Список литературы для обучающихся ……………………………….…16
I. Пояснительная записка
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательной грамматике”.
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательной грамматики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательная грамматика” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.
II. Цель и задачи курса.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
Обучающие:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
развивать смекалку и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
III. Особенности программы «Занимательная грамматика»
1 кл. «Путешествия по Стране Слов»
2кл. «Секреты орфографии»
3кл. «Занимательное словообразование»
4кл. «Занимательная лингвистика»
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся.
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
IV. Формы проведения занятий
лекции;
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
V. Основные методы и технологии
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
VI. Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 40 минут в 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.
VI. Планируемые результаты.
1-й класс
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметне результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
2-й класс
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
3-4-й классы
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
VII. Тематическое планирование. Содержание программы.
1-й класс «Путешествия по Стране Слов»
Тематическое планирование (33 часа)
№
Тема занятия
Количество часов
1
В мире безмолвия и неведомых звуков.
1
2
В страну слов. Первые встречи.
1
3-4
К тайнам волшебных слов.
2
5
Выбор друзей в Стране Слов
1
6
К несметным сокровищам Станы Слов.
1
7
Чудесные превращения слов.
1
8-9
В гости к Алфавиту.
2
10
К тайнам звуков и букв.
1
11
Встреча с Радугой.
1
12
В Страну Говорящих Скал.
1
13
В глубь веков на Машине времени.
1
14
В Королевстве ошибок.
1
15
В Страну Слогов.
1
16
Неожиданная остановка в пути.
1
17
В удивительном городе Неслове.
1
18-19
Чудеса в Стране Слов.
2
20
К словам разнообразным, одинаковым, но разным.
1
21-22
На карнавале слов.
2
23
В Театре близнецов.
1
24
Конкурс знающих.
1
25
Новое представление.
1
26
Необычный урок.
1
27
Следопыты развлекают гостей.
1
28
В Клубе весёлых человечков.
1
29-30
К словам – родственникам. Почему их так назвали?
2
31
Экскурсия в прошлое.
1
32
Полёт в будущее.
1
33
Итоговое занятие.
1
Итого 33 часа
Содержание занятий.
Тема 1.В мире безмолвия и неведомых звуков. (1ч.) Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».
Тема 2.В Страну Слов. Первые встречи. (1ч.) Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова».
Тема3-4 .К тайнам волшебных слов. (2ч.) Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».
Тема 5.Выбор друзей в Стране Слов. (1ч.) Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов.
Тема 6.К несметным сокровищам Страны Слов. (1ч.) Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов. Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов».
Тема7.Чудесные превращения слов.(1ч.) Сказка А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева.
Тема 8-9.В гости к Алфавиту. (2ч) Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р».
Тема 10.К тайнам звуков и букв. (1ч.) Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».
Тема 11.Встреча с Радугой.(1ч.) Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника».
Тема 12.В Страну Говорящих Скал. (1ч.) Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова»
Тема13.В глубь веков на Машине времени. (1ч.) Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов.
Тема 14. В Королевстве Ошибок.(1ч.) Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.
Тема 15.В Страну Слогов. (1ч.) Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».
Тема 16.Неожиданная остановка в пути. (1ч.) Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару». Рассказ учителя о речи.
Тема 17.В удивительном городе Неслове.(1ч.) Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрёсток».
Тема 18-19. Чудеса в Стране Слов. (2ч.) Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы.
Тема 20. К словам разнообразным, одинаковым, но разным. (1ч.)
Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка.
Тема 21-22. На карнавале слов(2ч.).
Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками.
Тема 23. В театре близнецов. (1ч.)
Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём. Шутки – каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок.
Тема 24. Конкурс знающих. (1ч.)
Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами.
Тема 25. Новое представление. (1ч.)
Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы (рассказ учителя). Сценка «Твёрдый знак». Игра «Найди друзей».
Тема 26. Необычный урок.(1ч.)
Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами.
Тема 27. Следопыты развлекают детей. (1ч.) «Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов.
Тема 28. В Клубе весёлых человечков(1ч.). Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы.
Тема 29-30. К словам – родственникам. Почему их так назвали? (2ч.) Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино».
Тема 31. Экскурсия в прошлое. (1ч.) Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов.
Тема 32. Полёт в будущее. (1ч.) Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка «Вгостилёт».
Тема 33. Итоговое занятие. (1ч.) Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синомами, антонимами, омонимам. Инсценирование рассказов, рассказов.
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 1-го класса
Обучающиеся должны знать:
Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим). Признаки гласных и согласных звуков. Буквы русского алфавита. Родственные слова.
Антонимы, многозначные слова.
Системные связи слов.
Обучающиеся должны уметь:
Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов. Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах. Делить слова на слоги.
Подбирать родственные слова. Объединять слова в группы. Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце. Составлять текст по вопросам учителя. Работать со словарями. Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.
2-й класс «Секреты орфографии»
Тематическое планирование (34 часа)
№
Тема занятия
Количество часов
1
Как обходились без письма?
1
2
Древние письмена.
1
3
Как возникла наша письменность?
1
4-5
Меня зовут Фонема.
2
6-8
Для всех ли фонем есть буквы?
2
9
«Ошибкоопасные» места
1
10
Тайны фонемы
1
11-12
Опасные согласные
2
13
На сцене гласные
1
14
«Фонемы повелевают буквами»
1
15
Когда ь пишется, а когда не пишется?
1
16
Ваши старые знакомые
1
17-18
Правила о непроизносимых согласных
2
19-20
Волшебное средство – «самоинструкция»
2
21
Строительная работа морфем
1
22-23
Где же хранятся слова?
2
24-25
Поговорим о всех приставках сразу
2
26-27
Слова – «родственники»
2
28-30
Кто командует корнями?
3
31-32
«Не лезьте за словом в карман!»
2
33
«Пересаженные» корни
1
34
Итоговое занятие
1
Итого 34 часа
Содержание занятий.
Тема 1.Как обходились без письма?(1 ч.)
Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок».
Тема 2. Древние письмена.(1 ч.)
Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы - «священные знаки.
Тема 3. Как возникла наша письменность? (1 ч.)
Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит».
Тема 4 -5. Меня зовут Фонема.(2 ч.)
Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».
Тема 6 - 8. Для всех ли фонем есть буквы?(2 ч.)
Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры.
Тема 9 - 10. «Ошибкоопасные» места. (2 ч.)
«Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения.
Тема 11. Тайны фонемы.(1 ч.)
Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки».
Тема 12 – 13. Опасные согласные. (2 ч.)
Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов».
Тема 14. На сцене гласные.(1 ч.)
Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот!
Тема 15. «Фонемы повелевают буквами».(1 ч.)
Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.
Тема 16. Ваши старые знакомые. Практическое занятие.(1ч.)
Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения.
Тема 17 – 18. Правила о непроизносимых согласных.(2 ч.)
Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака.
Тема 19 – 20. Волшебное средство – «самоинструкция».(2 ч.)
Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ.
Тема 21. Память и грамотность.(1ч.)
Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа.
Тема 22. Строительная работа морфем.(1ч.)
«Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания.
Тема 23. Где же хранятся слова?(1ч.)
Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями.
Тема 24 – 26. Поговорим обо всех приставках сразу.(2ч.)
Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками.
Тема 27. Слова – «родственники».(1ч.)
Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения.
Тема 28 – 30. