kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Знакомство с понятием "Причастный оборот". Презентация

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить обучающихся с понятием «причастный оборот» и с его синтаксическим синонимом-предложением с союзным словом «который».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Знакомство с понятием "Причастный оборот". Презентация»



йцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзпппппхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъчсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсукенгшщзхъфывапролджэячс





Причастный оборот


(урок с презентацией)



Урок подготовила и провела

учитель русского языка и литературы Шелковая Л.В.





Знакомство с понятием "Причастный оборот". Презентация



Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: познакомить учащихся с понятием «причастный оборот» и с его синтаксическим синонимом-предложением с союзным словом «который».

Задачи:

- видеть причастный оборот, правильно определять его границы, заменять конструкции со словом «который» причастным оборотом;

- развивать эстетический вкус;

- повышать культурный уровень через обращение к образцовым текстам А.С.Пушкина;

- расширить представление о личности А.С.Пушкина, его роли в развитии русского литературного языка;

- формировать умение строить устное высказывание в форме выступления.


Урок посвящен А.С.Пушкину. На этом уроке расширится представление учеников и роли А.С.Пушкина в развитии русского литературного языка.


Подготовительная работа: индивидуальные сообщения о роли А.С.Пушкина в развитии русского литературного языка.


Оборудование: цветные карточки для определения эмоционального состояния учащихся, толковые словари, компьютеры.


Ход урока


Организационный момент.


- Перед вами на столах лежат цветные карточки: красная, синяя, зеленая. Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. Зеленый цвет – вы спокойны. Синий цвет – вы испытываете чувство тревоги, беспокойства.


- Итак, переходим к работе. Запишем сегодняшнее число. Тема нашего урока – Причастный оборот.


1 слайд


Вступительное слово учителя.

- Ребята, сегодня вы узнаете удивительную историю о короле Котором и принцессе из царства Причастий. Мы посмотрим, как образуются причастия и причастные обороты, и даже попытаемся выступить в роли корректора и обнаружить ошибки в употреблении причастных оборотов.


Объяснение нового материала.

- В далёкой стране правил в давние времена король Который. Он настолько был горд собою, что всем подданным строго-настрого приказал восхвалять его имя везде и всюду. Даже придворных его звали весьма необычно:



2 слайд (демонстрация слайда с изображением короля Который. «Который рисует», «Который поет», «Который подстригает», «Который играет», «Который лечит», «Который собирает»)


Но и те, кто оставили службу при дворе, не потеряли своих имён (демонстрация карточек Который бросил, Который ускакал, Который убежал, Который замолчал, Который устал). Невесёлой была жизнь в королевстве, где каждый ребёнок был с рождения который…, каждая крошка-которая…, каждое дитя-которое….


Солнце, которое всходило, цветы, которые расцветали, птицы, которые щебетали, не радовали горожан, которые устали от капризов короля Которого.


И вот однажды случилось чудо: король влюбился в прекрасную принцессу из царства Причастий.


Он говорил ей:


- Я король, который любит.

- Любящий, - поправляла она.

- Я тот, который восхищается вами.

- Восхищающийся, - вторила она.

- Годы, которые мне остались…

- Оставшиеся…

- Я хочу посвятить вам.

- Хорошо, - ответила принцесса, - но только пусть каждый житель сам решает, кто он: тот, который верил, или веривший, тот, который знает, или знающий…. Представьте, как образовались подданные короля!


Работа по образованию причастий.

- Ребята, давайте посмотрим, что произошло с именами подданных короля Которого после вмешательства принцессы Причастие.

Ученики образовывают причастия, записывают их в тетради, выделяют суффиксы:


3 слайд

- Который подражает – подражающий

- Который обедает – обедающий

- Который бледнеет – бледнеющий

- Который приказывает – приказывающий

- Который задумывает – задумывающий

- Который читает – читающий

- Который получает – получающий


- Выполним упражнение. (Цель: научить заменять сложные предложения простыми, осложненными причастными оборотами).


4 слайд

Образец (на слайде): Владимир сердито взглянул на кучера, который бежал ему навстречу. - Владимир сердито взглянул на кучера, бежавшего ему навстречу.

(Учитель совместно с учениками производит синтаксический разбор предложения, графически выделяя причастный оборот)

- Ребята, давайте сформулируем правило. Что такое причастный оборот? (Ответы учеников).


Задание: Образуйте простые предложения с причастными оборотами.


5 слайд


1. Несколько троек, которые были наполнены разбойниками, разъезжали днем по всей губернии. - Несколько троек, наполненных разбойниками, разъезжали днем по всей губернии.


2. Меры, которые были приняты правительством, оказались недостаточными. - Меры, принятые правительством, оказались недостаточными.


3. Маша была девушкой, которая выросла в уединении. - Маша была девушкой, выросшей в уединении.


4. Редко наша красавица являлась посреди гостей, которые пировали у Кирилла Петровича. - Редко наша красавица являлась посреди гостей, пировавших у Кирилла Петровича.


5. Кирилла Петрович выписал из Москвы для своего маленького Саши француза-учителя, который недавно прибыл в Покровское. - Кирилла Петрович выписал из Москвы для своего маленького Саши француза-учителя, прибывшего недавно в Покровское.


Работа с лексическим значением слова (толковые словари) (Цель: объяснить значение слов).


В произведении А.С.Пушкина мы встречаем такие строки:


Троекуров, надменный в отношениях с людьми самого высшего звания, уважал Дубровского, несмотря на его смиренное состояние. Некогда они были друзьями по службе и Троекуров знал по опыту нетерпеливость и решительность его характера.


- В этом отрывке мы встречаем слово «друг». В «Дубровском» Александр Сергеевич говорит о дружбе. Скажите мне, пожалуйста, каково лексическое значение этих слов? Можно ли назвать «другом» любого человека? Почему?


Обратимся к толковому словарю и найдем определение слов друг, дружба.


Друг – это человек, который связан с кем-нибудь дружбой. (Не имей сто рублей, а имей сто друзей)


Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

А теперь давайте подумаем и подберем слова, которые характеризуют друга, говорят, каким должен быть друг, и запишем их в столбик


7 слайд


Д – добрый

Р – решительный

У – умный

Г - гостеприимный






- А теперь давайте вспомним, что такое синонимы?


- Подберите синонимы к слову «друг» (приятель, товарищ и др.)


- А какое же слово будет антонимом к слову «друг»? (враг)


8 слайд


- В русском языке очень много пословиц о дружбе. На доске записана первая часть пословиц. Вам нужно вспомнить вторую часть.


1. Старый друг… (лучше новых двух).


2. Друга на деньги… (не купишь).


3. Друзья познаются… (в беде).


4. Крепкую дружбу и… (топором не разрубишь).


5. Скажи мне, кто твой друг, … (и я скажу, кто ты).


6. С кем поведешься, … (от того и наберешься).


Задания:


- найти слово с чередующейся гласной в корне (наберешься)


- найти слова с чередующейся согласной в корне (друг – дружба, скажи - сказать)



Упражнение по обнаружению и исправлению грамматических ошибок.


- Правильно употреблять причастные обороты в своей речи должен уметь каждый, но это не всегда удаётся. Обратите внимание на экран, давайте попробуем обнаружить и исправить грамматические ошибки.


Исправьте грамматические ошибки:


9 слайд


1. Андрей Гаврилович в тот же день написал довольно грубый ответ, изумленный неожиданным запросом.


(Подсказка: причастный оборот занимает неправильное положение по отношению к определяемому слову).


Андрей Гаврилович, изумленный неожиданным запросом, в тот же день написал довольно грубый ответ.




10 слайд


2. Все завидовали согласию, царствующего между надменным Троекуровым и бедным его соседом.


(Подсказка: причастие не согласовано с определяемым существительным).


Все завидовали согласию, царствующему между надменным Троекуровым и бедным его соседом.


11 слайд


3. Надменный в отношениях Троекуров с людьми самого высшего звания, уважал Дубровского.


(Подсказка: определяемое слово не должно входить в причастный оборот).


Троекуров, надменный в отношениях с людьми самого высшего звания, уважал Дубровского.


Подведение итогов урока.


- Сегодня мы приступили с вами к изучению одной из самых интересных тем в курсе русского языка.


- О чём мы узнали? (Мы узнали о тесной связи предложений с союзным словом «который» и предложений с причастным оборотом.)


- Что мы попытались сделать? (Мы попытались конструировать предложения с причастными оборотами и исправлять ошибки, связанные с неправильным употреблением этих конструкций.)


Выставление оценок


12 слайд


Домашнее задание.


- Человек, знающий возможности родного языка, - это волшебник, которому под силу совершать таинственные превращения. Давайте попробуем все вместе сочинить стихотворение по заданному началу.


Шарик, который летит, - летящий.


Снежок, который хрустит, - хрустящий.


Ручей, который журчит, - …


Голос, который звучит, - ….


Дома вам нужно попробовать продолжить это стихотворение.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Знакомство с понятием "Причастный оборот". Презентация

Автор: Шелковая Лариса Викторовна

Дата: 14.03.2023

Номер свидетельства: 627499

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Казахстан -страна мира и согласия "
    ["seo_title"] => string(35) "kazakhstan-strana-mira-i-soghlasiia"
    ["file_id"] => string(6) "118967"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413300520"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Копспект урока на тему: Полные и краткие страдательные причастия. Роль в предложении полных и кратких страдательных причастий "
    ["seo_title"] => string(138) "kopspiekt-uroka-na-tiemu-polnyie-i-kratkiie-stradatiel-nyie-prichastiia-rol-v-priedlozhienii-polnykh-i-kratkikh-stradatiel-nykh-prichastii"
    ["file_id"] => string(6) "217992"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433566191"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства