изложение. Приемы сжатия текста"
    ["seo_title"] => string(41) "szhatoe_izlozhenie_priemy_szhatiia_teksta"
    ["file_id"] => string(6) "620592"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1671185954"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства