kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Говорим по-русски"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для уроков русского языка. Можно использовать для учащихся 6-11 классов. 

Просмотр содержимого документа
«"Говорим по-русски"»

Говорить по-русски

Говорить по-русски

КАК ПРАВИЛЬНО ГОВОРИТЬ?  Давно известно, что многие слова в своей речи мы говорим неверно, либо не зная правильной постановки ударения, либо неверно употребляем слово,    не зная его значения. Совсем недавно меня заинтересовали некоторые выражения. Вот, например, когда мы приходим в поликлинику, там всегда очередь, и мы спрашиваем: «Кто последний?» Но некоторые спрашивают:   «Кто крайний?» Мне это показалось странным. А как же правильно? А может быть существует два варианта,    и оба правильны? Пойти и просто спросить у учителя можно, но мне захотелось узнать историю этих выражений и дать ответ. Тем более, я заметила, что существуют ещё и другие    выражения, требующие выбора одного, правильного ответа. Например, некоторые учителя на уроках говорят нам: «Садитесь», а некоторые – «Присаживайтесь». Почему? Я задумалась и решила узнать, как    же правильно говорить.

КАК ПРАВИЛЬНО ГОВОРИТЬ?

Давно известно, что многие слова в своей речи мы говорим неверно, либо не зная правильной постановки ударения, либо неверно употребляем слово,    не зная его значения. Совсем недавно меня заинтересовали некоторые выражения. Вот, например, когда мы приходим в поликлинику, там всегда очередь, и мы спрашиваем: «Кто последний?» Но некоторые спрашивают:   «Кто крайний?» Мне это показалось странным. А как же правильно? А может быть существует два варианта,    и оба правильны? Пойти и просто спросить у учителя можно, но мне захотелось узнать историю этих выражений и дать ответ. Тем более, я заметила, что существуют ещё и другие    выражения, требующие выбора одного, правильного ответа. Например, некоторые учителя на уроках говорят нам: «Садитесь», а некоторые – «Присаживайтесь». Почему? Я задумалась и решила узнать, как    же правильно говорить.

Цель работы : Определить правильное употребление выражений : «Садитесь или присаживайтесь», «Кто крайний или кто последний?». Задачи :

Цель работы :

  • Определить правильное употребление выражений : «Садитесь или присаживайтесь», «Кто крайний или кто последний?».

Задачи :

  • Посмотреть имеющийся материал в Интернете.
  • Изучить статьи из книг : О.И.Северской «Говорим по-русски», «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова и др.
  • Провести анкетирование и устный опрос среди учителей, родителей и других взрослых и среди детей.
  • Понаблюдать за использованием этих выражений.
Методы исследования :         Изучение материалов          Анкетирование  Личные наблюдения           

Методы исследования :

  •         Изучение материалов
  •        Анкетирование
  • Личные наблюдения

         

ПОСЛЕДНИЙ ИЛИ КРАЙНИЙ ?    С.И. Ожегов в своем словаре объясняет:  Последний :

ПОСЛЕДНИЙ ИЛИ КРАЙНИЙ ?

С.И. Ожегов в своем словаре объясняет:

Последний :

  • Крайний в ряду чего-нибудь.
  • По времени, находящийся в конце.
  • Самый новый, только что появившийся.
Крайний :   А вот в статье    В.В.Колесова «Культура речи» мы читаем: «Тот, кто полагает, что слово крайний вежливее, чем последний, ошибается. Он утверждает, что называя человека крайним, вы обижаете его, т.к.    говорите не по – русски». ( В словаре Сергея Ивановича Ожегова вообще нет слова «крайний», оно пришло к нам из украинского языка). А ещё вы человека тем самым отстраняете от очереди, уверяя его, что он на краю, т.е. в стороне от ряда и потому нарушает порядок.

Крайний :

А вот в статье    В.В.Колесова «Культура речи» мы читаем: «Тот, кто полагает, что слово крайний вежливее, чем последний, ошибается. Он утверждает, что называя человека крайним, вы обижаете его, т.к.    говорите не по – русски». ( В словаре Сергея Ивановича Ожегова вообще нет слова «крайний», оно пришло к нам из украинского языка). А ещё вы человека тем самым отстраняете от очереди, уверяя его, что он на краю, т.е. в стороне от ряда и потому нарушает порядок.

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ  В анкетировании приняли участие 38 человек. Из них : учителя-6, ученики-19, родители-13 . Учителя :  50% ответили «последний»  50% ответили «крайний» Ученики :  84% ответили «последний»  16% ответили «крайний» Родители и другие взрослые :  46% ответили «последний»  54% ответили «крайний»

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ

В анкетировании приняли участие 38 человек. Из них : учителя-6, ученики-19, родители-13 .

  • Учителя :

50% ответили «последний»

50% ответили «крайний»

  • Ученики :

84% ответили «последний»

16% ответили «крайний»

  • Родители и другие взрослые :

46% ответили «последний»

54% ответили «крайний»

Всего по результатам анкетирования : «Последний» ответили – 25 человек, что составило 66% «Крайний» ответили – 13 человек, что составило 34%

Всего по результатам анкетирования :

«Последний» ответили – 25 человек, что составило 66%

«Крайний» ответили – 13 человек, что составило 34%

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ

САДИТЕСЬ ИЛИ ПРИСАЖИВАЙТЕСЬ?  А теперь посмотрим на употребление слов « садитесь » и « присаживайтесь ».  У Ожегова нет словарной статьи слова    - садиться, а    только слово сесть .   Сесть :   

САДИТЕСЬ ИЛИ ПРИСАЖИВАЙТЕСЬ?

А теперь посмотрим на употребление слов « садитесь » и « присаживайтесь ».

У Ожегова нет словарной статьи слова    - садиться, а    только слово сесть .

Сесть :   

  • Принять сидячее положение.
  • Поместиться где-нибудь.
  • Начать заниматься чем - либо (сесть за уроки).
  • Опуститься с высоты.
Этих значений нам достаточно, чтобы сделать вывод, почему говорят присаживайтесь вместо садитесь , опять же боятся обидеть человека. Но посмотрим, что говорит Ожегов про слово присаживаться .

Этих значений нам достаточно, чтобы сделать вывод, почему говорят присаживайтесь вместо садитесь , опять же боятся обидеть человека. Но посмотрим, что говорит Ожегов про слово присаживаться .

  Присесть : Согнув колени, опуститься. Сесть на короткое время или в неудобной позе.  Тем более, что уже приставка при - обозначает неполноту действия,    т.е. когда учитель    вежливо предлагает нам присаживаться, он тем самым    предлагает    нам выполнить гимнастическое    упражнение, согнуть колени. Либо сесть на короткое время.    Вот    О.Северская в своей статье про выражение « присаживайтесь »    говорит:  - Меня как будто предупреждают, что я здесь ненадолго…..  почему я должна присаживаться только, а не сесть поудобнее ?  Она называет это «ложной вежливостью». Пытаясь быть вежливым, мы можем ещё больше обидеть человека

  Присесть :

  • Согнув колени, опуститься.
  • Сесть на короткое время или в неудобной позе.

Тем более, что уже приставка при - обозначает неполноту действия,    т.е. когда учитель    вежливо предлагает нам присаживаться, он тем самым    предлагает    нам выполнить гимнастическое    упражнение, согнуть колени. Либо сесть на короткое время.

  Вот    О.Северская в своей статье про выражение « присаживайтесь »    говорит:

- Меня как будто предупреждают, что я здесь ненадолго….. почему я должна присаживаться только, а не сесть поудобнее ?

Она называет это «ложной вежливостью». Пытаясь быть вежливым, мы можем ещё больше обидеть человека

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ  В анкетировании приняли участие 38 человек. Из них : учителя-6, ученики-19, родители-13 . Учителя :  66% ответили «садитесь»  34% ответили «присаживайтесь» Ученики :  42% ответили «садитесь»  58% ответили «присаживайтесь» Родители и другие взрослые :  77% ответили «садитесь»  23% ответили «присаживайтесь»

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ

В анкетировании приняли участие 38 человек. Из них : учителя-6, ученики-19, родители-13 .

  • Учителя :

66% ответили «садитесь»

34% ответили «присаживайтесь»

  • Ученики :

42% ответили «садитесь»

58% ответили «присаживайтесь»

  • Родители и другие взрослые :

77% ответили «садитесь»

23% ответили «присаживайтесь»

Всего по результатам анкетирования : «Садитесь» ответили – 22 человека, что составило 58% «Присаживайтесь» ответили – 16человек, что составило 42%

Всего по результатам анкетирования :

«Садитесь» ответили – 22 человека, что составило 58%

«Присаживайтесь» ответили – 16человек, что составило 42%

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ и ВЫВОД

ЗАКЛЮЧЕНИЕ и ВЫВОД

  • Таким образом, изучив статьи и высказывания разных лингвистов, я пришла к выводу, что не нужно думать о двусмысленности слов, а просто руководствоваться уже имеющими правилами русского языка и значением слов.
  • Говорите всегда: « Садитесь !». А в очереди всегда спрашивайте: « Кто последний ?». Теперь я знаю, как правильно говорить эти слова. Наполняешься гордостью за наш родной язык, когда читаешь высказывания выдающихся людей о его богатстве, живости, многогранности и меткости .


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
"Говорим по-русски"

Автор: Савченко Наталья Викторовна

Дата: 22.01.2021

Номер свидетельства: 571057

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "конспект урока порусскому языку на тему: "Имя прилагательное обобщение" "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-porusskomu-iazyku-na-tiemu-imia-prilaghatiel-noie-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "245880"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446226839"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства