А) работа со звуком. Произнесем хором звук [м]. Как располагаются органы речи (губы, зубы, язык) при его произнесении? (губы сжимаются, не растягиваясь в стороны; зубы не касаются друг друга; язык лежит свободно) Воздух при произнесении встречает преграду или свободно проходит? (встречает) Какую? (губы сжимаются) Раз воздух встречает преграду, значит звук [м] согласный или гласный? Б) А сейчас третье задание от Мальвины. (Задания из ТРЕТЬЕГО КОНВЕРТА) Ребята, повторите скороговорку и найдите в ней слова с буквой «м». Сделайте звукобуквенный анализ этих слов. Да, задание нелёгкое. Но я думаю, что мы справимся, верно? На доске записана скороговорка. СЛАЙД 7 Мила мыло не любила, Миле в глаз попало мыло. Скороговорку читает учитель. Дети хором и по отдельности стараются быстро повторить ее. Проводится звукобуквенный анализ. СЛАЙД 7 - Найдите в скороговорке слова, где есть буква М. (Мила, мыло) а) звуковой анализ слов Мила, мыло (по схеме). На доске и на парте. На доске: Мила Мыло 1. Звукобуквенный анализ слов «Мыло» и «Мила» с помощью цветных фишек. – Выделите интонационно 1-й звук в слове «Мыло». – Он гласный или согласный? – Какой это согласный: твердый или мягкий? – Какую фишку возьмем для обозначения звука? Аналогично проводится работа с другими звуками. – Выделите интонационно 1-й звук в слове «Мила». – Он гласный или согласный? – Какой это согласный: твердый или мягкий? – Какую фишку возьмем для обозначения звука? Аналогично проводится работа с другими звуками
2. Упражнение в различении твердого и мягкого звуков. Предлагаю поучиться различать звуки [м] и [м'] в словах. Для этого поиграем в игру «Твердый - мягкий». Вам понадобятся квадратики двух цветов: синий и зеленый. Если в слове звук [м] поднимите синий квадратик, если [м'] – зеленый. Доскажите словечко и покажите, какой звук в этом слове твердый или мягкий: а) Наша Таня громко плачет Уронила в речку… (мячик),[ м’ ] б) Руки мыть пошла Людмила, Ей понадобилось… (мыло) [ м ] в) Без работы хоть убей Жить не может… (муравей) [ м ] г) На полу скребется… (мышка) Спит в берлоге бурый … ( мишка) [ м’ ] д) Мальчик мал и очень мил. Он водичкой руки… (мыл) [ м ]
Слайд 8 Молодцы, ребята. Вы справились с третьем заданием Мальвины и за это она дает вам третью карточку. (Карточка с буквой Л, перевернута) – А какой буквой обозначаются звуки [м], [м’]? (Буквой М.)
Слайд 9 3. Знакомство с буквой «Эм» М Вот качели – буква М! Здесь качаться можно всем! Е. Тарлапан
– На что похожа буква М? ЧЕТВЁРТЫЙ КОНВЕРТ. Мальвина нам приготовила четвёртый конверт. Давайте посмотрим, что же в нём интересного? На что похожа буква «эм»? (ответы детей) Послушайте стихи моих помощников о букве М (ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ) Палочка и палочка, А между ними галочка. И понятно сразу всем: Получилась буква М. Мама, глянь-ка! Две горы Словно две родных сестры! Взявшись за руки, Мы встали И на М похожи стали. П куда-то торопилась, Посреднике проломилась, П не П теперь совсем – Она стала буквой М. Слайд 10 За выполнение этого задания вам еще одна карточка (О, перевернутая)
ПЯТЫЙ КОНВЕРТ Прочитайте слоги с новой буквой, которые записаны на доске и в учебнике. Слайд 11-12 Вышел ёжик погулять, грибов-ягодок собрать, А за ним ежатки, малые ребятки. «Все сюда скорей, я шел и вам буковку нашёл». – Какую букву нашёл ёжик? Прибежал веселый А, почитали дети – ма. Прибежал задорный О, прочитали дети – мо. Прибежал зазнайка Я, прочитали дети – мя. Прибежал пузатый Ы, прочитали дети – мы. Прибежал игривый И, прочитали дети – ми. Прибежал упрямый У, прочитали дети – му. Прибежал забияка Ё, прочитали дети – мё. Прибежал тихоня Ю, прочитали дети – мю. Прибежал обжора Э, прочитали дети – мэ. Прибежал звонкий Е, почитали дети – ме.
СЛАЙД 13 Мне понравилось, как вы выполнили это задание, поэтому я вам даю следующую карточку (Д, перевернутая)
ШЕСТОЙ КОНВЕРТ Научились вы читать, а теперь пора познакомится с письмом буквы м Ребята, действительно, со звуками познакомились, слоги прочитали. Пора и научится писать букву «М». Прежде чем начать писать букву. Давайте приготовим руку к письму. СЛАЙД 14 Рассмотрите печатную букву Мм и прописную. Чем они похожи? Чем отличаются? У Вас на партах лежат разрезанные буквы М печатная и прописная, нужно собрать картинки, чтобы получилась буква М печатная и прописная. Выполните это задание самостоятельно. Я пройду проверю, как у Вас получилось
Также у Вас на партах лежит тарелка с песком. Перед началом письма отработаем письмо буквы М в этих тарелках. Запишем пальчиком букву М. СЛАЙД 15
Молодцы, ребята, и с этим заданием справились. За это получаем карточку из шестого конверта (Ц, перевернутая)
СЕДЬМОЙ КОНВЕРт Ребята, и у нас остался последний конверт от Мальвины с последним заданием. Давайте с ним познакомимся.
Запишите в своих тетрадях по образцу букву «М» СЛАЙД 16 Рассмотрите письменную букву Мм. Из каких элементов состоит? – Рассмотрите образец заглавной буквы М. Расскажите о направлении движения руки при написании буквы М. (Буква М состоит из трех элементов. Начинаем писать от середины широкой вспомогательной строки. Ведем линию наклонно вниз, пересекаем верхнюю линию рабочей строки, ведем вниз, слегка отклоняя вправо. Доводим черту до нижней линии рабочей строки, закругляем влево и чуть поднимаемся над нижней линией рабочей строки. Второй элемент начинаем писать от той же точки, что и первый элемент. Ведем черту вниз, пересекаем верхнюю линию рабочей строки, чуть не дойдя до нижней линии, закругляем вправо и доводим до нижней линии рабочей строки; поднимаемся вверх до середины широкой вспомогательной строки. Пишем третий элемент – длинную палочку с закруглением вправо.)
Сели прямо, ноги вместе, Под наклон возьмём тетрадь. Левая рука на месте, Правая рука на месте, Можно начинать писать. А теперь пропишем букву М у себя в тетради М М
СЛАЙД 17
Молодцы, ребята, и с этим заданием справились. За это получаем карточку из шестого конверта (Ц, перевернутая)
Ребята, вы удачно выполнили задания нашей героини. А кто догадался, почему к нам на урок сегодня пришла именно Мальвина? Мальвина отдала вам карточки. Давайте перевернем их и узнаем волшебное слово Мальвины. (МОЛОДЦЫ!) |