1.Организационно – мотивационный А) Совместное определение цели и задач урока, этапов и форм работы. Б) Актуализация прежних знаний. Повторение теоретического материала. Этап 1. Этап 2. 3.Работа над композицией сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ . Практическое задания . Работа над комментированием проблемы. Этап 3. Работа над формулировкой авторской позиции. Этап 4. Этап 5. Собственная позиция Урок 3-4 Этап 6. Аргументация | Коллективная Коллектив-ная работа. Работа с художест-венным текстом статьи. Работа со справочным раздаточ-ным материалом, памятками к уроку. Коллектив-ная работа Работа с художественным текстом. | Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы. Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы будем готовиться к ЕГЭ, а точнее – к выполнению части С, постараемся ответить на наиболее важные вопросы, которые встают перед каждым человеком. Сочинение-рассуждение –это возможность для каждого из вас выразить свои мысли и чувства, весь свой жизненный опыт, духовный и интеллектуальный багаж. Текст С Виноградова нам сегодня в этом поможет. Давайте попробуем с вами сформулировать цели нашего сегодняшнего урока. Это поможет нам сделать ответ на вопрос: Что вы должны знать и уметь, чтобы успешно выполнить на ЕГЭ часть С? Какие цели вы поставите перед собой? Действительно, довольно долгого времени мы занимались различными моментами, связанными с темой нашего урока. И вот сегодня – своеобразное подведение итогов., так как вы выходите уже на финишную прямую и до экзамена осталось совсем немного времени. А хорошо написанная работа уровня С позволит вам получить более высокий балл . 1.Беседа с классом: В качестве домашнего задания вам было предложено познакомиться с статьей С Виноградова " Сквернословие" и в дополнительных источниках информации найти материал об авторе . Учитель: Где и когда была опубликована эта статья? (Ответы учащихся) Определите тему данного текста. ( Тема чистоты русского языка, нетерпимого отношения к сквернословию) Давайте с вами вспомним, что называется темой, идеей, проблемой произведения? Какие виды проблем характерны для текстов публицистического и художественного стилей? К какой категории проблем мы отнесем проблемы данного текста? (Нравственные проблемы: проблема сквернословия как культурной катастрофы, нравственной сущности человека) Какая проблема будет главной в тексте? /групповая работа : работа над выявлением проблем данного отрывка, их формулировка и их запись в табличку. Какова основная проблема данного отрывка?(Проблема нетерпимого отношения к сквернословию) Учитель: Есть ли другие точки зрения? Задание. Попробуем применить теоретические знания на практике и занесите свои наблюдения в таблицу, сформулировав одну проблему текста. . Давайте вспомним, из каких композиционных частей состоит сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ? Работа в группе по созданию вступления к сочинению ( 1-2 предложения) Запись в таблицу. Работа с толковым словарем: Комментарий – это многозначное слово: 1.разъяснительные примечания к какому-либо тексту. 2.Рассуждения, пояснительные и критические замечания о чем-нибудь. Задание : сформулировать комментарий проблемы и записать свой вариант в таблицу. / групповая работа/ Какими изобразительно-выразительными средствами пользуется автор? Как вы думаете, почему нам необходим анализ изобразительно-выразительных средств текста на этом этапе работы над сочинением? / Чтобы выяснить авторскую позицию/ Работа по тексту С Виноградова.. Как вы думаете, в каких предложениях текста открыто звучит авторская позиция и какова она? Какими словами текста можно было бы назвать данный текст статьи С.Виноградова? (Нет сквернословию!) Задание : сформулируйте и запишите авторскую позицию в таблицу./ индивидуальная работа/ Беседа с классом: Разделяете ли вы авторскую позицию? Актуальна ли для вас проблема, затронутая автором? Сформулируйте свою точку зрения и запишите ее в таблицу, воспользовавшись речевыми клише. Учитель: Вы помните , что при написании сочинения вы должны привести 2 аргумента, подтверждающих или опровергающих точку зрения автора. Беседа с классом: Что можно считать аргументами? Работа в группах: приведите свои аргументы из художественной литературы и занесите их в таблицу. Кому сложно найти аргументы в художественной литературе, вы можете это сделать , опираясь на другие виды аргументации./ дифференцированная работа/ | Регулятивные (умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы). Познавательные (стремление научиться выполнять работу данного вида (хочу всё знать!). Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества). Личностные (понять значимость приобретаемых на уроке знаний и умений (самоопределение и смысл образования). познавательные (совершенствование навыков работы с различными видами словарей и справочной литературы). Познавательные (стремление научиться выполнять работу данного вида (хочу всё знать!).
Регулятивные Осуществлять обработку и использование необходимой информации. (знать алгоритм (модель учебных действий при определении темы, идеи, проблемы произведения или текста.) Регулятивные Осуществлять обработку и использование необходимой информации, знать алгоритм (модель учебных действий при определении главной проблемы отрывка текста) Коммуникативные (умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, контроль, коррекция и оценка действий партнера). Регулятивные (принимать самостоятельно решение и действовать в соответствии с поставленной задачей) Коммуникативные (уметь слушать, принимать чужую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.) Познавательные (умение выделять проблемы текстов, формулировать их и выделять главную проблему) Познавательные (Развитие умений выделять основные композиционные части сочинения, умения находить необходимый учебный и иллюстративный материал в различных информационных источниках / в памятках к уроку/) Личностные (умение выражать собственную точку зрения,) Коммуникативные (развитие монологической и диалогической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме) Коммуникативные (развитие монологической и диалогической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме) Личностные ( умение работать в группе и выражать собственную точку зрения,) Регулятивные (Осуществлять обработку и использование необходимой информации/речевые клише/ (знать алгоритм (модель учебных действий при комментировании проблемы текста.) Познавательные ( умения работать с толковым словарем, находить необхолимый материал в различных источниках информации) Коммуникативные (развитие навыков коллективной, групповой и индивидуальной работы, монологической и диалогической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме, обогащение речи средствами художественного стиля). Познавательные (умение анализировать текст, видеть его изобразительно-выразительные средства текста и определять их роль в тексте)преобразовывать, использовать и теоретическую информацию на практике,уметь фиксировать свои наблюдения и мысли в виде таблицы) Личностные ( умение работать в группе и выражать собственную точку зрения,) Личностные ( умение работать в группе и выражать собственную точку зрения,) Коммуникативные:( формулировать собственное мнение, аргументировать его) Личностные ( умение работать в группе и выражать собственную точку зрения,) Познавательные (умения подбирать аргументы из различных источников информации) |
Этап 7.Заключение к сочинению. Рефлексия: Чем был полезен для вас урок? Чему научились? В чем испытывали трудности? 6.Домашнее задание | Индивиду-альная работа | Обобщите все выше сказанное вами на предыдущих этапах работы над сочинением. Чему научил вас данный текст? Над чем заставил задуматься? Свои размышления занесите в таблицу. Рекомендации: Излагайте свои взгляды этически корректно, не проявляя речевой агрессии(негативных эмоций, насмешки, угрозы, жаргонная лексика,) Анализ и оценка проделанной работы. Выскажите свое отношение к уроку. Оцените свою работу на уроке в индивидуальном путевом листе. Написать сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ в соответствии с требованиями к экзаменационной работе. | Коммуникативные (развитие навыков индивидуальной работы, монологической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме, обогащение речи средствами публицистического стиля). Познавательные (умение преобразовывать, использовать и теоретическую информацию на практике) Коммуникативные (контроль и самооценка своих знаний и умений) Регулятивные (осмысленное результатов своей работы). Личностные (осознание значимости урока в системе подготовки к ЕГЭ, духовно-нравственное развитие учащихся под воздействием произведений русской литературы) Коммуникативные Создание текста сочинения-рассуждения в публицистическом стиле по данному отрывку из статьи С.Виноградова "Сквернословие" |