kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ЕГЭ по русскому языку (задание 26)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поможет систематизировать знания учащихся о тропах и фигурах речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ по русскому языку (задание 26)»

Подготовка к ЕГЭ. Задание 26. Учитель русского языка и литературы  МБОУ «Батагайская сош», Вехоянского района, Республики Саха (Якутия ) Терзи Н. А.

Подготовка к ЕГЭ. Задание 26.

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Батагайская сош»,

Вехоянского района,

Республики Саха (Якутия )

Терзи Н. А.

Формулировка задания 26:

Формулировка задания 26:

  • Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста . Некоторые термины , использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны Вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Образец 26 задания:

Образец 26 задания:

  • «Отношение девятиклассников к учителю передаёт приём — (А) («доводили» в предложениях 15
  • и 16); синтаксическое средство — (Б) (предложение 19) и троп — (В) («нескончаемый кошачий концерт» в предложении 21). Запоздало раскаиваясь в своём поведении, автор использует приём — (Г) (предложения 25-30). В
  • самом деле, несомненно сходство отношения учеников к Ивану Моисеевичу с отношением чиновников к А.А. Башмачкину, герою гоголевской «Шинели».
Список терминов: 1) аллюзия 2) риторическое обращение 3) эпитет 4) метафора 5) анафора 6) ряд однородных членов 7) лексический повтор 8) гипербола 9) олицетворение

Список терминов:

1) аллюзия

2) риторическое обращение

3) эпитет

4) метафора

5) анафора

6) ряд однородных членов

7) лексический повтор

8) гипербола

9) олицетворение

Обращаем внимание на подсказки , содержащиеся в самой формулировке задания. Что мы ищем: ТРОП , ПРИЁМ , СИНТАКСИЧЕСКОЕ средство , ЛЕКСИЧЕСКОЕ средство или ФОРМУ РЕЧИ ?

Обращаем внимание на подсказки , содержащиеся в самой формулировке задания. Что мы ищем: ТРОП , ПРИЁМ , СИНТАКСИЧЕСКОЕ средство , ЛЕКСИЧЕСКОЕ средство или ФОРМУ РЕЧИ ?

ТРОПЫ (основаны на переносном значении слова):

Аллегория

Эпитет

Изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ

Лиса– аллегория хитрости, заяц- трусости

Красочное, образное определение в переносном значении. Подчеркивает наиболее существенные признаки. Содержит элемент сравнения

Сравнение

И вы не смоете всей вашей черной кровью/ Поэта праведную кровь. Парус одинокий;весёлый ветер.

Выражение или слово, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим. Чаще всего сравнение оформляется в виде сравнительных оборотов, начинающегося с союзов: как, точно, словно, будто, как будто, что

Метафора

Как море бесшумное, волнуется все войско. Краткоречие, точно жемчуг, блещет содержанием.

Троп, на основе сходства двух явлений. Иногда метафору называют скрытым сравнением , так как в её основе лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов. Основана на переносе значения по сходству.

Метонимия

Сердце кровоточит от печали. слов моих сухие листья, луковки церквей, теплый прием, цепь гор, хвост поезда.

Замена одного слова другим, смежным по значению (вещь по материалу, люди по помещению, целое по части и пр.).

Синекдоха

Ирония

Разновидность метонимии: целое выявляется через свою часть или наоборот

Эй ты, шляпа! (человек в шляпе) Читая Булгакова… (его книги) Весь пансион (люди, которые там живут) признавал превосходство Д.И. Писарева

Каждую копейку в дом несет (деньги);. Весь город вышел гулять (горожане)

Слово или выражение, употребленное в смысле, противоположном прямому

Олицетворение

Такой ты умный! (=глупый)

Неодушевленному предмету приписываются свойства живого существа

Гипербола

Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки.

Литота

Преувеличение

В сто сорок солнц закат пылал.

Преуменьшение

Перифраз(а)

Ваш шпиц, прелестный шпиц, - Не более наперстка; Ниже тоненькой былиночки Надо голову клонить, Чтоб на свете сиротиночке Беспечально век прожить.

Слово или выражение заменяется синонимичным, чтобы избежать повтора

Лев = царь зверей Нефть = черное золото Утро года = весна

ТРОПЫ:

Аллегория

Эпитет

Изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ

Лиса– аллегория хитрости, заяц- трусости

Образное определение (ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ В ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ)

Сравнение

И вы не смоете всей вашей черной кровью/ Поэта праведную кровь. Парус одиноки й; весёлы й ветер.

СОПОСТАВЛЕНИЕ явлений или понятий чаще всего в виде сравнительных оборотов, начинающихся с союзов: как, точно, словно, будто, как будто, что

Метафора

Как море бесшумное , волнуется все войско. Краткоречие, точно жемчуг , блещет содержанием.

СКРЫТОЕ СРАВНЕНИЕ (метафору можно заменить сравнением).

Метонимия

Сердце кровоточит от печали. слов моих сухие листья, луковки церквей, теплый прием, цепь гор, хвост поезда.

ПЕРЕНОС по СМЕЖНОСТИ. СМЕЖНЫЙ (предмет) находится РЯДОМ .

Синекдоха

Ирония

ЦЕЛОЕ вместо ЧАСТИ, ЧАСТЬ вместо ЦЕЛОГО

Эй ты, шляпа ! (человек в шляпе) Читая Булгаков а… (его книги ) Весь пансион ( люди , которые там живут) признавал превосходство Д.И. Писарева

Каждую копейку в дом несет (деньги). Весь ГОРОД вышел гулять ( ГОРОЖАНЕ )

НАСМЕШКА

Олицетворение

Такой ты умный! (=глупый)

Неодушевленному предмету приписываются свойства живого существа

Гипербола

Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки. Солнце САДИТСЯ.

Литота

Преувеличение

В сто сорок солнц закат пылал. Шаровары шириною с ЧЕРНОЕ МОРЕ.

Преуменьшение

Перифраз(а)

Ваш шпиц, прелестный шпиц, - Не более наперстка . Осиная талия. Мальчик с пальчик .

Иносказательное словосочетание, называющее предмет по какому-то признаку.

Лев = царь зверей Нефть = черное золото Утро года = весна

ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Паронимы

Слова близкие по звучанию, но разные по значению

Синонимы

Абонент – абонемент, одеть - надеть, гуманный - гуманитарный и мн. др.

1) Слова, различные по написанию, но близкие по значению. 2)Контекстные синонимы — слова, сближающиеся по значению в условиях одного контекста

Антонимы

1) Победить-одолеть; бежать – мчаться. 2) Останкинская игла(башня); говор (ропот) волн; шум (шелест) листвы.

1) Слова, имеющие противоположенные значения 2)Контекстные антонимы — слова, сближающиеся по значению в условиях одного контекста

Архаизмы

1) Коварство и любовь; Белей лишь блеск,чернее тень. 2) Теперь она была не застенчивой девочкой, а настоящей дамой.

Устаревшее слово или оборот речи

Диалектизм

профессионализм

Духовной жаждою томим, В пустыне (не географ. Термин, а устаревшее значение: пустое место) мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился...

Слово или оборот бытующие в определённой местности (территориальный диалектизм), социальной группе (социальный диалектизм) или профессии (профессиональный диалектизм)

Жаргонизм

Слово или оборот бытующие в определённой профессии

Петух – кочет, ковшик -корчик, разравнивать граблями - скородить

Речь социальной группы, отличная от общего языка, содержащая много искусственных слов и выражений

искрА, квАртал, дебет, кредет (бухг.)

Неологизм (новые слова)

«Чуять» - из жаргона охотников, «амба»- из морского.

Афоризм

Слово, вновь образованное, появившееся в связи с возникновением в жизни новых понятий

Фразеологизм

Обобщённая, глубокая мысль автора, отличающаяся меткой выразительностью и явной неожиданностью суждения. У афоризма есть автор

имиджмейкер

«У сильного всегда бессильный виноват»

Лексически неделимое, устойчивое, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы

Оценочная лексика

Бить баклуши, положа руку на сердце, зарыть талант в землю, закадычный друг, заклятый враг, щекотливое положение

Прямая авторская оценка событий, явлений, предметов

Экспрессивная лексика

Пушкин – это чудо.

Слова выражающие ласку, шутку, иронию, неодобрение, пренебрежение, фамильярность и т.д.

Дурочка, сыночек, глупышка, рифмоплёт, балбес, забулдыга, трепач

ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Паронимы

ОДНОКОРЕННЫЕ слова, но разные по значению

Синонимы

Антонимы

1) Слова, различные по написанию, но близкие по значению. 2)Контекстные синонимы — слова, являющиеся синонимами ТОЛЬКО в ДАННОМ тексте.

Абонент – абонемент, одеть - надеть, гуманный - гуманитарный и мн. др.

Архаизмы

1) Слова, имеющие противоположенные значения 2)Контекстные антонимы — слова, противоположные по значению в ДАННОМ тексте.

Раскрывает голубые звездочки своих цветов цикорий, расправляет свои широкие лепестки шиповник, вспыхивают яркие огоньки маков.

Устаревшее слово или оборот речи.

Диалектизм

Они сошлись. Волна и камень , Стихи и проза, лед и пламень. Не столь различны меж собой.

Духовной жаждою томим (= измучен); В пустыне (=пустое место ) мрачной я влачился , И шестикрылый серафим На перепутье (= остановка в пути ) мне явился...

Слова, способы произношения звуков, присущие КАКОЙ-ТО ТЕРРИТОРИИ.

профессионализм

Жаргонизм

Петух – кочет , свёкла - буряк , дом - курень ; (аканье, оканье и др)

Слова, употребляемые людьми определенных профессий

Речь как опознавательный знак социальной группы

Алиби, вокализ, зубило, компАс , и другие

Неологизм (новые слова)

«Чуять» - из жаргона охотников, «амба»- из морского, «тусить» - из подросткового.

Слово, вновь образованное, появившееся в связи с возникновением в жизни новых понятий

Афоризм

Фразеологизм

Имиджмейкер, фрик и др

Четкая и законченная мысль, отличающаяся выразительностью и неожиданностью суждения. У афоризма есть автор.

Оценочная лексика

НЕДЕЛИМОЕ словосочетание в ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ

«У сильного всегда бессильный виноват» «Счастливые

Часов не наблюдают»

всё равно, в первую очередь, с одной стороны, с другой стороны, ни в какую, в конце концов, на худой конец, на самом деле – «НЕЗАМЕТНЫЕ»

Прямая авторская оценка событий, явлений, предметов

Экспрессивная лексика

Пушкин – это чудо.

Слова выражающие ласку, шутку, иронию, неодобрение, пренебрежение, фамильярность и т.д.

Дурочка, сыночек, глупышка, рифмоплёт, балбес, забулдыга, трепач

Синтаксические средства выразительности

Ряды однородных членов предложения.

Когда пустой и слабый человек слышит лестный отзыв насчёт своих сомнительных достоинств, он упивается своим тщеславием, зазнаётся и совсем теряет свою крошечную способность относиться критически к своим поступкам и к своей особе.

2. Предложения с вводными словами, обращениями, обособленными членами.

Вероятно , там, в родных местах , так же, как в моём детстве и юности, цветут купавы на болотных затонах и шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своими вещими шёпотами тем поэтом , которым я стал, которым я был, которым я буду, когда я умру.

3. Экспрессивное использование предложений разного типа (сложноподчинённых, сложносочинённых, бессоюзных, односоставных, неполных и пр.).

Там везде говорят по-русски; это язык моего отца и моей матери, это язык моей няни, моего детства, моей первой любви, почти всех мгновений моей жизни, которые вошли в моё прошлое как неотъемлемое свойство, как основа моей личности.

4. Диалог.

5.  Парцелляция -  стилистический приём расчленения в произведении фразы на части или даже отдельные слова.

Ну что ж? Правда ли, что он так хорош собой?

Удивительно хорош, красавец, можно сказать.

Свобода и братство. Равенства не будет. Никто. Никому. Не

6. Бессоюзие или асиндетон – намеренный пропуск союзов.

равен. Никогда. (А. Володин.) Он увидел меня и застыл. Оцепенел. Замолчал.

Швед, русский колет, рубит, режет.

7. Многосоюзие или полисиндетон – повторяющие союзы при однородных членах.

Люди знали: где-то, очень далеко от них, идет война.

Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.

Волков бояться – в лес не ходить.

Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду.

Фигуры речи (стилистические приёмы, в которых слово, в отличие от тропов,

не обязательно выступает в переносном значении).

Фигура

Анафора (или  единоначатие)

Значение термина

Антитеза

Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф.

Пример

Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид…

Приём контраста, противопоставления явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов.

Градация

Инверсия

Постепенное нарастание событий и действий, мыслей и чувств в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости.

А новое так отрицает старое !.. Оно стареет на глазах! Уже короче юбки. Вот уже длиннее!

Не жалею, не зову, не плачу , Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.

Обратный порядок слов.

Лексический повтор

Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням.

Намеренное повторение в тексте одного и того же слова.

Оксюморон

 

Простите, простите, простите меня! И я вас прощаю, и я вас прощаю. Я зла не держу, это вам обещаю, Но только вы тоже простите меня!

Сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом.

Риторический вопрос, восклицание, обращение

Мёртвые души, горькая радость,  сладкая скорбь, звонкая тишина.

Риторический вопрос задаётся не с целью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя.

Синтаксический

параллелизм

Приём, заключающийся в сходном построении предложений, строк или строф.

Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? (А. Пушкин.) Какое лето! Что за лето! Да это просто колдовство. (Ф. Тютчев.)

Умолчание

Эллипсис

Фигура, предоставляющая слушателю самому догадываться и размышлять, о чём пойдёт речь во внезапно прерванном высказывании. (многоточие)

Гляжу на будущность

Поедешь скоро ты домой: Смотри ж... Да что? Моей судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен.

Фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу. (неполное предложение)

Эпифора

с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской...

Мы сёла — в пепел, грады — в прах, В мечи — серпы и плуги. (В. Жуковский.)

Повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания.

 

На место их фестончики . — Ах, это нехорошо, фестончики !

Таблица - помощница

Таблица - помощница

Образец 26 задания:

Образец 26 задания:

  • «Отношение девятиклассников к учителю передаёт приём — (А) («доводили» в предложениях 15
  • и 16); синтаксическое средство — (Б) (предложение 19) и троп — (В) («нескончаемый кошачий концерт» в предложении 21). Запоздало раскаиваясь в своём поведении, автор использует приём — (Г) (предложения 25-30). В
  • самом деле, несомненно сходство отношения учеников к Ивану Моисеевичу с отношением чиновников к А.А. Башмачкину, герою гоголевской «Шинели».
Список терминов: 1) аллюзия 2) риторическое обращение 3) эпитет 4) метафора 5) анафора 6) ряд однородных членов 7) лексический повтор 8) гипербола 9) олицетворение

Список терминов:

1) аллюзия

2) риторическое обращение

3) эпитет

4) метафора

5) анафора

6) ряд однородных членов

7) лексический повтор

8) гипербола

9) олицетворение

(15)  В общем, легко догадаться, что над ним издевались, или, как это называлось тогда на нашем поганом подростковом языке, «доводили». (16)Доводили его со всей доступной нам изобретательностью.  Ответ:

(15) В общем, легко догадаться, что над ним издевались, или, как это называлось тогда на нашем поганом подростковом языке, «доводили». (16)Доводили его со всей доступной нам изобретательностью. Ответ:

19) На его уроках в полный голос разговаривали , пулялись жёваными промокашками, пускали под потолок бумажные самолётики, вальяжно фланировали по классу...  Ответ:

19) На его уроках в полный голос разговаривали , пулялись жёваными промокашками, пускали под потолок бумажные самолётики, вальяжно фланировали по классу... Ответ:

(21)Иногда  он на нас кричал, но сразу как-то смущённо спохватывался и говорил тихо, так тихо, что в нескончаемом кошачьем концерте это мог расслышать только я, все десять школьных лет просидевший по причине близорукости на первой парте: «Ребята, ну нельзя же так!»  Ответ:

(21)Иногда он на нас кричал, но сразу как-то смущённо спохватывался и говорил тихо, так тихо, что в нескончаемом кошачьем концерте это мог расслышать только я, все десять школьных лет просидевший по причине близорукости на первой парте: «Ребята, ну нельзя же так!» Ответ:

(25)  «Шинель» уже была прочитана мною. (26)И что? (27)А ничего. (28)Все мы ещё из неё не вышли. (29)И в общем-то не особенно и собирались из неё выходить. (ЗО)Для того чтобы научиться содрогаться от невероятного «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?», мне понадобился не один год.  Ответ:

(25) «Шинель» уже была прочитана мною. (26)И что? (27)А ничего. (28)Все мы ещё из неё не вышли. (29)И в общем-то не особенно и собирались из неё выходить. (ЗО)Для того чтобы научиться содрогаться от невероятного «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?», мне понадобился не один год. Ответ:

Аллюзия  – стилистическая фигура , намек на  известный литературный, исторический, мифологический или политический факт: Например, фраза «Я умываю руки» , являющаяся аллюзией , отсылает к реплике Понтия Пилата, отказавшегося спасти Иисуса от смерти. Предложения 25 -30 – отсылка к «Шинели» Н. В. Гоголя, поэтому ответ – аллюзия .

Аллюзия – стилистическая фигура , намек на  известный литературный, исторический, мифологический или политический факт:

Например, фраза «Я умываю руки» , являющаяся аллюзией , отсылает к реплике Понтия Пилата, отказавшегося спасти Иисуса от смерти.

Предложения 25 -30 – отсылка к «Шинели» Н. В. Гоголя, поэтому ответ – аллюзия .

Ответ на задание 26: 7641
  • Ответ на задание 26: 7641


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ЕГЭ по русскому языку (задание 26)

Автор: Терзи Наталья Алексеевна

Дата: 25.08.2021

Номер свидетельства: 585754

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Тест ЕГЭ русский язык 2015 год "
    ["seo_title"] => string(34) "tiest-iege-russkii-iazyk-2015-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "154013"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1421086326"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Рабочая программа по русскому языку 11 класс "
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "112641"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408797262"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока по русскому языку для учащихся 11 класса "Подготовка к ЕГЭ. Часть С" "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-dlia-uchashchikhsia-11-klassa-podghotovka-k-iege-chast-s"
    ["file_id"] => string(6) "142960"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418398414"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока русского языка  на тему "Содержательный анализ текста С.Львова" "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-sodierzhatiel-nyi-analiz-tieksta-s-l-vova"
    ["file_id"] => string(6) "228869"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441539752"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Тестовое задание №9 ЕГЭ по русскому языку"
    ["seo_title"] => string(39) "tiestovoiezadaniie9iegeporusskomuiazyku"
    ["file_id"] => string(6) "304422"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457712545"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства