kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Комплексный анализ текста в формате ЕГЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

                   Тема: Комплексный анализ текста в формате ЕГЭ

    Цель урока: обеспечить возможности для  формирования и закрепления у учащихся навыков работы с текстом.                                                                                                                         Задачи организационной деятельности учителя:

-предметные: повторить изученные орфограммы (правописание -н- и -нн- в полных и кратких причастиях) и пунктограммы (обособление согласованных определений, выраженных причастным оборотом), повторить речеведческие понятия, готовить учащихся к написанию сочинения в формате ЕГЭ;

-метапредметные: организовать деятельность учащихся по развитию умений  работать с текстом, выделять главную информацию, формулировать проблему, определять авторскую позицию;

-личностные: формировать коммуникативные навыки и умения.

 Тип урока: урок обобщающего повторения

 Формы работы учащихся: работа в парах ("Рабочий гул"), работа в группах ("Мозговой штурм"), индивидуальная

       Необходимое техническое оборудование: ноутбук учителя, проектор, интерактивная

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Комплексный анализ текста в формате ЕГЭ »

Комплексный анализ текста  в формате ЕГЭ  Орлова Татьяна Николаевна, учитель русского языка МБОУ «Гимназия №1» города Новомосковска Тульской области

Комплексный анализ текста в формате ЕГЭ

Орлова Татьяна Николаевна, учитель русского языка

МБОУ «Гимназия №1» города Новомосковска Тульской области

Сформулируйте основные цели и задачи занятия.

Сформулируйте основные

цели и задачи занятия.

1) совершенствовать навыки устной и письменной речи; 2) развивать умение правильно и лаконично излагать свои мысли; 3) расширять лингвистический кругозор; 4) производить комплексный анализ текста с точки зрения орфографии, пунктуации, идейного замысла.

1) совершенствовать навыки устной и письменной речи;

2) развивать умение правильно и лаконично излагать свои мысли;

3) расширять лингвистический кругозор;

4) производить комплексный анализ текста с точки зрения орфографии, пунктуации, идейного замысла.

Задачи:

Задачи:

  • отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки, повторить изученные орфограммы (правописание -н- -нн- в полных и кратких причастиях) и пунктограммы (обособление согласованных определений, выраженных причастным оборотом);
  • совершенствовать умение выполнять различные виды разбора (словообразовательный, орфографический, пунктуационный);
  • повторить основные речеведческие понятия;
  • готовиться к написанию сочинения в формате ЕГЭ;
Солоухин Владимир Алексеевич, русский поэт, прозаик и общественный деятель, родился 14 июня 1924 года, в селе Алепино (Владимирская область).

Солоухин Владимир Алексеевич, русский поэт, прозаик и общественный деятель, родился 14 июня 1924 года, в селе Алепино (Владимирская область).

Что такое текст? Дайте определение данному понятию.

Что такое текст? Дайте определение данному понятию.

Текст (от лат. textus – ткань, сочетание слов)   речевое произведение, в  котором предложения расположены в определённой последовательности, связаны между собой по смыслу и грамматически, объединены общей темой и идеей.

Текст (от лат. textus – ткань, сочетание слов) речевое произведение, в котором предложения расположены в определённой последовательности, связаны между собой по смыслу и грамматически, объединены общей темой и идеей.

Выполняя задание А29, определите тип  речи текста :  1) описание и повествование  2) описание  3) рассуждение  4) повествование

Выполняя задание А29, определите тип речи текста : 1) описание и повествование 2) описание 3) рассуждение 4) повествование

Какой стиль речи использовал  В.А. Солоухин при создании данного текста? Свой ответ обоснуйте. Какова задача данного стиля?

Какой стиль речи использовал В.А. Солоухин при создании данного текста? Свой ответ обоснуйте. Какова задача данного стиля?

Задача публицистического стиля – излагать и разъяснять важные общественные вопросы, убеждать читателей в чём-либо, делать их активными участниками общественной жизни. Для него характерны открытая оценочность, эмоциональность, сочетание логичности с образностью.

Задача публицистического стиля – излагать и разъяснять важные общественные вопросы, убеждать читателей в чём-либо, делать их активными участниками общественной жизни. Для него характерны открытая оценочность, эмоциональность, сочетание логичности с образностью.

Обособление согласованных определений, выраженных причастным оборотом В вазе, стоящей у окна, зеленели ветки. Обдуваемый всеми ветрами, он стоял на горе. Всё ещё уставшая, мать слушала его. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1e380221-2e2a-4d83-b717-10e2be9a4efe/%5BIS-TA_05-11_08%5D_%5BIA_08-AT%5D.swf

Обособление согласованных определений, выраженных причастным оборотом

В вазе, стоящей у окна, зеленели ветки.

Обдуваемый всеми ветрами, он стоял на горе.

Всё ещё уставшая, мать слушала его.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1e380221-2e2a-4d83-b717-10e2be9a4efe/%5BIS-TA_05-11_08%5D_%5BIA_08-AT%5D.swf

В1. Из предложений 1 – 3 выпишите слово, которое образовано приставочным способом.  В1. Из предложений 6–8 выпишите слово, которое образовано приставочно-суффиксальным способом.   В1. Укажите способ образования слова ЧЕЛОВЕЧЕСТВО.   В1. Укажите способ образования слова ПОЛЁТ.

В1. Из предложений 1 – 3 выпишите слово, которое образовано приставочным способом. В1. Из предложений 6–8 выпишите слово, которое образовано приставочно-суффиксальным способом. В1. Укажите способ образования слова ЧЕЛОВЕЧЕСТВО. В1. Укажите способ образования слова ПОЛЁТ.

Выполняя задание А 2 8, ответьте на вопрос: к акое утверждение противоречит точке зрения автора текста?    1)Жизнедеятельность человека представляет реальную угрозу нашей планете.  2)Современный человек не всегда может черпать духовные силы в общении с природой.  3)Система жизнеобеспечения на Земле не способна к самообновлению.  4)Состояние планеты Земля и судьба человечества зависят от экологически разумного поведения человека.

Выполняя задание А 2 8, ответьте на вопрос: к акое утверждение противоречит точке зрения автора текста?   1)Жизнедеятельность человека представляет реальную угрозу нашей планете. 2)Современный человек не всегда может черпать духовные силы в общении с природой. 3)Система жизнеобеспечения на Земле не способна к самообновлению. 4)Состояние планеты Земля и судьба человечества зависят от экологически разумного поведения человека.

Выполните задание А30.  В каком предложении текста слово «КОРАБЛЬ» употреблено в переносном значении?  1) 2; 2) 3; 3) 5; 4) 6.

Выполните задание А30. В каком предложении текста слово «КОРАБЛЬ» употреблено в переносном значении? 1) 2; 2) 3; 3) 5; 4) 6.

Задание В8.  “В первых двух предложениях текста использована ____. Этот образ “космического тела” и “космонавтов” является ключевым к пониманию авторской позиции. Рассуждая о том, как ведёт себя человечество по отношению к своему дому, В. Солоухин приходит к выводу, что “человечество — это болезнь планеты”. ______(“ Завелись, размножаются, кишат микроскопические, в планетарном, а тем более во вселенском, масштабе существа. Скапливаются они в одном месте, и тут же появляются на теле земли глубокие язвы и разные наросты.

Задание В8. “В первых двух предложениях текста использована ____. Этот образ “космического тела” и “космонавтов” является ключевым к пониманию авторской позиции. Рассуждая о том, как ведёт себя человечество по отношению к своему дому, В. Солоухин приходит к выводу, что “человечество — это болезнь планеты”. ______(“ Завелись, размножаются, кишат микроскопические, в планетарном, а тем более во вселенском, масштабе существа. Скапливаются они в одном месте, и тут же появляются на теле земли глубокие язвы и разные наросты.") передают негативные деяния человека. ____, употреблённые в тексте (предложения 8, 11, 12), подчёркивают, что всё сказанное автору далеко не безразлично. Употреблённый в 13-м предложении ____“оригинальная” придаёт рассуждению печальный финал, который заканчивается вопросом”.   Список терминов: 1 ) сравнительный оборот; 2) ирония; 3) вводные слова и вставные конструкции; 4) парцелляция; 5) развёрнутая метафора; 6) вопросно-ответная форма изложения; 7) лексический повтор; 8) однородные члены предложения; 9) эпитет.

Композиция сочинения – рассуждения по предложенному тексту

Композиция сочинения – рассуждения по предложенному тексту

  • Вступление (зачин)
  • Формулировка проблемы
  • Комментарий
  • Позиция автора
  • Моя позиция + аргумент №1
  • Аргумент №2
  • Заключение
Как сформулировать проблему исходного текста?  Проблема - это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.

Как сформулировать проблему исходного текста? Проблема - это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.

Основные виды проблем

Основные виды проблем

Прокомментировать проблему – значит

Прокомментировать проблему – значит

  • показать степень понимания текста;
  • умение видеть его важнейшие аспекты;
  • понять замысел автора и ход авторской мысли.
Проблема – это вопрос, который волнует автора. Авторская позиция –  это ответ на вопрос, поставленный в тексте.

Проблема это вопрос, который волнует автора.

Авторская позиция это ответ на вопрос, поставленный в тексте.

Как выразить собственное мнение и аргументировать его?

Как выразить собственное мнение и аргументировать его?

Аргументация по проблеме сохранения окружающей среды  И.С.Тургенев «Отцы и дети», М.А.Булгаков «Собачье сердце»,  В.Астафьев «Царь-рыба», «Людочка», В.Распутин «Прощание с Матёрой»,Б.Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»,  Ч.Айтматов «Плаха».  Публицистические статьи писателей С.Залыгина, В.Распутина, В.Астафьева, В.Солоухина, В.Пескова.  Экологические проблемы широко освещаются на Экологическом портале Интернет.     «Червь, человечек, короед, Какую ты сожрал планету!..» (А.Вознесенский) «Берегите Землю! Берегите  Жаворонка в голубом зените,  Бабочку на листьях повилики…» (М.Дудин. «Берегите Землю»)

Аргументация по проблеме сохранения окружающей среды И.С.Тургенев «Отцы и дети», М.А.Булгаков «Собачье сердце», В.Астафьев «Царь-рыба», «Людочка», В.Распутин «Прощание с Матёрой»,Б.Васильев «Не стреляйте в белых лебедей», Ч.Айтматов «Плаха». Публицистические статьи писателей С.Залыгина, В.Распутина, В.Астафьева, В.Солоухина, В.Пескова. Экологические проблемы широко освещаются на Экологическом портале Интернет.

«Червь, человечек, короед, Какую ты сожрал планету!..» (А.Вознесенский)

«Берегите Землю! Берегите Жаворонка в голубом зените, Бабочку на листьях повилики…»

(М.Дудин. «Берегите Землю»)

Заключение  –  это последняя часть сочинения-рассуждения, где необходимо ещё раз вернуться к поставленной проблеме и записать вывод, соответствующий данной проблеме.  Типы заключений: яркий пример– обобщение, цитата с комментарием, вывод-впечатление.

Заключениеэто последняя часть сочинения-рассуждения, где необходимо ещё раз вернуться к поставленной проблеме и записать вывод, соответствующий данной проблеме. Типы заключений: яркий пример– обобщение, цитата с комментарием, вывод-впечатление.

Домашнее задание Напишите сочинение – рассуждение по тексту В. Солоухина, отметив актуальность проблемы сохранения окружающей среды и для нашего города. (Что, на ваш взгляд, может изменить экологическую обстановку в районе?) Используйте не менее двух аргументов, подтверждающих ваши мысли.

Домашнее задание

Напишите сочинение – рассуждение по тексту

В. Солоухина, отметив актуальность проблемы сохранения окружающей среды и для нашего города. (Что, на ваш взгляд, может изменить экологическую обстановку в районе?) Используйте не менее двух аргументов, подтверждающих

ваши мысли.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Комплексный анализ текста в формате ЕГЭ

Автор: Орлова Татьяна Николаевна

Дата: 17.10.2014

Номер свидетельства: 119974

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Подготовка к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ. Комплексный анализ текста. "
    ["seo_title"] => string(85) "podghotovka-k-sochinieniiu-rassuzhdieniiu-v-formatie-iege-komplieksnyi-analiz-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "211585"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431634837"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(290) "Обучение написанию  сочинения –рассуждения по прочитанному тексту публицистического стиля в формате ЕГЭ.  Проблематика текста. Выявление авторской позиции "
    ["seo_title"] => string(174) "obuchieniie-napisaniiu-sochinieniia-rassuzhdieniia-po-prochitannomu-tiekstu-publitsistichieskogho-stilia-v-formatie-iege-probliematika-tieksta-vyiavlieniie-avtorskoi-pozitsii"
    ["file_id"] => string(6) "216542"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433054927"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ по русскому языку."
    ["seo_title"] => string(72) "podghotovka-k-napisaniiu-sochinieniia-v-formatie-iege-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "304448"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457715246"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Урок русского языка в 10 классе  Написание сочинения - рассуждения по прочитанному тексту. ( Подготовка к ЕГЭ) "
    ["seo_title"] => string(117) "urok-russkogho-iazyka-v-10-klassie-napisaniie-sochinieniia-rassuzhdieniia-po-prochitannomu-tiekstu-podghotovka-k-iege"
    ["file_id"] => string(6) "216881"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433170544"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Урок русского языка в 8 классе  на тему “Однородные члены предложения. Обобщение изученного”."
    ["seo_title"] => string(107) "urok-russkogho-iazyka-v-8-klassie-na-tiemu-odnorodnyie-chlieny-priedlozhieniia-obobshchieniie-izuchiennogho"
    ["file_id"] => string(6) "267304"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450351969"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства