kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подготовка к ОГЭ по русскому языку Задание №7

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Подготовка к ОГЭ по русскому языку (задание7)" содержит теоретическую часть заданий и практическую (задания взяты из пробного ОГЭ 2018 года).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ОГЭ по русскому языку Задание №7»

Подготовка к ОГЭ по русскому языку Задание №7 Словосочетание

Подготовка к ОГЭ

по русскому языку

Задание №7

Словосочетание

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ  - это два или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически (при помощи  подчинительной связи ):   узнать (что?) правду, яблоко (какое?) зеленое, научиться (чему?) писать Примечание Следовательно, словосочетанием не считаются слова, связанные при помощи сочинительной связи:  мороз и солнце ,  не ветер, а дождь . Не считается словосочетанием и сочетание предлога и существительного:  в течение дня  (= за день),  около стола  (= у стола),  перед домом  (= около дома, у дома),  вследствие  неприятностей  (= из-за неприятностей). Также не считается словосочетанием  грамматическая основа , так как это уже предложение, а не словосочетание:  ветер подул ,  море взволновалось  и т.п. Не являются словосочетанием и сложные формы слов:

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ  - это два или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически (при помощи  подчинительной связи ):  узнать (что?) правду, яблоко (какое?) зеленое, научиться (чему?) писать

Примечание

Следовательно, словосочетанием не считаются слова, связанные при помощи сочинительной связи:  мороз и солнце не ветер, а дождь . Не считается словосочетанием и сочетание предлога и существительного:  в течение дня  (= за день),  около стола  (= у стола),  перед домом  (= около дома, у дома),  вследствие  неприятностей  (= из-за неприятностей). Также не считается словосочетанием  грамматическая основа , так как это уже предложение, а не словосочетание:  ветер подул море взволновалось  и т.п. Не являются словосочетанием и сложные формы слов:

  • форма будущего сложного времени глагола:  буду петь  (запою),  будем читать  (зачитаем);
  • формы составной сравнительной и превосходной степени имен прилагательных и наречий:  более умныйменее способныйболее тонко ,  лучше всех .
Итак, словосочетание - это слова, связанные  подчинительной  связью. В структуре словосочетания выделяется  главное  и  зависимое  слово. Зависимое слово связано с главным по смыслу и грамматически (при помощи окончаний, предложно-падежной связи). Такая связь может быть трех видов:  согласование , управление  или  примыкание .

Итак, словосочетание - это слова, связанные  подчинительной  связью. В структуре словосочетания выделяется  главное  и  зависимое  слово. Зависимое слово связано с главным по смыслу и грамматически (при помощи окончаний, предложно-падежной связи). Такая связь может быть трех видов:  согласование , управление  или 

примыкание .

Согласование

Согласование

  • СОГЛАСОВАНИЕ   - Это такой вид связи, при котором зависимое слово согласовано с главным в роде, числе и падеже. Чаще всего главное слово - существительное или местоимение. Зависимое - прилагательное, причастие.
  • Например:  шкаф (какой?) книжный.  Главное слово -  шкаф , так как от него задаем вопрос к зависимому. Шкаф - мужского рода, единственного числа, Именительного или Винительного падежа, следовательно, и зависимое слово  книжный  имеет форму мужского рода, единственного числа, Именительного или Винительного падежа. При изменении формы главного слова обязательно  изменится  форма зависимого, ср.: шкаф ы  (какие?) книжн ые,  шкаф ов  (каких?) книжн ых , о шкаф е  (каком?) книжн ом
Управление

Управление

  • УПРАВЛЕНИЕ  - Это такой вид подчинительной связи, при которой главное слово  управляет  зависимым при помощи вопросов косвенных падежей (всех, кроме Именительного). Главное слово чаще всего является глаголом, существительным, прилагательным, зависимое - существительным, количественным числительным, местоимением.
  • Например:   ждать (чего? Р.п.) помощи, удивляться (чему? Д.п.) решению, вижу (кого? В.п.) друга, нарисовать (чем? Тв.п.) красками, говорить (о ком? П.п.) обо мне. При изменении формы главного слова форма зависимого слова  не изменится : жду (чего?) помощи, буду удивляться (чему?) решению, видел (кого?) друга, нарисую (чем?) красками, говорит (о ком?) обо мне.
Примыкание

Примыкание

  • ПРИМЫКАНИЕ  - Это такой вид подчинительной связи, при котором слова связаны только по смыслу, примыкают друг к другу. Главное слово может быть выражено глаголом, существительным, наречием, прилагательным. А на месте зависимого слова могут быть только  неизменяемые  части речи или неизменяемые формы слов:
  • наречия,
  • наречия и прилагательные в сравнительной степени,
  • деепричастия,
  • притяжательные местоимения,
  • неизменяемые существительные,
  • начальная форма глагола (инфинитив).
Например:  говорить (как?)  громко  - наречие, идти (как?)  быстрее  - наречие в сравнительной степени, читать (как?)  лёжа  - деепричастие, шарф (чей?)  её  - притяжательное местоимение, цвета (какого?) беж - неизменяемое прилагательное, научить (чему?)  читать  -   инфинитив.  Как видим, вопросы к зависимому слову могут быть разными, да и само зависимое слово будто случайно примкнуло к главному. Вы никогда не перепутаете примыкание с другим видом связи, если запомните, что на месте зависимого слова стоит  неизменяемая часть речи или форма!
  • Например:  говорить (как?)  громко  - наречие, идти (как?)  быстрее  - наречие в сравнительной степени, читать (как?)  лёжа  - деепричастие, шарф (чей?)  её  - притяжательное местоимение, цвета (какого?) беж - неизменяемое прилагательное, научить (чему?)  читать  -   инфинитив. Как видим, вопросы к зависимому слову могут быть разными, да и само зависимое слово будто случайно примкнуло к главному. Вы никогда не перепутаете примыкание с другим видом связи, если запомните, что на месте зависимого слова стоит  неизменяемая часть речи или форма!
  • Теперь мы и сами без труда сможем определить, что словосочетание  книжный шкаф  построено на основе согласования. Ведь при изменении главного слова поменяется и зависимое. Теперь следует вспомнить понятие  синонимичное словосочетание.
СИНОНИМИЧНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ  - это словосочетания, которые имеют одинаковое значение, но разные грамматические связи, то есть разный вид связи. Например:  платье (чье?) - мамино (согласование) - платье (кого?) мамы (управление), хрустальная ваза (согласование) - ваза из хрусталя (управление), радостно прижимая (примыкание)
  • СИНОНИМИЧНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ  - это словосочетания, которые имеют одинаковое значение, но разные грамматические связи, то есть разный вид связи.
  • Например:  платье (чье?) - мамино (согласование) - платье (кого?) мамы (управление), хрустальная ваза (согласование) - ваза из хрусталя (управление), радостно прижимая (примыкание)
Трудности, которые могут возникнуть  при выполнении задания Случай 1.  При замене словосочетания синонимичным, например,  книжный шкаф  у девятиклассников, как правило, возникает выбор меду словосочетанием  шкаф для книг   и  шкаф с книгами.   Но задумайтесь на секунду о лексическом значении данных словосочетаний. Любой ли шкаф с книгами является книжным шкафом? Скажем, шкаф может быть платяной, но сейчас в нем стоят книги. Является ли он шкафом для книг? А если шкаф, предназначенный для книг, то есть книжный шкаф, будет без книг, разве он перестанет быть книжным шкафом? Конечно же, нет. Поэтому синонимичными являются словосочетания  книжный шкаф - шкаф для книг. Случай 2.  Многие девятиклассники словосочетание  книжный шкаф  перестраивают как  шкаф книжный.   Это ошибка, потому что вид подчинительной связи при этом не меняется. В обоих случаях вид связи -  согласование. 

Трудности, которые могут возникнуть 

при выполнении задания

Случай 1.  При замене словосочетания синонимичным, например,  книжный шкаф  у девятиклассников, как правило, возникает выбор меду словосочетанием  шкаф для книг   и  шкаф с книгами.   Но задумайтесь на секунду о лексическом значении данных словосочетаний. Любой ли шкаф с книгами является книжным шкафом? Скажем, шкаф может быть платяной, но сейчас в нем стоят книги. Является ли он шкафом для книг? А если шкаф, предназначенный для книг, то есть книжный шкаф, будет без книг, разве он перестанет быть книжным шкафом? Конечно же, нет. Поэтому синонимичными являются словосочетания  книжный шкаф - шкаф для книг.

Случай 2.  Многие девятиклассники словосочетание  книжный шкаф  перестраивают как  шкаф книжный.   Это ошибка, потому что вид подчинительной связи при этом не меняется. В обоих случаях вид связи -  согласование. 

Как выполнить задание ОГЭ по русскому языку? 1.  Перед вами словосочетание, построенное, например, по типу  примыкания  -  грустно смотреть.   Вам необходимо заменить его синонимичным со связью  управление . Вспоминаем  виды подчинительной связи . 2.  Определяем главное слово в словосочетании:  смотреть  ( как? ) грустно. Главное слово  смотреть,  так как от него задается вопрос. 3.  Главное слово выписываем, не изменяя его, -  смотреть.  Далее перебираем в голове вопросы косвенных падежей и предлоги, которые употребляются вместе с падежами, поскольку переделать нужно в управление: Р.п.  ( кого? чего? ) предлоги:  у, около, с, до, из, от  Д.п.  (к ому? чему? ) предлоги:  по, к  В.п.  ( кого? что? ) предлоги:  на, в, под, за, через  Т.п.  ( кем? чем? ) предлоги:  за, над, с, под, перед, между  П.п.  ( о ком? о чем? ) предлоги: о, в, на 4.  Определяем, что подходит вопрос Творительного падежа ( чем? ) и предлог  с,  получается  смотреть (с чем?) с грустью.

Как выполнить задание ОГЭ по русскому языку?

1.  Перед вами словосочетание, построенное, например, по типу  примыкания грустно смотреть.   Вам необходимо заменить его синонимичным со связью  управление . Вспоминаем  виды подчинительной связи .

2.  Определяем главное слово в словосочетании:  смотреть  ( как? ) грустно. Главное слово  смотреть,  так как от него задается вопрос.

3.  Главное слово выписываем, не изменяя его, -  смотреть.  Далее перебираем в голове вопросы косвенных падежей и предлоги, которые употребляются вместе с падежами, поскольку переделать нужно в управление:

  • Р.п.  ( кого? чего? ) предлоги:  у, около, с, до, из, от Д.п. ому? чему? ) предлоги:  по, к В.п.  ( кого? что? ) предлоги:  на, в, под, за, через Т.п.  ( кем? чем? ) предлоги:  за, над, с, под, перед, между П.п.  ( о ком? о чем? ) предлоги: о, в, на

4.  Определяем, что подходит вопрос Творительного падежа ( чем? ) и предлог  с,  получается  смотреть (с чем?) с грустью.

Задание Замените словосочетание школьный двор, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление, напишите получившееся словосочетание. Опустел школьный двор. (Ю. Коваль) Обоснование ответа Словосочетание школьный двор построено на основе согласования, так как и главное и зависимое  слово стоит в одной и той же форме (м.р., и.п., ед.ч.). Синонимичный ему (имеющим то же значение) является словосочетание двор школы, которое построено на основе управления, так как главное слово двор требует от зависимого р.п. (двор чего? - школы).

Задание

  • Замените словосочетание школьный двор, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление, напишите получившееся словосочетание.

Опустел школьный двор. (Ю. Коваль)

  • Обоснование ответа

Словосочетание школьный двор построено на основе согласования, так как и главное и зависимое  слово стоит в одной и той же форме (м.р., и.п., ед.ч.).

Синонимичный ему (имеющим то же значение) является словосочетание двор школы, которое построено на основе управления, так как главное слово двор требует от зависимого р.п. (двор чего? - школы).

  • Ответ: двор  школы.
Замените словосочетание ЧЕРНИЧНОГО ВАРЕНЬЯ , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление, напишите получившееся словосочетание. * Пантелеевна дала банку черничного варенья (Ю.Коваль)
  • Замените словосочетание ЧЕРНИЧНОГО ВАРЕНЬЯ , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление, напишите получившееся словосочетание. *
  • Пантелеевна дала банку черничного варенья (Ю.Коваль)
Замените словосочетание ОСЕННЕГО ЛЕСА, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью примыкание, напишите получившееся словосочетание. * Что может быть лучше осеннего леса? (Ю.Коваль)
  • Замените словосочетание ОСЕННЕГО ЛЕСА, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью примыкание, напишите получившееся словосочетание. *
  • Что может быть лучше осеннего леса? (Ю.Коваль)
Замените словосочетание КЛЮКВЕННОГО ЦВЕТА, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление, напишите получившееся словосочетание. * Это был клёст-осиновик, с перьями кирпичного и клюквенного цвета, с клювом, скрещённым, как два кривых костяных ножа. (Ю.Коваль)
  • Замените словосочетание КЛЮКВЕННОГО ЦВЕТА, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление, напишите получившееся словосочетание. *
  • Это был клёст-осиновик, с перьями кирпичного и клюквенного цвета, с клювом, скрещённым, как два кривых костяных ножа. (Ю.Коваль)
Замените словосочетание КАПЛИ ДОЖДЯ, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование, напишите получившееся словосочетание. * Клёст спал неспокойно, встряхивался, будто сбрасывал с перьев капли дождя.
  • Замените словосочетание КАПЛИ ДОЖДЯ, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование, напишите получившееся словосочетание. *
  • Клёст спал неспокойно, встряхивался, будто сбрасывал с перьев капли дождя.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Подготовка к ОГЭ по русскому языку Задание №7

Автор: Тодошева Людмила Викторовна

Дата: 28.11.2017

Номер свидетельства: 441190

Похожие файлы

object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 3)"
    ["seo_title"] => string(53) "matierialdliapodghotovkikogeporusskomuiazykuzadaniie3"
    ["file_id"] => string(6) "268824"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1450702604"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Тренировочные упражнения по подготовке к ОГЭ по русскому языку. Задание В2 "
    ["seo_title"] => string(83) "trienirovochnyie-uprazhnieniia-po-podghotovkie-k-oge-po-russkomu-iazyku-zadaniie-v2"
    ["file_id"] => string(6) "240550"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1445053862"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задания 2-8."
    ["seo_title"] => string(48) "podgotovka_k_oge_po_russkomu_iazyku_zadaniia_2_8"
    ["file_id"] => string(6) "581058"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1621533398"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Подготовка к ОГЭ по русскому языку: задание 3."
    ["seo_title"] => string(45) "podgotovka_k_oge_po_russkomu_iazyku_zadanie_3"
    ["file_id"] => string(6) "626893"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1677737055"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Подготовка к ОГЭ русский язык 9 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "podghotovka-k-oge-russkii-iazyk-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "227371"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1440694314"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства