Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку в 5 классе на тему Склонение имен существительных»
Учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №153
Дождикова Т.В.
Задание 1
- Приведите примеры сущ., которые имею форму только мн.ч - Приведите примеры сущ., которые имеют форму только ед.ч - Назовите 3 группы сущ., имеющих только ед. ч, которые выделили на прошлом уроке
Задание 2
Сегодня на уроке мы повторим известную вам тему « Склонения
имен существительных» и углубим ваши знания по этой теме.
Запись темы на доске
На сосне и на березе –
Бахрома
Белой пряжей
Их запутала зима
И оставила
Распутывать весне
Эту пряжу на березе
И сосне.
Слова какого склонения использовал поэт в этом стихотворении, создавая свой зимний пейзаж? Подписываем склонения (все сущ. - 1 скл). Какой падеж отсутствует? Подписываем падежи (нет родит)
Задание 3
Откроем стр. 207 учебника, прочитаем про себя. Теперь ответьте на вопрос, что такое склонение? (изменение по падежам). Как определить склонение? Сколько склонений в русском языке вы знаете?
Склонение имен существительных
1 скл.
Ж.р. и М.р.
2 скл.
3 скл.
М.р. и Ср.р.
Окончания а, я
Ж.р.
Нулевое окончание, о, е
Нулевое окончание,
Оканчиваются на ь
Задание 4
Диктую детям слова (вразброс), они распределяют по 3 столбикам – 3 скл., среди них слово ВРЕМЯ. Говорю, если сомневаемся куда определить слово, то не пишем его.
1 скл.2 скл.3 скл.
славаплачизморозь
Славапоклон верность
темнотаболото россыпь
сумрак
звездопад
Задание 5
Предлагаю понаблюдать над тем, как изменяется слово ВРЕМЯ
И.п.(что?)время
Р.п.(чего?) времени
Д.п.(чему?)времени
В.п.(что?)время
Т.п.(чем?)временем
П.п. (о чем?)о времени
Посмотрите на окончания сущ.ВРЕМЯ,
что вы заметили?
У существительного есть окончания II склонения
У существительного есть окончания IIIсклонения
У существительного есть окончания как II, так и III склонения
Молодцы! Правильно!
Увы! Ошиблись! Подумайте еще!
Как думаете, есть ли еще такие сущ.,
которыесклоняются по - разному?
Чтобы с ними познакомиться,
прочитаем стихотворение:
В стародавнее древнее ВРЕМЯ , В шалашах без окон и дверей, Жило-было лохматое ПЛЕМЯ Первобытных людей-дикарей. Они не знали, для чего корове ВЫМЯ , Как написать свою фамилию и ИМЯ , Зачем на лошадь надевать седло и СТРЕМЯ . Необразованное было это ПЛЕМЯ . Трудно было им жить в эти годы. Угнетало их БРЕМЯ забот. И страдали они от погоды Без зонтов, без плащей и без бот. Никто не знал, как развевает ветер ЗНАМЯ , Что кислород всегда поддерживает ПЛАМЯ . Над тем, как в булку превратить простое СЕМЯ С утра до вечера они чесали ТЕМЯ . Мы сегодня пропели вам песню Из истории древних веков. Что б она оказалась полезней, Мы включили в неё десять слов. Есть в этой песне ИМЯ , ПЛЕМЯ , СЕМЯ , ПЛАМЯ . В неё вошли и ВЫМЯ , ТЕМЯ , СТРЕМЯ , ЗНАМЯ . А для того, что б облегчить учёбы БРЕМЯ , Вы повторяйте эту песенку всё ВРЕМЯ .
Какие слова мы можем добавить в нашу таблицу? 10 слов на –мя.
Делаем вывод , что существительные на мя- разносклоняемые, потому что они относятся ко 2 скл., а имеют окончания в р.п., д.п., п.п. и , а это окончание 3 скл.
Задание 6
Изменим по падежам кони-пони (у слова кони есть окончания, у слова пони нет окончания) запишите, что сущ. НЕСКЛОНЯЕМЫЕ не изменяются по падежам и не имеют окончания!
И.п.(кто?)кони – пони
Р.п.(кого?)коней - пони
Д.п.(кому?)коням - пони
В.п.(кого?)коней - пони
Т.п.(кем?) конями - пони
П.п.( о ком?)о конях - пони
Приведем еще примеры: кофе, пальто, шимпанзе, метро, хобби, кенгуру.
Запишите предложение с несклоняемым существительными.
Д/З
Выучить правила, составить предложения с разносклоняемыми существительными.
Этот урок можно использовать при изучении имен существительных в 5 классе.