kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс по теме "Проблемы текста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема текста - о чем рассуждает автор. Способы выявления проблемы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по теме "Проблемы текста"»

Мастер-класс по теме «Проблемы текста» Учитель русского языка и литературы МБОУ «Навлинская СОШ №2» Серёжкина Елена Павловна

Мастер-класс по теме «Проблемы текста»

Учитель русского языка и литературы МБОУ «Навлинская СОШ №2» Серёжкина Елена Павловна

Желаниям не нравятся возможности.  Возможности, как правило, скромней.  Желания. Как правило, при должности,  Умней себя считают и важней.   Желания диктуют свою волю.  Возможности сказать умеют «Нет!».  Желания себя лелеют, холят  И требуют излишеств на обед.   Возможности довольствуются малым,  С желаниями часто не в ладу.  У них конфликт, и редко так бывает,  Что к мнению единому придут.   Возможности бывают часто скрытыми.  Желания бывают часто тайными.  Никто из них не хочет быть забытыми,  Никто из них не хочет быть печальными.   И друг без друга им нельзя на свете,  Желаньям без возможностей не жить.  Одно другое ловит в свои сети,  Стремясь себе друг друга подчинить

Желаниям не нравятся возможности. Возможности, как правило, скромней. Желания. Как правило, при должности, Умней себя считают и важней. Желания диктуют свою волю. Возможности сказать умеют «Нет!». Желания себя лелеют, холят И требуют излишеств на обед. Возможности довольствуются малым, С желаниями часто не в ладу. У них конфликт, и редко так бывает, Что к мнению единому придут. Возможности бывают часто скрытыми. Желания бывают часто тайными. Никто из них не хочет быть забытыми, Никто из них не хочет быть печальными. И друг без друга им нельзя на свете, Желаньям без возможностей не жить. Одно другое ловит в свои сети, Стремясь себе друг друга подчинить

Проблема текста Проблема текста- это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор.

Проблема текста

Проблема текста- это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор.

Что такое проблема текста? Способы выявления проблемы? Как сформулировать проблему? Сколько проблем в тексте? Типы проблем? «Дерево ожиданий»

Что такое проблема текста?

Способы выявления проблемы?

Как сформулировать проблему?

Сколько проблем в тексте?

Типы проблем?

«Дерево ожиданий»

Желаниям не нравятся возможности.  Возможности, как правило, скромней.  Желания. Как правило, при должности,  Умней себя считают и важней.   Желания диктуют свою волю.  Возможности сказать умеют «Нет!».  Желания себя лелеют, холят  И требуют излишеств на обед.   Возможности довольствуются малым,  С желаниями часто не в ладу.  У них конфликт, и редко так бывает,  Что к мнению единому придут.   Возможности бывают часто скрытыми.  Желания бывают часто тайными.  Никто из них не хочет быть забытыми,  Никто из них не хочет быть печальными.   И друг без друга им нельзя на свете,  Желаньям без возможностей не жить.  Одно другое ловит в свои сети,  Стремясь себе друг друга подчинить

Желаниям не нравятся возможности. Возможности, как правило, скромней. Желания. Как правило, при должности, Умней себя считают и важней. Желания диктуют свою волю. Возможности сказать умеют «Нет!». Желания себя лелеют, холят И требуют излишеств на обед. Возможности довольствуются малым, С желаниями часто не в ладу. У них конфликт, и редко так бывает, Что к мнению единому придут. Возможности бывают часто скрытыми. Желания бывают часто тайными. Никто из них не хочет быть забытыми, Никто из них не хочет быть печальными. И друг без друга им нельзя на свете, Желаньям без возможностей не жить. Одно другое ловит в свои сети, Стремясь себе друг друга подчинить

Алгоритм выявления проблемы  1 шаг:  Основная мысль  2 шаг:  Запишите в виде законченного предложения  3 шаг:  Определите на какой вопрос отвечает это предложение  4 шаг:  Запишите этот вопрос, который является проблемой текста

Алгоритм выявления проблемы

1 шаг:

Основная мысль

2 шаг:

Запишите в виде законченного предложения

3 шаг:

Определите на какой вопрос отвечает это предложение

4 шаг:

Запишите этот вопрос, который является проблемой текста

Способы выявления проблемы Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых — я хвалю и умиляюсь. Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко. — Возьмем мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на нее пойдут, — не на что будет соли добыть, похлебку посолить… — А мы ее… и не соленую, — ответил мужик, ее муж. Далеко Ротшильду до этого мужика! (И. С. Тургенев)

Способы выявления проблемы

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых — я хвалю и умиляюсь.

Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.

— Возьмем мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на нее пойдут, — не на что будет соли добыть, похлебку посолить…

— А мы ее… и не соленую, — ответил мужик, ее муж.

Далеко Ротшильду до этого мужика!

(И. С. Тургенев)

Способы формулирования проблемы. Проблему можно  В том случае, если проблему можно сформулировать кратко- одним словом или словосочетанием,- подойдет конструкция «проблема + существительное (словосочетание) в род. падеже», например: Автор поднимает проблему совести. Автор поднимает проблему совести. Автор предлагает нам задуматься над проблемой «отцов и детей» В центре внимания автора проблема духовного совершенствования человека. Сформулировать самостоятельно (своими словами) Более сложные проблемы можно сформулировать с помощью вопросительных предложений:

Способы формулирования проблемы.

Проблему можно

В том случае, если проблему можно сформулировать кратко- одним словом или словосочетанием,- подойдет конструкция «проблема + существительное (словосочетание) в род. падеже», например:

  • Автор поднимает проблему совести.
  • Автор поднимает проблему совести.
  • Автор предлагает нам задуматься над проблемой «отцов и детей»
  • В центре внимания автора проблема духовного совершенствования человека.

Сформулировать самостоятельно (своими словами)

Более сложные проблемы можно сформулировать с помощью вопросительных предложений:

  • Может ли отдельная личность влиять на ход истории? Такова проблема, которая привлекла внимание автора.
  • Может ли отдельная личность влиять на ход истории? Такова проблема, которая привлекла внимание автора.
  • Автора размышляет над судьбой родного языка и предлагает своим читателям задуматься над следующей проблемой: в чем опасность распространения жаргонных слов.
Способы формулирования проблемы. Проблему можно  Указать номера предложений из текста Процитировать В некоторых текстах можно найти авторскую формулировку проблемы. В таких случаях можно использовать цитату: «Почему телевизор вытесняет сейчас книгу?»- таким вопросом начинает свой текст Д.С. Лихачев. «Почему телевизор вытесняет сейчас книгу?»- таким вопросом начинает свой текст Д.С. Лихачев. Если в текстах можно найти авторскую формулировку проблемы, то можно указать номера предложений, в которых проблема сформулирована автором.

Способы формулирования проблемы.

Проблему можно

Указать номера предложений из текста

Процитировать

В некоторых текстах можно найти авторскую формулировку проблемы. В таких случаях можно использовать цитату:

  • «Почему телевизор вытесняет сейчас книгу?»- таким вопросом начинает свой текст Д.С. Лихачев.
  • «Почему телевизор вытесняет сейчас книгу?»- таким вопросом начинает свой текст Д.С. Лихачев.

Если в текстах можно найти авторскую формулировку проблемы, то можно указать номера предложений, в которых проблема сформулирована автором.

Выбор одной проблемы из нескольких

Выбор одной проблемы из нескольких

  • 1. сколько проблем содержит текст?
  • 2. какую проблему выбрать из нескольких?
  • 3. какая проблема находится в центре внимания автора?
  • 4. к какой проблеме вам проще подобрать весомые аргументы?
Типы проблем.  Философские Социальные Политические Нравственные Экологические Эстетические Устройство и жизнь общества Деятельность государственной власти Духовная жизнь человека, взаимоотношения людей. Взаимоотношение человека и окружающей среды. Восприятие человеком прекрасного. Самые общие вопросы развития, природы, человека Политика в жизни общества Гражданское общество Демократия Международные конфликты Разоружение Терроризм Национализм Шовинизм Эгоизм и гуманизм Доброта и жестокость. Духовность и бездуховность Честь и бесчестье Интеллигентность Социальная справедливость/несправедливость Создание правового государства Соблюдение прав человека Прогресс и общество Наука и общество Взаимосвязь человека и природы. Глобальная экологическая катастрофа Потребительское отношение к природе Экология культуры Экология языка Восприятие искусства Восприятие эстетического вкуса Духовность в искусстве Чтение, роль книги в жизни человека Массовая культура Телевидение, Интернет.  и хамство.

Типы проблем.

Философские

Социальные

Политические

Нравственные

Экологические

Эстетические

Устройство и жизнь общества

Деятельность государственной власти

Духовная жизнь человека, взаимоотношения людей.

Взаимоотношение человека и окружающей среды.

Восприятие человеком прекрасного.

Самые общие вопросы развития, природы, человека

  • Политика в жизни общества
  • Гражданское общество
  • Демократия
  • Международные конфликты
  • Разоружение
  • Терроризм
  • Национализм
  • Шовинизм
  • Эгоизм и гуманизм
  • Доброта и жестокость.
  • Духовность и бездуховность
  • Честь и бесчестье
  • Интеллигентность
  • Социальная справедливость/несправедливость
  • Создание правового государства
  • Соблюдение прав человека
  • Прогресс и общество
  • Наука и общество
  • Взаимосвязь человека и природы.
  • Глобальная экологическая катастрофа
  • Потребительское отношение к природе
  • Экология культуры
  • Экология языка
  • Восприятие искусства
  • Восприятие эстетического вкуса
  • Духовность в искусстве
  • Чтение, роль книги в жизни человека
  • Массовая культура Телевидение, Интернет.

и хамство.

  • Дружба и предательство
  • Любовь и ревность
  • Конфликт поколений ( отцы и дети)
  • Смысл жизни
  • Познание и самопознание
  • Свобода и ответственность
  • Человек и история
  • Человек и культура.
«Корзина идей»

«Корзина идей»

Приём синквейна Правила написания:

Приём синквейна

Правила написания:

  • Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь.
  • Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета.
  • Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.
  • Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту.
  • Одно или несколько слов. Характеризует суть предмета или объекта.
ПРИЕМ СИНКВЕЙНА

ПРИЕМ СИНКВЕЙНА

  • Проблема
  • Сложная, непонятная
  • Формулируется, цитируется, выбирается
  • Автором текста и нами обсуждается
  • В тетрадях появляется
1) Чего же я желаю на самом деле? – это круг желаний 2) Что у меня уже есть для достижения своей цели жизни? – это круг возможностей 3) Что мне еще необходимо сделать, чтобы получить желаемое? – И постараться увидеть перспективу своего развития через личностной рост   И, самое главное, надо помнить, что «без труда не выловишь и рыбку из пруда».  Поэтому полезно смотреть из круга возможностей и двигаться в круг желаний, а не наоборот, чтобы не витать в иллюзиях. Тогда желаемое станет возможным

1) Чего же я желаю на самом деле? – это круг желаний

2) Что у меня уже есть для достижения своей цели жизни? – это круг возможностей

3) Что мне еще необходимо сделать, чтобы получить желаемое? – И постараться увидеть перспективу своего развития через личностной рост

И, самое главное, надо помнить, что «без труда не выловишь и рыбку из пруда». Поэтому полезно смотреть из круга возможностей и двигаться в круг желаний, а не наоборот, чтобы не витать в иллюзиях. Тогда желаемое станет возможным


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Мастер-класс по теме "Проблемы текста"

Автор: Сережкина Елена Павловна

Дата: 14.03.2017

Номер свидетельства: 400217

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "Методические рекомендации для родителей " Как помочь ребенку в изучении  английского языка на первом году обучения" "
    ["seo_title"] => string(133) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-dlia-roditieliei-kak-pomoch-riebienku-v-izuchienii-anghliiskogho-iazyka-na-piervom-ghodu-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "160850"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422122670"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства