kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку "Подготовка к сочинению по тексту Кабалевского"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок направлен на подготовку к ОГЭ. Содержит анализ текста Д.Кабалевского о композиторах, задания к тексту и теоретический материал по орфографии, пунктуации и другим разделам языкознания, входящим в государственный экзамен, а также алгоритм написания сочинения по тексту.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Подготовка к сочинению по тексту Кабалевского"»

МБОУ Гимназия № 21  г. Батайск Подготовка к написанию сочинения по тексту Д. Кабалевского (в рамках подготовки к ОГЭ) Учитель русского языка и литературы Н.Г. Иорданишвили

МБОУ Гимназия № 21 г. Батайск

Подготовка к написанию сочинения по тексту

Д. Кабалевского

(в рамках подготовки к ОГЭ)

Учитель русского языка

и литературы

Н.Г. Иорданишвили

Этапы работы над сочинением Перечитать исходный текст, выделить в нём указанный в задании фрагмент, вдуматься в смысл фрагмента, проникнув в авторский замысел, осознав явные и скрытые значения, поняв значение всех входящих в выделенный фрагмент слов и фраз, выделить позицию автора Сформулировать собственное мнение о смысле фрагмента текста Привести 2 аргумента , подтверждающие правильность понимания смысла фрагмента Подобрать из исходного текста 2 примера , подкрепляющие вашу аргументацию Приводя примеры, следует цитировать или указывать в скобках номера предложений 6. Надо оформить текст композиционно: это должно быть рассуждение , то есть тезис , доводы и вывод , а также вступление и заключение

Этапы работы над сочинением

  • Перечитать исходный текст, выделить в нём указанный в задании фрагмент, вдуматься в смысл фрагмента, проникнув в авторский замысел, осознав явные и скрытые значения, поняв значение всех входящих в выделенный фрагмент слов и фраз, выделить позицию автора
  • Сформулировать собственное мнение о смысле фрагмента текста
  • Привести 2 аргумента , подтверждающие правильность понимания смысла фрагмента
  • Подобрать из исходного текста 2 примера , подкрепляющие вашу аргументацию
  • Приводя примеры, следует цитировать или указывать в скобках номера предложений

6. Надо оформить текст композиционно: это должно быть рассуждение , то есть тезис , доводы и вывод , а также вступление и заключение

(1)Композиторы, жившие в разное время и в разных странах мира, вслушивались в музыку своего народа и изучали её так же, как все мы изучаем свой родной язык. (2)Они любили народную песню, впитывали её живительные соки, опирались на неё в стремлении сделать свою музыку более содержательной и правдивой, более понятной и близкой слушателям.   (3) И народная песня, как сказочный источник живой воды, давала композиторам силу и вдохновение, учила их красоте и мастерству, учила любить жизнь и человека, понимать их так, как понимает народная мудрость, заключённая в этих песнях.   (4)Главное для композиторов было не то, чтобы воспользоваться музыкой, уже сочинённой народом, а то, чтобы научиться на этой музыке родному своему музыкальному языку, подобно тому, как писатель учится на народном творчестве языку литературному.

(1)Композиторы, жившие в разное время и в разных

странах мира, вслушивались в музыку своего народа и изучали

её так же, как все мы изучаем свой родной язык. (2)Они любили

народную песню, впитывали её живительные соки, опирались

на неё в стремлении сделать свою музыку более

содержательной и правдивой, более понятной и близкой

слушателям.

(3) И народная песня, как сказочный источник живой

воды, давала композиторам силу и вдохновение, учила их

красоте и мастерству, учила любить жизнь и человека, понимать

их так, как понимает народная мудрость, заключённая в этих

песнях.

(4)Главное для композиторов было не то, чтобы

воспользоваться музыкой, уже сочинённой народом, а то, чтобы

научиться на этой музыке родному своему музыкальному языку,

подобно тому, как писатель учится на народном творчестве

языку литературному.

( 5)Вот почему музыка Глинки или Чайковского,  Мусоргского или Прокофьева во всём мире всегда узнаётся как  музыка русская, музыка Шопена – как польская музыка, музыка  Грига – как норвежская, Листа – как венгерская.   (6)Интерес композиторов к народной музыке особенно  ярко проявлялся в те эпохи, когда народы боролись за свою  свободу, за национальную независимость, когда в обществе  обострялось чувство национального достоинства, стремление  утвердить силу и самобытность своего духовного мира.   (7)Так композиторы, учась у народа, черпая силы в  неистощимых песенных богатствах, созданных народом, не  оставались в долгу. (8)Глинка подарил народу «Ивана Сусанина»  и «Руслана и Людмилу», Мусоргский – «Бориса Годунова» и  «Хованщину», Бородин – «Князя Игоря» и «Богатырскую»  симфонию, и слишком долго было бы перечислять всё, что создали  композиторы, прикоснувшиеся хоть раз к чудесному источнику.        ( По Д.Кабалевскому)

( 5)Вот почему музыка Глинки или Чайковского, Мусоргского или

Прокофьева во всём мире всегда узнаётся как музыка русская, музыка

Шопена – как польская музыка, музыка Грига – как норвежская, Листа – как

венгерская.

(6)Интерес композиторов к народной музыке особенно ярко

проявлялся в те эпохи, когда народы боролись за свою свободу, за

национальную независимость, когда в обществе обострялось чувство

национального достоинства, стремление утвердить силу и самобытность

своего духовного мира.

(7)Так композиторы, учась у народа, черпая силы в неистощимых

песенных богатствах, созданных народом, не оставались в долгу. (8)Глинка

подарил народу «Ивана Сусанина» и «Руслана и Людмилу», Мусоргский –

«Бориса Годунова» и «Хованщину», Бородин – «Князя Игоря» и

«Богатырскую» симфонию, и слишком долго было бы перечислять всё, что

создали композиторы, прикоснувшиеся хоть раз к чудесному источнику.

( По Д.Кабалевскому)

Почему интерес композиторов к народной музыке особенно ярко проявлялся в те эпохи, когда народы боролись за свою свободу?

Почему интерес композиторов к народной музыке особенно ярко проявлялся в те эпохи, когда народы боролись за свою свободу?

  • 1) композиторы черпали силы в неистощимых песенных богатствах для своего творчества;
  • 2)композиторы выполняли государственный заказ написать патриотические произведения;
  • 3) народная музыка выражала стремление встать на защиту отечества, подняться всем миром против врага;
  • 4) композиторы пытались запечатлеть в музыкальных образах военные исторические события.
Почему автор статьи называет народную песню «сказочным источником живой воды»? 1) народная песня давала композиторам силу и вдохновение; 2) народная песня утоляла жажду творческого тщеславия; 3) в русских песнях ведётся рассказ о полноводных реках, ручьях; 4) Главными героями народных песен были сказочные герои

Почему автор статьи называет народную песню «сказочным источником живой воды»?

1) народная песня давала композиторам силу и вдохновение;

2) народная песня утоляла жажду творческого тщеславия;

3) в русских песнях ведётся рассказ о полноводных реках, ручьях;

4) Главными героями народных песен были сказочные герои

Опираясь в своём творчестве на традиции народного музыкального творчества, композиторы пытались сделать свою музыку…:

Опираясь в своём творчестве на традиции народного музыкального творчества, композиторы пытались сделать свою музыку…:

  • 1) танцевальной, запоминающейся;
  • 2) экспрессивной;
  • 3) содержательной, правдивой, более понятной и близкой своим слушателям;
  • 4) авторской
В каком предложении текста содержится аргумент, подтверждающий тезис автора о том, что русские композиторы, «учась у народа…не оставались в долгу» у него? 1) (1)Композиторы, жившие в разное время и в разных странах мира, вслушивались в музыку своего народа и изучали её так же, как все мы изучаем свой родной язык. 2) (3) И народная песня, как сказочный источник живой воды, давала композиторам силу и вдохновение, учила их красоте и мастерству, учила любить жизнь и человека, понимать их так, как понимает народная мудрость, заключённая в этих песнях. 3) (5)Вот почему музыка Глинки или Чайковского,  Мусоргского или Прокофьева во всём мире всегда узнаётся как  музыка русская, музыка Шопена – как польская музыка, музыка  Грига – как норвежская, Листа – как венгерская. 4) (8)Глинка подарил народу «Ивана Сусанина»  и «Руслана и Людмилу», Мусоргский –«Бориса Годунова» и  «Хованщину», Бородин – «Князя Игоря» и «Богатырскую»  симфонию, и слишком долго было бы перечислять всё, что создали  композиторы, прикоснувшиеся хоть раз к чудесному источнику.

