kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«История изменения буквенного состава в русском языке»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к научной статье по русскому языку «История изменения буквенного состава в русском языке»
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««История изменения буквенного состава в русском языке»»

АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА  МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»  МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «Средняя общеобразовательная школа № 44» Ленинского района г. Саратова    « История изменения буквенного состава в русском языке»   Выполнил: Новиков Денис Дмитриевич  учащиеся 9А класса  Руководитель:  Кочеткова Марина Павловна,  учитель русского языка и литературы   Саратов 2021

АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Средняя общеобразовательная школа № 44» Ленинского района г. Саратова

« История изменения буквенного состава в русском языке»

Выполнил:

Новиков Денис Дмитриевич учащиеся 9А класса

Руководитель: Кочеткова Марина Павловна, учитель русского языка и литературы

Саратов

2021

Цель – изучение алфавита со времен его возникновения до нашего времени.  Задачи:

Цель изучение алфавита со времен его возникновения до нашего времени.

Задачи:

  • 1. Изучить научную литературу по теме исследования и разработать методику исследования.
  • 2. Изучить историю возникновения письменности, как раньше выглядели и назывались буквы.
  • 3. Проанализировать результаты преобразования алфавита.
  • 4. Рассмотреть пословицы и поговорки, в которых используются исчезнувшие буквы русского алфавита.
  • 5. Дать анализ алфавиту в современном молодежном звучании.
Актуальность темы заключается в привлечении внимания к истории возникновения и становления русской письменности, русского алфавита, в воспитании уважения к прошлому, любви к русскому языку.  Новизна работы заключается в том, что знание прошлого – это ключ к пониманию настоящего. Крайне важно слышать голос предков, почувствовать себя частицей исторического потока, не прерывающегося в течение веков и тысячелетий. Материальная жизнь древних славян, развитие их социальных отношений, духовная жизнь нашли отражение в их языке. Язык оказывается наиболее прочной, содержательной и богатой исторической памятью славянства.   Практическая значимость: ре зультат исследования можно использовать в процессе изучения русского языка непосредственно на уроках, а также при проведении дальнейших исследований в данном направлении. Материалы, собранные в результате исследования, могут принести пользу тем, кто готовится к олимпиаде по русскому языку или литературе .
  • Актуальность темы заключается в привлечении внимания к истории возникновения и становления русской письменности, русского алфавита, в воспитании уважения к прошлому, любви к русскому языку.
  • Новизна работы заключается в том, что знание прошлого – это ключ к пониманию настоящего. Крайне важно слышать голос предков, почувствовать себя частицей исторического потока, не прерывающегося в течение веков и тысячелетий. Материальная жизнь древних славян, развитие их социальных отношений, духовная жизнь нашли отражение в их языке. Язык оказывается наиболее прочной, содержательной и богатой исторической памятью славянства.
  • Практическая значимость: ре зультат исследования можно использовать в процессе изучения русского языка непосредственно на уроках, а также при проведении дальнейших исследований в данном направлении. Материалы, собранные в результате исследования, могут принести пользу тем, кто готовится к олимпиаде по русскому языку или литературе .
История возникновения алфавита  Кирилл и Мифодий     Задача была поручена солунским братьям: Кириллу (827-869гг.) (до принятия монашества Константину) и Мефодию (815-885гг.), которые хорошо знали славянский язык. Были они люди мудрые и очень образованные и хорошо знали славянский язык.   24 мая 863 года в граде Плиске, который в то время был столицей Болгарии, братья Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита под названием кириллица, которая и стала прародителем нашей современной русской азбуки

История возникновения алфавита Кирилл и Мифодий

Задача была поручена солунским братьям: Кириллу (827-869гг.) (до принятия монашества Константину) и Мефодию (815-885гг.), которые хорошо знали славянский язык. Были они люди мудрые и очень образованные и хорошо знали славянский язык.

24 мая 863 года в граде Плиске, который в то время был столицей Болгарии, братья Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита под названием кириллица, которая и стала прародителем нашей современной русской азбуки

Кириллица   A3 — личное местоимение первого лица единственного числа в современном языке это местоимение - Я. БУКИ — буква. ВЕДИ — форма от глагола «ведети» — знать ГЛАГОЛЬ — форма от глагола «глаголати» — говорить ДОБРО — значение ясно ЖИВЕТЕ — второе лицо множественного числа настоящего времени от глагола «жить». ЗЕЛО — наречие со значением «весьма», «сильно», «очень».

Кириллица

A3 — личное местоимение первого лица единственного числа в современном языке это местоимение - Я.

БУКИ — буква.

ВЕДИ — форма от глагола «ведети» — знать

ГЛАГОЛЬ — форма от глагола «глаголати» — говорить

ДОБРО — значение ясно

ЖИВЕТЕ — второе лицо множественного числа настоящего времени от глагола «жить».

ЗЕЛО — наречие со значением «весьма», «сильно», «очень».

Глаголица   Название глаголицы происходит от славянского слова глаголати – «говорить». Кириллица была названа по имени одного из братьев – составителей славянского алфавита – Кирилла. После смерти Кирилла и Мефодия их ученики были изгнаны из Моравии и нашли себе приют в Болгарии. Здесь был создан новый славянский алфавит на основе греческого, он был дополнен буквами, заимствованными из глаголицы.

Глаголица

Название глаголицы происходит от славянского слова глаголати – «говорить». Кириллица была названа по имени одного из братьев – составителей славянского алфавита – Кирилла.

После смерти Кирилла и Мефодия их ученики были изгнаны из Моравии и нашли себе приют в Болгарии. Здесь был создан новый славянский алфавит на основе греческого, он был дополнен буквами, заимствованными из глаголицы.

Сходства и отличия глаголицы и кириллицы   Отличия: Азбуки отличаются начертанием букв. Глаголица, созданная Кириллом и Мефодием, прямо не копирует буквы греческого или другого письма, а носит индивидуальные черты, заложенные в нее создателями. Кириллица построена по типу торжественного письма.  В глаголице, в отличие от кириллицы, нет букв для обозначения йотированных а, э, а также букв «кси» и «пси», но есть буква «гервь», которая отсутствует в кириллице. Сходства: 1) Буквы обеих азбук имеют одинаковые названия. 2) В глаголице и кириллице сходный порядок расположения букв. 3) В обеих азбуках есть буквы, обозначающие звуки, свойственные старославянскому языку («живете», «зело», «цы», «червь», «ша», «ща», «ер», «еры», «ерь», «юс малый» и «юс большой»), которых нет в греческом алфавите.

Сходства и отличия глаголицы и кириллицы

Отличия:

Азбуки отличаются начертанием букв. Глаголица, созданная Кириллом и Мефодием, прямо не копирует буквы греческого или другого письма, а носит индивидуальные черты, заложенные в нее создателями. Кириллица построена по типу торжественного письма.

В глаголице, в отличие от кириллицы, нет букв для обозначения йотированных а, э, а также букв «кси» и «пси», но есть буква «гервь», которая отсутствует в кириллице.

Сходства:

1) Буквы обеих азбук имеют одинаковые названия.

2) В глаголице и кириллице сходный порядок расположения букв.

3) В обеих азбуках есть буквы, обозначающие звуки, свойственные старославянскому языку («живете», «зело», «цы», «червь», «ша», «ща», «ер», «еры», «ерь», «юс малый» и «юс большой»), которых нет в греческом алфавите.

Изменения в алфавите Созданная Кириллом и Мефодием славянская азбука состояла из 43 букв. Они появились путем прибавления к греческой азбуке (а в ней было 24 буквы) заново придуманных 19 знаков. Петр 1. К началу XVIII века таких букв в русском алфавите оказалось девять: «пси», «кси», «фита», «ижица», «омега», одно из двух кирилловских «и» («и» — «иже»), одно из двух кирилловских «з» («зело» — «земля»), «ять» и «малый юс», иногда применявшийся вместо буквы «я» (остальные три «юса» перестали применяться в русском письме еще раньше).  Однако впоследствии большинство этих букв Петр восстановил, и в учебную азбуку 1710 г. не вошли только «юсы», «пси», «омега», а также лигатура «от» — «омега» с надписанным над ней «т». Это было лишним для русского говора. Также до Петра I в алфавите были ещё и буквы, обозначающие цифры. Итого, в первую реформу убрали 7 лишних букв и добавили «Я» и «У». Петр I узаконил употребление буквы «э». Новый шрифт, введенный Петром I, стали называть гражданским, так как этим шрифтом печатались книги светские, не церковные.

Изменения в алфавите

  • Созданная Кириллом и Мефодием славянская азбука состояла из 43 букв. Они появились путем прибавления к греческой азбуке (а в ней было 24 буквы) заново придуманных 19 знаков.
  • Петр 1. К началу XVIII века таких букв в русском алфавите оказалось девять: «пси», «кси», «фита», «ижица», «омега», одно из двух кирилловских «и» («и» — «иже»), одно из двух кирилловских «з» («зело» — «земля»), «ять» и «малый юс», иногда применявшийся вместо буквы «я» (остальные три «юса» перестали применяться в русском письме еще раньше).  Однако впоследствии большинство этих букв Петр восстановил, и в учебную азбуку 1710 г. не вошли только «юсы», «пси», «омега», а также лигатура «от» — «омега» с надписанным над ней «т». Это было лишним для русского говора.

Также до Петра I в алфавите были ещё и буквы, обозначающие цифры. Итого, в первую реформу убрали 7 лишних букв и добавили «Я» и «У». Петр I узаконил употребление буквы «э».

Новый шрифт, введенный Петром I, стали называть гражданским, так как этим шрифтом печатались книги светские, не церковные.

Изменения в алфавите

Изменения в алфавите

  • К очередной реформе в 1917 году алфавит пришёл с 37 буквами, после чего исчезли ещё 4, а «Ъ» и «Ь» стали обозначать лишь твердость и мягкость у согласных. Так же в декабре 1917 года поменялись и буквенные имена.
  • В 1735 г. Академией наук, кроме исключенных Петром «юсов», «пси» и «омеги», были дополнительно исключены буквы «кси», «ижица», «зело». В 1738 г. Академией наук было унифицировано написание «и десятиричного» и снова восстановлена ненужная «ижица».
  • 18 ноября 1783 года княгиня Екатерина Романовна Дашкова впервые предложила ввести в алфавит новую букву – «ё»
Изменения в алфавите

Изменения в алфавите

  • В декабре 1917 года государственным деятелем Луначарским Анатолием Васильевичем был издан приказ, который приписывал всем использовать новый русский алфавит из 33 букв с сокращенными названиями. Если посмотреть газетные или книжные издания до 1918 г., то везде можно заметить Ъ! Потому что эта буква писалась после всех твёрдых согласных в конце слова.
  • Результатом последней крупной реформы письменности в 1918 г. стало исключение букв «фита», «ижица», «и», «ять»и появление нынешнего русского алфавита, но в то время считалось, что алфавит включал 31 букву, так как Ё и Й признавались вариантами Е и И. Только в 1942 году русский алфавит стал официально состоять из 33 букв.
Исчезнувшие буквы в пословицах и поговорках

Исчезнувшие буквы в пословицах и поговорках

  • Домишка расползся врозь, как живёте.
  • Глаголь, аз – глаз, покой, аз – показ.
  • Все люди, как люди, а мы, как мыслете.
  • Твердо, он – да и то подперто (заперто).
  • Стоять фертом, подпереться фертом (обеими руками в бока).
  • Фертом не ходят сохой орющие (пашущие).
  • Буки боднут, веди обманут.
  • Смотреть глаголем (крючком, ябедником, сутягой). Два косяка с притолокой, два полколеса, два стяга с колесом,два стяга с крючком (покой).
  • Аз да буки — все науки.
  • Сидеть на азах (начинать какую-нибудь науку).
  • Сперва аз да буки, а там и науки.
  • Я – последнее слово в азбуке, да аз – первое.
  • Не суйтесь, буки, поперёк аза.
  • Аз да буки не избавят от муки.
  • Веди проведали, что буки будут, а им уж и след простыл.
  • Не миновать ему глаголя.
Анкетирование Молодежь сама переименовывает слова на свой лад. Например:А) Слова, называющие людей: кореш, братан– друг, приятель; чувак– парень; кент– модный парень. Б) Существительные, которые трудно объединить в какую-либо группу:прикол– шутка; треп– болтовня, вранье; базар– разговор, болтовня; погоняло, кликуха –кличка; кинуть– обмануть, подставить;отвянь –отстань. В) Слова, близкие к наречию: клево, потрясно, ништяк, улет, круто, угарно – выражение высокой степени качества, высокой оценки чего-либо.. Г) Имена прилагательные: стремный– плохой, нехороший; беспонтовый– нехороший; дельный– предприимчивый.

Анкетирование

Молодежь сама переименовывает слова на свой лад.

Например:А) Слова, называющие людей: кореш, братан– друг, приятель; чувак– парень; кент– модный парень.

Б) Существительные, которые трудно объединить в какую-либо группу:прикол– шутка; треп– болтовня, вранье; базар– разговор, болтовня; погоняло, кликуха –кличка; кинуть– обмануть, подставить;отвянь –отстань.

В) Слова, близкие к наречию: клево, потрясно, ништяк, улет, круто, угарно – выражение высокой степени качества, высокой оценки чего-либо..

Г) Имена прилагательные: стремный– плохой, нехороший; беспонтовый– нехороший; дельный– предприимчивый.

Чтобы улучшить положение дел с культурой речи необходимо: 1) пропагандировать бережное отношение к русскому языку; 2) разъяснить лицам, чьи выступления попадают в центр общественного внимания, необходимость бережного отношения к русскому языку; 3) разъяснить руководителям средств массовой информации необходимость качественной редакторской работы над стилем публикуемых текстов;  4) организовать консультативную службу русского языка; 5) пропагандировать классическую литературу; 6) воспитывать у подрастающего поколения любовь к родному языку.

Чтобы улучшить положение дел с культурой речи необходимо:

1) пропагандировать бережное отношение к русскому языку;

2) разъяснить лицам, чьи выступления попадают в центр общественного внимания, необходимость бережного отношения к русскому языку;

3) разъяснить руководителям средств массовой информации необходимость качественной редакторской работы над стилем публикуемых текстов;

4) организовать консультативную службу русского языка;

5) пропагандировать классическую литературу;

6) воспитывать у подрастающего поколения любовь к родному языку.

Заключение

Заключение

  • В данной работе, которая была проведена, собралась информация о том, где и как начинали зарождаться буквы. Стало понятно, что русский алфавит более поздний, чем другие и придумали его два брата, славяне, Кирилл и Мефодий.
  • Именно они укоротили азбуку до 43 букв. Петр Первый сократил до 37 букв. Луначарский довел деградацию азбуки до 33 букв. Со временем смысл некоторых букв забылся, у других исказился, приобретя совершенно другое значение. Стоит также добавить, что наша азбука – это целый кладезь знаний и интересной информации, так как читается она не только по горизонтали.
  • Кроме этого буквы в азбуке имеют числовое обозначение, которое свидетельствует о высоком миропонимании наших предков.
  • Материал данной работы можно использовать на уроках русского языка, в качестве дополнительного материала по предмету, пробуждения желания к изучению русского языка, воспитания любви и уважения к родному языку и русской культуре.
  • 24 мая в России отмечается праздник-День славянской письменности и культуры.
Список литературы:  1.Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. «Беседы о русском слове» - «Знание», 1976-144с.  2. Уханова Е. В. У истоков славянской письменности. М., 1998 – 141 с.  3.Толковый словарь Ожегова;  4.Букварь XXIвека, или «Как научить детей читать, считать, думать/ А.М. Ильин, Л.П. Ильина. – СП б.: Сфера, 1992.-88с  5.Простая красота буквы/ И.И. Птахова; - Сенкт-Петербург: Русская Графика, 1997-283 с.: ил., - (в пер).  6.Даль, В.И. Пословицы русского народа / В.И. Даль. – Сборник в 2 томах. – М.: Русская книга, 1993. – 638с.  7.Самсонов, Н.Г. Древнерусский язык : учеб. Пособие для ист. Фак. Ун-тов / Н.Г. Самсонов. – М.: Высшая школа, 1973. – 295с.

Список литературы:

1.Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. «Беседы о русском слове» - «Знание», 1976-144с. 2. Уханова Е. В. У истоков славянской письменности. М., 1998 – 141 с. 3.Толковый словарь Ожегова; 4.Букварь XXIвека, или «Как научить детей читать, считать, думать/ А.М. Ильин, Л.П. Ильина. – СП б.: Сфера, 1992.-88с 5.Простая красота буквы/ И.И. Птахова; - Сенкт-Петербург: Русская Графика, 1997-283 с.: ил., - (в пер). 6.Даль, В.И. Пословицы русского народа / В.И. Даль. – Сборник в 2 томах. – М.: Русская книга, 1993. – 638с. 7.Самсонов, Н.Г. Древнерусский язык : учеб. Пособие для ист. Фак. Ун-тов / Н.Г. Самсонов. – М.: Высшая школа, 1973. – 295с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«История изменения буквенного состава в русском языке»

Автор: Марина Павловна Кочеткова

Дата: 05.06.2021

Номер свидетельства: 582664

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Конспект занятия "Облако""
    ["seo_title"] => string(26) "konspiekt-zaniatiia-oblako"
    ["file_id"] => string(6) "313217"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459442034"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства