Заинтересуем учеников словами, у которых нет лексического значения, затем рассмотрим стихотворение А.Барто. Зададим вопрос: почему девочка не поняла маму? Выходим на тему урока. На уроке пятиклассники определяют задачу, которая стоит перед ними, учатся различать прямое и переносное значения слова, работают с толковым словарём, с теорией( смысловое чтение), строят схемы. Развиваются умения размышлять, осмысливать, делать самоанализ (рефлексия). Обогащается словарный запас учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«презентация к уроку русского языка »
Презентация к уроку русского языка на тему
« Прямое и переносное значения слова»
5класс
Подготовила Ивашина Лидия Ивановна
?
Плюкатая страюшка кидела ба серене.
Рассмотрите запись. Если у вас возникли вопросы, задайте их.
Как вы думаете, зачем я предложила выполнить это задание?
?
Разговор с дочкой
« Мне не хватает теплоты»,-
Она сказала дочке.
Дочь удивилась: «Мёрзнешь ты
И в летние денёчки?» -
«Ты не поймешь, ещё мала»,-
Вздохнула мать устало.
А дочь кричит: «Я поняла!» -
И тащит одеяло.
Поняла ли маму девочка? Почему? Докажите правильность своего ответа
Сформулируйте тему урока.
Тема урока:
Прямое и переносное значения слова
?
1.Сравните значения слова теплый в таких словосочетаниях:
теплый климат; тёплая одежда;
теплая часть дома; теплый приём.
В каких случаях это слово просто называет признак предмета, так или иначе связанный с теплом? А в каком случае слово теплый называет признак, непосредственно не связанный с теплом?
Ух!
?
А) Замени во всех предложениях слово теплый, не изменяя смысла предложений. Замену запиши в скобках.
1. На прощание гость поблагодарил хозяев затеплый(___) прием.2. В адрес юных артистов и их педагогов было сказано немалотеплых(___)слов.3. Машина стоит втеплом(___) гараже.4. А вообще я люблютеплый(___) хлеб с хрустящей корочкой.
Б) Как, по-твоему, должна выглядеть статья из толкового словаря, объясняющая слово теплый? Запиши .
Кормить, кормлю, кормишь, - ят, гл.1. Давать есть, предлагать еду, вводить пищу в рот. Кормить коня.Кормить кашей. Вкусно кормить.2. перен. Добывать пропитание, содержать кого-либо. Кормить семью. Весенний день год кормит(пословица)
Круг, -а, -и, -ов, сущ. М.р.. 1. Фигура, образованная окружностью (замкнутой кривой линией, все точки которой удалены от центра на одинаковое расстояние). Площадь круга. Очертить круг.2. Площадка, предмет, имеющие форму окружности. Трамвайный круг. Спасательный круг. 3. перен. Ограниченная область занятий, перечень чего-либо. Круг интересов.Круг обязанностей. Круг вопросов. 4. перен. Группа людей, объединенных общими интересами
У слов каких частей речи могут быть переносные значения?
Может ли быть у одного слова более одного переносного значения?
. Широкий круг знакомых. В своем кругу..
Вот как показал один пятиклассник на схеме то, что ему стало известно о лексических значениях слов.
object(ArrayObject)#875 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(189) "Презентация. Урок русского языка во 2 классе "Слова, которые выражают различные чувства и их роль в речи""
["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_urok_russkogho_iazyka_vo_2_klassie_slova_kotoryie_vyrazhaiut_raz"
["file_id"] => string(6) "366670"
["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1481050288"
}
}