Формирование мобильности у ученика как фактора повышения качества знаний по русскому языку
Формирование мобильности у ученика как фактора повышения качества знаний по русскому языку
Современные технологии обучения активно используются на уроках, так как этого требует сама суть языка, ведь язык - это средство общения, с помощью него познается окружающая действительность. Предлагаю при использовании новых технологий применять элемент мобильности, который является фактором повышения качества знаний по русскому языку. Мобильность учит мыслить, добывать знания, включает каждого в самоанализ и самооценку мыслительной деятельности на каждом этапе. Итоговая аттестация учащихся направлена на обладание повышенной мобильности ученика и учителя, поэтому данная работа актуальна и важна.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование мобильности у ученика как фактора повышения качества знаний по русскому языку »
Мобильность в образовании
Формирование мобильности у ученика как фактор повышения качества знаний по русскому языку
Подготовлено: Лукьяненко С.И., учитель русского языка и литературы
Некоторые свойства мобильности
СПОСОБНОСТЬ БЫСТРО ДЕЙСТВОВАТЬ
Способность быстро принимать решения
Элементы мобильности
Оперативное получение и обработка информации по тематике
Определение своего мнения и выводов по данному вопросу
1
3
Изменение и переработка ситуации, предложения своих новых экспериментальных решений
4
Быстрый подбор, выбор, анализ и принятие правильного решения
2
МОДЕЛЬ МОБИЛЬНОСТИ
Быстрое принятие нового решения
Принятие решения
РЕЗУЛЬТАТ
Переработка полученных знаний
Получение всех видов информации
УЧЕНИК
Мобильная личность
Определение понятия МОБИЛЬНОСТЬ
Мобильность
Ожегов
МОБИЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна. 1. Подвижный, способный к быстрому передвижению. 2. перен.Способный быстро действовать, принимать решения. II сущ.мобильность, -и, ж.
Перспективы мобильности
Мобильность - это тяжелый мыслительный труд
Мобильность- это интеллектуальное умение, которое может (должно) быть изучено и усовершенствовано
Перспективы в обучении
❶ имеют информационную основу;
❷ используют данные, которые необходимо интерпретировать;
❸ позволяют выбрать оптимальный, скоростной подход в решении проблемы, задачи;
❹ помогают выработать свою точку зрения, мнение по данному вопросу, по предложенной теме;
❺ заставляют мыслить по-новому
Что означает – мыслить по-новому?
Экономить время
Точно знать правильный ответ
Использовать сэкономленное время на развитие творческого мышления
Быть уверенным в себе
Уметь пользоваться информационной системой
Приносить пользу людям
1 уровень
1
Осознанность Наблюдения
Осознанность
Наблюдения
3
2 уровень
2
Эксперимент Выводы, заключения
Эксперимент
Выводы, заключения
3 уровень
МОБИЛЬНОСТЬ
Мыслительная быстрота Оригинальность в работе, нестандартность
Мыслительная быстрота
Оригинальность в работе, нестандартность
КАРТА УРОВНЕЙ
Обрис мобильности
НОВАЯ МОБИЛЬНАЯ УВЕРЕННАЯ В СЕБЕ ЛИЧНОСТЬ
НЕСТАНДАРТНЫЙ ПОДХОД В РЕШЕНИИ
СИТУАЦИЯ
1
мобильность
мобильность
2
мобильность
3
ШКОЛА
ЛИЧНОСТЬ
ОБЩЕСТВО
Почему мобильность влияет на повышение качества в обучении?
Мобильность – способ получения прочных знаний, умений и навыков
Мобильность – способ получения прочных знаний, умений и навыков
Мобильность – творческий потенциал – знамение времени
Мобильность – творческий потенциал – знамение времени
ИННОВАЦИЯ
Мобильность – связь теории с практикой
Мобильность – связь теории с практикой
Мобильность – одна из основных форм организации учебного процесса в современной школе
Мобильность – одна из основных форм организации учебного процесса в современной школе
ДЕВИЗ МОБИЛЬНОСТИ
Скорость
Быстрота реакции
Быстрота реакции
Правильный выбор
Адаптация
Адаптация
Применение на практике в любой интерпретации ситуации
УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ – ПОЛЬЗА ОБЩЕСТВУ
УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ – ПОЛЬЗА ОБЩЕСТВУ
УРОК -ИГРА
ИГРА-ЧТО? ГДЕ? КОГДА?/интеллектуальное казино ИГРА- УМНИКИ И УМНИЦЫ ИГРА «ЛИДЕР ВЕКА» ИГРА –КВН «Деловая игра» Игра «Звездный час» Игра «Слабое звено»
ИГРА-ЧТО? ГДЕ? КОГДА?/интеллектуальное казино
ИГРА- УМНИКИ И УМНИЦЫ
ИГРА «ЛИДЕР ВЕКА»
ИГРА –КВН
«Деловая игра»
Игра «Звездный час»
Игра «Слабое звено»
УРОК-АУКЦИОН УРОК-РЕЦЕНЗИРОВАНИЯ УРОК ЭЛЕКТРОННОЙ ИНТЕРНЕТ КОНФЕРЕНЦИИ ЧАТ-ЗАНЯТИЕ УРОК-Турнир Урок-представление Урок-мастерская
УРОК-АУКЦИОН
УРОК-РЕЦЕНЗИРОВАНИЯ
УРОК ЭЛЕКТРОННОЙ ИНТЕРНЕТ КОНФЕРЕНЦИИ
ЧАТ-ЗАНЯТИЕ
УРОК-Турнир
Урок-представление
Урок-мастерская
УРОК-ВЗАИМОКОНТРОЛЯ
УРОК ЗАЩИТЫ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ, МИНИ-ПРОЕКТОВ ОЛИМПИАДА УРОК-ВИКТОРИНА
УРОК ЗАЩИТЫ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ, МИНИ-ПРОЕКТОВ
ОЛИМПИАДА
УРОК-ВИКТОРИНА
НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ УРОКОВ ПОМОГАЮТ СФОРМИРОВАТЬ МОБИЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ УЧЕНИКА
Тесты
Упражнения
Работа с ИКТ
Опросники
Творческие задания
Задания по русскому языку, требующие от ученика мобильности
Контрольные работы
Контрольные работы
Открытого
Закрытого
типа
типа
Тест-
опознавательный
Виды тестов
Тест-схема
Тест-
объяснительный
Тест-задание
Тест-
(составление
тренажер
вариантов ответов
или вопросов)
Тест-таблица
Инструкция по работе с учебным тест-тренажёром
Каждое задание имеет 4 варианта ответа. Ты должен выбрать один правильный.
2. Если ты выбрал правильный ответ, появится «плюс».
3. Если ты выбрал неверный ответ, появится «минус».
4. Переход к следующему заданию осуществляется по кнопке внизу.
Желаем удачи!
1. Какие суффиксы имеет страдательное причастие настоящего времени?
-ущ-, -ющ-
-
-ащ-, -ящ-
-
-ем-, -ом-, -им-
+
-вш-, енн-, нн-
-
2. Определите деепричастия совершенного вида
поговорив, расстегнув
+
танцуя, сделав
-
напевая, запивая
-
учись, повеселившись
-
Упражнения, требующие мобильности в работе учащегося
Правила-скелет упражнений
Изучение определенного объема информации
Вопросы, на которые нужно дать ответы
Отбор вариантов ответов, выбор оптимального
Рефлексия задания и ответа
Составление своего варианта задания и подбор своих вариантов ответов
Образец
1. Информация по теме «Согласные в корне слова»
Непроизносимые согласные
Вид работы 1.1Правило
Для проверки написания слов с непроизносимыми согласными подбирайте проверочное слово, в котором эти согласные будут звучать отчетливо
Местный- место, опасный - опасен
1.2 Указание. Читайте, запоминайте
Запоминание написания непроверяемых (словарных) слов, относящихся к этой теме, произносите слова по слогам, отчетливо проговаривайте непроизносимую согласную.
Тематический словарь (непроизносимые согласные в корне слова)
Пример выработки своего правила по теме «Непроизносимые согласные»
Если слово слышишь ты, то делай так:
По слогам проговори – не пустяк!
Подбери побольше слов - сделай так!
И увидишь, что не так!
Осознаешь и прочтешь -ты поймешь:
Букву стоит ли писать или нет!
Ты уверен будешь сам: что, где, как
И поймешь тогда зачем сделал так!
Пример создания нового задания учеником
1.Составить рассказ, используя как можно больше слов с непроизносимыми согласными.
Наше школьное информационное аген..ство решило блес..нуть своими спосбностями перед ровес..никами. Мы начали с гиган..ских преобразований в школьной газете. Первую страницу мы посвятили дружбе со сверс..никами, во второй описали живописные окрес..ности, страницу спорта посвятили рассказу о том как уча…ствовали в состязаниях. С помощью словес..ного портрета описали чудес..ного тренера. Мы предчу…ствуем, что наша газета будет интерес..на для всех, ведь в ней работают искус..ные мастера своего дела.
Пример создания нового задания учеником. Найдите слова с непроизносимыми согласными. (Текст составлен учеником)
Свистнул я – почему не посвистеть мне, друзья? Блеснул знанием своим, если знаю, что же им не блестеть?!
Шефство взял над малышом , я начальничек же теперь, я же шеф!
Мой ровесник в росте ровно вполовину, как приятно ощущать рост гигантский, я – гигант! Констатирую все факты я как есть, но пора б уже и въявь явственно все яства поесть.
Вы уже нарисовали мой словесный портрет. Честно вас предупреждаю я чудесный совсем.
Работа ученика
1.Чтение, изучение информации
2.Знакомство с текстом
3.Чтение вопросов, обдумывание ответов, выбор оптимального ответа
4.Оценивание предложенного задания
5.Составление своего более оптимального задания по теме и подбор своего ответа к придуманному заданию
Задания по русскому языку, требующие от ученика мобильности
Конкурс «Дальше, дальше, дальше»
Имя числительное – это…
Порядковые числительные отвечают на вопрос…
В порядковых числительных склоняется ….
Числительное оба изменяется….
Разряды числительных…
Собирательные числительные сочетаются….
ИГРЫ на уроках, требующие мобильного подхода от учащегося
Игра «Кто больше»? Продолжить ассоциативный ряд:
-большой….
-умелый….
Игра «Аукцион». Побеждает тот, кто последним назовет имя прилагательное, обозначающее:
Цвет –
Размер –
Характер-
ИГРЫ на уроках
Игра «Кто больше»? Подобрать как можно больше существительных со второй буквой «О» (Сорока, коза, корова, молоко, колесо..)
Игра «Кто быстрее»? Подобрать к данным учителем словам как можно больше прилагательных за 1 минуту.
Ученик – трудолюбивый, добросовестный…
Школа – светлая, уютная, просторная…
ИГРА-ВИКТОРИНА
Какие прилагательные женского рода жалуются на свой размер? (Длина-я, коротка-я, высока-я, низка-я)
Как с помощью существительного «кий» превратить глаголы – жал, лег, стой - в прилагательные?
Добавив букву превратите цвет в размер:
Алый (малый), аленький (маленький)
Игра-корректор
Оформить правильно меню. Проверить по орфографическому словарю. Записать по памяти
1.Бул..он кури..ый с фр..кадельками
2.Ра..ольник с к..лбасой
3.Котлеты сви..ые
4.Жаркое в глиня..ом горшочке
5.Шамп..ньоны в яично.. масл..ом соусе
6.Компот гру..во..алыч..вый
7. Коври..ка ржа…ая
8. Гуси…ая печень (паштет)
Задания по русскому языку, требующие от ученика мобильности
ШУТОЧНЫЕ ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ
1.Трудные вопросы. Ответить на вопросы как можно остроумнее
-Почему не надо спорить с дураками? (Люди не могут заметить разницы между вами)
-Что лучше, быть дураком или лысым? (Дураком не так заметно)
2 «Что делать?» Быстро найти выход из положения, которое обрисовано с помощью фразеологизма. Что делать, если …
-вас посадили в лужу.
-вам суют палки в колеса.
-вам пустили пыль в колеса.
-перед вами ломают комедию.
-вас держат в ежовых рукавицах.
-на ваших глазах делают из мухи слона
МОБИЛЬНО ПЕРЕФРАЗИРУЕМ ВЫСКАЗЫВАНИЯ И МЫ ПОЙМЕМ, ЧТО….
МОБИЛЬНО ПЕРЕФРАЗИРУЕМ ВЫСКАЗЫВАНИЯ И МЫ ПОЙМЕМ, ЧТО….
ШКОЛА –ЭТО ОЩУЩЕНИЕ… МИР, ГДЕ ХОРОШО НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО.
СЧАСТЛИВ ТОТ, КТО СЧАСТЛИВ И У СЕБЯ В ШКОЛЕ
ШКОЛА – ЛУЧШАЯ СТУПЕНЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
ШКОЛА – ЭТО СРЕДА, ГДЕ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН УЧИТЬСЯ ТВОРИТЬ ДОБРО
ГЛАВНАЯ ШКОЛА – ЭТО ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
МОБИЛЬНО ПЕРЕФРАЗИРУЕМ ВЫСКАЗЫВАНИЯ И МЫ ПОЙМЕМ, ЧТО….
ВСЕ ПОРОКИ НЕРАДИВЫХ УЧИТЕЛЕЙ ОТРАЖАЮТСЯ В ЗЕРКАЛЕ СУДЬБЫ УЧЕНИКОВ
ДУМАЙТЕ О БУДУЩЕМ СВОИХ УЧЕНИКОВ – оно слишком быстро уходит в прошлое
ДЕВИЗ ШКОЛЫ –ДОБРОТА, ОТКРОВЕННОСТЬ, ОТЗЫВЧИВОСТЬ и ЗНАНИЯ, НАКОПЛЕННЫЕ ВСЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
УСПЕХОВ В ТРУДЕ!
Литература
Республиканский научно-методический журнал «Русский язык в казахстанской школе» №1, 2011 г
Республиканская учебно-методическая газета «Русский язык и литература» №9, 2011 г