Урок с использованием компьютерных технологий позволяет сделать занятия не только интереснее, но и содержательнее, открывает широкое поле деятельности и для учителя, и для ученика. Каждый учитель знает, что нетрадиционные формы занятий всегда вызывают интерес учащихся всех возрастов. Я хочу предложить игру, идея проведения которой была навеяна телевизионной игрой на канале НТВ «Своя игра». Точкой опоры стала для меня статья в газете «Русский язык» №17 2007 года, автором которой являлся И.А.Руденко. Я изменила дидактический материал и составила слайдовую презентацию, которая смогла приблизить проведение игры к почти идеальным условиям. Для этого я включила в работу эффект анимации, что позволило увидеть вопрос и далее ответ. При слайдовом показе на широком экране через контекстное меню осуществляла выбор нужного слайда. Игра состоит из четырех раундов, участвуют 3 команды, игроки проходят отборочный тур, предваряющий каждый раунд. Данную игру можно провести и на уроке, и во внеурочное время
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Этот головной убор опасен для здоровья человека, нечистого на руку. Назовите его.
Ответ:
слово ШАПКА входит в состав фразеологизма
На воре шапка горит .
2 . В русском языке есть фразеологизм, который произошел от выражения «звонить во все колокола колокольни Ивана Великого в Московском монастыре». Назовите его.
Ответ: во всю ивановскую.
3.Вопрос-аукцион.
Назовите, что обозначает фразеологизм из латинского языка alma mater.
Ответ:
университет
Отборочный тур
1. О каких знаках препинания идет речь?
Когда слова гремели и блистали,Я в моде был, я был на пьедестале!Однако время новое настало –Оно меня и свергло с пьедестала.
Ответ: !
2.О каком знаке идет речь?
Что о себе сказать могу?Согнула жизнь меня в дугу.За свой характер я плачу –За то, что много знать хочу.
Ответ: ?
3. О каком знаке говорится?
Известно миру с давних пор,Что знак и я немаловажныйИ не окончен разговор...И начинает думать каждый.
Ответ: многоточие.
РАУНД 2
ВСЕ МЫ ОШИБАЕМСЯ100 200 300
ЧАСТИ РЕЧИ100 200 300
МЫ ПОЛИГЛОТЫ100 200 300
Категория «Все мы ошибаемся»
В стихотворении В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» есть такие строки:
Этот вот кричит:
«Не трожь тех, кто меньше ростом!»
Этот мальчик так хорош –
Загляденье просто!
В каком слове нарушена литературная норма?
Ответ: вместо не тронь употребляет не трожь.
2. Перед вами строки к кинофильму «Москва слезам не верит»:
Москву рябины красили,
Дубы стояли князями,
Но не они, а ясени
Без спросу наросли.
В каком слове нарушена литературная норма?
Ответ: устаревшая форма КНЯЗЯМИ
вместо современной князьями.
3. В песне А.Розенбаума «Вальс-бостон» есть такие строки:
И со всей округи люди приходили к нам,
И со всех окрестных крыш слетались птицы,
Танцовщице золотой захлопав крыльями,
Как давно, как давно звучала музыка там..
В каком слове нарушена литературная норма?
Ответ: для сохранения размера стиха
ударение ТАНЦОВЩ И ЦА вместо
ТАНЦ О ВЩИЦА
Категория «Части речи»
Туфли, тюль, шампунь, задира.
Какие существительные относятся к женскому роду?
Ответ: туфли – в ед.ч. туфля
2.Мыло, мороженое, печь, плачь, столовая.
Сколько слов из приведенных могут быть только одной частью речи?
Ответ: одно (плачь – глагол).
3. Перед вами строки из стихотворения Н.Некрасова «Рыцарь на час»:
От ликующих, праздно болтающих,
Обагряющих руки в крови
Уведи меня в стан погибающих
За великое дело любви.
Сколько существительных в этом фрагменте?
Ответ:
9 – ликующие, обагряющие, погибающие – причастия, перешедшие в существительные.
Категория «Мы полиглоты»
Многие из нас носят греческие имена, даже не подозревая об этом. Имя Алексей, например, означает «защитник». Андрей – «мужественный», Макар – « счастливый». Часто на нашем столе бывает блюдо, название которого восходит к греческому и означает, что отведать его – это испытать настоящее блаженство. Назовите это блюдо.
Ответ: макароны
2.«Кот в мешке».Решите шараду и назовите слова.
С глухим траву она срезает,
Со звонким – листья объедает.
Ответ: коСа - коЗа
3.Вопрос-аукцион.
Очень часто мы употребляем выражениебаш на баш,
говоря о равноценном обмене. Вспомните просторечные названия
частей тела человека и скажите, как дословно переводится
с турецкого это слово.
Ответ: голова за голову
(просторечное слово БАШКА имеет тот же корень)
Отборочный тур
1. Как называют жителей Тулы?
2. Сколько имен существительных можно прочитать в этом слове:
ЯРМОСТОЛЬКОТИКУСОКОЛОСЬЯ?
3. В каком слове ударение проставлено неправильно:
Банты, украинский, звонит, баловать.
Раунд 3
К ИСТОКАМ СЛОВА100 200 300
РУССКАЯ ГРАММАТИКА100 200 300
СОСТАВ СЛОВА100 200 300
Категория «К истокам слова »
1. Как зовут костлявого персонажа русских сказок?
Ответ: Кощей
(в корне мы наблюдаем чередование согласных СТ/Щ, ср. гоСТь – угоЩение).
2. В какой день недели человек идет на шабашку?
Ответ: в субботу (идти на шабашку, пошабашить – поработать в выходные; слово шабаш попало в русский язык из идиша – еврейского диалекта немецкого языка, там оно означало «суббота»)
3. Ошеломить – собственно русское, образованное приставочно-суффиксальным способом от шелом – «шлем», первоначально – «сбить шлем». Какой корень у слова ошеломить в современном русском языке?
Ответ: ошелом-, толкуется как «внезапно удивить, слово «шлем» осталось как историзм.
Категория «Русская грамматика»
Угодить, победить, ходить, водить.
Какой из этих глаголов не имеет формы первого лица единственного числа?
Ответ: победить .
2. Употребите глагол ЛЕЧЬ на пол
в повелительном наклонении .
Ответ: ляг, лягте.
3.Мертвец, покойник, кукла, дерево, девочка?
Какие из этих существительных являются неодушевленными?
Ответ: дерево
(винительный падеж множественного числа у одушевленных существительных совпадает с родительным: вижу покойников, мертвецов, кукол, девочек, но деревья)
Категория «Состав слова»
Мячик, лучик, огурчик, стульчик.
В каком слове суффикс не такой, как в остальных?
Ответ: в слове СТУЛЬЧИК суффикс –чик-, в остальных –ик- .
2.Вопрос-аукцион.
Сколько приставок в слове недопонимать?
Ответ: две: недо- и по-.
3.«Кот в мешке».
Вам предложили поставить ва-банк.
Сколько очков вы поставите?
Ответ: все очки.
Раунд 4
(финальный)
Категории
Имена.
Города и горожане.
Молодёжный жаргон.
Женский род.
Ударение.
Афоризмы.
Другие языки.
Если ты хочешь судьбу переспорить, Если ты ищешь отрады цветник, Если нуждаешься в твердой опоре, -Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий, Он переводчик, он проводник. Если штурмуешь познания кручи- Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого, Пушкинской лирики чистый родник Блещут зеркальностью русского слова. Выучи русский язык!