Подготовка учащихся 9 классов к ОГЭ по русскому языку
Подготовка учащихся 9 классов к ОГЭ по русскому языку
Без знаков препинания в письменной речи обойтись невозможно. Пунктуация служит целям общения людей. При помощи знаков препинания пишущий выражает определённые значения и оттенки, вкладываемые им в своё письменное высказывание, а читающий, видя пунктуационные знаки в тексте, на основании их воспринимает выражаемые ими значения и оттенки.
?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Подготовка учащихся 9 классов к ОГЭ по русскому языку»
9класс. Подготовка к ОГЭ.
Часть 3.
(15,1)
Учимся писатьсочинение-рассуждение на лингвистическую тему
Автор презентации:
Курочкина Е Л.,
Учитель русского языка и летературы
Значение знаков препинания?
Беззнаков препинания в письменной речи обойтись невозможно. Пунктуация служит целям общения людей. При помощи знаков препинания пишущий выражает определённые значения и оттенки, вкладываемые им в своё письменное высказывание, а читающий, видя пунктуационные знаки в тексте, на основании их воспринимает выражаемые ими значения и оттенки.
Повторим теорию!
Это интересно!
Представьте себе человека, который со страхом ждет судебного приговора. Приговор готов:
Однако подсудимый по-прежнему не знает, казнят его или подарят жизнь. Попробуйте сами решить его судьбу. Она будет зависеть от ... знака препинания. От того, в каком месте вы его поставите.
В русской пунктуации 10 знаков препинания:
точка,
точка с запятой,
запятая,
двоеточие,
тире,
вопросительный знак,
восклицательный знак,
многоточие,
скобки,
кавычки.
З Н А Ч Е Н И ЕЗ Н А К О ВП Р Е П И Н А Н И Я
Какие бывают знаки препинания.
Знаки препинания бываютодиночными и парными. К парным знакам препинания относятся две запятые и два тире (употребляемые при обособлении частей предложения как единые знаки), скобки и кавычки.
В качестве особого знака препинания выделяетсякрасная строка, служащая для разделения крупных смысловых отрезков текста, перехода к новой «теме» повествования.
Знак препинания
Смыслоразличительная функция знака препинания
Общие замечания о роли знаков препинания(возможны и как тезис вступления к работе о роли знаков препинания, и как вывод в сочинении на лингвистическую тему)
Знаки препинания функционально значимы: они имеют закреплённые за ними обобщённые значения.
Передают логику предложения, связь между частями предложения.
Вносят дополнительную информацию, которую нельзя выражать словами.
Передают на письме оттенки смысла.
Могут быть средством выражения состояния пишущего.
Основное назначение пунктуации - передавать логику предложения, связь между его частями.
Знаки препинания отмечают начало или конец синтаксической единицы.
Одни знаки препинания, как и слова, расчленяют поток письменной речи на высказывания, другие помогают различить «свои» и «чужие слова, третьи делят высказывания на простые предложения, четвёртые выделяют в составе высказывания специфические конструкции.
,
Запятая
Указывает на следование объектов и событий друг за другом.
Информирует о наличии в предложении структурно равноправных элементов.
Точка
Указывает на законченность предложения с точки зрения пишущего. Указывает на завершённость высказывания.
Указывает на законченность мысли.
Вопросительный
знак в конце предложения
Указывает не только на членение речи, но и на вопросительный характер предложения, на особый его тип по цели высказывания, требует ответа.
Указывает на ожидание ответа.
Двоеточие
Ставят, когда хотят оказать, что далее следует пояснение сделанного сообщения (перед рядом однородных членов, в бессоюзном сложном предложении, перед прямой речью)
Указывает на разъяснение предыдущей части высказывания.
Тире
Хотят указать, что в предложении есть пропуск каких-либо слов.
Указывает на следование событий друг за другом.
Указывает на временной интервал.
В обозначении чередования : хотят сказать, что в диалоге сменился автор или от прямой речи перешли к обычному тексту.
Указывает на варианты названия.
Значение противоположности (Я мрачен - ты весел).
Указывает на значение следования - одно событие следует за другим - внезапно, вопреки ожиданиям (Отступил - и вдруг споткнулся).
Указывают, что событие происходит т закономерно, как следствие предыдущего. (Хочешь есть - работай вместе со всеми).
–
Восклицательный знак в конце предложения
Показывает, насколько сильно автора волнует содержание его собственного высказывания.
Указывает на эмоциональная напряжённость
Кавычки
Хотят указать, что заключенное в них сообщение принадлежит не автору.
Обозначают границы прямой речи или цитаты.
Заключают в кавычки сообщение, от которого пишущий хочет «откреститься».
Скобки
Ставят, когда хотят указать, что сообщение несёт не основную, а дополнительную информацию.
Указывают на вспомогательный характер информации.
;
Точка с запятой
Указывает на то, что именно здесь граница основной части сообщения, но далее есть другая информация - для размышления читателя
Многоточие
Передаёт недосказанность, недоговорённость.
Отражает эмоциональную окраску речи - передаёт прерванность мысли, вызванную общим эмоциональным напряжением.
Указывает на неполноту информации.
Может передавать многозначительность сказанного, указывать на подтекст, скрытый смысл.
…
Выводы.
Итак,без умения ставить знаки препинанияневозможно овладетьписьменной речью в целом, поэтому так важнознатьпунктуацию– раздел науки о языке, в котором рассказывается об их употреблении.Разделяя или выделяя слова, обороты, части предложения и предложения, знаки препинания устанавливают связи между ними, помогают пишущему точнее выразить мысль, а читающему правильнее её понять.К.Г.Паустовский писал: «Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться».
Все мы бываем и в роли пишущих, и в роли читающих, поэтому знаки препинания должны быть едиными для всех людей, пользующихся языком. Знание пунктуации – залог осуществления главной функции языка - успешного общения людей.
Структура текста-рассуждения :
ТезисДоказательства ВыводАргументыФактыПримеры
Структура сочинения.
Тезис (то есть то, что вы будете раскрывать в сочинении. В нашем случае это та фраза, которая предложена вам в тексте самого задания);
Аргументация (те доказательства, которые нужно привести в подтверждение; в нашем случае — опора на данные текста с указанием номеров предложений или цитаты);
Вывод (собственно, итог того, ради чего писался текст; необходимо обозначить, что тезис подтверждён примерами).
Структура письменного ответа
I.Вступление. Ответ на вопрос.
II . Основная часть
Аргумент, пример 1 Аргумент, пример 2
III.Заключение. Обобщение, вывод.
(1)Кинтель увидел маленькую скрипачку в последний день августа, когда шагал на рынок за картошкой. (2)Сперва он услышал музыку. (3)У забора заброшенной стройки полукольцом стояли ребята и взрослые, человек пятнадцать. (4)А на фоне тёмных и рваных афиш играла на скрипке девочка. (5)Одного с Кинтелем возраста.
(6)Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами. (7)Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.
(8)У ног девочки, в пыльных подорожниках, лежал скрипичный футляр, в откинутой крышке его белел бумажный лист. (9)На нём крупно было написано: (10)"Зарабатываю на скрипку".
(11)Наверно, нынешняя скрипка у девочки была чужая. (12)Или не очень хорошая. (13)Но даже на ней девочка играла восхитительно. (14)По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка – тоже. (15)Кинтель смотрел на юную скрипачку, и сердце у него заходилось в сладкой тоске. (16)Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл, – в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях. (17)И ещё была в девочке доверчивая беззащитность и одиночество. (18)А вокруг стояли люди.
(19)Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек.
(20)У Кинтеля в кармане были лишь деньги, которые дал дед и которые можно было тратить только на картошку. (21)А будь у него свои деньги – хоть сто рублей! – он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки. (22)Хотя... посмел бы он? (23)Все сразу начали бы глядеть на него. (24)И она посмотрела бы – на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой, узлом на пузе завязанной рубашке... (25)Он и так уже стоит здесь, наверно, полчаса, поэтому все, конечно, догадались о его заворожённости...
(26)Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. (27)И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. (28)И долго ещё слышал скрипку...
(По В. Крапивину)
Вступление. Ответ на вопрос.
Вопрос о роли знаков препинания в письменной речи и о необходимости знания правил пунктуации, волнующий Антона и Кирилла, возникал и среди моих одноклассников. Мнения наши тоже разделились. Некоторые ребята, в основном те, у кого трудности с русским языком, считают, как и Кирилл, что без запятых, тире и прочих знаков можно запросто обойтись, потому что «и так всё понятно».Другие же, наоборот, уверены, как и Антон, в их необходимости. И действительно, трудно не согласиться с Антоном, ведь у знаков препинания такие важные функции!
II. Основная часть:
Аргумент, пример 1
Во-первых, они разделяют предложения в тексте, части сложного предложения, однородные члены, отделяют прямую речь от слов автора. Наличие точек в конце предложения помогает автору передать повествовательную интонацию, а поставленное им в конце 24, 25 и 28 предложений многоточие является не только разделяющим знаком, но и позволяет выразить состояние героя: задумчивость, погружённость в свои чувства, силу воздействия музыки на его душу.
Аргумент, пример 2
Во-вторых, знаки выделяют обособленные члены предложения, прямую речь. Например, выделение запятыми вводных слов в 11 и 14 предложениях подсказывает читателю, где необходима пауза, помогает не только прочитать предложение с правильной интонацией, но и понять, что герой потрясён героиней, её внешним видом и игрой, что он очень внимательно рассматривает девочку.
III.Заключение. Обобщение, вывод.
Прав был К.Паустовский, сравнивая знаки препинания с нотными знаками: они руководят интонацией, помогают автору оформить мысли и передать чувства, а читателю понять их. Без знаков препинания такое общение было бы затруднительным. А сомневающимся можно предложить эксперимент: уберите из текста все запятые, тире, точки – словом, все знаки, попробуйте прочитать. Думаю, вы поймёте, почему в языке возникла система знаков препинания.
Советы:
—если не уверены в том, что точно можете правильно поставить все знаки препинания при цитировании, пишите аргумент своими словами, а в скобках указывайте номер того предложения, в котором вы это вычитали;
—следите за точностью логики: сбивов, перескакиваний, потери нити мысли быть не должно;
—следите за структурой текста: тезис-аргументация-вывод, никаких других вариантов;
—следите за объёмом: если задание требует 50 слов, нормой считается 50-100; объём свыше указанного рассматривается как избыточный, что не идёт на пользу автору текста, потому что не соответствует поставленной задаче.
Сочинение-рассуждение о роли знаков препинания (1)
Зачем нужна пунктуация? Я считаю, что пишущий должен твёрдо знать, какой смысловой оттенок он хочет придать своему высказыванию и отдельным его частям и какими приёмами он должен для этого воспользоваться.
В данном тексте автор употребляет разные знаки препинания. Но больше всего запятых. В предложении ( ) знаки препинания употребляются внутри предложения, запятые выделяют вводное слово. А в предложении ( ) запятые разделяют три простых предложения в составе сложноподчиненного. Есть в тексте и восклицательный знак. Автор с его помощью выражает своё восхищение. Очень экспрессивный восклицательный знак. Если бы его не было, то это предложение потерялось бы в тексте, и мы не обратили бы на него внимания.
Таким образом, знаки препинания на письме необходимы. Потому что они не только расставляют эмоциональные акценты. Но и помогают верно передать смысл предложения.
Сочинение-рассуждение о роли знаков препинания (2)
Можно ли обойтись без знаков препинания? Вряд ли. Без них мы бы очень долго вникали в смысл прочитанного. Порой вообще возникала бы двусмысленность в трактовке того или иного предложения. Не случайно у знаков препинания много разных функций: разделяющая, выделительная, эмоциональная, смысловая…
Обратим внимание на предложение № __ . В конце предложения как знак его завершения ставится точка. Это разделительный, одиночный знак препинания. Точка отделяет в тексте одно предложение от другого.
Рассмотрим ещё одну функцию знаков препинания – эмоционально-экспрессивную. Предложение № __ заканчивается многоточием, которое наряду с разделительной функцией передаёт недосказанность, недоговорённость, прерванность мысли.
Мы видим, что знаки препинания помогают нам быстро и правильно понять прочитанное.
На экзамене требуется
Найти в тексте необходимые для подтверждения ваших теоретических положений примеры использования знаков препинания (аргументы).
Требуется привестидва примераиз текста(!!!), иллюстрирующиеразные функциизнаков препинания.
Практическая работа № 1
Спишите, вставьте нужные по смыслу слова.
В конце предложения ставится …, … или … . Эти знаки препинания обозначают границу предложения. Следовательно, они … предложения в тексте, помогая точно понимать написанное и читать текст с нужной интонацией. (пример из текста)
В простом предложении встречаются такие знаки препинания: тире, …, … . Они либо разделяют, например …члены предложения, либо выделяют, например вводные слова, … . Это позволяет… интонационно выделить... (пример из текста).
Практическая работа № 2
Спишите, вставьте нужные по смыслу слова.
Простые предложения в составе сложного … запятой. Благодаря этому легче воспринимается мысль, выраженная в … предложении. (Пример из текста)
В предложениях с прямой речью двоеточие … слова автора и прямую речь, а кавычки … прямую речь. Эти знаки помогают пишущему…, а читающему … . (пример из текста)