Презентация "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка"
Презентация "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка"
Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте освоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию УУД находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся. Каждый учебный предмет в зависимости от содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.
Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.
Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования. В презентации дается описание универсальным учебным действиям, функции, виды, представлены упражнения по русскому языку для формирования УУД
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка"»
«Формирование системы универсальных учебных действий
на уроках русского языка
в начальной школе»
Подготовила :
учитель начальных классов
МАОУ «Гимназия (английская)» г. Магадана
Шопова Лилия Зуфаровна
Целью школьного образования является формирование
умения учиться .
Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД).
УУД-совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всехкомпонентовучебной деятельности, которые включают:
познавательные и учебные мотивы;
учебную цель;
учебную задачу;
учебные действия и операции (преобразование материала, контроль и оценка).
Универсальные учебные действияв процессеобучения в начальной школе выполняют следующиефункции:
1) обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
2) создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности
к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
3) обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей
- Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
- Синтез – составление целого из частей.
- Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации.
- Подведение под понятие, выведение следствий.
- Установление причинно-следственных связей.
- Построение логической цепи рассуждений.
- Доказательство.
- Выдвижение гипотез и их обоснование.
Упражнения на уроках русского языка, формирующие логические УУД.
Разбери слова по составу : метро, вынуть, листочки, окружность.
Какое слово лишнее? Подчеркни его.
Какое слово лишнее? Подчеркни его.
Какое слово лишнее? Подчеркни его.
Какое слово лишнее? Подчеркни его.
Учитель, тетрадь, музыкант, шофер.
Чайка, море, скворец, сорока.
Спиши любую группу слов, вставляя пропущенные буквосочетания. Подбери другие слова, в которых есть буквосочетания «жи-ши».
Сне…нка …тель
Сме…нка Ма…на
Пасса…р Кув…нка
Пру…на Дру…ть
-Подбери и запиши слова. Составь анаграммы.Анаграммы– это слова, которые получаются путем перестановки букв какого-нибудь слова (например: рост-сорт):
Кулон-клоун
Автор-товар
Коршун-шнурок
-Разгадай шараду, запиши слово. Придумай такую же загадку.
А) Корень мой находится в цене.
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке вы встречали.
Вся же – в дневнике я и в журнале(Оценка).
Б) Первая буква стоит за буквой «Т», вторая – за буквой «Ц», третья – за буквой «З», четвертая – за буквой «С», пятая –перед буквой «К», шестая – после буквы «К», седьмая – после буквы «ы».(Учитель)
- Составь предложение из слов, вставь в слова правильную букву.
1) Это, длинная, в, река, (Е,е)вропе, самая.
2) берёт, она, начало, своё, города, (Т,т)вери.
3) впадает, в, (В,в)олга, море, (К,к)аспийское.
- Собери пословицу:
Чему, не выучит, Ваня, не научился, Иван, того.
--Разгадай ребусы:
1УМ, О5, Ш3Х, 1ОЧКА, 1БОР
- Из букв слова«Первоклассник»составь другие слова.
Эти задания способствуют формированию умения строить речевые высказывания в устной речи.
1. Объясни значение слова «язык» в каждой фразе:
-Больно прикусил язык.
- Язык до Киева доведёт.
- Разведчики взяли языка.
- Без языка и колокол нем.
- Прикуси язык!
- Язык под чесночным соусом.
2. Составьте предложения со словами, чтобы была понятна разница в лексическом значении.
Повесить нос (приходить в уныние, сильно огорчиться)
В час по чайной ложке (очень медленно)
4. Подбери к данным фразеологизмам антонимичные фразеологизмы.
Заварить кашу-
Жить душа в душу-
На ночь глядя-
Повесить нос-
Водой не разольешь –
5. Поставь ударения в словах:
Гусеница, магазин, документ, хвоя,
столяр, алфавит, портфель.
Особое значение для формирования познавательных универсальных учебных действий имеют нестандартные олимпиадные задания. Усвоение приема решения олимпиадных заданий базируется главным образом на сформированности логических операций – умении анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлять классификацию, сериацию, логическую мультипликацию (логическое умножение), установление аналогии.
Из каждого слова возьми только первые слоги и составь новое слова.
Из каждого слова возьми только первые слоги и составь новое слова.
Баран, рана, бантик, кора, лото.
Напиши слово, которое состоит
Напиши слово, которое состоит
из 3 слогов, а указывает на семь дней.
Коммуникативные действия обеспечивают:
- социальную компетентность;
- учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;
умение слушать и вступать в диалог;
участие в коллективном обсуждении проблем;
- строительство продуктивного взаимодействия и сотрудничества
со сверстниками и взрослыми.
- интеграцию в группу сверстников.
Развитие коммуникативной деятельности:
Организация групповых, парных форм работы – помогает осмыслить учебные действия, распределить нагрузку, дает эмоциональную и содержательную поддержку для слабых и робких учеников.
Регулятивные УУД
целеполагание
планирование
прогнозирование
мотивация
контроль
коррекция
оценка
волеваясаморегуляция
Овладение универсальными учебными действиями ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться. Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности.