Просмотр содержимого документа
««История изменения буквенного состава в русском языке»»
АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНАМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«Средняя общеобразовательная школа № 44» Ленинского района г. Саратова
«История изменения буквенного состава в русском языке»
Выполнил:
Новиков Денис Дмитриевичучащиеся 9А класса
Руководитель:Кочеткова Марина Павловна,учитель русского языка и литературы
Саратов
2021
Цель–изучение алфавита со времен его возникновения до нашего времени.
Задачи:
1. Изучить научную литературу по теме исследования и разработать методику исследования.
2. Изучить историю возникновения письменности, как раньше выглядели и назывались буквы.
3. Проанализировать результаты преобразования алфавита.
4. Рассмотреть пословицы и поговорки, в которых используются исчезнувшие буквы русского алфавита.
5. Дать анализ алфавиту в современном молодежном звучании.
Актуальность темы заключается в привлечении внимания к истории возникновения и становления русской письменности, русского алфавита, в воспитании уважения к прошлому, любви к русскому языку.
Новизна работы заключается в том, что знание прошлого – это ключ к пониманию настоящего. Крайне важно слышать голос предков, почувствовать себя частицей исторического потока, не прерывающегося в течение веков и тысячелетий. Материальная жизнь древних славян, развитие их социальных отношений, духовная жизнь нашли отражение в их языке. Язык оказывается наиболее прочной, содержательной и богатой исторической памятью славянства.
Практическая значимость: ре зультат исследования можно использовать в процессе изучения русского языка непосредственно на уроках, а также при проведении дальнейших исследований в данном направлении. Материалы, собранные в результате исследования, могут принести пользу тем, кто готовится к олимпиаде по русскому языку или литературе .
История возникновения алфавитаКирилл и Мифодий
Задача была поручена солунским братьям: Кириллу (827-869гг.) (до принятия монашества Константину) и Мефодию (815-885гг.), которые хорошо знали славянский язык. Были они люди мудрые и очень образованные и хорошо знали славянский язык.
24 мая 863 года в граде Плиске, который в то время был столицей Болгарии, братья Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита под названием кириллица, которая и стала прародителем нашей современной русской азбуки
Кириллица
A3 — личное местоимение первого лица единственного числа в современном языке это местоимение - Я.
БУКИ — буква.
ВЕДИ — форма от глагола «ведети» — знать
ГЛАГОЛЬ — форма от глагола «глаголати» — говорить
ДОБРО — значение ясно
ЖИВЕТЕ — второе лицо множественного числа настоящего времени от глагола «жить».
ЗЕЛО — наречие со значением «весьма», «сильно», «очень».
Глаголица
Название глаголицы происходит от славянского слова глаголати – «говорить». Кириллица была названа по имени одного из братьев – составителей славянского алфавита – Кирилла.
После смерти Кирилла и Мефодия их ученики были изгнаны из Моравии и нашли себе приют в Болгарии. Здесь был создан новый славянский алфавит на основе греческого, он был дополнен буквами, заимствованными из глаголицы.
Сходства и отличия глаголицы и кириллицы
Отличия:
Азбуки отличаются начертанием букв. Глаголица, созданная Кириллом и Мефодием, прямо не копирует буквы греческого или другого письма, а носит индивидуальные черты, заложенные в нее создателями. Кириллица построена по типу торжественного письма.
В глаголице, в отличие от кириллицы, нет букв для обозначения йотированных а, э, а также букв «кси» и «пси», но есть буква «гервь», которая отсутствует в кириллице.
Сходства:
1) Буквы обеих азбук имеют одинаковые названия.
2) В глаголице и кириллице сходный порядок расположения букв.
3) В обеих азбуках есть буквы, обозначающие звуки, свойственные старославянскому языку («живете», «зело», «цы», «червь», «ша», «ща», «ер», «еры», «ерь», «юс малый» и «юс большой»), которых нет в греческом алфавите.
Изменения в алфавите
Созданная Кириллом и Мефодием славянская азбука состояла из 43 букв. Они появились путем прибавления к греческой азбуке (а в ней было 24 буквы) заново придуманных 19 знаков.
Петр 1. К началу XVIII века таких букв в русском алфавите оказалось девять: «пси», «кси», «фита», «ижица», «омега», одно из двух кирилловских «и» («и» — «иже»), одно из двух кирилловских «з» («зело» — «земля»), «ять» и «малый юс», иногда применявшийся вместо буквы «я» (остальные три «юса» перестали применяться в русском письме еще раньше). Однако впоследствии большинство этих букв Петр восстановил, и в учебную азбуку 1710 г. не вошли только «юсы», «пси», «омега», а также лигатура «от» — «омега» с надписанным над ней «т». Это было лишним для русского говора.
Также до Петра I в алфавите были ещё и буквы, обозначающие цифры. Итого, в первую реформу убрали 7 лишних букв и добавили «Я» и «У». Петр I узаконил употребление буквы «э».
Новый шрифт, введенный Петром I, стали называть гражданским, так как этим шрифтом печатались книги светские, не церковные.
Изменения в алфавите
К очередной реформе в 1917 году алфавит пришёл с 37 буквами, после чего исчезли ещё 4, а «Ъ» и «Ь» стали обозначать лишь твердость и мягкость у согласных. Так же в декабре 1917 года поменялись и буквенные имена.
В 1735 г. Академией наук, кроме исключенных Петром «юсов», «пси» и «омеги», были дополнительно исключены буквы «кси», «ижица», «зело». В 1738 г. Академией наук было унифицировано написание «и десятиричного» и снова восстановлена ненужная «ижица».
18 ноября 1783 года княгиня Екатерина Романовна Дашкова впервые предложила ввести в алфавит новую букву – «ё»
Изменения в алфавите
В декабре 1917 года государственным деятелем Луначарским Анатолием Васильевичем был издан приказ, который приписывал всем использовать новый русский алфавит из 33 букв с сокращенными названиями. Если посмотреть газетные или книжные издания до 1918 г., то везде можно заметить Ъ! Потому что эта буква писалась после всех твёрдых согласных в конце слова.
Результатом последней крупной реформы письменности в 1918 г. стало исключение букв «фита», «ижица», «и», «ять»и появление нынешнего русского алфавита, но в то время считалось, что алфавит включал 31 букву, так как Ё и Й признавались вариантами Е и И. Только в 1942 году русский алфавит стал официально состоять из 33 букв.
Исчезнувшие буквы в пословицах и поговорках
Домишка расползся врозь, как живёте.
Глаголь, аз – глаз, покой, аз – показ.
Все люди, как люди, а мы, как мыслете.
Твердо, он – да и то подперто (заперто).
Стоять фертом, подпереться фертом (обеими руками в бока).
Фертом не ходят сохой орющие (пашущие).
Буки боднут, веди обманут.
Смотреть глаголем (крючком, ябедником, сутягой). Два косяка с притолокой, два полколеса, два стяга с колесом,два стяга с крючком (покой).
Аз да буки — все науки.
Сидеть на азах (начинать какую-нибудь науку).
Сперва аз да буки, а там и науки.
Я – последнее слово в азбуке, да аз – первое.
Не суйтесь, буки, поперёк аза.
Аз да буки не избавят от муки.
Веди проведали, что буки будут, а им уж и след простыл.
Б) Существительные, которые трудно объединить в какую-либо группу:прикол– шутка; треп– болтовня, вранье; базар– разговор, болтовня; погоняло, кликуха –кличка; кинуть– обмануть, подставить;отвянь –отстань.
В) Слова, близкие к наречию: клево, потрясно, ништяк, улет, круто, угарно – выражение высокой степени качества, высокой оценки чего-либо..
Г) Имена прилагательные: стремный– плохой, нехороший; беспонтовый– нехороший; дельный– предприимчивый.
Чтобы улучшить положение дел с культурой речи необходимо:
1) пропагандировать бережное отношение к русскому языку;
2) разъяснить лицам, чьи выступления попадают в центр общественного внимания, необходимость бережного отношения к русскому языку;
3) разъяснить руководителям средств массовой информации необходимость качественной редакторской работы над стилем публикуемых текстов;
4) организовать консультативную службу русского языка;
5) пропагандировать классическую литературу;
6) воспитывать у подрастающего поколения любовь к родному языку.
Заключение
В данной работе, которая была проведена, собралась информация о том, где и как начинали зарождаться буквы. Стало понятно, что русский алфавит более поздний, чем другие и придумали его два брата, славяне, Кирилл и Мефодий.
Именно они укоротили азбуку до 43 букв. Петр Первый сократил до 37 букв. Луначарский довел деградацию азбуки до 33 букв. Со временем смысл некоторых букв забылся, у других исказился, приобретя совершенно другое значение. Стоит также добавить, что наша азбука – это целый кладезь знаний и интересной информации, так как читается она не только по горизонтали.
Кроме этого буквы в азбуке имеют числовое обозначение, которое свидетельствует о высоком миропонимании наших предков.
Материал данной работы можно использовать на уроках русского языка, в качестве дополнительного материала по предмету, пробуждения желания к изучению русского языка, воспитания любви и уважения к родному языку и русской культуре.
24 мая в России отмечается праздник-День славянской письменности и культуры.
Список литературы:
1.Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. «Беседы о русском слове» - «Знание», 1976-144с. 2. Уханова Е. В. У истоков славянской письменности. М., 1998 – 141 с. 3.Толковый словарь Ожегова; 4.Букварь XXIвека, или «Как научить детей читать, считать, думать/ А.М. Ильин, Л.П. Ильина. – СП б.: Сфера, 1992.-88с 5.Простая красота буквы/ И.И. Птахова; - Сенкт-Петербург: Русская Графика, 1997-283 с.: ил., - (в пер). 6.Даль, В.И. Пословицы русского народа / В.И. Даль. – Сборник в 2 томах. – М.: Русская книга, 1993. – 638с. 7.Самсонов, Н.Г. Древнерусский язык : учеб. Пособие для ист. Фак. Ун-тов / Н.Г. Самсонов. – М.: Высшая школа, 1973. – 295с.