kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

15.1, 15.2, 15.3. «Как много и мало нужно человеку для счастья!» «Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось» (по тексту Ю. Бондарева)

Нажмите, чтобы узнать подробности

-  В задании 15.1 будут те же 64 цитаты, опубликованные в «Открытом банке заданий», или добавятся новые? И ещё: как создаётся словник понятий для задания 15.3?

 - Пополнение заданий будет. Задания 15.3 тоже будут опубликованы: в каждом из 4 текстов блока будет тема, обусловленная содержанием текста для аудирования.

 -  При выполнении заданий 15.1 и 15.2 ученик может  процитировать высказывания из этих заданий.

  -   Учитываются ли они при подсчёте общего числа слов сочинения?

-    Учитываются. Но если цитаты неоправданно велики и не имеют отношения к коммуникативному замыслу учащегося, то тогда цитата исключается из подсчёта слов.

   -  Как быть с формулировкой учеником понятия в задании 15.3? Ведь она может не совпадать с трактовкой эксперта.

-  Главное, чтобы формулировка (так, как её понимает ученик) была раскрыта в сочинении.

- Что предполагает аргумент «из Вашего жизненного опыта»?

-  Это любой пример из жизни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«15.1, 15.2, 15.3. «Как много и мало нужно человеку для счастья!» «Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось» (по тексту Ю. Бондарева) »

И сложное становится простым…  15.1, 15.2, 15.3.  «Как много и мало нужно человеку для счастья!» «Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось» (по тексту Ю. Бондарева)

И сложное становится простым…

15.1, 15.2, 15.3.

«Как много и мало нужно человеку для счастья!»

«Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось»

(по тексту Ю. Бондарева)

Текст.    (1)Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось.  (2)Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо на крыше. (3) Я просто не могла заснуть от тоски, которая подступала к сердцу, накатывала, измучивала, от щемящей мысли, что все мы, люди, несчастны. (4)Да, несчастны, ибо не ведаем, что делаем, чего хотим, надеясь жить на земле вечно. (5)В такие минуты думаешь о какой-то безысходности...  б)Шёл уже первый час ночи, когда я вышла на кухню, чтобы успокоиться. (7)А на кухне горел приглушённый свет, потому что там был отец, который писал очередную статью. (8)Отец часто работал по ночам, и сейчас он подошёл к окну покурить. (9)Облокотившись о подоконник, отец смотрел на дождь, на стекло в длинных потёках, а услышав мои шаги, выпрямился и обернулся. (10)Его лицо показалось мне таким бледным, старым, беспомощным, морщины – такими усталыми, что я чуть не подумала о самом страшном.

Текст.  

(1)Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось.

(2)Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо на крыше. (3) Я просто не могла заснуть от тоски, которая подступала к сердцу, накатывала, измучивала, от щемящей мысли, что все мы, люди, несчастны. (4)Да, несчастны, ибо не ведаем, что делаем, чего хотим, надеясь жить на земле вечно. (5)В такие минуты думаешь о какой-то безысходности...

б)Шёл уже первый час ночи, когда я вышла на кухню, чтобы успокоиться. (7)А на кухне горел приглушённый свет, потому что там был отец, который писал очередную статью. (8)Отец часто работал по ночам, и сейчас он подошёл к окну покурить. (9)Облокотившись о подоконник, отец смотрел на дождь, на стекло в длинных потёках, а услышав мои шаги, выпрямился и обернулся. (10)Его лицо показалось мне таким бледным, старым, беспомощным, морщины – такими усталыми, что я чуть не подумала о самом страшном.

(11)Может, он болен и скоро умрёт? (12)Мне стало невообразимо жаль его, и я сказала, едва сдерживая слёзы: – (13)Вот, папа, мы с тобой не можем заснуть, и оба мы несчастливы. – (14)Несчастливы?! – повторил он удивлённо. (15)И тут отец заморгал своими добрыми глазами, посмотрел на меня, вроде бы ничего не понимая. – (16)Что ты, милая! (17)0 чём ты, Надежда?.. (18)Все живы, нет войны, все в сборе в моём доме – вот я и счастлив! (19)Я всхлипнула, а он обнял меня, как маленькую. (20)Ему всего и нужно, чтобы мы были все вместе. (21)И он готов ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук. (22)А когда я уезжала к себе на квартиру, одинокую, холодную, они, мать и отец, стояли на лестничной площадке, и плакали, и махали, и  повторяли мне вслед: – (23)Мы любим тебя, мы любим тебя! (24)На душе потеплело. (25)Как много и мало нужно человеку для счастья! (По Ю. Бондареву)*

(11)Может, он болен и скоро умрёт? (12)Мне стало невообразимо жаль его, и я сказала, едва сдерживая слёзы:

– (13)Вот, папа, мы с тобой не можем заснуть, и оба мы несчастливы.

– (14)Несчастливы?! – повторил он удивлённо.

(15)И тут отец заморгал своими добрыми глазами, посмотрел на меня, вроде бы ничего не понимая.

– (16)Что ты, милая! (17)0 чём ты, Надежда?.. (18)Все живы, нет войны, все в сборе в моём доме – вот я и счастлив!

(19)Я всхлипнула, а он обнял меня, как маленькую. (20)Ему всего и нужно, чтобы мы были все вместе. (21)И он готов ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук. (22)А когда я уезжала к себе на квартиру, одинокую, холодную, они, мать и отец, стояли на лестничной площадке, и плакали, и махали, и повторяли мне вслед:

– (23)Мы любим тебя, мы любим тебя!

(24)На душе потеплело.

(25)Как много и мало нужно человеку для счастья! (По Ю. Бондареву)*

Расскажите, какой человек писал этот текст? Что им двигало, когда он создавал текст?  Чему радуется его сердце, о чем оно болит? Как этот человек относится к миру, к людям?  Какое важное сообщение он хотел передать вам, читателям? Над каким вопросом предлагает задуматься? В каких словах выражена основная мысль текста?  Какие средства выразительности использует автор для создания зрительного образа (портрета) отца рассказчика?
  • Расскажите, какой человек писал этот текст?
  • Что им двигало, когда он создавал текст? Чему радуется его сердце, о чем оно болит?
  • Как этот человек относится к миру, к людям?
  • Какое важное сообщение он хотел передать вам, читателям? Над каким вопросом предлагает задуматься?
  • В каких словах выражена основная мысль текста?
  • Какие средства выразительности использует автор для создания зрительного образа (портрета) отца рассказчика?

Эпитеты («бледным, старым, беспомощным», «добрыми глазами»).

Какие лексические и синтаксические средства использует автор, чтобы передать душевное состояние дочери и отца?   Дочь Отец слова одной тематической группы, передающие смятение души, тревогу за отца, за всех людей: «тоска», «несчастны», «безысходность». Лексический повтор «несчастны» усиливает это ощущение. Глаголы «подступала», накатывала, измучивала» , подчёркивающие разрушительную силу одиночества и тоски, являются ещё и грамматическим средством - однородными членами предложения, градацией, усиливающей значение этих слов. в диалоге звучит его удивление словами дочери, что выражено вопросительными и восклицательными предложениями. Его любовь к дочери – оценочным существительным «милая». Противопоставление внутреннего состояния героев выражено через использование антонимов: «несчастливы» – «счастлив».

Какие лексические и синтаксические средства использует автор, чтобы передать душевное состояние дочери и отца?

Дочь

Отец

слова одной тематической группы, передающие смятение души, тревогу за отца, за всех людей: «тоска», «несчастны», «безысходность». Лексический повтор «несчастны» усиливает это ощущение. Глаголы «подступала», накатывала, измучивала» , подчёркивающие разрушительную силу одиночества и тоски, являются ещё и грамматическим средством - однородными членами предложения, градацией, усиливающей значение этих слов.

