kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение опыта по теме самообразования "Эффективные приемы формирования читательской грамотности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Умение грамотно прочитать текст, понять и оценить его содержание, высказать свое мнение – основные составляющие читательской грамотности, которая должна быть развита у выпускников основной и старшей школы. Представленные приемы способствуют формированию читательской грамотности современных школьников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта по теме самообразования "Эффективные приемы формирования читательской грамотности"»

Эффективные приемы Формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы    Антонюк-Антимирова Т. В

Эффективные приемы Формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы Антонюк-Антимирова Т. В

Читательская грамотность Умение грамотно прочитать текст, понять и оценить его содержание, высказать свое  мнение – основные составляющие читательской грамотности, которая должна быть развита у выпускников основной и старшей школы. Читательские действия: умение отбирать, сопоставлять и обобщать информацию , определять авторскую позицию, обосновывать собственное мнение - являются основными для выпускника, успешно справившегося с экзаменами Для решения заданий ОГЭ и ЕГЭ нужно уметь использовать разные виды чтения (просмотровое, выборочное, поисковое) и уметь анализировать текст (толковать и обобщать информацию, выявлять ключевые темы и нравственные проблемы, оформлять выводы). КИМы ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе проверяют умения, которые являются показателями читательской грамотности .

Читательская грамотность

Умение грамотно прочитать текст, понять и оценить его содержание, высказать свое мнение – основные составляющие читательской грамотности, которая должна быть развита у выпускников основной и старшей школы.

Читательские действия: умение отбирать, сопоставлять и обобщать информацию , определять авторскую позицию, обосновывать собственное мнение - являются основными для выпускника, успешно справившегося с экзаменами

Для решения заданий ОГЭ и ЕГЭ нужно уметь использовать разные виды чтения (просмотровое, выборочное, поисковое) и уметь анализировать текст (толковать и обобщать информацию, выявлять ключевые темы и нравственные проблемы, оформлять выводы).

КИМы ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе проверяют умения, которые являются показателями читательской грамотности .

Процесс чтения состоит из трех фаз:  . 1. Восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка. 2. Извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. 3. Создание собственного смысла, присвоение добытых знаний как собственных в результате размышления (выдвижение гипотез, моделирование, обобщение; применение на практике).

  • Процесс чтения состоит из трех фаз:

.

1. Восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка.

2. Извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста.

3. Создание собственного смысла, присвоение добытых знаний как собственных в результате размышления (выдвижение гипотез, моделирование, обобщение; применение на практике).

Формирование читательской грамотности — одно из составляющих подготовки к успешной сдаче экзаменов   Формировать читательскую грамотность позволяет  технология смыслового чтения Она отличается от других видов чтения тем, что позволяет осуществлять процесс интерпретации .  Цель:  - максимально уловить детали  - наиболее полно осмыслить содержание текста  - повысить интерес к чтению Это способствует формированию личности грамотного читателя, приобретению им жизненного и социального опыта . Данная технология включает в себя три этапа работы с текстом:  до чтения  во время чтения  после чтения.

Формирование читательской грамотности — одно из составляющих подготовки к успешной сдаче экзаменов

Формировать читательскую грамотность позволяет

технология смыслового чтения

Она отличается от других видов чтения тем, что позволяет осуществлять процесс интерпретации .

Цель:

- максимально уловить детали

- наиболее полно осмыслить содержание текста

- повысить интерес к чтению

Это способствует формированию личности грамотного читателя, приобретению им жизненного и социального опыта .

Данная технология включает в себя три этапа работы с текстом:

до чтения

во время чтения

после чтения.

Этап мотивации. Приём «Отсроченная отгадка» Универсальный приём , направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке. Формирует: -умение анализировать и сопоставлять факты; -умение определять противоречие; -умение находить решение имеющимися ресурсами. 1 вариант приема.  В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. 2 вариант приема.  Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.   Пример.  В начале урока я объявила, что разговор наш пойдёт о писателе, вот только имя автора ребятам придётся угадать самим. Ученикам были предложены несколько его произведений , напечатанные на отдельном листе, естественно, без указания имени поэта.

Этап мотивации.

Приём «Отсроченная отгадка»

Универсальный приём , направленный на

активизацию мыслительной деятельности

учащихся на уроке.

Формирует:

  • -умение анализировать и сопоставлять факты;
  • -умение определять противоречие;
  • -умение находить решение имеющимися ресурсами.

1 вариант приема.  В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

2 вариант приема.  Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.   Пример.  В начале урока я объявила, что разговор наш пойдёт о писателе, вот только имя автора ребятам придётся угадать самим. Ученикам были предложены несколько его произведений , напечатанные на отдельном листе, естественно, без указания имени поэта.

    Загадка   Маленькому Лёве два с половиной года, и он ещё только учится говорить. Даны некоторые русские слова с указанием того, как Лёва произносит в каждом из них звук [л’] и звук, обозначаемый буквой «м»: до[м’]ик, гу[й]ять, же[н’]езная, за[в’]етать, ка[м’]ера, ка[м]ушек, кар[м]ан, ко[й]ечко, [н’]инейка, [й]иса, [в]акароны, [в]атрас, [в’]етро, [в]огу, [м]ожешь, [в]олоко, [в]удрец, [м]узыка, [м]ыло, нева[й]яшка, о[н’]ень, по[й]ез, пира[м’]идка, приду[м]ал, соло[м]ка, са[в]окат. Укажите, как Лёва произносит звуки [м] и [л’] в слове самолёт.

  Загадка

Маленькому Лёве два с половиной года, и он ещё только учится говорить.

Даны некоторые русские слова с указанием того, как Лёва произносит в каждом из них звук [л’] и звук, обозначаемый буквой «м»:

до[м’]ик, гу[й]ять, же[н’]езная, за[в’]етать, ка[м’]ера, ка[м]ушек, кар[м]ан, ко[й]ечко, [н’]инейка, [й]иса, [в]акароны, [в]атрас, [в’]етро, [в]огу, [м]ожешь, [в]олоко, [в]удрец, [м]узыка, [м]ыло, нева[й]яшка, о[н’]ень, по[й]ез, пира[м’]идка, приду[м]ал, соло[м]ка, са[в]окат.

Укажите, как Лёва произносит звуки [м] и [л’] в слове самолёт.

До чтения  1. Прием «А что дальше было?» или «Мотивация к чтению » (Чтение отрывка из произведения ) Цель: -Заинтересовать -Привить любовь к чтению -Мотивировать на прочтение 2. Прием «Интерпретация» Примеры использования приема: Антиципация  (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, по иллюстрации с опорой на читательский опыт. Прогнозирование по фотографии . При изучении произведения можно предложить учащимся по фотографии описать внешность героя, а затем соотнести фото актера с героем рассказа. Чтение эпизода и просмотр отрывка из фильма Обращение к личному опыту . Приходилось ли вам встречать …

До чтения

1. Прием «А что дальше было?» или «Мотивация к чтению » (Чтение отрывка из произведения )

Цель:

-Заинтересовать

-Привить любовь к чтению

-Мотивировать на прочтение

2. Прием «Интерпретация»

Примеры использования приема:

  • Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, по иллюстрации с опорой на читательский опыт.
  • Прогнозирование по фотографии . При изучении произведения можно предложить учащимся по фотографии описать внешность героя, а затем соотнести фото актера с героем рассказа.
  • Чтение эпизода и просмотр отрывка из фильма
  • Обращение к личному опыту . Приходилось ли вам встречать …

Этап целеполагания.   Приём «Знаю. Хочу узнать. Узнал»  Мы часто составляем таблицу «Знаю. Хочу узнать.Узнал» К последней графе нашей таблицы мы возвращаемся уже в конце урока. Это и приём этапа рефлексии учебной деятельности.  Пример.  Назовите  тему урока. Ребята сами учатся формулировать тему урока. Определяют цель, задачи урока .

Этап целеполагания.

Приём «Знаю. Хочу узнать. Узнал»

Мы часто составляем таблицу «Знаю. Хочу узнать.Узнал» К последней графе нашей таблицы мы возвращаемся уже в конце урока. Это и приём этапа рефлексии учебной деятельности.

Пример.  Назовите  тему урока. Ребята сами учатся формулировать тему урока. Определяют цель, задачи урока .

Прием «Работа с текстом до чтения». Цель - развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, то есть умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов.   Прием  «  Предваряющие вопросы »    Цель : актуализация имеющихся знаний по теме текста.  Прочитайте текст быстро. Ответьте на вопрос, заданный в названии текста

Прием «Работа с текстом до чтения».

Цель - развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, то есть умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов.

Прием  «  Предваряющие вопросы » Цель : актуализация имеющихся знаний по теме текста.

Прочитайте текст быстро. Ответьте на вопрос, заданный

в названии текста

Во время чтения   Прием «Чтение в кружок».  Текст читается по очереди (каждый «член кружка» читает по абзацу). После этого следует остановка: все задают вопросы к прочитанному отрывку. Если на вопрос ответить невозможно (он не соотносится с текстом), то вопрос считается неправильным. Все правильные вопросы могут записываться. Цель  – проверка понимания читаемого вслух текста с целью определения темы, проблемы. Возможный алгоритм реализации  приема : Имеющийся в одном экземпляре текст даётся ученику, который читает абзац, остальные слушают его и задают вопросы чтецу, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст.

Во время чтения

Прием «Чтение в кружок».  Текст читается по очереди (каждый «член кружка» читает по абзацу). После этого следует остановка: все задают вопросы к прочитанному отрывку. Если на вопрос ответить невозможно (он не соотносится с текстом), то вопрос считается неправильным. Все правильные вопросы могут записываться.

Цель  – проверка понимания читаемого вслух текста с целью определения темы, проблемы. Возможный алгоритм реализации  приема : Имеющийся в одном экземпляре текст даётся ученику, который читает абзац, остальные слушают его и задают вопросы чтецу, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст.

Этап актуализации  Приём «Бортовой журнал»  . Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Известная информация и предположения в первой графе, а во второй – новая информация. Приём «Диктант на засыпку».  Подобные тематические диктанты комплексно проверяют усвоение знаний по какому-либо разделу орфографии. 

Этап актуализации

Приём «Бортовой журнал»  . Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Известная информация и предположения в первой графе, а во второй – новая информация.

Приём «Диктант на засыпку».  Подобные тематические диктанты комплексно проверяют усвоение знаний по какому-либо разделу орфографии. 

Приѐм: «Сюжет в картинках». На доску выводятся иллюстрации, связанные с сюжетом произведения. Задача ученика – расположить  иллюстрации по порядку (в хронологической последовательности) и осуществить пересказ.   Такой способ проверки знания произведения позволяет ребѐнку наглядно представить полученную в процессе чтения информацию, что поможет ему при анализе произведения.  Данный прием можно использовать на этапе проверки домашнего задания или актуализации знаний, полученных на прошлом уроке.

Приѐм: «Сюжет в картинках».

На доску выводятся иллюстрации, связанные с сюжетом произведения. Задача ученика – расположить  иллюстрации по порядку (в хронологической последовательности) и осуществить пересказ. 

Такой способ проверки знания произведения позволяет ребѐнку наглядно представить полученную в процессе чтения информацию, что поможет ему при анализе произведения.

Данный прием можно использовать на этапе проверки домашнего задания или актуализации знаний, полученных на прошлом уроке.

Приѐм «Карта пути».  При изучении прозаического произведения ученикам дается задание: нарисовать или схематически изобразить путь литературного героя.  Этот приѐм позволит учителю проверить знание произведения детьми, а ученикам – глубже погрузиться в мир произведения.  Данный прием развивает творческие способности учащихся, активизирует интерес к изучению литературы.

Приѐм «Карта пути».

При изучении прозаического произведения ученикам дается задание: нарисовать или схематически изобразить путь литературного героя.

Этот приѐм позволит учителю проверить знание произведения детьми, а ученикам – глубже погрузиться в мир произведения.

Данный прием развивает творческие способности учащихся, активизирует интерес к изучению литературы.

Приѐм «Немое кино». Учащимся предлагается следующее задание: озвучить фрагмент художественного фильма по произведению. Рекомендации для учителя: желательно выбирать те фрагменты диалога или монолога, озвучивание которых поможет ученикам при анализе образов персонажей произведения.   Этот приѐм позволяет ученикам настроиться на произведение, погрузиться в его атмосферу, почувствовать себя одним из героев. Приѐм возможно использовать  на этапе открытия новых знаний.

Приѐм «Немое кино».

Учащимся предлагается следующее задание: озвучить фрагмент художественного фильма по произведению. Рекомендации для учителя: желательно выбирать те фрагменты диалога или монолога, озвучивание которых поможет ученикам при анализе образов персонажей произведения. 

Этот приѐм позволяет ученикам настроиться на произведение, погрузиться в его атмосферу, почувствовать себя одним из героев. Приѐм возможно использовать  на этапе открытия новых знаний.

Прием «Интерпретация текста»     Интерпретация  — это истолкование  текста , направленное на понимание его смысла . Она является неотъемлемым элементом, который развивает читательское воображение, активизирует способность реализовывать обдуманное. Этот  прием  усиливает внимание учеников к художественному  тексту , героям, сюжету.

Прием «Интерпретация текста»

  Интерпретация  — это истолкование  текста , направленное на понимание его смысла . Она является неотъемлемым элементом, который развивает читательское воображение, активизирует способность реализовывать обдуманное. Этот  прием  усиливает внимание учеников к художественному  тексту , героям, сюжету.

Приём «Кластер»   Приём «Кластер» Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.  Этапы работы над кластером: 1. В начале, посередине чистого листа (классной доски), написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» темы.  2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)  3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. 

Приём «Кластер»

Приём «Кластер»

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. 

Этапы работы над кластером:

1. В начале, посередине чистого листа (классной доски), написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» темы. 

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники») 

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. 

Приём «Тонкие и толстые вопросы»

  Приём «Тонкие и толстые вопросы»

«Тонкими» условно называются вопросы, на которые можно дать однозначный ответ. «Толстые» — вопросы проблемного характера, требующие развёрнутого ответа, знания материала. 

Тонкие вопросы                                                      Толстые вопросы

               кто...?                                                дайте объяснение, почему...?

               что...?                                                почему вы думаете…?

              когда...?                                             почему вы считаете…?

                может...?                                           в чем разница…?

               будет...?                                              предположите, что будет, если…?

               мог ли...?                                          что, если…?

                как звали...?                                      

Приём направлен на реализацию сразу трёх целей, которые ставятся на любом уроке :

·          обучает ребёнка на практике применять новые знания и соотносить их с уже полученными;

·          отрабатывает умение формулировать вопросы; отвечать на них полно и коротко, строить сложные высказывания;

·           воспитывает уважение к различным мнениям и взглядам на одну и ту же проблему.

Приём «Синквейн»   Приём «Синквейн» Синквейн - это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии. Правила написания синквейна: 1 строка - Существительное  – тема синквейна (объект)   2 строка - 2 прилагательных  описывающие признаки и свойства объекта 3 строка - 3 глагола – действия, совершаемые объектом 4 строка - Предложение  – отношение автора к объекту 5 строка - Синоним  к первой строчке – суть объекта     

Приём «Синквейн»

  • Приём «Синквейн»
  • Синквейн - это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии.
  • Правила написания синквейна:
  • 1 строка - Существительное  – тема синквейна (объект)
  •   2 строка - 2 прилагательных  описывающие признаки и свойства объекта
  • 3 строка - 3 глагола – действия, совершаемые объектом
  • 4 строка - Предложение  – отношение автора к объекту
  • 5 строка - Синоним  к первой строчке – суть объекта     

Этап рефлексии.   Приём «Незаконченные предложения» 1. На уроке русского языка я испытываю такие чувства, как….. 2. Я думаю, что уроки русского языка проходят…… 3. Больше всего на уроках русского языка я люблю…. 4. Мне не очень нравится…… 5. Если бы я был учителем русского языка, я бы ….. Рефлексия осуществляется на разных этапах урока. На завершающем этапе можно спросить: Какие трудности встретились, Что нового узнали на уроке? Как эти знания можно использовать в жизни? 

Этап рефлексии.

  •   Приём «Незаконченные предложения»
  • 1. На уроке русского языка я испытываю такие чувства, как…..
  • 2. Я думаю, что уроки русского языка проходят……
  • 3. Больше всего на уроках русского языка я люблю….
  • 4. Мне не очень нравится……
  • 5. Если бы я был учителем русского языка, я бы …..
  • Рефлексия осуществляется на разных этапах урока. На завершающем этапе можно спросить: Какие трудности встретились, Что нового узнали на уроке? Как эти знания можно использовать в жизни? 

   Приём   «Письмо с дырками (пробелами)»
  •    Приём   «Письмо с дырками (пробелами)» .

Для формирования  читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста  рекомендуется этот прием. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.

Знакомство с порядком морфологического разбора имени существительного. Составление рассказа о существительном по опорным словам. (6 класс)

1) Имя существительное обозначает…

Отвечает на вопросы…

Начальная форма имени существительного - … падеж…числа.

2) Имена существительные имеют следующие постоянные признаки:

  или ….

  или …

Относятся к … или …, или … роду, к … , или … , или ….. склонению.

Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:….

Существительные изменяются по … и … .

3) В предложении имя существительное может быть как …, … , … , … , … .

Имя существительное не является членом предложения, если… 

Прием «Верите ли вы, что…» Формируем умения: связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения,  с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются. Используется, например, при знакомстве с причастием :
  • Прием «Верите ли вы, что…»
  • Формируем умения: связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения,  с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.
  • Используется, например, при знакомстве с причастием :
  • Причастие - это самостоятельная часть речи.
  • Причастия совмещают в себе признаки глагола и прилагательного.
  • Причастия бывают 1 и 2 спряжения.
  • Причастия бывают совершенного и несовершенного вида.
  • Причастия могут быть действительными и страдающими.
  • Действительные причастия могут иметь краткую форму.
  • Причастие с зависимым словом называется причастным оборотом.

Приемы активизации ранее полученных знаний ·                       Прием «Ассоциация» Описание:  К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим: ·                       если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд; ·                       оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть. Пример . Тема «Частица как часть речи» (7 класс). Ассоциации: служебная часть речи, смысловые оттенки, чувства, эмоции, формы слов. Выводится определение: частица – это часть речи, которая служит для выражения смысловых оттенков слов и целых высказываний или для образования форм слов. Происходит вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, мотивация для дальнейшей работы.

Приемы активизации ранее полученных знаний

·                       Прием «Ассоциация»

Описание:  К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим:

·                       если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;

·                       оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.

Пример . Тема «Частица как часть речи» (7 класс).

Ассоциации: служебная часть речи, смысловые оттенки, чувства, эмоции, формы слов.

Выводится определение: частица – это часть речи, которая служит для выражения смысловых оттенков слов и целых высказываний или для образования форм слов.

Происходит вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, мотивация для дальнейшей работы.

Конкурс шпаргалок  — форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях. Проводится этот конкурс так. В начале изучения темы учитель объявляет начало конкурса и оговаривает его условия. Ученик может отвечать по подготовленной дома «шпаргалке», если: 1) «шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4; 2) в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга; 3) количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий). Лучшие «шпаргалки» по мере их использования на уроке вывешиваются на стенде. В конце изучения темы подводятся итоги.  
  • Конкурс шпаргалок  — форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях. Проводится этот конкурс так. В начале изучения темы учитель объявляет начало конкурса и оговаривает его условия. Ученик может отвечать по подготовленной дома «шпаргалке», если:
  • 1) «шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4;
  • 2) в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга;
  • 3) количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий).
  • Лучшие «шпаргалки» по мере их использования на уроке вывешиваются на стенде. В конце изучения темы подводятся итоги.
  •  

  Прием «Мозаика».   «Реставрация текста»
  •   Прием «Мозаика».   «Реставрация текста»
  • Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, тем: “Текст”, “ Тема текста”.
  • Текст разделяется на части (предложения, абзацы).
  • Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.
  • В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.

Итак,  Все эти приемы и методы является оcновными индикаторами формирования читательской грамотноcти школьников на уроках русского языка и литературы.  Ведь наша цель – воспитать ученика, умеющего обучатьcя, знающего, как использовать информацию в нужных целях; взаимодействовать с другими людьми и обладать целым рядом компетeнций, споcобного жить и действовать в условиях быстро меняющегося мира.

Итак,

Все эти приемы и методы является оcновными индикаторами формирования читательской грамотноcти школьников на уроках русского языка и литературы.

Ведь наша цель – воспитать ученика, умеющего обучатьcя, знающего, как использовать информацию в нужных целях; взаимодействовать с другими людьми и обладать целым рядом компетeнций, споcобного жить и действовать в условиях быстро меняющегося мира.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Антонюк-Антимирова Татьяна Валерьевна

Дата: 11.01.2025

Номер свидетельства: 663378

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "статья на тему «Развитие речи младших школьников как важнейший фактор формирования личности в рамках реализации ФГОС». "
    ["seo_title"] => string(131) "stat-ia-na-tiemu-razvitiie-riechi-mladshikh-shkol-nikov-kak-vazhnieishii-faktor-formirovaniia-lichnosti-v-ramkakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "174217"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424100204"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства