Презентация «Слово о русском языке» может быть использована на уроках обобщения и повторения в любом классе средней школы, а также для подготовки к экзаменам по русскому языку, содержит таблицу «Система науки о языке», цитаты с высказываниями писателей о красоте и роли языка в обществе, текст И. Бунина, план многоаспектного анализа текста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация "Слово о русском языке" »
Презентация по теме: «Система науки о языке»
Учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ №9 города Карабанова Фроловой Л.И.
Слово о русском языке
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние. переданное нам нашими предшественниками. Берегите чистоту языка, как святыню!
Самостоятельные: имена существительные, прилагательные, числительные; местоимения, глагол, причастие, деепричастие, наречие, категория состояния
Грамматические нормы,
орфография
Словосочетание, предложение, текст (ССЦ)
Служебные: предлог, союз, частица
орфография
Грамматические нормы, пунктуация
Особая часть речи : междометие
Сделайте анализ текста
Вспоминается мне ранняя погожая осень. Воздух так чист , точно его совсем нет. В поредевшем саду видна дорога к большому шалашу, усыпанная соломой, Около шалаша вечером греется самовар, и в саду, между деревьями, расстилается длинной полосой голубоватый дым.
Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идёшь домой к ужину…
Поздней ночью, как слепой, доберёшься до шалаша. Там, на поляне, немного светлее, а над головой белеет Млечный путь. Долго глядишь в тёмно-синюю глубину неба, переполненную созвездиями, Потом встрепенёшься и, пряча руки в рукава, быстро побежишь по аллее к дому.
Как холодно, росисто, и как хорошо жить на свете!
( По И. Бунину)
План анализа текста
Определите тип и стиль текста, дайте обоснование своим суждениям.
Какова его тема и главная мысль?
Какие языковые средства использует автор, чтобы донести идею?
Объясните орфографию и пунктуацию.
Сделайте синтаксический и пунктуационный разбор предложений.
Укажите части речи.
Каковы особенности звуковой организации речи?
Как знание системы языка помогает пониманию авторского замысла?
Текст и план его анализа
Вспоминается мне ранняя погожая осень. Воздух так чист , точно его совсем нет. В поредевшем саду видна дорога к большому шалашу, усыпанная соломой, Около шалаша вечером греется самовар, и в саду, между деревьями, расстилается длинной полосой голубоватый дым.
Определите тип и стиль текста, дайте обоснование своим суждениям.
Какова его тема и главная мысль?
Какие языковые средства использует автор, чтобы донести идею?
Объясните орфографию и пунктуацию.
Сделайте синтаксический и пунктуационный разбор предложений.
Укажите части речи.
Каковы особенности звуковой организации речи?
Как знание системы языка помогает пониманию авторского замысла?
Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идёшь домой к ужину…
Поздней ночью, как слепой, доберёшься до шалаша. Там, на поляне, немного светлее, а над головой белеет Млечный путь. Долго глядишь в тёмно-синюю глубину неба, переполненную созвездиями, Потом встрепенёшься и, пряча руки в рукава, быстро побежишь по аллее к дому.
Как холодно, росисто, и как хорошо жить на свете!
( По И. Бунину)
Напишите сочинение на одну из предложенных тем
«Дивишься драгоценности нашего языка!» (Н.В. Гоголь)
«Безграничны сокровища русского языка». (В.А. Луговской)