В каком предложении текста содержится аргумент, подтверждающий тезис автора о том, что русские композиторы, «учась у народа…не оставались в долгу» у него?

1) (1)Композиторы, жившие в разное время и в разных

странах мира, вслушивались в музыку своего народа и изучали её так же, как все мы изучаем свой родной язык.

2) (3) И народная песня, как сказочный источник живой

воды, давала композиторам силу и вдохновение, учила их

красоте и мастерству, учила любить жизнь и человека, понимать их так, как понимает народная мудрость, заключённая в этих песнях.

3) (5)Вот почему музыка Глинки или Чайковского, Мусоргского или

Прокофьева во всём мире всегда узнаётся как музыка русская, музыка

Шопена – как польская музыка, музыка Грига – как норвежская, Листа – как венгерская.

4) (8)Глинка подарил народу «Ивана Сусанина» и «Руслана и Людмилу», Мусоргский –«Бориса Годунова» и «Хованщину», Бородин – «Князя Игоря» и «Богатырскую» симфонию, и слишком долго было бы перечислять всё, что создали композиторы, прикоснувшиеся хоть раз к чудесному источнику.

В каком варианте указаны средства речевой выразительности, использованные автором в предложениях 1-4?

В каком варианте указаны средства речевой выразительности, использованные автором в предложениях 1-4?

  • 1) гипербола, фразеологизм;
  • 2) синтаксический параллелизм;
  • 3) эпитет, градация;
  • 4) метафора, сравнительный оборот
Объясни, как ты понимаешь смысл фразы текста: «Композиторы, жившие в разное время и в разных странах мира, вслушивались в музыку своего народа и изучали ее так же, как все мы изучаем свой родной язык». Напиши сочинение-рассуждение.

Объясни, как ты понимаешь смысл фразы текста: «Композиторы, жившие в разное время и в разных странах мира, вслушивались в музыку своего народа и изучали ее так же, как все мы изучаем свой родной язык». Напиши сочинение-рассуждение.

Рекомендации к выполнению работы: 1.Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте текст еще раз. 2. В сочинении необходимо вступление, связанное с темой твоего сочинения.
  • Рекомендации к выполнению работы:
  • 1.Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте текст еще раз.
  • 2. В сочинении необходимо вступление, связанное с темой твоего сочинения.
Варианты вступлений на данную тему.   1)предложение- утверждение: « действительно, композиторы, 2 ) вопрос, задающий направление для рассуждения. 3)предложение-пример того, что помогает узнать историю своего народа   вслушиваясь в музыку своего народа, изучали её так же, как мы изучаем свой родной язык». Как можно узнать историю своего народа? Какие источники помогают нам понять историю нашего народа?  Подобно тому, как композиторы изучали историю своего народа, обращаясь к народной музыке, мы изучаем родной язык, обращаясь к исконно русскому слову, выражению. Или: «Сказочным источником живой воды» называет автор текста народную песню. Как точно и выразительно сказано.

Варианты вступлений на данную тему.

1)предложение- утверждение: « действительно, композиторы,

2 ) вопрос, задающий направление для рассуждения.

3)предложение-пример того, что помогает узнать историю своего народа

вслушиваясь в музыку своего народа, изучали её так же, как мы изучаем свой родной язык».

Как можно узнать историю своего народа? Какие источники помогают нам понять историю нашего народа?

Подобно тому, как композиторы изучали историю своего народа, обращаясь к народной музыке, мы изучаем родной язык, обращаясь к исконно русскому слову, выражению.

Или: «Сказочным источником живой воды» называет автор текста народную песню. Как точно и выразительно сказано.

4. В основной части сочинения необходимо привести аргументы рассуждения. Для этого необходимо найти два примера, подтверждающие твою точку зрения. Подсказка: Сначала найди в самом тексте интересные, обращающие на себя внимание конструкции, которые помогают понять смысл высказывания, заявленного в теме сочинения. Как правило, это яркие метафоры, выражения, содержащие эпитет, сравнение, олицетворение, риторический вопрос, восклицание и др. выразительные средства. Например:  Приводя примеры, применяй цитирование (но избегай чрезмерного цитирования). живительные соки народной песни – развёрнутая метафора (предл.№2); народная песня, как сказочный источник живой воды – сравнение (предл.№3)

4. В основной части сочинения необходимо привести аргументы рассуждения. Для этого необходимо найти два примера, подтверждающие твою точку зрения.

Подсказка:

Сначала найди в самом тексте интересные, обращающие на себя внимание конструкции, которые помогают понять смысл высказывания, заявленного в теме сочинения. Как правило, это яркие метафоры, выражения, содержащие эпитет, сравнение, олицетворение, риторический вопрос, восклицание и др. выразительные средства. Например:

Приводя примеры, применяй цитирование (но избегай чрезмерного цитирования).

живительные соки народной песни – развёрнутая метафора (предл.№2);

народная песня, как сказочный источник живой воды – сравнение (предл.№3)

Пример аргументации в основной части сочинения:   Народная песня названа автором текста «сказочным источником живой воды» не случайно. Она позволяет слушателю «оживить в памяти», воспроизвести заново многие страницы русской истории. Она помогает услышать нам и причитания крепостных деревенских женщин, провожавших в рекруты своих мужей, и весёлые песни подружек, плетущих венок из полевых цветов на весеннем лугу». «Живительные соки народной песни» - это русская душа, выраженная в яркой, мелодичной, образной русской речи.

Пример аргументации в основной части сочинения:

Народная песня названа автором текста «сказочным источником живой воды» не случайно. Она позволяет слушателю «оживить в памяти», воспроизвести заново многие страницы русской истории. Она помогает услышать нам

и причитания крепостных деревенских женщин, провожавших в рекруты своих мужей, и весёлые песни подружек, плетущих венок из полевых цветов на весеннем лугу».

«Живительные соки народной песни» -

это русская душа, выраженная в яркой, мелодичной, образной русской речи.

5. В сочинении необходим вывод , связанный с проблемой текста. Подсказка: Ответь на вопрос: к чему призывает автор текста? Или: чему учит данный текст?   Вот поэтому композиторы, жившие в разное время и в разных странах мира, вслушивались в музыку своего народа и изучали её так же, как все мы изучаем свой родной язык.

5. В сочинении необходим вывод , связанный с проблемой текста.

Подсказка:

Ответь на вопрос: к чему призывает автор текста? Или: чему учит данный текст?

Вот поэтому композиторы, жившие в разное время и в разных странах мира, вслушивались в музыку своего народа и изучали её так же, как все мы изучаем свой родной язык.

Домашнее задание  Объясни, как ты понимаешь смысл фразы текста: «Композиторы, жившие в разное время и в разных странах мира, вслушивались в музыку своего народа и изучали ее так же, как все мы изучаем свой родной язык». Напиши сочинение-рассуждение.

Домашнее задание

Объясни, как ты понимаешь смысл фразы текста: «Композиторы, жившие в разное время и в разных странах мира, вслушивались в музыку своего народа и изучали ее так же, как все мы изучаем свой родной язык». Напиши сочинение-рассуждение.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация к уроку "Подготовка к сочинению по тексту Кабалевского"

Автор: Иорданишвили Натела Георгиевна

Дата: 29.03.2017

Номер свидетельства: 404802

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока по теме:"Поэты и музыканты XX века о Великой Отечественной войне" "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-po-tiemie-poety-i-muzykanty-xx-vieka-o-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
    ["file_id"] => string(6) "207856"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430665869"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства