Просмотр содержимого документа
«Написание сочинения- рассуждения на основе краеведческого материала»
Написание изложения на краеведческом материале. 8 класс.(Подготовка к ОГЭ)
Маркина Т. Г .,учитель русского языка и литературы, МАОУ «Школа №14 г.Благовещенска»
Любовь к родному краю, знание его литературного наследия – основа, на которой осуществляется рост духовной культуры всего общества.
Д.С.Лихачёв
Роль учителя русского языка и литературы
Приобщение к духовно-культурным ценностям малой родины, воспитание патриотического отношения к отчизне самым тесным образом связано с открытием литературы родного края. Она помогает познать край, а край, в свою очередь, – познать литературу и тех, кто создает ее.
Критерии отбора краеведческого материала
Краеведческий материал должен быть:
а) органически связан с программным материалом; б) доступным для учащихся по содержанию и объему; в) образным и эмоциональным, стимулировать познавательный интерес к изучению предмета;г) способствовать усвоению ключевых знаний и умений;
д) отражать уникальность региона, его неповторимый характер.
Григорий Анисимович Федосеев (1899-1968)
Произведения :
«Мы идём по Восточному Саяну»
«В тисках Джугдыра»
«Злой дух Ямбуя»
«Тропою испытаний»
«Последний костёр»
«Смерть меня подождёт»
Работа с текстом изложения:
Какое чувство у Федосеева вызвала встреча с белкой ?
Назовите слова, заменяющие в тексте слово «белка», определите их стилистическую роль.(Плутовка, попрыгунья, шалунья, разбойница – разговорный стиль)
Почему в описании белки преобладают слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами?
Найдите в тексте ЗАВЯЗКУ, КУЛЬМИНАЦИЮ, РАЗВЯЗКУ
К какому стилю речи относится текст?
Укажите в тексте предложения с однородными членами? Для чего они используются? Как соединены?
Составление плана :
Нехоженой тропой.
Холодные костры осенней тайги.
Неожиданная встреча.
Любопытство маленькой шалуньи.
«Вот и не поймал»
Грамматико-орфографическая работа:
1.Обратить внимание на написание слов : заманить вглубь- в глубь тайги, падать вниз, скакать вверх, становиться на дыбы; тайга, краплё нн ая берёзой; опалё нн ый жаром прелесок; пленё нн ый игрой ребёнок;
оголё нн ые сопки; темн ох войные леса, разн оц ветное пламя, г о рит, зам и рает, прот и рает.
2.Составить схему предложения, обозначив знаки препинания :
Тёмнохвойные леса горят на солнце разноцветным пламенем: пурпурным, красным, нежно-жёлтым, золотым.
Основные понятия при работе с изложением:
Тема текста – это то, о чем говорится в тексте; круг событий, явлений, проблем, понятий).
Основная мысль – это главное, что хотел сказать автор.
Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью.
Ключевые слова – слова, передающие основную информацию в тексте.
Тезис – кратко сформулированное основное положение, утверждение, содержащее ключевые (главные) слова.
Приёмы сжатия текста
1.Содержательный – изъятие из текста малозначащих частей, деталей, несущих второстепенную смысловую нагрузку (примеров, дополнений, ссылок, пояснений, развернутых доказательств, частных выводов и т.п.).
2. Языковые:
1. Из текста исключаются отдельные слова, словосочетания и предложения, не содержащие главную информацию.
2. Основная информация, выраженная несколькими предложениями, передается одним.
3. Развернутые сложные предложения трансформируются в простые.
4. Содержание подробного диалога передается 1 – 2 предложениями.
5. Прямая речь заменяется кратким вариантом косвенной.
6. Ряды однородных членов заменяются обобщающим словом.