исследовательская работа " студенческий сленг как языковое явление современного русского языка
Исследовательская работа " студенческий сленг как языковое явление современного русского языка
Сегодняшние студенты – это будущее России, насколько богат, в хорошем смысле слова, их язык, настолько будет богата наша будущая культура. Самый важный вид жизнедеятельности для подростков – это общение, от него зависит не только формирование речевой культуры молодого человека, но и формирование будущей личности. Речь моих однокурсников, сверстников вся пестрит непривычными для взрослых словечками и выражениями, что зачастую вызывает раздражение у преподавателей, родителей, да и всего старшего поколения. Вопрос существования сленга в молодежной среде изучался и освещался, но меня заинтересовали сама причина его использования в речи. Так почему существует сленг? Почему мы используем его? Почему мы заменяем общепризнанную лексику нелитературной?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«исследовательская работа " студенческий сленг как языковое явление современного русского языка »
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ «КАНАШСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ» МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИСТУДНЧЕСКИЙ СЛЕНГКАК ЯЗЫКОВОЕ ЯВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГОРУССКОГО ЯЗЫКА
Исследовательская работа
филология: русский язык
Работу выполнила об. гр 14-07
Александрова Екатерина
Научный руководитель:
Мурзина Оксана Алексеевна,
преподаватель русского языка
и литературы
Канаш 2015
Д.С. Лихачев в книге «Письма о добром», в 19-м письме «Как говорить», писал: «Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает»….» Язык человека — гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.
ГИПОТЕЗА
В речи своевременного подростка преобладает ограниченная в употреблении лексика: употребление подростками жаргонизмов вызвано в первую очередь стремлением «зашифроваться» ради сохранения своей автономии от «чужаков», главным образом старших, желанием выделиться, казаться старше, быть современным.
ЗАДАЧИ
1 Исследовать особенности речи студентов.
2 Изучить специальную литературу, определить понятие «сленг».
3 Провести социологическое исследование (анкетирование) обучающихся техникума с целью определения:
-причин употребления сленга и жаргонизмов
-круга наиболее употребительных слов молодежного сленга и жаргонных слов;
4 Проанализировать результаты опроса и выводы разместить в диаграммах.
5 Сделать выводы по теме исследования.
6 Выполнить компьютерную презентацию.
7 Составить словарь от современного студента Канашского строительного техникума.
Объект исследовательской работы – Речь современного студента Канашского строительного техникума, ее особенности»
Предмет исследования – молодежный жаргон, сленг.
ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ:
1. изучение и анализ особенности речи обучающихся нашего техникума
2. составление словаря от современного студента Канашского строительного техникума;
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
1. Изучение теоретической литературы о молодёжном жаргоне.
2. Анкетирование студентов техникума.
3. Наблюдение за речью сокурсников во внеурочное время.
4. Анализ и обработка полученных данных.
5. Собственные выводы.
6.Составление словаря употребительных сленговых слов современного студента.
ХОД РАБОТЫ
1. Исследование особенности речи студентов.
2. Работа с источниками:
— наблюдение.
— изучение статей об истории жаргона и сленга;
— анкетирование учащихся техникума;
3. Осмысление полученной информации (писала работу, основанную на анализе источников, по составленному плану).
4. Общие выводы и составление словаря обучающихся отдельно взятого техникума.
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Выполненную работу я считаю актуальной, так как:
- ограниченная лексика очень распространена среди молодёжи, однако ее происхождение недостаточно представлено в учебниках русского языка; - молодежный сленг и жаргонизмы –явления которые присутствуют повсюду, и знакомство с ними поможет расширить знания о лексическом составе языка и углубить знания по русскому языку в целом; - исследование ограниченной в употреблении лексики позволяет связать лингвистические знания с жизнью, повышает наблюдательность и учит находить интересное и неисследованное рядом с собой; - работа по теме позволяет выяснить отношение ребят к молодежному сленгу, а также выявить причины использования учащимися подобной лексики.
А если быть совершенно искренней, меня не покидает надежда, что мои друзья будут осторожнее обращаться с бесценным даром слова, когда мы озвучим некоторые данные этого исследования
НАУЧНАЯ НОВИЗНА:
Сленг – живой и подвижный как жизнь язык, идущий в ногу со временем и реагирующий на любые социальные изменения. Студенческий сленг пополняется за счет переосмысления общеупотребительной или терминологической лексики, заимствований, арготизмов; может похвастаться богатством словообразовательных связей, что очень важно для характеристики лексики современного русского языка.
(Т.Ф. Ефремова. Новый словарь русского языка.Толково-словообразовательный.: - М.: Русский язык, 2000)
АНКЕТА-ОПРОСНИК ЧАСТО ЛИ ВЫ ИСПОЛЬЗУЕТЕ СЛЕНГ В РЕЧИ?
ПОМОГАЕТ ЛИ ВАМ СЛЕНГ ПРИ ОБЩЕНИИ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ?
В КАКИХ КРУГАХ ВЫ ЧАЩЕ ВСЕГО ИСПОЛЬЗУЕТЕ СЛЕНГ?
ЧТО ВАС ПРИВЛЕКАЕТ В СЛЕНГЕ?
НУЖЕН ЛИ СЛЕНГ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ?
ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ СЛЕНГ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ФОРМОЙ ДЕГРАДАЦИИ ЯЗЫКА?
ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ,ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, СЛЕНГ БОЛЕЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ, ЧЕМ ОБЫЧНЫЙ ЯЗЫК?
ДЛЯ ЧЕГО ВЫ ИХ УПОТРЕБЛЯЕТЕ?
МОГЛИ БЫ ВЫ ОБОЙТИСЬ БЕЗ СЛЕНГА?
СТАРАЕТЕСЬ ЛИ ВЫ ОБОЙТИСЬ БЕЗ СЛЕНГА?
ВЫВОД
Равные по возрасту, статусу, социальному положению, роду занятий и т.д. молодые люди с помощью сленга пытаются
1. дистанцироваться от взрослых, самореализо-ваться (стать независимой личностью) и от-работать некую социальную роль в своей среде;
2. создают свой собственный язык на основе их родного языка, т.к. на нем говорят они все; т.е. из разряда «чужих», таким образом, молоды люди переходят в разряд «своих».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Т.Ф. Ефремова. Новый словарь русского языка.Толково-словообразовательный.: - М.: Русский язык, 2000
С. И. Ожегов. – Словарь русского языка. - (под редакцией Н. Ю. Шведовой), - М.: «Русский язык», 1989В.В.Волина Я познаю мир, русский язык.- М.: АСТ, 1998.3. Д. Э. Розенталь М. А. Теленкова – Словарь лингвистических терминов (электронный вариант).4. Л.И. Скворцов . Жаргоны / русский язык: энциклопедия.- М., 1979.5. О.Л.Соболева. Справочник школьника. 5-11 классы. Русский язык/ М.: АСТ. 2003.6. В.В.Соколова. Культура речи и культура общения.- М.: Просвещение, 1995.7. Материалы Интернет8. Д. Дидро. Сочинения в 2-х т. Т1., М., Мысль 1986 г.9. 2. К.И. Чуковский. «Живой как жизнь» (Разговор о русском языке). М., Изд. ЦК ВЛКСМ "Молодая гвардия", 1962 г.10. 3. Д.С. Лихачёв. «Письма о добром». С-П., изд. Logos., 2006