В презентации показаны основные приёмы сжатия текста, разработана памятка пошаговой работы при написании изложения, рассмотрены примеры работы с текстом, выделение микротем по абзацам. Как закрепление дана самостоятельная работа. Также в презентации для учащегося есть возможность познакомиться с критериями получения максимального балла за изложение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1) передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы;
1) передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы;
2) правильно применил не менее 2 разных приемов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия не менее 3 микротем текста, или правильно применил 1 прием сжатия текста, использовав его на протяжении всего текста;
3)работа характеризуется смысловой цельностью,
речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность
изложения не нарушена; в работе нет нарушений
абзацного членения текста.
2) правильно применил не менее 2 разных приемов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия не менее 3 микротем текста, или правильно применил 1 прием сжатия текста, использовав его на протяжении всего текста;3)работа характеризуется смысловой цельностью,речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательностьизложения не нарушена; в работе нет нарушенийабзацного членения текста.
Памятка
1. Не стремиться воспроизвести текст дословно.
2.Не повторять одни и те же слова (имена собственные, глаголы движения и речи и т.д.).
3.Чередовать разные типы предложений и употреблять только изученные.
4.Правильно употреблять личные местоимения.
5.Перечитать готовое изложение и
а) устранить повторы;
б) снять логическое противоречие;
в) исправить неточное
употребление слова.
Основные способы сжатия текста
Исключение
•предложений или их фрагментов, содержащих второстепенные факты (подробности, детали, примеры, числовые данные, отступления и т.д.);
•предложений с описаниями и рассуждениями;
•повторов;
•одного или нескольких синонимов.
•предложений или их фрагментов, содержащих второстепенные факты (подробности, детали, примеры, числовые данные, отступления и т.д.);•предложений с описаниями и рассуждениями;•повторов;•одного или нескольких синонимов.
Основные способы сжатия текста
Обобщение
• обобщение нескольких однородных мелких (частных, единичных) вопросов, фактов, примеров. (В этом случае надо сначала найти в тексте эти однородные частные факты, вычленить в них общее, а затем подобрать языковую форму их обобщенной передачи, то есть переформулировать мысль своими словами. Например: В коробке лежали синие, красные, зеленые и жёлтые шары. = В коробке лежали разноцветные шары.)
•образование сложного предложения путем
слияния двух смежных предложений,
повествующих об одном и том же
предмете речи.
Основные способы сжатия текста
Упрощение
разбивка сложного предложения на сокращенные простые;
•замена сложноподчинённого предложения простым.
•перевод диалога или прямой речи в косвенную;
•замена фрагмента текста синонимичным выражением;
•формулирование мысли своими словами.
Работаем с текстом
Выделим микротемы.
1 абзац.
Доставшееся нам историческое и культурное наследие надо оберегать, но в памяти все же возникают горестные картины.
Работаем с текстом
Выделим микротемы.
2 абзац.
Взорвав чугунный памятник на могиле Багратиона, преступники запятнали одно из благородных чувств – признательность защитнику национальной свободы России.
Работаем с текстом
Выделим микротемы.
3 абзац.
Путевой дворец Растрелли, стоявший недалеко от аэродрома Ленинграда, был разрушен во время войны немцами и до сих пор не восстановлен. Утрата любого памятника невосстановима.
Работаем с текстом
Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Каждый ответит, что его надо оберегать, но в памяти всё же возникают иные, горестные картины.
Использованные приёмы сжатия
Замена фрагмента текста
(доставшееся нам наследство – его).
Исключение фрагментов предложения(жизненный опыт, а порой).
Исключение синонима
(грустные).
Обобщение
(образование сложного предложения путем слияния двух смежных).
Работаем с текстом
Довелось мне как–то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным человеком – реставратором Н.И.Ивановым. Мы оба обнажили головы перед памятниками, воздвигнутыми на этом месте благодарными потомками. И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Преступники запятнали одно из благородных чувств – признательность защитнику национальной свободы России.
Использованные приёмы сжатия
Исключениефрагментов предложения и переформули-рование мысли своими словами.
Исключениепредложения, содержащего второстепенные факты (Он уже и позабыл, когда уходил в отпуск: не может ни дня прожить без Бородинского поля!..)
Упрощение(замена имени и отчества инициалами, местоимением)
Заменафрагмента текста синонимичным выражением ( сделавшие это совершили преступление - преступники запятнали);
Работаем с текстом
Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде, архитектура которого связана с именами Растрелли, Росси, Захарова. По дороге с аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли, разрушенный войной, но сохранённый нашими бойцами. Отреставрировать его – и какая праздничная увертюра к Ленинграду. Снесли!Теперь на этом месте пусто, пусто и в душе, потому что утрата любого памятника невосстановима.
Использованные приёмы сжатия
Образованиесложного предложения путем слияния двух смежных предложений, исключение синонимов, упрощение;
Самым значительным изобретением за всю историю человечества учёные из разных стран признали книгу, потому что благодаря этому изобретению стали возможны и многие другие.
Самостоятельная работа
2 абзац.
Микротема.
Сегодня книга - по-прежнему самый надёжный и долговечный аккумулятор знаний, ведущий к добру.
Самостоятельная работа
3 абзац.
Микротема.
Достоверным является лишь слово, закрепленное на бумаге, слово, услышанное и затем прочитанное, надолго сохраняется в памяти.