kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка по русскому языку. Подготовка к ЕГЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

lВыбирая правильное продолжение предложения, начинающегося с деепричастного оборота, необходимо знать, что действие, о котором идет речь в обороте, является добавочным по отношению к основному действию, речь о котором идет в сказуемом. Поэтому и основное, и добавочное действие должно выполняться одним и тем же лицом (должен быть один исполнитель — подлежащее, выполняющее оба действия).

lЧитая книги Паустовского, мы совершаем удивительное путешествие в прославленные этим писателем места.

    ( Мы совершаем путешествие (как? каким образом?), читая книги Паустовского).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по русскому языку. Подготовка к ЕГЭ »

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Валуйки  Белгородской области  Синтаксические нормы  (построение предложения с деепричастным оборотом)   Автор: Евсюкова Ольга Николаевна,  учитель русского языка и литературы     2015 г.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2

с углубленным изучением отдельных предметов» г.Валуйки

Белгородской области

Синтаксические нормы

(построение предложения с деепричастным оборотом)

Автор: Евсюкова Ольга Николаевна,

учитель русского языка и литературы

2015 г.

Задание А4  Синтаксические нормы
  • Задание А4
  • Синтаксические нормы

(построение предложения с деепричастным оборотом)

Задание: Выберите грамматически правильное продолжение предложения.   Выбирая правильное продолжение предложения, начинающегося с деепричастного оборота, необходимо знать , что действие , о котором идет речь в обороте, является добавочным по отношению к основному действию , речь о котором идет в сказуемом. Поэтому и основное, и добавочное действие должно выполняться одним и тем же лицом (должен быть один исполнитель — подлежащее, выполняющее оба действия). Читая книги Паустовского, мы совершаем удивительное путешествие в прославленные этим писателем места.  ( Мы совершаем путешествие (как? каким образом?), читая книги Паустовского).

Задание: Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

  • Выбирая правильное продолжение предложения, начинающегося с деепричастного оборота, необходимо знать , что действие , о котором идет речь в обороте, является добавочным по отношению к основному действию , речь о котором идет в сказуемом. Поэтому и основное, и добавочное действие должно выполняться одним и тем же лицом (должен быть один исполнитель — подлежащее, выполняющее оба действия).
  • Читая книги Паустовского, мы совершаем удивительное путешествие в прославленные этим писателем места.

( Мы совершаем путешествие (как? каким образом?), читая книги Паустовского).

Рассмотрим примеры:  Находясь на эскалаторе, мы рассматривали рекламные плакаты. Находясь на эскалаторе, послышался шум прибывающего поезда. В данном случае в обоих предложениях есть подлежащее. В 1-м предложении подлежащее «мы» выполняет и основное действие, заключенное в сказуемом «рассматривали», и добавочное, заключенное в деепричастии «находясь». Следовательно, в этом предложении нет грамматической ошибки. Во 2-м предложении подлежащее «поезд» не может выполнять действие, о котором идет речь в деепричастном обороте: «поезд» не может «находиться на эскалаторе». Значит, это предложение с грамматической ошибкой.

Рассмотрим примеры:

  • Находясь на эскалаторе, мы рассматривали рекламные плакаты.
  • Находясь на эскалаторе, послышался шум прибывающего поезда.

В данном случае в обоих предложениях есть подлежащее.

В 1-м предложении подлежащее «мы» выполняет и основное действие, заключенное в сказуемом «рассматривали», и добавочное, заключенное в деепричастии «находясь». Следовательно, в этом предложении нет грамматической ошибки.

Во 2-м предложении подлежащее «поезд» не может выполнять действие, о котором идет речь в деепричастном обороте: «поезд» не может «находиться на эскалаторе». Значит, это предложение с грамматической ошибкой.

Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Путешествуя по бескрайней дальневосточной тайге, 1) пришла пора опубликовать свои дорожные наблюдения. 2) дается описание рельефа Приморья и горной системы Сихотэ-Алиня. 3) географ В. Арсеньев изучал богатейшие флору и фауну этого края. 4) уже стемнело.

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Путешествуя по бескрайней дальневосточной тайге,

1) пришла пора опубликовать свои дорожные наблюдения.

2) дается описание рельефа Приморья и горной системы Сихотэ-Алиня.

3) географ В. Арсеньев изучал богатейшие флору и фауну этого края.

4) уже стемнело.

Проверка Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Путешествуя по бескрайней дальневосточной тайге, 1) пришла пора опубликовать свои дорожные наблюдения. 2) дается описание рельефа Приморья и горной системы Сихотэ-Алиня. 3) географ В. Арсеньев изучал богатейшие флору и фауну этого края. 4) уже стемнело.  ответ: 3

Проверка

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Путешествуя по бескрайней дальневосточной тайге,

1) пришла пора опубликовать свои дорожные наблюдения.

2) дается описание рельефа Приморья и горной системы Сихотэ-Алиня.

3) географ В. Арсеньев изучал богатейшие флору и фауну этого края.

4) уже стемнело.

ответ: 3

Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Бросая камни в воду, 1) во все стороны летели брызги. 2) расходятся широкие круги. 3) Леонардо да Винчи объяснил распространение звуковых волн. 4) у меня было прекрасное настроение.

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Бросая камни в воду,

1) во все стороны летели брызги.

2) расходятся широкие круги.

3) Леонардо да Винчи объяснил распространение звуковых волн.

4) у меня было прекрасное настроение.

Проверка Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Бросая камни в воду, 1) во все стороны летели брызги. 2) расходятся широкие круги. 3) Леонардо да Винчи объяснил распространение звуковых волн. 4) у меня было прекрасное настроение. ответ: 3

Проверка

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Бросая камни в воду,

1) во все стороны летели брызги.

2) расходятся широкие круги.

3) Леонардо да Винчи объяснил распространение звуковых волн.

4) у меня было прекрасное настроение.

ответ: 3

Внимание! Надо быть внимательными с односоставными предложениями.  В определенно-личных и неопределенно-личных предложениях подлежащего нет, и сказуемое в них может быть выражено глаголом в одной из трех форм: 1. В форме повелительного наклонения:  Покупая книги, внимательно читайте аннотации.  2.  В форме 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения:  Покупая книги, внимательно читаю аннотации. (Подлежащее «я» легко восстанавливается и относится как к сказуемому, так и к деепричастию).  3.  В форме инфинитива в значении повелительного наклонения: Покупая книги, следует внимательно читать аннотации.

Внимание!

Надо быть внимательными с односоставными предложениями.

В определенно-личных и неопределенно-личных предложениях подлежащего нет, и сказуемое в них может быть выражено глаголом в одной из трех форм:

1. В форме повелительного наклонения:

Покупая книги, внимательно читайте аннотации.

2. В форме 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения:

Покупая книги, внимательно читаю аннотации. (Подлежащее «я» легко восстанавливается и относится как к сказуемому, так и к деепричастию).

3. В форме инфинитива в значении повелительного наклонения:

Покупая книги, следует внимательно читать аннотации.

Рассмотрим примеры: Выберите грамматически правильное продолжение предложения Рисуя море, 1) тревога моя постепенно улеглась. 2) мне долго ещё слышался его несмолкаемый шум. 3) работа увлекла художника. 4) тщательно подбираешь краски. (Правильный ответ 4, подлежащее «ты» легко восстанавливается и относится как к сказуемому, так и к деепричастию).

Рассмотрим примеры:

Выберите грамматически правильное продолжение предложения

Рисуя море,

1) тревога моя постепенно улеглась.

2) мне долго ещё слышался его несмолкаемый шум.

3) работа увлекла художника.

4) тщательно подбираешь краски.

(Правильный ответ 4, подлежащее «ты» легко восстанавливается и относится как к сказуемому, так и к деепричастию).

Выберите грамматически правильное продолжение предложения  Слушая любимую музыку, 1) каждый раз открываешь в ней что-то новое. 2) время как будто перестаёт существовать. 3) всегда обнаруживается что-то новое, не замеченное раньше. 4) она никогда не надоедает.

Выберите грамматически правильное продолжение предложения

Слушая любимую музыку,

1) каждый раз открываешь в ней что-то новое.

2) время как будто перестаёт существовать.

3) всегда обнаруживается что-то новое, не замеченное раньше.

4) она никогда не надоедает.

Проверка Выберите грамматически правильное продолжение предложения  Слушая любимую музыку, 1) каждый раз открываешь в ней что-то новое. 2) время как будто перестаёт существовать. 3) всегда обнаруживается что-то новое, не замеченное раньше. 4) она никогда не надоедает. ответ: 1

Проверка

Выберите грамматически правильное продолжение предложения

Слушая любимую музыку,

1) каждый раз открываешь в ней что-то новое.

2) время как будто перестаёт существовать.

3) всегда обнаруживается что-то новое, не замеченное раньше.

4) она никогда не надоедает.

ответ: 1

Работая с химическими реактивами в лаборатории, 1) старайтесь быть предельно осторожными. 2) мне были понятны многие законы химии. 3) отношения иногда не складываются. 4) надписи на колбах сделаны четким почерком.

Работая с химическими реактивами в лаборатории,

1) старайтесь быть предельно осторожными.

2) мне были понятны многие законы химии.

3) отношения иногда не складываются.

4) надписи на колбах сделаны четким почерком.

Проверка Работая с химическими реактивами в лаборатории, 1) старайтесь быть предельно осторожными. 2) мне были понятны многие законы химии. 3) отношения иногда не складываются. 4) надписи на колбах сделаны четким почерком. ответ: 1

Проверка

Работая с химическими реактивами в лаборатории,

1) старайтесь быть предельно осторожными.

2) мне были понятны многие законы химии.

3) отношения иногда не складываются.

4) надписи на колбах сделаны четким почерком.

ответ: 1

Внимание! 1. Деепричастный оборот не может быть употреблен, если действие, выраженное глаголом-сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам ( нельзя: «Пользуясь калькулятором, расчёт производится быстро и легко»). 2. Деепричастный оборот не может быть употреблен в безличном предложении ( нельзя: «Гуляя вечером, мне нездоровилось»). 3. Если предложение выражено конструкцией со страдательным причастием, деепричастный оборот не может быть употреблен, так как исполнитель действия, выраженного сказуемым, и исполнитель действия, выраженного деепричастием, не совпадают ( нельзя: «Доставив необходимые медикаменты, самолет МЧС будет осмотрен техниками»).

Внимание!

1. Деепричастный оборот не может быть употреблен, если действие, выраженное глаголом-сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам ( нельзя: «Пользуясь калькулятором, расчёт производится быстро и легко»).

2. Деепричастный оборот не может быть употреблен в безличном предложении ( нельзя: «Гуляя вечером, мне нездоровилось»).

3. Если предложение выражено конструкцией со страдательным причастием, деепричастный оборот не может быть употреблен, так как исполнитель действия, выраженного сказуемым, и исполнитель действия, выраженного деепричастием, не совпадают ( нельзя: «Доставив необходимые медикаменты, самолет МЧС будет осмотрен техниками»).

Проверим себя! Выберите грамматически правильное продолжение предложения.   Изучая законы движения планет, 1) среди научных трактатов есть одна совершенно необычная работа. 2) уже совсем стемнело. 3) фанатизм и мистика соседствуют с непостижимыми откровениями гения. 4) прочитайте исследования Николая Коперника.

Проверим себя!

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Изучая законы движения планет,

1) среди научных трактатов есть одна совершенно необычная работа.

2) уже совсем стемнело.

3) фанатизм и мистика соседствуют с непостижимыми откровениями гения.

4) прочитайте исследования Николая Коперника.

Проверка Выберите грамматически правильное продолжение предложения.   Изучая законы движения планет, 1) среди научных трактатов есть одна совершенно необычная работа. 2) уже совсем стемнело. 3) фанатизм и мистика соседствуют с непостижимыми откровениями гения. 4) прочитайте исследования Николая Коперника.  ответ: 4

Проверка

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Изучая законы движения планет,

1) среди научных трактатов есть одна совершенно необычная работа.

2) уже совсем стемнело.

3) фанатизм и мистика соседствуют с непостижимыми откровениями гения.

4) прочитайте исследования Николая Коперника.

ответ: 4

Проверим себя! Выберите грамматически правильное продолжение предложения .   Очистив дворы и улицы, 1) наше настроение было замечательным. 2) воздух становится чище. 3) не забудьте потом посадить цветы и деревья. 4) необходимы большие мусорные баки.

Проверим себя!

Выберите грамматически правильное продолжение предложения .

Очистив дворы и улицы,

1) наше настроение было замечательным.

2) воздух становится чище.

3) не забудьте потом посадить цветы и деревья.

4) необходимы большие мусорные баки.

Выберите грамматически правильное продолжение предложения .  Очистив дворы и улицы, 1) наше настроение было замечательным. 2) воздух становится чище. 3) не забудьте потом посадить цветы и деревья. 4) необходимы большие мусорные баки. ответ: 3

Выберите грамматически правильное продолжение предложения . Очистив дворы и улицы,

1) наше настроение было замечательным.

2) воздух становится чище.

3) не забудьте потом посадить цветы и деревья.

4) необходимы большие мусорные баки.

ответ: 3

Самостоятельная работа 1 задание Выберите грамматически правильное продолжение предложения .   Рассматривая альбом с репродукциями, 1) я восхищался «Кувшинками»Клода Моне. 2) меня привлекли репродукции импрессионистов. 3) многие картины показались мне знакомыми. 4) никому не хотелось уходить.

Самостоятельная работа

1 задание

Выберите грамматически правильное продолжение предложения .

Рассматривая альбом с репродукциями,

1) я восхищался «Кувшинками»Клода Моне.

2) меня привлекли репродукции импрессионистов.

3) многие картины показались мне знакомыми.

4) никому не хотелось уходить.

2 задание  Выберите грамматически правильное продолжение предложения .   Слушая песни на стихи Р. Рождественского,   1) испытываешь удивительное чувство душевного очищения. 2) у зрителей текли невольные слёзы. 3) остается чувство огромной благодарности поэту. 4) в зрительном зале раздавались громкие аплодисменты.

2 задание Выберите грамматически правильное продолжение предложения .

Слушая песни на стихи Р. Рождественского,

1) испытываешь удивительное чувство душевного очищения.

2) у зрителей текли невольные слёзы.

3) остается чувство огромной благодарности поэту.

4) в зрительном зале раздавались громкие аплодисменты.

3 задание  Выберите грамматически правильное продолжение предложения .   Переходя улицу,

3 задание Выберите грамматически правильное продолжение предложения .

Переходя улицу,

4 задание  Выберите грамматически правильное продолжение предложения .   Обороняя осажденный Ленинград,

4 задание Выберите грамматически правильное продолжение предложения .

Обороняя осажденный Ленинград,

5 задание  Выберите грамматически правильное продолжение предложения .   Решая сложное тестовое задание,

5 задание Выберите грамматически правильное продолжение предложения .

Решая сложное тестовое задание,

6 задание  Выберите грамматически правильное продолжение предложения .   Расставив знаки препинания по-иному, 1) предложение может потерять смысл. 2) может измениться значение предложения. 3) нарушаются правила пунктуации. 4) мы не нарушили правила.

6 задание Выберите грамматически правильное продолжение предложения .

Расставив знаки препинания по-иному,

1) предложение может потерять смысл.

2) может измениться значение предложения.

3) нарушаются правила пунктуации.

4) мы не нарушили правила.

7 задание  Выберите грамматически правильное продолжение предложения .   Проходя по залам музея,

7 задание Выберите грамматически правильное продолжение предложения .

Проходя по залам музея,

8 задание  Выберите грамматически правильное продолжение предложения .   Вспоминая события давних лет,

8 задание Выберите грамматически правильное продолжение предложения .

Вспоминая события давних лет,

9 задание  Выберите грамматически правильное продолжение предложения .   Выиграв чемпионат мира по футболу,

9 задание Выберите грамматически правильное продолжение предложения .

Выиграв чемпионат мира по футболу,

10 задание  Выберите грамматически правильное продолжение предложения .   Отдыхая летом в Петербурге,

10 задание Выберите грамматически правильное продолжение предложения .

Отдыхая летом в Петербурге,

Проверь себя! Ответы: 1- 1 2- 1 3- 4 4- 4 5- 2 6- 4 7- 2 8- 4 9- 3 10- 1

Проверь себя!

Ответы:

1- 1

2- 1

3- 4

4- 4

5- 2

6- 4

7- 2

8- 4

9- 3

10- 1

Литература: 1. Валгина, Н.С., Розенталь, Д.С., Фомина, М.И.  Современный русский язык. Изд.3, дополненное и переработанное. М., Высшая школа, 1968. -494с. 2. Сенина, Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2014: учебно-методическое пособие/Н.А.Сенина.- Ростов-н/Д: Легион, 2013.-523с.-(Готовимся к ЕГЭ.) ISBN 978-5-9966-0390-9 3. Сенина, Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-201 3 : учебно-методическое пособие/Н.А.Сенина.- Ростов-н/Д: Легион, 201 2 .-52 8 с.-(Готовимся к ЕГЭ.) ISBN 978-5-9966-0215-5

Литература:

1. Валгина, Н.С., Розенталь, Д.С., Фомина, М.И.

Современный русский язык. Изд.3, дополненное и переработанное. М., Высшая школа, 1968. -494с.

2. Сенина, Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2014: учебно-методическое пособие/Н.А.Сенина.- Ростов-н/Д: Легион, 2013.-523с.-(Готовимся к ЕГЭ.) ISBN 978-5-9966-0390-9

3. Сенина, Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-201 3 : учебно-методическое пособие/Н.А.Сенина.- Ростов-н/Д: Легион, 201 2 .-52 8 с.-(Готовимся к ЕГЭ.) ISBN 978-5-9966-0215-5


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка по русскому языку. Подготовка к ЕГЭ

Автор: Евсюкова Ольга Николаевна

Дата: 07.03.2015

Номер свидетельства: 183068

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Методическая разработка теста по русскому языку для учащихся 7 класса по теме «Причастие как часть речи» "
    ["seo_title"] => string(121) "mietodichieskaia-razrabotka-tiesta-po-russkomu-iazyku-dlia-uchashchikhsia-7-klassa-po-tiemie-prichastiie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "201973"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1429161013"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "План подготовки к Государственной итоговой аттестации учащихся 11 класса "
    ["seo_title"] => string(83) "plan-podghotovki-k-gosudarstviennoi-itoghovoi-attiestatsii-uchashchikhsia-11-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "121367"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413957830"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "методическая разработка "План работы  по подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе в 2014-2015 учебном году" "
    ["seo_title"] => string(122) "mietodichieskaia-razrabotka-plan-raboty-po-podghotovkie-k-iege-po-russkomu-iazyku-v-11-klassie-v-2014-2015-uchiebnom-ghodu"
    ["file_id"] => string(6) "194959"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427825361"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Тренинг по пунктуации. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе. Задание 17 "
    ["seo_title"] => string(87) "trieningh-po-punktuatsii-podghotovka-k-iege-po-russkomu-iazyku-v-11-klassie-zadaniie-17"
    ["file_id"] => string(6) "164587"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422657203"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Методическая разработка урока "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку""
    ["seo_title"] => string(67) "metodicheskaia_razrabotka_uroka_podgotovka_k_ege_po_russkomu_iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "601303"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1645832814"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства