kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к урокам по теме "Словосочетание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой презентациии дается определение словосочетания, понятия смысловой связи слов и грамматической связи слов в словосочетаниях. Дается определение словосочетания по главному слову, определение способов связи слов в словосочетаниях. Определяется свободное словосочентание и синтаксически несвободное словосочетание. Приводится план синтаксического разбора словосочетания. Предлагается рубрика "Говорим правильно", вводится рубрика "Потренируемся", "Подготовка к ГИА (В8)". Включены тестовые задания с ответами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«презентация к урокам по теме "Словосочетание"»

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ Подготовила учитель русского языка и литературы МОУ СШ №22 г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края Сахарова Наталья Павловна

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

Подготовила учитель русского языка и литературы

МОУ СШ №22

г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края

Сахарова Наталья Павловна

Х Медленно идти  х Вечерняя заря  х Корзинка грибов

Х

Медленно идти

х

Вечерняя заря

х

Корзинка грибов

Смысловая связь слов выражается в вопросе, который задаётся от главного слова к зависимому Грамматическая связь проявляется в способах связи главного и зависимого слов: с помощью окончания или с помощью окончания и предлога

Смысловая связь слов выражается в вопросе, который задаётся от главного слова к зависимому

Грамматическая связь проявляется в способах связи главного и зависимого слов: с помощью окончания или с помощью окончания и предлога

Словосочетаниями не являются Сочетание подлежащего и сказуемого , т.е. грамматическая основа предложения   Деревья жалобно стонали.  2. Сочетание знаменательного и служебного слова  На берегу,  вдоль аллеи  3. Однородные члены предложения  Бабушка говорила обстоятельно и долго.  4. Составные словоформы  более светлый, будет ходить

Словосочетаниями не являются

  • Сочетание подлежащего и сказуемого , т.е. грамматическая основа предложения

Деревья жалобно стонали.

2. Сочетание знаменательного и служебного слова

На берегу,

вдоль аллеи

3. Однородные члены предложения

Бабушка говорила обстоятельно и долго.

4. Составные словоформы

более светлый, будет ходить

Распределите словосочетания  на 3 группы по главному слову

Распределите словосочетания на 3 группы по главному слову

  • Лесная газета,
  • читать газету,
  • очень интересный,
  • совсем рядом,
  • построить дом,
  • очень небрежно.
Проверь себя ИМЕННОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ лесная газета НАРЕЧНОЕ читать газету очень интересный построить дом совсем рядом очень небрежно

Проверь себя

ИМЕННОЕ

ГЛАГОЛЬНОЕ

лесная газета

НАРЕЧНОЕ

читать газету

очень интересный

построить дом

совсем рядом

очень небрежно

Способы связи слов в словосочетании Словосочетания строятся на основе подчинительной связи между словами. Способы подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.

Способы связи слов в словосочетании

Словосочетания строятся на основе подчинительной связи между словами.

Способы подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.

СОБОДНОЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ- в составе свободного словосочетания сохраняются лексические значения входящих в него слов: писать письмо, чистый лист . Каждый компонент такого словосочетания является в предложении отдельным членом предложения.  В СИНТАКСИЧЕСКИ НЕСВОБОДНОЕ СЛОВОСОЧЕТАНИИ для понимания смысла высказывания требуется пояснение к главному слову : ребёнок с голубыми глазами( недостаточно сказать : ребёнок с глазами)  СИНТАКСИЧЕСКИ НЕСВОБОДНОЕ СЛОВОСОЧЕТАНИИ в предложении является одним членом предложения: Много карасей
  • СОБОДНОЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ- в составе свободного словосочетания сохраняются лексические значения входящих в него слов: писать письмо, чистый лист . Каждый компонент такого словосочетания является в предложении отдельным членом предложения.
  • В СИНТАКСИЧЕСКИ НЕСВОБОДНОЕ СЛОВОСОЧЕТАНИИ для понимания смысла высказывания требуется пояснение к главному слову : ребёнок с голубыми глазами( недостаточно сказать : ребёнок с глазами)
  • СИНТАКСИЧЕСКИ НЕСВОБОДНОЕ СЛОВОСОЧЕТАНИИ в предложении является одним членом предложения:
  • Много карасей водилось в пруду
Какие сочетания слов являются устойчивыми ( фразеологизмами) , а какие –синтаксически свободными?

Какие сочетания слов являются устойчивыми ( фразеологизмами) , а какие –синтаксически свободными?

