Данная презентация предназначена для учащихся 5-х классов, помогает закрепить понятие о тексте, развивает умение находить тему и идею текста, умение составлять план текста, совершенствовать умение излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация урока "Обучающее изложение" (5 класс)»
Урок развития речи. Подробное изложение
5 класс
Цели урока:
Закрепить понятие о тексте;
Развивать умение находить тему и идею (основную мысль) текста;
Развивать умение составлять план;
Совершенствовать умение излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Что такое изложение?
Письменный пересказ.
Как проводится пересказ (изложение)?
Учитель читает текст, а потом все пишут и стараются написать так же хорошо, как это сделано у писателя. Стараются изложить то, что услышали. Отсюда название – изложение.
Что означает написать подробное изложение?
Задача подробного изложения – воспроизвести содержание текста, пересказать его точно, полно, последовательно, стараясь раскрыть тему высказывания так, как это сделано автором, стараясь по возможности сохранить языковые особенности текста.
Сегодня мы будем писать изложение по тексту Г.А.Скребицкого.
С какой целью мы пишем изложения?
Передавая чужой текст, мы развиваем нашу речь.
Текст -
Несколько предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически.
Тема – то, о чем говориться в тексте.
Идея – то главное, что хотел донести до нас автор.
Микротема – тема каждого абзаца.
Отважный пингвинёнок
Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.
Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было броситься в море. Наконец он решился и подошёл к краю скалы. Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер.
От страха пингвинёнок закрыл глаза и… бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.
Это был самый отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном море.
Работа с текстом
Тема: пингвинёнок
Идея (осноная мысль): самый отважный пингвинёнок первым искупался в холодном море.
От какого лица ведется повествование?
Опишите внешний вид пингвинёнка.
Работа с текстом
Как вы понимаете выражение «голый пингвинёнок»?
Какие слова и выражения использует автор для описания состояния и последовательности действий пингвинёнка?
Подберите синонимы к слову «пингвинёнок».
План:
Маленький пингвинёнок.
Птенец смотрел, как купаются взрослые пингвины.
Малыш бросился в море.
Отважный пингвинёнок.
Задание:
Грамотно изложить текст от 1-го лица в соответствии с планом, сохраняя тему и основную мысль.
Как работать с черновиком
1. Читая черновик про себя, следите, раскрыты ли в нём тема и основная мысль, все ли изложено последовательно, согласно плану. Во время чтения делайте пометки на полях, затем внесите черновик необходимые исправления.
2. Прочитайте черновик вслух; прислушайтесь: нет ли в нём речевых ошибок и недочётов.
Устраните их.
3. Проверьте, нет ли орфографических и пунктуационных ошибок, исправьте их.