Просмотр содержимого документа
«Презентация "Действительные и страдательные причастия"»
Причастный оборот (повторение).Действительные и страдательные причастия.Русский язык, 7 класс
Дробатухина Елена Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ ПГО «СОШ 8»
Шестнадцатое ноября.Классная работа.
Цели как деятельность учеников
извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию (схема, алгоритм), использовать информационные технологии при обработке информации;
опознавать в предложениях причастный оборот, находить и исправлять ошибки в употреблении причастного оборота, объяснять пунктуацию в предложениях с причастным оборотом;
анализировать действительные и страдательные причастия, выявлять разницу в их значениях, определять время действительных и страдательных причастий.
Проверим упражнение с прошлого урока.
1) Наступает золотая осень , приносящая дожди .
2) Река , огибавшая берег, уходила в горы.
3) Не закрытая тучей заря освещала окна.
4) Мы опускаем руки в воду , струящуюся между пальцев.
5) Замёрзшие за ночь цветы оживали
6) Листья , кружащиеся в воздухе, падают на землю.
Зеленый цвет - определяемое слово.
Красный цвет - причастный оборот.
Словарь
Запишите словарные слова в тетрадь.
БРОШЮРА
ЖЮРИ
ПАРАШЮТ
Записать без ошибок в тетрадь примеры
Порядок работы с предложениями
Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы.
Найдите в предложении причастие и подпишите его.
Найдите определяемое слово – существительное, от него к причастию можно задать только 1 вопрос - какой? или какая? или какое? Поставьте над определяемым словом крестик и заключите его в прямоугольник.
Установите границы причастного оборота, для этого от причастия задайте вопросы. (У причастия особые суффиксы!)
Посмотрите, где находится причастный оборот по отношению к определяемому слову, и поставьте знаки.
Записать предложения в тетрадь. Расставить знаки препинания по порядку действий.
Запишите тему урока
Действительные и страдательные причастия.
Открываем новые знания
Сравните значения причастий в 1-м и 2-м столбике.
открывающий книгу мальчик
решающий задачу ученик
умывающийся малыш
открытая мальчиком книга
решённая учеником задача
умываемый мамой малыш
Открываем новые знания
открывающий книгу мальчик
открывающий книгу мальчик
открытая мальчиком книга
решающий задачу ученик
решающий задачу ученик
решённая учеником задача
умывающийся малыш
умывающийся малыш
умываемый мамой малыш
открытая мальчиком книга
решённая учеником задача
умываемый мамой малыш
Назовите причастия, обозначающие признак того, кто действует сам.
Назовите причастия, обозначающие признак по действию, которое производится кем-то другим, а не самим предметом.
Какие причастия вы бы назвали действительными, а какие страдательными?
Отнесите названия к соответствующему столбику.
действительные
страдательные
открывающий книгу мальчик
решающий задачу ученик
умывающийся малыш
открытая мальчиком книга
решённая учеником задача
умываемый мамой малыш
Сделайте вывод, как можно различить действительные
и страдательные причастия.
Сравните свой вывод с информацией в учебнике.
Дополните текст ключевыми словами, подчёркивающими различие между действительными и страдательными причастиями.
Действительные причастия обозначают признак по действию, которое совершает ____________.
Действительные причастия обозначают признак по действию, которое совершает сам предмет
Страдательные причастия обозначают признак по действию, которое испытывает на себе предмет
Страдательные причастия обозначают признак по действию, которое испытывает на себе предмет со стороны другого предмета
__________________________.
Введите ключевые слова в схему-опору.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
РАЗРЯДЫ ПРИЧАСТИЙ
С
Д
КЕМ-ТО/ ЧЕМ-ТО
САМ
Запомните суффиксы действительных
и страдательных причастий!
-ем- (-ом-), -им-
ущ- (-ющ-)
-ащ- (-ящ-)
-вш- (-ш-)
-енн- (-нн-)
-т-
настоящего
времени
прошедшего
времени
действительные
Вспомните, как определяется время причастий.
страдательные
Укажите разряд и время причастий (используйте слова-подсказки)
Д., наст.вр.
расцветающий (сам)
расцветающий
распускающийся (сам) поющий (сам)
распускающийся поющий
пригреваемый
пригреваемый (чем-то)
окружённый
окружённый (чем-то)
затянувший
затянувший (сам)
одеваемый
одеваемый (кем-то)
сшитый
сшитый (кем-то)
берёгший
берёгший (сам)
изученный (кем-то)
изученный
Д., наст.вр.
Д., наст.вр.
С., наст.вр.
С., прош.вр.
Д., прош.вр.
С., наст.вр.
С., прош.вр.
Д., прош.вр.
С., прош.вр.
Напишите номера предложения из предыдущего слайда, где допущены ошибки в постановке запятых при причастном обороте.
Домашнее задание
Выучить определение действительных и страдательных причастий из параграфа 18, стр.44.