в диалоге звучит его удивление словами дочери, что выражено вопросительными и восклицательными предложениями. Его любовь к дочери – оценочным существительным «милая». Противопоставление внутреннего состояния героев выражено через использование антонимов: «несчастливы» – «счастлив».

Какие лексические и синтаксические средства использует автор, чтобы показать, чем счастлив отец, чтобы раскрыть основную идею текста?    Его понимание счастья передано и в прямом высказывании в диалоге, и через восприятие дочери.  Мирная жизнь, семья - вот счастье. Уберечь семью от невзгод, много работать, чтобы помочь близким, поддержать своей любовью в трудную минуту – в этом он видит своё счастье.  Сравнительный оборот ( обнял меня, как маленькую ), фразеологизмы (работать день и ночь, трудиться не покладая рук). Восклицательное предложение с прямой речью, в котором родители открыто выражают любовь к своему уже взрослому ребёнку (Мы любим тебя, мы любим тебя!) – все лексические и грамматические явления языка направлены на выражение авторского понимания основной идеи текста: Жить в мире, много и часто трудно работать, поддерживать своих детей, любить близких.

Какие лексические и синтаксические средства использует автор, чтобы показать, чем счастлив отец, чтобы раскрыть основную идею текста?

Его понимание счастья передано и в прямом высказывании в диалоге, и через восприятие дочери.

Мирная жизнь, семья - вот счастье. Уберечь семью от невзгод, много работать, чтобы помочь близким, поддержать своей любовью в трудную минуту – в этом он видит своё счастье.

Сравнительный оборот ( обнял меня, как маленькую ), фразеологизмы (работать день и ночь, трудиться не покладая рук). Восклицательное предложение с прямой речью, в котором родители открыто выражают любовь к своему уже взрослому ребёнку (Мы любим тебя, мы любим тебя!) – все лексические и грамматические явления языка направлены на выражение авторского понимания основной идеи текста: Жить в мире, много и часто трудно работать, поддерживать своих детей, любить близких.

15.1.  Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Льва Васильевича Успенского: «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

15.1.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Льва Васильевича Успенского: «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Тезис Л. В. Успенский считает, что «один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». Комментарий, пояснение смысла высказывания Лексика – это словарный состав языка, а грамматика позволяет нам построить предложение из отдельных слов, изменить их, связать между собой, расположить в определённом порядке, создать текст. Приводим 1 пример, иллюстрирующий указанное явление, и комментируем его. Лексика первой части текста – это слова одной тематической группы, передающие смятение души рассказчика: «тоска», «несчастны», «безысходность». Лексический повтор «несчастны» усиливает это ощущение. Глаголы «подступала», накатывала, измучивала» , подчёркивающие разрушительную силу одиночества и тоски, являются ещё и грамматическим средством - однородными членами предложения, градацией, усиливающей значение этих слов.

Тезис

Л. В. Успенский считает, что «один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».

Комментарий, пояснение смысла высказывания

Лексика – это словарный состав языка, а грамматика позволяет нам построить предложение из отдельных слов, изменить их, связать между собой, расположить в определённом порядке, создать текст.

Приводим 1 пример, иллюстрирующий указанное явление, и комментируем его.

Лексика первой части текста – это слова одной тематической группы, передающие смятение души рассказчика: «тоска», «несчастны», «безысходность». Лексический повтор «несчастны» усиливает это ощущение. Глаголы «подступала», накатывала, измучивала» , подчёркивающие разрушительную силу одиночества и тоски, являются ещё и грамматическим средством - однородными членами предложения, градацией, усиливающей значение этих слов.

Приводим 2 пример, иллюстрирующий указанное явление, и комментируем его. Лексические и грамматические средства языка взаимодействуют и во второй части текста. Так, в диалоге отца с дочерью звучит его искреннее непонимание, удивление, что выражено вопросительными и восклицательными предложениями. Его любовь к дочери выражена оценочным существительным «милая». Противопоставление внутреннего состояния героев подчёркнуто антонимами: «несчастливы» – «счастлив». Делаем вывод Таким образом, мы убедились в справедливости высказывания Л. Успенского. Действительно, «словарный состав, поступив в распоряжение грамматики», получил «величайшее значение».

Приводим 2 пример, иллюстрирующий указанное явление, и комментируем его.

Лексические и грамматические средства языка взаимодействуют и во второй части текста. Так, в диалоге отца с дочерью звучит его искреннее непонимание, удивление, что выражено вопросительными и восклицательными предложениями. Его любовь к дочери выражена оценочным существительным «милая». Противопоставление внутреннего состояния героев подчёркнуто антонимами: «несчастливы» – «счастлив».

Делаем вывод

Таким образом, мы убедились в справедливости высказывания Л. Успенского. Действительно, «словарный состав, поступив в распоряжение грамматики», получил «величайшее значение».

Создаём текст сочинения

Л. В. Успенский считает, что «один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». Убедимся в справедливости данного утверждения . Для этого вспомним, что лексика – это словарный состав языка, а грамматика позволяет нам построить предложение из отдельных слов, изменить их, связать между собой, расположить в определённом порядке, создать текст.

Лексика первой части текста Ю. Бондарева – это слова одной тематической группы, передающие смятение души рассказчика: «тоска», «несчастны», «безысходность». Лексический повтор «несчастны» усиливает это ощущение. Глаголы «подступала», накатывала, измучивала» , подчёркивающие разрушительную силу одиночества и тоски, являются ещё и грамматическим средством - однородными членами предложения, градацией, усиливающей значение этих слов.

Лексические и грамматические средства языка взаимодействуют и во второй части текста. Так, в диалоге отца с дочерью звучит его искреннее непонимание, удивление, что выражено вопросительными и восклицательными предложениями. Его любовь к дочери выражена оценочным существительным «милая». Противопоставление внутреннего состояния героев подчёркнуто антонимами: «несчастливы» – «счастлив».

Таким образом, мы убедились в справедливости высказывания Л. Успенского. Действительно, «словарный состав, поступив в распоряжение грамматики», получил «величайшее значение».

Обратимся к образцу сочинения (Интернет), в котором аргументы №1 и №2 располагаются соответственно двум понятиям: лексика и грамматика.

Обратимся к образцу сочинения (Интернет), в котором аргументы №1 и №2 располагаются соответственно двум понятиям: лексика и грамматика.

Тезис Л. В. Успенский считает, что «один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». Комментарий, пояснение смысла высказывания Лексика – это словарный состав языка, а грамматика позволяет нам построить предложение из отдельных слов, изменить их, связать между собой, расположить в определённом порядке, создать текст. Приводим 1 пример, иллюстрирующий указанное явление, и комментируем его. Слова называют предмет, его признак, действие предмета. Так, предложение 25 состоит из восьми отдельных слов, называющих предмет, его действие и признак этого действия. Интересно использует автор в этой синтаксической конструкции антонимы « много и мало», которые придают художественной речи особую остроту и эмоциональность.

Тезис

Л. В. Успенский считает, что «один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».

Комментарий, пояснение смысла высказывания

Лексика – это словарный состав языка, а грамматика позволяет нам построить предложение из отдельных слов, изменить их, связать между собой, расположить в определённом порядке, создать текст.

Приводим 1 пример, иллюстрирующий указанное явление, и комментируем его.

Слова называют предмет, его признак, действие предмета. Так, предложение 25 состоит из восьми отдельных слов, называющих предмет, его действие и признак этого действия. Интересно использует автор в этой синтаксической конструкции антонимы « много и мало», которые придают художественной речи особую остроту и эмоциональность.

Приводим 2 пример, иллюстрирующий указанное явление, и комментируем его. Но связать эти слова в законченное предложение помогает грамматика. Например, поставим слово «человек» в дательный, а слово «счастье» - в родительный падеж, создадим словосочетание с подчинительной связью управление: «нужно для счастья». Для выражения эмоций автора в конце предложения поставим восклицательный знак. И тогда предложение, по словам Л.В. Успенского, получит «величайшее значение». Делаем вывод Таким образом, мы видим, что правильно подобранная форма слова делает набор самых разнообразных слов русского языка полноценным текстом с правильным литературным языком.

Приводим 2 пример, иллюстрирующий указанное явление, и комментируем его.

Но связать эти слова в законченное предложение помогает грамматика. Например, поставим слово «человек» в дательный, а слово «счастье» - в родительный падеж, создадим словосочетание с подчинительной связью управление: «нужно для счастья». Для выражения эмоций автора в конце предложения поставим восклицательный знак. И тогда предложение, по словам Л.В. Успенского, получит «величайшее значение».

Делаем вывод

Таким образом, мы видим, что правильно подобранная форма слова делает набор самых разнообразных слов русского языка полноценным текстом с правильным литературным языком.

Возможность свободного высказывания по любой лингвистической теме Умение анализировать языковые единицы текста От текста – к темам-высказываниям! Выход на метапредметный уровень:  освоение ЛЮБЫХ видов деятельности, связанных с получением, обработкой и восприятием информации

Возможность свободного высказывания по любой лингвистической теме

Умение анализировать языковые единицы текста

От текста – к темам-высказываниям!

Выход на метапредметный уровень:

освоение ЛЮБЫХ видов деятельности, связанных с получением, обработкой и восприятием информации

Используя примеры лексических и грамматических явлений, выявленных нами в тексте, подберите аргументы к другим темам лингвистического сочинения.  «Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли»  Н. Шамфор.

Используя примеры лексических и грамматических явлений, выявленных нами в тексте, подберите аргументы к другим темам лингвистического сочинения.

«Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли»

Н. Шамфор.

Коллективное сочинение.  Ю. Бондарев размышляет о том, что нужно человеку, чтобы быть счастливым. Автор приходит к парадоксальному выводу: «Как много и мало нужно человеку для счастья!» Чтобы читателю стала понятной его мысль, о Бондарев использует различные средства языка, «идёт от мысли к словам». Нам же, читателям, предстоит путь от «слов к мысли».  «Много и мало» – это слова-антонимы, обычно противопоставляющие какие-либо понятия. Но автор соединяет их сочинительным союзом «и», видимо, подсказывая нам, что они составляют единое целое. «Много» это или «мало», что «все живы, нет войны, все в сборе в моём доме» (предложение 18)?  Казалось бы, какой это простой приём – просто лексический повтор в предложении 23 ( «Мы любим тебя, мы любим тебя!»), а за ним стоит ответ на авторский вопрос о мере человеческого счастья. Может, потому и повторяют родители для дочери эти слова, что любви «много» не бывает, что пока тебя есть кому любить, ты счастлив?  Вот мы и убедились в том, «автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли», к пониманию авторского замысла.

Коллективное сочинение.

Ю. Бондарев размышляет о том, что нужно человеку, чтобы быть счастливым. Автор приходит к парадоксальному выводу: «Как много и мало нужно человеку для счастья!» Чтобы читателю стала понятной его мысль, о Бондарев использует различные средства языка, «идёт от мысли к словам». Нам же, читателям, предстоит путь от «слов к мысли».

«Много и мало» – это слова-антонимы, обычно противопоставляющие какие-либо понятия. Но автор соединяет их сочинительным союзом «и», видимо, подсказывая нам, что они составляют единое целое. «Много» это или «мало», что «все живы, нет войны, все в сборе в моём доме» (предложение 18)?

Казалось бы, какой это простой приём – просто лексический повтор в предложении 23 ( «Мы любим тебя, мы любим тебя!»), а за ним стоит ответ на авторский вопрос о мере человеческого счастья. Может, потому и повторяют родители для дочери эти слова, что любви «много» не бывает, что пока тебя есть кому любить, ты счастлив?

Вот мы и убедились в том, «автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли», к пониманию авторского замысла.

15.2 .  Объясните, как вы понимаете смысл финальной фразы:  «Как много и мало нужно человеку для счастья!» Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

15.2 .

Объясните, как вы понимаете смысл финальной фразы:

«Как много и мало нужно человеку для счастья!» Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

15.2. Это сочинение – результат коллективной работы на уроке.

Ю. Бондарев заканчивает свой текст словами: «Как много и мало нужно человеку для счастья!». Размышляя о том, что нужно человеку, чтобы быть счастливым, автор приходит к парадоксальному выводу, соединяя антонимы – слова, противоположные по смыслу, сочинительной связью. Значит, «малое» может обернуться «многим» и наоборот. Так что же нужно человеку для счастья? В поисках ответа на этот вопрос обратимся к тексту.

Понимание счастья отцом передано в прямом высказывании в диалоге с дочерью ( предложение 18). Мирная жизнь, семья под крышей твоего дома - вот счастье. Уберечь родных от невзгод, много работать, чтобы помочь близким, поддержать своей любовью в трудную минуту – в этом он видит своё счастье. «Много» это или «мало»?

Вторая часть текста убеждает нас в том, что очень «много»! Ведь от родительской любви, их умения вовремя обнять ВЗРОСЛУЮ ДОЧЬ , «как маленькую», вместе плакать и повторять «мы любим тебя» у НЕЁ «на душе потеплело» (предложения 19, 23 -24).

Таким образом, мы видим, что из «малого» ( обнять, пожалеть, открыто заявить о своей любви) складывается «большое». Отступает холод одиночества, человек обретает веру в себя, появляется ощущение возможности счастья.

15.2.  «Как много и мало нужно человеку для счастья!» – восклицает Ю. Бондарев, заканчивая свои размышления о счастье.  Действительно, часто человеку для счастья нужно очень «много»: хорошая работа, деньги… И для достижения этой цели люди готовы «работать день и ночь, трудиться не покладая рук» (предложение 21)., как отец Надежды, который засиживался до ночи, сочиняя статьи.  Но иногда для счастья нужно совсем немного: чтобы все были живы, не было войны, а вся семья было бы в сборе в родном доме (предложение 18). Это, по мнению автора, и есть счастье.  «Как много и … мало нужно для счастья!». Для «малого» счастья нужны «большие» вещи и цели, например, работа, деньги. А для «многого» счастья нужна такая «малая» вещь, как семья. В этом и заключается смысл финальной фразы текста.  Артемчук Костя.

15.2.

«Как много и мало нужно человеку для счастья!» – восклицает Ю. Бондарев, заканчивая свои размышления о счастье.

Действительно, часто человеку для счастья нужно очень «много»: хорошая работа, деньги… И для достижения этой цели люди готовы «работать день и ночь, трудиться не покладая рук» (предложение 21)., как отец Надежды, который засиживался до ночи, сочиняя статьи.

Но иногда для счастья нужно совсем немного: чтобы все были живы, не было войны, а вся семья было бы в сборе в родном доме (предложение 18). Это, по мнению автора, и есть счастье.

«Как много и … мало нужно для счастья!». Для «малого» счастья нужны «большие» вещи и цели, например, работа, деньги. А для «многого» счастья нужна такая «малая» вещь, как семья. В этом и заключается смысл финальной фразы текста.

Артемчук Костя.

15.3.  Как Вы понимаете значение слова СЧАСТЬЕ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое счастье?» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.  

15.3.

Как Вы понимаете значение слова СЧАСТЬЕ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое счастье?» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

 

Наедине с собою… Внутренний монолог… диалог?

Наедине с собою… Внутренний монолог… диалог?

  • Чувствуете ли Вы себя счастливыми?
  • Были ли у Вас минуты счастливого удовлетворения жизнью, собою?
  • С чем связано Ваше ощущение счастья: с особыми обстоятельствами Вашей жизни, с людьми, которые Вас окружают, с каким-то конкретным местом?
  • Какие чувства испытываете в счастливые моменты Вашей жизни? Что наполняет Вашу душу: благодарность судьбе, людям, жизни, умиротворение, желание творить добро, разделить это состояние с кем-то?
  • Напишите об этом несколько предложений.
  • Попробуйте сформулировать ответ на вопрос: Как Вы понимаете значение слова СЧАСТЬЕ? Запишите его.
Наши помощники – словари!   СЧАСТЬЕ  — состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения.   СЧАСТЬЕ   -  чувство и состояние полного, высшего удовлетворения.   Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова.    СЧАСТЬЕ  -  благополучие, благоденствие, благодать, блаженство, победа, удача, успех, случай. Счастье ему благоприятствует (улыбается), ему посчастливилось, везет. Словарь русских синонимов Н. Абрамова.

Наши помощники – словари!

СЧАСТЬЕ — состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения.

  СЧАСТЬЕ   - чувство и состояние полного, высшего удовлетворения.  Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова.

  СЧАСТЬЕ  - благополучие, благоденствие, благодать, блаженство, победа, удача, успех, случай. Счастье ему благоприятствует (улыбается), ему посчастливилось, везет. Словарь русских синонимов Н. Абрамова.

  • Какое из определений в большей степени отражает Ваше понимание счастья?
  • Какое из определений в большей степени отражает основную мысль текста, из которого Вам предстоит привести 1 пример?
Возможные примеры из текста  1. Счастье – это понимание, любовь и поддержка самых дорогих тебе людей – родителей. Об этом пишет Ю. Бондарев. Глубоко несчастной чувствует себя героиня текста, взрослый человек. Её самостоятельная жизнь лишена человеческого тепла – «одинокая и холодная». И только умение отца вовремя обнять, «как маленькую», повторяемые родителями слова «мы любим тебя» отогревают сердце (предложения 19, 23 -24), дают надежду на счастье. И мы понимаем, что, хотя очень много бывает нужно человеку для счастья, но иногда для этого требуются только простое человеческое участие и любовь. 2. По-разному понимают люди, что такое счастье. Например, для одного из героев текста Ю. Бондарева счастье - это  мирная жизнь в кругу семьи. Ради этого он готов много работать, поддержать близких своей любовью в трудную минуту ( предложения 18, 20-21, 23).

Возможные примеры из текста

1. Счастье – это понимание, любовь и поддержка самых дорогих тебе людей – родителей. Об этом пишет Ю. Бондарев. Глубоко несчастной чувствует себя героиня текста, взрослый человек. Её самостоятельная жизнь лишена человеческого тепла – «одинокая и холодная». И только умение отца вовремя обнять, «как маленькую», повторяемые родителями слова «мы любим тебя» отогревают сердце (предложения 19, 23 -24), дают надежду на счастье. И мы понимаем, что, хотя очень много бывает нужно человеку для счастья, но иногда для этого требуются только простое человеческое участие и любовь.

2. По-разному понимают люди, что такое счастье. Например, для одного из героев текста Ю. Бондарева счастье - это

мирная жизнь в кругу семьи. Ради этого он готов много работать, поддержать близких своей любовью в трудную минуту ( предложения 18, 20-21, 23).

Наши сочинения (15.3 )

Многие из нас не раз задумывались над вопросом, что такое счастье. Счастье – это чувство полного удовлетворения, при котором душа забывает о мелких невзгодах человеческой жизни, это ощущение благополучия. И оно, я уверена, у каждого своё.

Например, у некоторых это понятие ассоциируется с тем, что рядом семья, что она в безопасности, она в сборе, и ничто не угрожает этому благополучию. Яркий пример этого мы видим в тексте Ю. Бондарева, где отец убеждает любимую дочь, что он по-настоящему счастлив, ведь «все живы, нет войны, все в сборе в его доме». И эта любовь и идущие из сердца слова радуют и саму Надежду, на душе у неё действительно «потеплело».

Но ведь для кого-то счастье может иметь и другое значение. Есть люди, для которых счастье – дарить добро людям. Таких много: волонтёры, вносящие вклад в благотворительность, врачи и другие люди, приносящие бескорыстную помощь нуждающимся в ней. Такие есть всегда! И у нас тоже. К примеру, те же волонтёры, которые, не жалея своего времени и сил, всячески помогают городу, проводят различные мероприятия, благотворительные концерты в пользу нуждающихся. Для них счастье – осознание того, что ты подарил кому-то тепло, оказал поддержку.

Таким образом, можно сделать вывод, что счастье каждый понимает по-своему. И мы точно знаем, что оно должно быть везде, дабы человеческим душам всегда было хорошо и спокойно.

Добренькая Александра, 9 класс.

15.3. Сочинение.  Счастье – это то, когда все родные люди рядом с тобою.  В тексте Ю. Бондарева есть этому подтверждение. К примеру, в предложении 18 мы видим, что отец Надежды безумно счастлив, потому что для него счастье –это мирное небо над головой, семья в сборе, все живы и здоровы. И ради этого счастья он готов много трудиться. Он обнимал взрослую дочь, «как маленькую», со всей любовью и ценил каждую минуту, когда был рядом с ней, потому что, когда она рядом, он невероятно счастлив.  Для меня счастье- это когда все мои любимые родные, близкие и друзья рядом. Когда они тебя по-настоящему любят, дорожат тобою, заботятся, возможно, даже тогда, когда они рискуют собою ради тебя. Для кого-то счастье заключается в деньгах. Но разве это настоящее счастье? Ни одну настоящую любовь и дружбу не купишь ни за какие деньги. Они бесценны. И счастье далеко не в одиночестве.  Берегите и цените тех, кто рядом, и тогда вы поймёте, что такое счастье!  Караева Янна, 9 класс.

15.3. Сочинение.

Счастье – это то, когда все родные люди рядом с тобою.

В тексте Ю. Бондарева есть этому подтверждение. К примеру, в предложении 18 мы видим, что отец Надежды безумно счастлив, потому что для него счастье –это мирное небо над головой, семья в сборе, все живы и здоровы. И ради этого счастья он готов много трудиться. Он обнимал взрослую дочь, «как маленькую», со всей любовью и ценил каждую минуту, когда был рядом с ней, потому что, когда она рядом, он невероятно счастлив.

Для меня счастье- это когда все мои любимые родные, близкие и друзья рядом. Когда они тебя по-настоящему любят, дорожат тобою, заботятся, возможно, даже тогда, когда они рискуют собою ради тебя. Для кого-то счастье заключается в деньгах. Но разве это настоящее счастье? Ни одну настоящую любовь и дружбу не купишь ни за какие деньги. Они бесценны. И счастье далеко не в одиночестве.

Берегите и цените тех, кто рядом, и тогда вы поймёте, что такое счастье!

Караева Янна, 9 класс.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Дук Татьяна Ивановна

Дата: 23.03.2015

Номер свидетельства: 190355

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Итоговая контрольная работа по русскому языку в 8 классе в формате ОГЭ (2 вариант)."
    ["seo_title"] => string(80) "itoghovaia_kontrol_naia_rabota_po_russkomu_iazyku_v_8_klassie_v_formatie_oge_2_v"
    ["file_id"] => string(6) "436013"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1509542438"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства