Цель урока: обеспечить возможности для формирования и закрепления у учащихся навыков работы с текстом. Задачи организационной деятельности учителя:
-предметные: повторить изученные орфограммы (правописание -н- и -нн- в полных и кратких причастиях) и пунктограммы (обособление согласованных определений, выраженных причастным оборотом), повторить речеведческие понятия, готовить учащихся к написанию сочинения в формате ЕГЭ;
-метапредметные: организовать деятельность учащихся по развитию умений работать с текстом, выделять главную информацию, формулировать проблему, определять авторскую позицию;
-личностные: формировать коммуникативные навыки и умения.
Тип урока: урок обобщающего повторения
Формы работы учащихся: работа в парах ("Рабочий гул"), работа в группах ("Мозговой штурм"), индивидуальная
Просмотр содержимого документа
«Комплексный анализ текста в формате ЕГЭ »
Комплексный анализ текстав формате ЕГЭ
Орлова Татьяна Николаевна, учитель русского языка
МБОУ «Гимназия №1» города Новомосковска Тульской области
Сформулируйте основные
цели и задачи занятия.
1) совершенствовать навыки устной и письменной речи;
2) развивать умение правильно и лаконично излагать свои мысли;
3) расширять лингвистический кругозор;
4) производить комплексный анализ текста с точки зрения орфографии, пунктуации, идейного замысла.
Задачи:
отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки, повторить изученные орфограммы (правописание -н- -нн- в полных и кратких причастиях) и пунктограммы (обособление согласованных определений, выраженных причастным оборотом);
совершенствовать умение выполнять различные виды разбора (словообразовательный, орфографический, пунктуационный);
повторить основные речеведческие понятия;
готовиться к написанию сочинения в формате ЕГЭ;
Солоухин Владимир Алексеевич, русский поэт, прозаик и общественный деятель, родился 14 июня 1924 года, в селе Алепино (Владимирская область).
Что такое текст? Дайте определение данному понятию.
Текст (от лат.textus– ткань, сочетание слов)речевое произведение, вкотором предложения расположены в определённой последовательности, связаны между собой по смыслу и грамматически, объединены общей темой и идеей.
Выполняя задание А29, определите типречи текста :1) описание и повествование2) описание3) рассуждение4) повествование
Какой стиль речи использовал В.А. Солоухин при создании данного текста? Свой ответ обоснуйте. Какова задача данного стиля?
Задача публицистического стиля– излагать и разъяснять важные общественные вопросы, убеждать читателей в чём-либо, делать их активными участниками общественной жизни. Для него характерны открытая оценочность, эмоциональность, сочетание логичности с образностью.
В1. Из предложений 1 – 3 выпишите слово, которое образовано приставочным способом.В1. Из предложений 6–8 выпишите слово, которое образовано приставочно-суффиксальным способом.В1. Укажите способ образования слова ЧЕЛОВЕЧЕСТВО.В1. Укажите способ образования слова ПОЛЁТ.
Выполняя задание А28, ответьте на вопрос:какое утверждение противоречит точке зрения автора текста?1)Жизнедеятельность человека представляет реальную угрозу нашей планете.2)Современный человек не всегда может черпать духовные силы в общении с природой.3)Система жизнеобеспечения на Земле не способна к самообновлению.4)Состояние планеты Земля и судьба человечества зависят от экологически разумного поведения человека.
Выполните задание А30.В каком предложении текста слово «КОРАБЛЬ» употреблено в переносном значении?1) 2; 2) 3; 3) 5; 4) 6.
Задание В8.“В первых двух предложениях текста использована ____. Этот образ “космического тела” и “космонавтов” является ключевым к пониманию авторской позиции. Рассуждая о том, как ведёт себя человечество по отношению к своему дому, В. Солоухин приходит к выводу, что “человечество — это болезнь планеты”. ______(“ Завелись, размножаются, кишат микроскопические, в планетарном, а тем более во вселенском, масштабе существа. Скапливаются они в одном месте, и тут же появляются на теле земли глубокие язвы и разные наросты.") передают негативные деяния человека. ____, употреблённые в тексте (предложения 8, 11, 12), подчёркивают, что всё сказанное автору далеко не безразлично. Употреблённый в 13-м предложении ____“оригинальная” придаёт рассуждению печальный финал, который заканчивается вопросом”.Список терминов:1 ) сравнительный оборот; 2) ирония; 3) вводные слова и вставные конструкции; 4) парцелляция; 5) развёрнутая метафора; 6) вопросно-ответная форма изложения; 7) лексический повтор; 8) однородные члены предложения; 9) эпитет.
Композиция сочинения – рассуждения по предложенному тексту
Вступление (зачин)
Формулировка проблемы
Комментарий
Позиция автора
Моя позиция + аргумент №1
Аргумент №2
Заключение
Как сформулировать проблему исходного текста?Проблема- это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.
Основные виды проблем
Прокомментировать проблему –значит
показать степень понимания текста;
умение видеть его важнейшие аспекты;
понять замысел автора и ход авторской мысли.
Проблема–это вопрос, который волнует автора.
Авторская позиция–это ответ на вопрос, поставленный в тексте.
Как выразить собственное мнение и аргументировать его?
Аргументация по проблеме сохранения окружающей средыИ.С.Тургенев «Отцы и дети», М.А.Булгаков «Собачье сердце»,В.Астафьев «Царь-рыба», «Людочка», В.Распутин «Прощание с Матёрой»,Б.Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»,Ч.Айтматов «Плаха».Публицистические статьи писателей С.Залыгина, В.Распутина, В.Астафьева, В.Солоухина, В.Пескова.Экологические проблемы широко освещаются на Экологическом портале Интернет.
«Червь, человечек, короед, Какую ты сожрал планету!..» (А.Вознесенский)
«Берегите Землю! БерегитеЖаворонка в голубом зените,Бабочку на листьях повилики…»
(М.Дудин. «Берегите Землю»)
Заключение – это последняя часть сочинения-рассуждения, где необходимо ещё раз вернуться к поставленной проблеме и записать вывод, соответствующий данной проблеме.Типы заключений:яркий пример– обобщение, цитата с комментарием, вывод-впечатление.
Домашнее задание
Напишите сочинение – рассуждение по тексту
В. Солоухина, отметив актуальность проблемы сохранения окружающей среды и для нашего города. (Что, на ваш взгляд, может изменить экологическую обстановку в районе?) Используйте не менее двух аргументов, подтверждающих