kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обучение написанию сочинения –рассуждения по прочитанному тексту публицистического стиля в формате ЕГЭ. Проблематика текста. Выявление авторской позиции

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

Дидактическая цель: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, помочь учащимся ощутить радость успеха в проявлении своих знаний; воспитывать бережное и ответственное отношение к слову и к культуре речи.

Образовательные:

-В ходе комплексного анализа текста повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста-рассуждения в формате ЕГЭ;

- повторить о композиции сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ

-подготовить к самостоятельному написанию  сочинения.

Развивающие:

-  развивать  коммуникативные навыки: умения учащихся логически последовательно  излагать свои мысли, анализировать и систематизировать учебный материал; развивать познавательные и творческие возможности учащихся.

-развитие  речевой  культуры и речевого творчества.

 

Воспитывающие: формировать позитивное мировоззрение у будущих выпускников, вызывать интерес к художественному слову, к  учебному предмету, воспитывать культуру речи.

Задачи урока :

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обучение написанию сочинения –рассуждения по прочитанному тексту публицистического стиля в формате ЕГЭ. Проблематика текста. Выявление авторской позиции »



Урок русского языка в 11 классе

Обучение написанию сочинения –рассуждения по прочитанному тексту публицистического стиля в формате ЕГЭ.

(Автор: Комарова Лариса Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ "СОШ п.Красный Текстильщик " Саратовского района Саратовской области)






Технологическая карта урока русского языка в 11 классе

Обучение написанию сочинения –рассуждения по прочитанному тексту публицистического стиля в формате ЕГЭ.

Проблематика текста. Выявление авторской позиции./ 2 часа/

Цели урока:

Дидактическая цель: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, помочь учащимся ощутить радость успеха в проявлении своих знаний; воспитывать бережное и ответственное отношение к слову и к культуре речи.

Образовательные:

-В ходе комплексного анализа текста повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста-рассуждения в формате ЕГЭ;

- повторить о композиции сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ

-подготовить к самостоятельному написанию сочинения.

Развивающие:

- развивать коммуникативные навыки: умения учащихся логически последовательно излагать свои мысли, анализировать и систематизировать учебный материал; развивать познавательные и творческие возможности учащихся.

-развитие речевой культуры и речевого творчества.


Воспитывающие: формировать позитивное мировоззрение у будущих выпускников, вызывать интерес к художественному слову, к учебному предмету, воспитывать культуру речи .

Задачи урока :

Обучающие

  • Создание текста сочинения-рассуждения в публицистическом стиле по данному отрывку из статьи С Виноградова "Сквернословии".

  • Использование изобразительно-выразительных средств публицистического стиля в собственной устной и письменной речи при создании сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.

Развивающие

Развитие умений выделять основные композиционные части сочинения .

Развитие умения работать в группе и самостоятельно, выполнять самоконтроль и самооценку.

Воспитательные

  • воспитание чувства любви к родному языку средствами произведений художественной литературы и российского радио и телевидения, кинематографа.

Формирование универсальных учебных действий

Познавательные:

1. Осуществлять обработку и использование необходимой информации.

2. Уметь фиксировать свои наблюдения и мысли в виде таблицы.

Регулятивные:

Принимать самостоятельно решение и действовать в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

1. Уметь формулировать собственное мнение, аргументировать его.

2. Уметь слушать, принимать чужую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Уметь пользоваться собранным материалом в письменной форме.



Методическое обеспечение:

- просмотр презентации с помощью компьютера и проектора,

-оценочные листы,

-распечатанные задания для каждого ученика.

- справочные материалы-памятки

Оборудование: компьютер, сеть Интернет, презентация, карточки для индивидуальной работы, карточки для самооценки ответов учащихся, текст С. Виноградова "Сквернословие", памятки.

Формы организации учебной деятельности:

-коллективная

-индивидуальная.


Этап урок

Форма работы

Конкретные виды деятельности (учителя и ученика)

УУД

1.Организационно – мотивационный

























А) Совместное определение цели и  задач урока, этапов и форм работы.







Б) Актуализация прежних знаний.

























































Повторение теоретического материала.

Этап 1.















Этап 2.














































3.Работа над композицией сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ .









Практическое задания .









Работа над комментированием проблемы.

Этап 3.


















Работа над формулировкой авторской позиции.

Этап 4.































Этап 5. Собственная позиция




Урок 3-4


Этап 6. Аргументация

Коллективная





















































Коллектив-ная работа.



























Работа с художест-венным текстом статьи.


























Работа со справочным раздаточ-ным материалом,

памятками к уроку.







































Коллектив-ная

работа















































Работа с художественным текстом.

Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

  1. Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы будем готовиться к ЕГЭ, а точнее – к выполнению части С, постараемся ответить на наиболее важные вопросы, которые встают перед каждым человеком. Сочинение-рассуждение –это возможность для каждого из вас выразить свои мысли и чувства, весь свой жизненный опыт, духовный и интеллектуальный багаж. Текст С Виноградова нам сегодня в этом поможет.


Давайте попробуем с вами сформулировать цели нашего сегодняшнего урока.

Это поможет нам сделать ответ на вопрос:

Что вы должны знать и уметь, чтобы успешно выполнить на ЕГЭ часть С?

Какие цели вы поставите перед собой?



Действительно, довольно долгого времени мы занимались различными моментами, связанными с темой нашего урока. И вот сегодня – своеобразное подведение итогов., так как вы выходите уже на финишную прямую и до экзамена осталось совсем немного времени. А хорошо написанная работа уровня С позволит вам получить более высокий балл .


1.Беседа с классом:

В качестве домашнего задания вам было предложено познакомиться с статьей С Виноградова " Сквернословие" и в дополнительных источниках информации найти материал об авторе .


Учитель:

  • Скажите, что вы узнали о С.Виноградове ?

Где и когда была опубликована эта статья? (Ответы учащихся)


  • Какие строки прочитанного текста вас затронули?



Определите тему данного текста.

( Тема чистоты русского языка, нетерпимого отношения к сквернословию)



Давайте с вами вспомним, что называется темой, идеей, проблемой произведения?


Какие виды проблем характерны для текстов публицистического и художественного стилей?

К какой категории проблем мы отнесем проблемы данного текста?

(Нравственные проблемы:

проблема сквернословия как культурной катастрофы,

нравственной сущности человека)


Какая проблема будет главной в тексте? /групповая работа : работа над выявлением проблем данного отрывка, их формулировка и их запись в табличку.


Какова основная проблема данного отрывка?(Проблема нетерпимого отношения к сквернословию)

Учитель: Есть ли другие точки зрения?

Задание. Попробуем применить теоретические знания на практике и занесите свои наблюдения в таблицу, сформулировав одну проблему текста.









. Давайте вспомним, из каких композиционных частей состоит сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ?










Работа в группе по созданию вступления к сочинению ( 1-2 предложения)

Запись в таблицу.







  • Скажите, что такое комментарий?

Работа с толковым словарем:

Комментарий – это многозначное слово:

1.разъяснительные примечания к какому-либо тексту.

2.Рассуждения, пояснительные и критические замечания о чем-нибудь.

Задание : сформулировать комментарий проблемы и записать свой вариант в таблицу.

/ групповая работа/



Какими изобразительно-выразительными средствами пользуется автор?

Как вы думаете, почему нам необходим анализ изобразительно-выразительных средств текста на этом этапе работы над сочинением?


/ Чтобы выяснить авторскую позицию/

Работа по тексту С Виноградова..

Как вы думаете, в каких предложениях текста открыто звучит авторская позиция и какова она?

Какими словами текста можно было бы назвать данный текст статьи С.Виноградова? (Нет сквернословию!)


Задание : сформулируйте и запишите авторскую позицию в таблицу./ индивидуальная работа/



Беседа с классом:

Разделяете ли вы авторскую позицию? Актуальна ли для вас проблема, затронутая автором?

Сформулируйте свою точку зрения и запишите ее в таблицу, воспользовавшись речевыми клише.



Учитель:

Вы помните , что при написании сочинения вы должны привести 2 аргумента, подтверждающих или опровергающих точку зрения автора.

Беседа с классом:

Что можно считать аргументами?

Работа в группах: приведите свои аргументы из художественной литературы и занесите их в таблицу.

Кому сложно найти аргументы в художественной литературе, вы можете это сделать , опираясь на другие виды аргументации./ дифференцированная работа/






Регулятивные (умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы).

Познавательные (стремление научиться выполнять работу данного вида (хочу всё знать!).

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества).

Личностные (понять значимость приобретаемых на уроке знаний и умений (самоопределение и смысл

образования).



































познавательные


(совершенствование навыков работы с различными видами словарей и справочной литературы).








Познавательные (стремление научиться выполнять работу данного вида (хочу всё знать!).

























Регулятивные Осуществлять обработку и использование необходимой информации.

(знать алгоритм (модель учебных действий при определении темы, идеи, проблемы произведения или текста.)







Регулятивные Осуществлять обработку и использование необходимой информации, знать алгоритм (модель учебных действий при определении главной проблемы отрывка текста)

Коммуникативные (умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, контроль, коррекция и оценка действий партнера).










Регулятивные (принимать самостоятельно решение и действовать в соответствии с поставленной задачей)

Коммуникативные (уметь слушать, принимать чужую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.)

Познавательные (умение выделять проблемы текстов, формулировать их и выделять главную проблему)





Познавательные

(Развитие умений выделять основные композиционные части сочинения, умения находить необходимый учебный и иллюстративный материал в различных информационных источниках / в памятках к уроку/)

Личностные (умение выражать собственную точку зрения,)

Коммуникативные (развитие монологической и диалогической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме)




Коммуникативные (развитие монологической и диалогической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме)






Личностные ( умение работать в группе и выражать собственную точку зрения,)

Регулятивные (Осуществлять обработку и использование необходимой информации/речевые клише/

(знать алгоритм (модель учебных действий при комментировании проблемы текста.)

Познавательные ( умения работать с толковым словарем, находить необхолимый материал в различных источниках информации)






Коммуникативные (развитие навыков коллективной, групповой и индивидуальной работы, монологической и диалогической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме, обогащение речи средствами художественного стиля).  

Познавательные (умение анализировать текст, видеть его изобразительно-выразительные средства текста и определять их роль в тексте)преобразовывать, использовать и теоретическую информацию на практике,уметь фиксировать свои наблюдения и мысли в виде таблицы)









Личностные ( умение работать в группе и выражать собственную точку зрения,)




Личностные ( умение работать в группе и выражать собственную точку зрения,)



Коммуникативные:( формулировать собственное мнение, аргументировать его)

Личностные ( умение работать в группе и выражать собственную точку зрения,)

Познавательные (умения подбирать аргументы из различных источников информации)


Этап 7.Заключение к сочинению.

















Рефлексия: Чем был полезен для вас урок? Чему научились?

В чем испытывали трудности?








6.Домашнее задание








Индивиду-альная работа
































Обобщите все выше сказанное вами на предыдущих этапах работы над сочинением.

Чему научил вас данный текст?

Над чем заставил задуматься?

Свои размышления занесите в таблицу.

Рекомендации:

Излагайте свои взгляды этически корректно, не проявляя речевой агрессии(негативных эмоций, насмешки, угрозы, жаргонная лексика,)




Анализ и оценка проделанной работы.

Выскажите свое отношение к уроку.

Оцените свою работу на уроке в индивидуальном путевом листе.







Написать сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ в соответствии с требованиями к экзаменационной работе.

Коммуникативные (развитие навыков индивидуальной работы, монологической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме, обогащение речи средствами публицистического стиля).  

Познавательные (умение преобразовывать, использовать и теоретическую информацию на практике)


Коммуникативные (контроль и самооценка своих знаний и умений)



Регулятивные (осмысленное результатов своей работы).

Личностные (осознание значимости урока в системе подготовки к ЕГЭ, духовно-нравственное развитие учащихся под воздействием произведений русской литературы)





Коммуникативные Создание текста сочинения-рассуждения в публицистическом стиле по данному отрывку из статьи С.Виноградова "Сквернословие"















Приложение1

Вот пример сочинения-рассуждения ученика 11 класса по тексту С. Виноградова

" Сквернословие"

" В данном тексте С.Виноградова затронута проблема культурной катастрофы - сквернословие.

Автор пытается доказать, почему сквернословие стало культурной катастрофой.

Да, действительно, в наши дни сквернословие существует в разных проявлениях. Матерные слова и выражения используются автоматически людьми с невысоким уровнем культуры. Мат привычным становится тогда, когда человек проявляет абсолютное бескультурье. Однако, как подчеркивает автор статьи, матерные слова применяют не только малообразованные люди, но и студенты, инженеры, врачи...

Почему же люди сквернословят? Откуда у них возникает эта привычка?

Известный лингвист С.Виноградов указывает, что семья играет важную роль в воспитании человека .Если в семье ребенок ежедневно слышит, как его родители ""ласкают " друг друга забористым словом", то скорее всего этот ребенок тоже будет сквернословить. Если же в семье занимаются развитием уровня культуры: читают книги, просматривают хорошие фильмы, взрослые с уважением относятся друг к другу, то в таких семьях не слышно матерных слов и выражений.

Ярким примером хорошего воспитания детей может служить семья Ростовых из известного романа Льва Николаевича Толстого "Война и мир".В этой семье родители с любовью и заботой относились друг к другу и к детям.

Проблема сквернословия неоднократно затрагивалась м телевизионных передачах. Так, в одной из телепередач "Пусть говорят" ведущий Андрей Малахов затрагивал эту проблему. Он призывал нас, зрителей, быть нетерпимыми к сквернословию, проявлять уважение друг к другу.

Итак, можно сделать вывод, что все слова, которые произносит человек, - это отражение его жизненных, нравственных ценностей, интеллекта и уровня сознания."




































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Комарова Лариса Александровна

Дата: 31.05.2015

Номер свидетельства: 216542


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства