Раздел «Этимология» 6 класс.
- Развитие речи учащихся. Фрагмент урока по учебнику авторов: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.
- Москва
- «Просвещение»
- 2015 г.
- Учитель русского языка и литературы
- МБОУ «Гимназия № 1»
- г. Биробиджан
- 2016 г.
Актуальность темы
- Интерес к изучению русского языка падает, поэтому изучение раздела этимология призван вызвать интерес к слову, его происхождению, истории языка.
- Работа с текстом позволяет расширять кругозор, развивать навыки устного и письменной речи, аналитическое мышление.
Фрагмент урока русского языка в 6 кл. по учебнику М.Т. Баранова 2015 г. Упр. 177, с 100
ЦЕЛИ :
1.Познавательные:
- формировать представление б этимологии слов; - закреплять понятие о тексте.
2.Практические:
- учить работать с текстом, составлять план, развивать устную и письменную речь, уметь
- выразительно читать текст
3.Общепредметные:
- воспитывать любовь к слову.
- обогащать лексикон учеников
- воспитывать интерес к происхождению слов родного языка, прививать любовь к русскому языку, его истории и культуре.
- повысить мотивацию к изучению данной темы и к предмету в целом.
ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ.
Знать предмет изучения этимологии;
содержание понятия «этимологический словарь»;
структуру словарной статьи этимологического словаря;
составлять план текста;
воспроизводить содержание текста с опорой на план;
создавать устное монологическое высказывание
.
УУД при изучении темы «Этимология»
1. Научиться работать со словарем
2. Научиться использовать знания по этимологии
К: формировать навык работы в группе
Р: проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества
Развитие познавательного интереса к этимологии слов русского языка
П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста
Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи
2.К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
Р: проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества
П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования истории происхождении слова
Содержание работы над упражнением №177с 100.
Выпускает он листы Широченной широты. Держатся на стеблях крепких Сто плодов шершавых, цепких: Если их не обойдёшь — На себе их все найдёшь
2. Я землю копала — Ничуть не устала. Кто мной копал, Тот и устал.
- Как догадались?
- Подумайте, что общего между этими словами.
- Хотите узнать о других похожих словах?
- Откройте с 100 и выполните задания к упр. 177
Содержание работы над упражнением №177с 100
1.Прочитайте текст самостоятельно. Определите его тему. Аргументируйте ваш выбор, обсудив содержание с соседом.
2.Докажите, что этот текст связан с темой «Этимология».
3.Повернитесь к соседям за следующей партой. Распределите роли и прочитайте текст в лицах.
4. В паре составьте план, поделитесь с соседями и откорректируйте вместе.
5. Просмотрите еще раз текст своей роли.
6. Перескажите в группе каждый сою роль.
Содержание работы над упражнением №177с 100.
7. Воспроизведите текст письменно по плану.
8. Продумай план проверки (соответствие с планом, орфографические ошибки, пунктуационные)
8. Внимательно проверьте написанное.
9. Обменяйся тетрадью с соседом и проверь написанный им текст. Если возникнут сомнения, обсудите вместе или обратитесь за помощью к учителю)
10. Оцени работу своего соседа. (содержание, орфографию и пунктуацию).
Рефлексия.
- Что нового узнал.
- Чему научился.
- Что больше всего понравилось.
- Где пригодятся полученные знания.