Сочинение публицистического характера на морально-этическую тему.
Сочинение публицистического характера на морально-этическую тему.
Занятия №____ (развитие связной речи).
Тема:Сочинение публицистического характера на морально-этическую тему.
Цель: формировать умение составлять связные высказывания публицистического характера на морально-этическую тему.
Материал для словарно-семантической работы: благородный, достоинство, кичливый.
Основное содержание:
I. Повторение сведений о типах речи.
II. Выяснение того. какая из данных тем может быть раскрыта на основе: а) повествования, б) описания, в) рассуждения, г) разъяснения смысла понятия; какая из них допускает разный подход.
1. Что такое благородство?
2. Благородный поступок.
3. Благородство — это стремление делать добро.
4. Благородство.
5. Трудно ли быть благородным?
III. Рассмотрение композиционных схем построения текстов разных типов речи. В частности, учитель подчеркивает, что композиционная схема построения текстов, составленных на основе рассуждения, имеет следующие компоненты: во введении дается подход к теме, в гласной части сначала формулируется общий (основной) тезис, далее следуют частные тезисы с доказательствами, заключается рассуждение выводами. Во введении текста, раскрытого на основе разъяснения смысла явления (понятия), указывается, чем вызван наш интерес к явлению (понятию), в главной части осуществляется разностороннее рассмотрение явления или понятия: даётся его определение, выделяются и уточняются его главные характеристики, проводится сопоставление с другими явлениями (понятиями), в заключении делаются выводы.
IV. Анализ вариантов связных высказываний публицистического характера на морально-этическую тему, в процессе которого выясняется, на основе каких типов речи раскрыты темы сочинений, соответствуют ли их названия и композиционные схемы построения этим типам речи.
Для анализа используются сочинения, написанные школьниками в предыдущие годы, или такой, например, текст:
Доказывать, что благородство человека определяется не положением и не знатным происхождением, вряд ли стоит.
В основе благородства прежде всего лежит высокое понимание чести и долга. Кодекс благородного человека включает в себя такие понятия, как честность, прямота, смелость, принципиальность, настойчивость и в то же время — гуманность, широта взглядов, умение щадить слабого, быть выше мелочей.
Есть люди, которые путают благородство с внешней красивой позой, с кичливостью, зазнайством. Любое критическое замечание в свой адрес они воспринимают как оскорбление собственной чести и закипают “благородным гневом”. Человека, способного на благородный поступок, обладающего чувством собственного достоинства, как раз труднее всего оскорбить или обидеть. Он не станет кипятиться по пустякам и слишком оберегать своё достоинство. У кого оно есть, у того его не отнимешь.
В большей или меньшей степени благородство свойственно всякому честному и твёрдому человеку. Обладающему этим качеством чужды амбиция и высокомерие.
Признать свою ошибку, извиниться, если ты виноват, не бояться попасть в глупое или грудное положение ради выручки товарища — это вовсе не значит поступиться собственным достоинством, а наоборот — сохранить его!
Истинное благородство неуязвимо для мелочей жизни, потому что оно видит более широкие интересы. Именно в мелочах чаще всего люди теряют своё достоинство.
Вспомним “хитроумного гидальго” Дон-Кихота, рыцаря печального образа, ставшего олицетворением человеческого благородства. Чем западает в душу его образ? Тем, что он воевал с мельницами и бесчисленное количество раз попадал в глупое положение? Да нет же! Герой Сервантеса дорог нам за нетерпимость к злу и несправедливости, за самоотверженное стремление помогать всем слабым и угнетённым, наконец, за чистую веру в свои идеалы и несгибаемую волю добиться их торжества.
Воля творить добро—вот основа благородства Дон-Кихота. Благородный человек знает: всякая несправедливость, где бы она ни проявлялась, унижает его. Всякое заблуждение, даже если оно распространено, затрагивает и его честь.
Надо уметь при всех обстоятельствах оставаться честным, непоколебимым, гордым человеком. Это и называется благородством. Нет, не “донкихотством”, а вполне современным благородством. (По Ю. Ценину).
V. Коллективная работа над определением темы сочинения и возможными вариантами плана. Составление по избранному плану устного сочинения на морально-этическую тему в форме выступления на диспуте.
Первый урокможно завершить, предложив учащимся домашнее задание:написать сочинение (в форме статьи в газету), в основе которого было бы рассуждение дискуссионного характера, например, чтобы в сочинении содержались ответы на вопросы, поставленные в присланном в редакцию газеты письме: “Я хочу жить достойно, но не знаю верного пути. Сейчас же я маюсь в окружении благополучных друзей, у которых есть много чего: модная одежда, видеомагнитофоны, автомобили. Ребята смотрят на меня, как на человека второго сорта, хотя вслух об этом не говорят. Учатся многие не лучше меня, даже иногда просят списать. Но уважения ко мне, как видно, не прибавляется. Сегодня престижны не знания, не хорошие качества человека, а то, как он “упакован”.
Поэтому и мучат меня постоянно вопросы: будет ли моя жизнь зависеть от моих способностей? Не попаду ли я в разряд тех, над кем будут посмеиваться, унижать? Как же выстоять? Как не стать в жизни несчастной? Оксана П.”
На втором уроке, посвященном данной теме, прослушиваются написанные сочинения, проводится коллективный их анализ, организуется работа над совершенствованием учащимися собственных высказываний.
Итоговое задание: собрать материал для сочинения публицистического характера на общественно-политическую тему (например: “За что я люблю свой край”, “Достопримечательные места нашего города”, “Из истории нашего края”, “Человек интересной судьбы” и др.). Для этого учащиеся должны сделать необходимые выписки из газет, справочников, путеводителей, экспонатов и документов краеведческого музея и т. д.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сочинение публицистического характера на морально-этическую тему. »
Занятия №____ (развитие связной речи).
Тема:Сочинение публицистического характера на морально-этическую тему.
Цель: формировать умение составлять связные высказывания публицистического характера на морально-этическую тему.
Материал для словарно-семантической работы: благородный, достоинство, кичливый.
Основное содержание:
I. Повторение сведений о типах речи.
II. Выяснение того. какая из данных тем может быть раскрыта на основе: а) повествования, б) описания, в) рассуждения, г) разъяснения смысла понятия; какая из них допускает разный подход.
1. Что такое благородство?
2. Благородный поступок.
3. Благородство — это стремление делать добро.
4. Благородство.
5. Трудно ли быть благородным?
III. Рассмотрение композиционных схем построения текстов разных типов речи. В частности, учитель подчеркивает, что композиционная схема построения текстов, составленных на основе рассуждения, имеет следующие компоненты: во введении дается подход к теме, в гласной части сначала формулируется общий (основной) тезис, далее следуют частные тезисы с доказательствами, заключается рассуждение выводами. Во введении текста, раскрытого на основе разъяснения смысла явления (понятия), указывается, чем вызван наш интерес к явлению (понятию), в главной части осуществляется разностороннее рассмотрение явления или понятия: даётся его определение, выделяются и уточняются его главные характеристики, проводится сопоставление с другими явлениями (понятиями), в заключении делаются выводы.
IV. Анализ вариантов связных высказываний публицистического характера на морально-этическую тему, в процессе которого выясняется, на основе каких типов речи раскрыты темы сочинений, соответствуют ли их названия и композиционные схемы построения этим типам речи.
Для анализа используются сочинения, написанные школьниками в предыдущие годы, или такой, например, текст:
Доказывать, что благородство человека определяется не положением и не знатным происхождением, вряд ли стоит.
В основе благородства прежде всего лежит высокое понимание чести и долга. Кодекс благородного человека включает в себя такие понятия, как честность, прямота, смелость, принципиальность, настойчивость и в то же время — гуманность, широта взглядов, умение щадить слабого, быть выше мелочей.
Есть люди, которые путают благородство с внешней красивой позой, с кичливостью, зазнайством. Любое критическое замечание в свой адрес они воспринимают как оскорбление собственной чести и закипают “благородным гневом”. Человека, способного на благородный поступок, обладающего чувством собственного достоинства, как раз труднее всего оскорбить или обидеть. Он не станет кипятиться по пустякам и слишком оберегать своё достоинство. У кого оно есть, у того его не отнимешь.
В большей или меньшей степени благородство свойственно всякому честному и твёрдому человеку. Обладающему этим качеством чужды амбиция и высокомерие.
Признать свою ошибку, извиниться, если ты виноват, не бояться попасть в глупое или грудное положение ради выручки товарища — это вовсе не значит поступиться собственным достоинством, а наоборот — сохранить его!
Истинное благородство неуязвимо для мелочей жизни, потому что оно видит более широкие интересы. Именно в мелочах чаще всего люди теряют своё достоинство.
Вспомним “хитроумного гидальго” Дон-Кихота, рыцаря печального образа, ставшего олицетворением человеческого благородства. Чем западает в душу его образ? Тем, что он воевал с мельницами и бесчисленное количество раз попадал в глупое положение? Да нет же! Герой Сервантеса дорог нам за нетерпимость к злу и несправедливости, за самоотверженное стремление помогать всем слабым и угнетённым, наконец, за чистую веру в свои идеалы и несгибаемую волю добиться их торжества.
Воля творить добро—вот основа благородства Дон-Кихота. Благородный человек знает: всякая несправедливость, где бы она ни проявлялась, унижает его. Всякое заблуждение, даже если оно распространено, затрагивает и его честь.
Надо уметь при всех обстоятельствах оставаться честным, непоколебимым, гордым человеком. Это и называется благородством. Нет, не “донкихотством”, а вполне современным благородством. (По Ю. Ценину).
V. Коллективная работа над определением темы сочинения и возможными вариантами плана. Составление по избранному плану устного сочинения на морально-этическую тему в форме выступления на диспуте.
Первый урокможно завершить, предложив учащимся домашнее задание:написать сочинение (в форме статьи в газету), в основе которого было бы рассуждение дискуссионного характера, например, чтобы в сочинении содержались ответы на вопросы, поставленные в присланном в редакцию газеты письме: “Я хочу жить достойно, но не знаю верного пути. Сейчас же я маюсь в окружении благополучных друзей, у которых есть много чего: модная одежда, видеомагнитофоны, автомобили. Ребята смотрят на меня, как на человека второго сорта, хотя вслух об этом не говорят. Учатся многие не лучше меня, даже иногда просят списать. Но уважения ко мне, как видно, не прибавляется. Сегодня престижны не знания, не хорошие качества человека, а то, как он “упакован”.
Поэтому и мучат меня постоянно вопросы: будет ли моя жизнь зависеть от моих способностей? Не попаду ли я в разряд тех, над кем будут посмеиваться, унижать? Как же выстоять? Как не стать в жизни несчастной? Оксана П.”
На втором уроке, посвященном данной теме, прослушиваются написанные сочинения, проводится коллективный их анализ, организуется работа над совершенствованием учащимися собственных высказываний.
Итоговое задание: собрать материал для сочинения публицистического характера на общественно-политическую тему (например: “За что я люблю свой край”, “Достопримечательные места нашего города”, “Из истории нашего края”, “Человек интересной судьбы” и др.). Для этого учащиеся должны сделать необходимые выписки из газет, справочников, путеводителей, экспонатов и документов краеведческого музея и т. д.