Люди редко задумываются над правильным произношением слов. А ведь правильная постановка ударения в словах - это необходимый признак культурного и современного человека.
Поэтому мы решили привлечь внимание окружающих к данной проблеме. Для этого мы работали над проектом «Говори правильно!», который предложил нам учебник русского языка 4 класса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация проекта "Говори правильно"»
Проект
по русскому языку «Говори правильно»
Автор проекта:
ученик 4 класса
МБОУ «Сугровская оош»
Щербаков Даниил.
Руководитель проекта:
Реброва Елена Вячеславовна.
Культура речи - один из главных показателей общей культуры человека.
Культура речи заключается не только в умении избегать ошибок в речи, но и умение слушать и понимать собеседника.
Наша жизнь - это ежедневное общение с родителями, учителями, другими взрослыми, с друзьями. Люди редко задумываются над правильным произношением слов. А ведь правильная постановка ударения в словах - это необходимый признак культурного и современного человека.
Проблема.
Нормы ударения литературного языка нарушаются людьми из-за их незнания, и потому, что школа и семья не придают должного значения правильности произношения слов.
Правильность произношения слов относительно употребления некоторых форм имен существительных множественного числа И. и Р. падежей .
Гипотеза исследования.
Уровень культуры речи учащихся повысится, если активно включать их в изучение норм литературного языка, прививать навык пользования различными словарями.
Задачи исследования.
На основе анализа литературы и тест-опросов выявить слова, в которых наиболее часто нарушаются акцентологические нормы.
Определить пути повышения культуры речи.
Способствовать активному включению в изучение норм литературного языка.
Создать индивидуальные памятки «Мой акцентологический минимум».
Этапы работы над проектом.
Изучение литературы по данной проблеме.
Составление карточек со словами для тест-опроса, распределение их по группам (части речи).
Социальное исследование (тест-опросы среди учащихся школы, знакомых, в семье).
Обобщение исследований.
Составление памятки «Акцентологический минимум», проведение акции «Говори правильно!».
Презентация. Защита проекта.
Специфика русского ударения.
По данной проблеме мы изучили СПЕЦИФИКУ РУССКОГО УДАРЕНИЯ и вот что заметили:
- разноместность ( ударение в русском языке может быть на любом слоге);
- подвижность (ударение может менять свое место в разных формах одного слова: нач А ть, н А чал)
- ударение может меняться с течением времени: раньше называли тв О рог, а теперь твор О г;
- иногда существует несколько вариантов произношения одного и того же слова: занялс Я – основной вариант, зан Я лся – дополнительный литературный вариант, з А нялся – употребляется в просторечии;
- постановка ударения зависит от значения слова: занят О й человек, но з А нятое место;
- не принято ставить знак ударения над буквой Ё;
- некоторые слова в разных словарях имеют разное значение.
Социологическое исследование.
Следующим этапом нашей работы было наблюдение за речью среди нас, учащихся нашей школы, наших родителей, знакомых. Вот как выглядел диагностический лист для тест – опроса:
Напиши в форме И.п. множественного числа и поставь ударение.
Торт, герб, адрес, шофёр, трактор, слесарь, столяр, директор, доктор, договор
Вставь правильно окончания в словах.
В магазине мы купили 5 килограмм… ябло…, апельси…, две пары ботин…, туф…, сап…., вареж… , сок из виш… и абрикос… .
Мы раздавали карточки и предлагали употребить данные существительные во множественном числе в И. и Р.падежах.
Результат работы
Социологическое исследование.
Из диаграммы видно, что самое большое количество ошибок делают в словах: договоры, столяры, гербы, торты. Поэтому мы посоветовали посмотреть орфоэпический, толковый, орфографический словари, и впоследствии, исправить свои ошибки. Почему у учащихся меньше ошибок, чем у родителей? Во-первых, мы изучаем словарные слова и запоминаем их; учителя правильно произносят эти слова, и мы их тоже запоминаем; в – третьих, мы умеем пользоваться словарями.
Пути повышения уровня речевой культуры.
После получения таких результатов мы решили выпустить небольшой стенд о результатах и показать, как правильно употребляются эти слова, т.е. провести небольшую акцию «Говорите правильно».
Еще мы решили найти в орфоэпическом словаре слова, которые интересны произношением и составить памятку «Мой акцентологический минимум». Данные памятки мы решили подарить знакомым, родителям, ребятам. Мы надеемся, что они включатся в процесс изучения норм произношения русского языка и чаще будут заглядывать в орфоэпический словарь, в словарь ударений русского языка, можно использовать орфографический и толковый словари русского языка.
Памятка «Мой акцентологический минимум»
существительные
прилагательные
бАнты, шАрфы,
глаголы
тОрты, гербЫ,
слИвовый, оптОвый склад
началсЯ,
адресА, шофЁры,
тракторА, слЕсари,
облегчИт,
столярЫ, директорА,
вручИт,
докторА, договОры,
включИт,
склАды, обеспЕчение, танцОвщица, сирОты,
насорИт, позвонИт, баловАться, кАшлянуть, отдалА,
договОр, каталОг,
в тУфлях, свЁкла,
щавЕль, жалюзИ,
Заключение.
Нарушение норм литературного языка – одна из проблем разговорной речи. Часто неправильно произнесённые слова в повседневной речи мы слышим не только у школьников, но и у взрослых людей.
В процессе работы над проектом мы попытались повысить уровень культуры нашей речи и речи окружающих нас людей.
Вывод.
Высокий уровень речевой культуры – неотъемлемая часть современного человека.
Следует не допускать ошибок в произношении и активно изучать нормы литературного языка.
Постоянно обращаться к словарям русского языка с орфоэпическими нормами.
По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить