Просмотр содержимого документа
«Упражнения на освоение приёмов сжатия текста»
Кроме легенд о Геракле, древние Греки рассказывали и о двух братьях-близнецах – Геракле и Ификле. Несмотря на то, что братья с детства были очень похожи, выросли они разными.
Ещё очень рано, и мальчикам хочется спать. Ификл натягивает на голову одеяло, чтобы дольше смотреть интересные сны, А Геракл бежит умываться к холодному ручью.
Вот братья идут по дороге и видят: на пути большая лужа. Геракл отходит назад, разбегается и перепрыгивает через препятствие, а Ификл, недовольно ворча, ищет обходной путь.
Братья видят: на высокой ветке дерева красивое яблоко. «Слишком высоко, – ворчит Ификл. – Не очень-то хочется этого яблока». Геракл прыгает – и плод у него в руках.
Когда устают ноги и губы пересыхают от жажды, а до привала ещё далеко, Ификл обычно говорит: «Отдохнём здесь, под кустиком». – «Лучше побежим, – предлагает Геракл. – Так мы быстрее одолеем дорогу».
Геракл, который сначала был обыкновенным мальчиком, впоследствии становится героем, победителем чудовищ. И всё это только потому, что он с детства привык одерживать ежедневные победы над трудностями, над самим собой.
В этой древней легенде скрыт глубочайший смысл: воля – это умение управлять собой.
(176 слов).
Текст сжатого изложения
У древних греков есть легенда о Геракле и Ификле. Хотя они были близнецами, выросли братья разными.
Ранним утром, когда Ификл ещё спит, Геракл бежит умываться к холодному ручью.
Увидев на пути лужу, Геракл перепрыгивает через неё, а Ификл обходит препятствие.
Ификлу лень лезть за яблоком, висящим высоко, а Геракл тут же достаёт плод.
Когда идти больше нет сил, Ификл предлагает сделать привал, а Геракл бежит вперёд.
Хотя Геракл, как и Ификл, вначале был обыкновенным мальчиком, он стал героем, потому что с детства учился преодолевать трудности, воспитывать волю.
(86 слов)
УПРАЖНЕНИЕ 2
Прочитайте предложение и подчеркните в нём главную информацию.
А) Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.
Запись должна выглядеть так:
Многие вещества биологическго происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.
Б) Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот как без воздуха, но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из – за пыли машины преждевременно изнашиваются).
Таков может быть окончательный вариант сокращения:
Чистый воздух нужен не только людям, он необходим в точном производстве.
Обращаем внимание учеников на то, что наряду с содержательным приёмом сокращения текста мы использовали и языковой приём: заменили сочетание чистый воздух местоимением, в первой части добавлена отрицательная частица не.
УПРАЖНЕНИЕ 3
А) Прочитайте микротекст, подчеркните главную информацию.
Сократите текст, использовав соответствующие приёмы сжатия.
(1)Каждый человек должен писать так же хорошо, как и говорить. (2)Чтобы научиться писать, надо писать, нельзя обставить себя хорошими рекомендациями, как писать, и сразу начать писать правильно и хорошо: ничего не выйдет. (3)Поэтому пишите письма друзьям, ведите дневник, пишите воспоминания (их можно и нужно писать как можно раньше – не худо ещё в юные годы – о своём детстве, например).
(Обращаем внимание учащихся на ряд однородных членов в последнем предложении.)
Б) Прочитайте микротекст, подчеркните главную информацию.
Сократите текст, использовав соответствующие приёмы сжатия.
(1)Художники, иллюстрирующие былины, сталкиваются с определёнными трудностями. (2)Им необходимо учитывать, что былина содержит не только вымысел, но и некоторые исторические факты, даже, можно сказать, описывает реальные события в сказочной форме. (3)Поэтому иллюстраторы должны знать, как выглядели предметы быта, костюмы и оружие того времени, и достоверно их изобразить.
Возможный вариант сокращённого текста.
Былины содержат не только вымысел, но и некоторые исторические факты, описывают реальные события в сказочной форме, поэтому иллюстраторы должны знать исторические реалии и достоверно их изображать.
УПРАЖНЕНИЕ 4
Перед вами два абзаца текста. Какая информация вам кажется факультативной? Какие предложения, перестроив, можно соединить? Используя различные приёмы сжатия текста, передайте основную информацию, заключённую в двух абзацах, так, чтобы объём вашего высказывания не превышал (35 слов).
Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты.
Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. 3. Например, целью может быть поступление в ВУЗ или покупка мотоцикла. 4. В любом случае можно заранее продумать и просчитывать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (45 слов)
Примеры выполнения работы учащимися:
1. Может показаться парадоксальным, но человеку нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты. 2. Цель конкретна и достижима, мы можем продумать или просчитать те действия, которые необходимы для её достижения. (32 слова)
Мы видим использование приёма исключения информации, содержащейся в 3-м предложении исходного текста, приёма слияния двух предложений – 2-го и 4-го, упрощение структуры этого предложения.
2.1.Людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты. 2. Можно заранее продумать, как добиться цели, но мечта – это нечто другое. (23 слова).
В данном варианте исключается информация 3-го предложения исходного текста, фрагмент 1-го предложения (может показаться парадоксальным), контекстуальный синоним (просчитать), слиты 2 предложения.
3.1 Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты. 2. Цель конкретна, точно достижима. 3. Можно заранее просчитать, что нужно сделать для её достижения. (28 слов)
Используется приём исключения факультативной информации (3-е предложение, второстепенные члены в 4-м предложении исходного текста).
При подготовке к экзамену можно давать учащимся упражнения с несколькими заданиями.
1
(А)Понятия “виртуальный” (1) “виртуальная реальность”(2) становят…ся сегодня всё более популярными.
(Б) Знакомое нам значение ис…кус…тве…ой реальности (1) созда…ой техническими средствами (2) и в той или иной мере (3) имитирующ…й реальность действительную (4) они пр…обрели в середине ХХ века (5) как раз (6) когда начали разв…ват…ся (7) эти самые технические средства. (В) Со времён первых тренаж…ров для водителей (1) лётчиков (2) и так далее (3) помогающих обрести (не)обходимые навыки (4) виртуальный мир шагнул из области практического обучения (5) в повседневную жизнь.
(Г) Время идёт (1) комп…ютеры становят…ся мощнее (2) средства изощрё…ее (3) возможности шире (4) а виртуальные персонажи (5) всё менее и менее отл…чимыми от тех (6) кто об…тает по эту сторону монитора.
2
(А)Понятия “виртуальный”, “виртуальная реальность” становятся сегодня всё более популярными. (Б) Знакомое нам значение искусственной реальности, созданной техническими средствами и в той или иной мере имитирующей реальность действительную, они приобрели в середине ХХ века, как раз когда начали развиваться эти самые технические средства. (В) Со времён первых тренажёров для водителей, лётчиков и так далее, помогающих обрести необходимые навыки, виртуальный мир шагнул из области практического обучения в повседневную жизнь. (Г) Время идёт, компьютеры становятся мощнее, средства изощрённее, возможности шире, а виртуальные персонажи всё менее и менее отличимыми от тех, кто обитает по эту сторону монитора.
Найдите предложение(-я) с однородными обособленными определениями.
3
(Г) Время идёт, компьютеры становятся мощнее, средства изощрённее, возможности шире, а виртуальные персонажи всё менее и менее отличимыми от тех, кто обитает по эту сторону монитора.
Укажите количество грамматических основ в предложении Г.
4
Замените словосочетание ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ, построенное на основе согласования, синонимичным со связью управление.
5
Выпишите из данного предложения слово, правописание приставки в котором зависит от значения.
(Б) Знакомое нам значение искусственной реальности, созданной техническими средствами и в той или иной мере имитирующей реальность действительную, они приобрели в середине ХХ века, как раз когда начали развиваться эти самые технические средства.
6
(А)Понятия “виртуальный”, “виртуальная реальность” становятся сегодня всё более популярными. (Б) Знакомое нам значение искусственной реальности, созданной техническими средствами и в той или иной мере имитирующей реальность действительную, они приобрели в середине ХХ века, как раз когда начали развиваться эти самые технические средства. (В) Со времён первых тренажёров для водителей, лётчиков и так далее, помогающих обрести необходимые навыки, виртуальный мир шагнул из области практического обучения в повседневную жизнь. (Г) Время идёт, компьютеры становятся мощнее, средства изощрённее, возможности шире, а виртуальные персонажи всё менее и менее отличимыми от тех, кто обитает по эту сторону монитора.
Найдите предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью.
7
Определите, какое средство выразительности использовано в последнем предложении (Г).
8
Найдите ключевые слова, выделите главную информацию. Что можно считать второстепенным и опустить при сжатии текста? Сократите текст до 40 слов.
Популярные сегодня понятия “виртуальный”, “виртуальная реальность” с середины ХХ века имеют значение созданной техническими средствами реальности, имитирующей реальность действительную. Сейчас это не только различные тренажёры, так как компьютеры становятся мощнее, возможности шире, а виртуальные персонажи всё менее отличимыми от людей.
А) Трансформация словосочетаний
УПРАЖНЕНИЕ 5
Выберите из синонимичных языковых средств наиболее краткие и ёмкие, «экономичные».
оказать помощь – помочь
дать подтверждение – …
привести доказательство –
проводить исследование-…
проявлять интерес – …
выдвинуть предложения – …
проявить сочувствие
Процесс реакции – реакция
свойство упругости – …
месяц март – …
Б) Трансформация предложений
Замените придаточное предложение предложно-падежной конструкцией.
Для того чтобы осуществить – для осуществления
для того чтобы получить – для получения
для того чтобы изменить – …
для того чтобы соединить – …
для того чтобы распределить – …
для того чтобы рассмотреть – …
В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь (достичь цели).
(В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать для достижения цели).
Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно, чтобы нагреть от комнатной температуры до кипения 150 тон воды.
(Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно для нагревания от комнатной температуры до кипения 150 тон воды).
УПРАЖНЕНИЕ 6
Замените придаточные условия и причины предложно – падежной конструкцией или деепричастным оборотом. (Напоминаем учащимся, что употребление деепричастного оборота считается ошибочным, если субъект действия, обозначенного глаголом – сказуемым, и субъект действия, обозначенного деепричастием, не совпадают).
Чтобы ядерная реакция протекала, необходимо снизить скорость движения нейтронов приблизительно в 10000 раз.
( Для протекания ядерной реакции необходимо снизить скорость движения нейтронов приблизительно в 10000 раз).
Если бы на мгновение прекратилось действие электромагнитных сил, то сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы.
(С прекращением действия электромагнитных сил сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы).
Если принимать витамины не менее 4 месяцев в году, можно восполнить дефицит важнейших элементов и усилить защитные свойства организма.
( Принимая витамины не менее 4 месяцев в году, можно восполнить дефицит важнейших элементов и усилить защитные свойства организма).
УПРАЖНЕНИЕ 7
Там, где это возможно, замените сложные предложения простыми.
1) Вскоре старший сын попросил артиста, чтобы он спел что-нибудь вполголоса.
2) Трёх сосен, что так любил Пушкин, в Михайловском сейчас нет.
3) Известно, что слоны в диковинку у нас.
4) В ясный день вы увидите в лесу, как осенняя паутина блестит на солнце.
5) Мы расположились на отдых у дерева, что растёт у самой воды.
6) Я спросила, когда мне ещё прийти.
И комплексное упражнение (тема СПП)
УПРАЖНЕНИЕ 8
1
Найдите сложные предложения, в которых есть придаточное причины. Перестройте эти предложения, заменив придаточные предложно-падежными конструкциями.
(А)Дело в том, что орфография облегчает жизнь не всем, а только грамотным людям. (Б)Име(1)о поэтому при любых реформах орфографии и графики страдают прежде всего они. (В)И име(1)о образова(2)ые люди сильнее всего сопротивляются таким реформам. (Г)Остальные же без орфографии даже немного выигрывают: не надо думать, как писать, да и чтению это не мешает, поскольку привычки к определё(3)ому графическому облику слов у них не сформирова(4)о. (Д)Главное же, что при отсутствии орфографии незнание орфографических правил им абсолютно не вредит, так что их социальный статус сильно повышается.
(Е)Другая причина привлекательности неправильной орфографии заключается в том, что она придаёт слову дополнительную выразительность. (Ж)Один мой знакомый объявил, что будет писать жи и ши только с буквой ы – в частности, потому, что «жызнь более энергич(5)а и жызне(6)а, чем жизнь».(З)И по-своему был прав. (И)Однако, будучи грамотным человеком, периодически забывался и срывался на нормативные держишь и пишите.
(По М. Кронгаузу)
(Г)Остальные же без орфографии даже немного выигрывают: не надо думать, как писать, да и чтению это не мешает, поскольку привычки к определё(3)ому графическому облику слов у них не сформирова(4)о.
- (Г)Остальные же без орфографии даже немного выигрывают: не надо думать, как писать, да и чтению это не мешает из-за отсутствия привычки к определё(3)ому графическому облику слов.
(Д)Главное же, что при отсутствии орфографии незнание орфографических правил им абсолютно не вредит, так что их социальный статус сильно повышается.
5
Укажите количество грамматических основ в этом предложении.
(Г)Остальные же без орфографии даже немного выигрывают: не надо думать, как писать, да и чтению это не мешает, поскольку привычки к определё(3)ому графическому облику слов у них не сформирова(4)о.
(З)И по-своему был прав. (И)Однако, будучи грамотным человеком, периодически забывался и срывался на нормативные держишь и пишите.
7
Определите часть речи слова однако в предложении И.
(З)И по-своему был прав. (И)Однако, будучи грамотным человеком, периодически забывался и срывался на нормативные держишь и пишите.
8
Замените придаточную часть в предложении Е предложно-падежной конструкцией.
Подобные упражнения интересны учащимся, демонстрируют им возможности языка, заставляют внимательнее вчитываться в текст. Такая работа позволит предотвратить возможные коммуникативные неудачи учеников как при чтении – понимании текста, так и при создании ими собственных текстов.