  • 1. Медвежья услуга , медвежья берлога, медвежий угол, медвежья шкура
  • 2. Лишние люди, лишние хлопоты, лишние деньги.
  • 3.Водить машину, водить за нос, водить поезд.
  • 4 Принять участие, принять решение, принять гостей, принять приказ.
План синтаксического разбора словосочетания

План синтаксического разбора словосочетания

  • 1. Выписать словосочетание.
  • 2. Обозначить главное слово(Х) , задать вопрос от главного слова к зависимому.
  • 3. Указать, какой частью речи является главное и зависимое слова в словосочетании. Составить схему словосочетания.
  • 4. Определить вид словосочетания по главному слову(именное, глагольное, наречное)
  • 5. Установить вид связи слов в словосочетании ( согласование , управление, примыкание)
Потренируемся … Определите тип связи в словосочетании СЧАСТЛИВОЕ ВРЕМЯ в предложении: Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий.

Потренируемся …

  • Определите тип связи в словосочетании СЧАСТЛИВОЕ ВРЕМЯ в предложении:
  • Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий.

  • согласование
Потренируемся …

Потренируемся …

  • Определите тип связи в словосочетании В ДЕЛАХ ДОБРА из предложения:
  • Особое замечательное свойство внимания, что оно подчинено воле, что им можно управлять, им можно пользоваться в делах добра, равно как и зла.
  • управление
Потренируемся … Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ПОЧУВСТВУЕТ СЕРДЕЧНО из предложения: Но пройдёт боль, и человек опять почувствует не только филологически, но сердечно, какое очарование живёт в красоте речи.  примыкание

Потренируемся

  • Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ПОЧУВСТВУЕТ СЕРДЕЧНО из предложения:
  • Но пройдёт боль, и человек опять почувствует не только филологически, но сердечно, какое очарование живёт в красоте речи.

  • примыкание

Потренируемся …

Потренируемся …

  • Из предложения выпишите словосочетание, в котором использована связь УПРАВЛЕНИЕ.
  • Для России такой путь заказан.
  • заказан для России
Задание : замените словосочетания со связью управление на словосочетания со связью согласование ледяная вода Вода со льдом – Листья клёна – День осени – Посуда из дерева – Территория у школы – Работы с землёй – кленовые листья осенний день деревянная посуда пришкольная территория земляные работы

Задание : замените словосочетания со связью управление на словосочетания со связью согласование

ледяная вода

Вода со льдом –

Листья клёна –

День осени –

Посуда из дерева –

Территория у школы –

Работы с землёй –

кленовые листья

осенний день

деревянная посуда

пришкольная территория

земляные работы

Задание : замените словосочетания со связью примыкание на словосочетания со связью согласование Разговаривать тихо – тихий разговор Сегодня вечером – Поёт громко – Поступить по-честному По-настоящему весело сегодняшний вечер громкое пение честный поступок настоящее веселье

Задание : замените словосочетания со связью примыкание на словосочетания со связью согласование

Разговаривать тихо –

тихий разговор

Сегодня вечером –

Поёт громко –

Поступить по-честному

По-настоящему весело

сегодняшний вечер

громкое пение

честный поступок

настоящее веселье

Подготовка к ГИА В8. Замените словосочетание КУЧУ ЗЕМЛИ , построенное на основе управления словосочетанием со связью согласование. Куча земли – земляная куча В8. Замените словосочетание С ВОСТОРГОМ ПОСТАВИЛ , построенное на основе управления словосочетанием со связью примыкание. С восторгом поставил – восторженно поставил

Подготовка к ГИА

В8. Замените словосочетание КУЧУ ЗЕМЛИ , построенное на основе управления словосочетанием со связью согласование.

Куча земли – земляная куча

В8. Замените словосочетание С ВОСТОРГОМ ПОСТАВИЛ , построенное на основе управления словосочетанием со связью примыкание.

С восторгом поставил – восторженно поставил

Задание В 8 1. Замените словосочетание ДЕРЕВЯННЫЙ СТОЛИК , построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. столик из дерева 2 . Замените словосочетание В ДОМЕ РОДИТЕЛЕЙ , построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание. в родительском доме 3 . Замените словосочетание ОСТОРОЖНО ВЫБРАЛСЯ, построенное на основе связи примыкание, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. выбрался с осторожностью

Задание В 8

1. Замените словосочетание ДЕРЕВЯННЫЙ СТОЛИК , построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

столик из дерева

2 . Замените словосочетание В ДОМЕ РОДИТЕЛЕЙ , построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

в родительском доме

3 . Замените словосочетание ОСТОРОЖНО ВЫБРАЛСЯ, построенное на основе связи примыкание, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

выбрался с осторожностью

Запишите словосочетания, правильно подбирая существительные и прилагательные Ближний, близкий (друг, деревня); Дружественный, дружеский, дружный (помощь, государство, класс); Завидный, завистливый (здоровье, сосед); Враждебный, вражеский (разведчик, цель); Искусный, искусственный (работа, алмаз, бриллиант); Ледяной, льдистый леденящий (взгляд, путь, горка).

Запишите словосочетания, правильно подбирая существительные и прилагательные

Ближний, близкий (друг, деревня);

Дружественный, дружеский, дружный (помощь, государство, класс);

Завидный, завистливый (здоровье, сосед); Враждебный, вражеский (разведчик, цель);

Искусный, искусственный (работа, алмаз, бриллиант);

Ледяной, льдистый леденящий (взгляд, путь, горка).

Выпишите все возможные ССЧ  Но я могу мысленно собрать вместе на особую полку книги, которые мы читали вместе и вслух.

Выпишите все возможные ССЧ

Но я могу мысленно собрать вместе на особую полку книги, которые мы читали вместе и вслух.

  • Примыкание : мысленно собрать, собрать вместе, читали вместе, читали вслух
  • Управление : собрать на полку, собрать книги, которые читали
  • Согласование : особую полку
Укажите неправильный вариант 1 . Согласование А. говорить о главном Б. решающий матч В.о главном свидетеле Г. на главном направлении 2. Управление А. День Победы Б. на синем платье В. говорящий по телефону Г. плавая в море

Укажите неправильный вариант

1 . Согласование

А. говорить о главном

Б. решающий матч

В.о главном свидетеле

Г. на главном направлении

2. Управление

А. День Победы

Б. на синем платье

В. говорящий по телефону

Г. плавая в море

Тест В каком ряду все словосочетания со связью согласование? А) в соседней комнате, погружённый во тьму, в какую-то сторону; Б) под шёлковым покрывалом, с распахнутой дверью, не дожидаясь возвращения; В) первый снег, из весёлой компании, под белыми берёзами; Г) в новой шапке, всё общество, чувство ненависти. Ответ: В

Тест

  • В каком ряду все словосочетания со связью согласование?

А) в соседней комнате, погружённый во тьму, в какую-то сторону;

Б) под шёлковым покрывалом, с распахнутой дверью, не дожидаясь возвращения;

В) первый снег, из весёлой компании, под белыми берёзами;

Г) в новой шапке, всё общество, чувство ненависти.

Ответ: В

Тест 3 .  В каком ряду все словосочетания со связью примыкание? А) тотчас остановиться, тихо подошёл, стать к окну; Б) давно забытый, когда-то нашёл, на это место; В) украдкой зевая, никогда не возражал, стояли нахмурившись; Г) стремиться туда, тихо летали, помнил и х Ответ: В

Тест

3 . В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?

А) тотчас остановиться, тихо подошёл, стать к окну;

Б) давно забытый, когда-то нашёл, на это место;

В) украдкой зевая, никогда не возражал, стояли нахмурившись;

Г) стремиться туда, тихо летали, помнил и х

Ответ: В

Тест 4 . Укажите в предложении словосочетание со связью согласование.  И эту поступь миллионов ног должна сегодня чувствовать планета. Ответ: эту поступь

Тест

4 . Укажите в предложении словосочетание со связью согласование.

И эту поступь миллионов ног должна сегодня чувствовать планета.

Ответ: эту поступь

Говорим правильно Руководитель заведующий Командир управляющий чем ?(тв.п) Пользователь командующий чего?( род.п)

Говорим правильно

  • Руководитель заведующий
  • Командир управляющий чем ?(тв.п)
  • Пользователь командующий

чего?( род.п)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
презентация к урокам по теме "Словосочетание"

Автор: Сахарова Наталья Павловна

Дата: 13.11.2015

Номер свидетельства: 252504

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Презентация на тему: Словосочетание. Подчинительное словосочетание"
    ["seo_title"] => string(78) "priezientatsiia-na-tiemu-slovosochietaniie-podchinitiel-noie-slovosochietaniie"
    ["file_id"] => string(6) "258087"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448447303"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Презентация на тему: Словосочетание. Подчинительное словосочетание"
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia-na-tiemu-slovosochietaniie-podchinitiel-noie-slovosochietaniie-1"
    ["file_id"] => string(6) "258088"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448447312"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Презентация на тему: Словосочетание. Подчинительное словосочетание"
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia-na-tiemu-slovosochietaniie-podchinitiel-noie-slovosochietaniie-2"
    ["file_id"] => string(6) "258089"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448447319"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Урок и презентация по теме "Словосочетание и предложение". Русский язык. 3 класс "
    ["seo_title"] => string(90) "urok-i-priezientatsiia-po-tiemie-slovosochietaniie-i-priedlozhieniie-russkii-iazyk-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "185776"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426239887"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Конспект урока на тему: Словосочетание. Связь слов в словосочетании: смысловая и грамматическая. "
    ["seo_title"] => string(104) "konspiekt-uroka-na-tiemu-slovosochietaniie-sviaz-slov-v-slovosochietanii-smyslovaia-i-ghrammatichieskaia"
    ["file_id"] => string(6) "216145"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432883113"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства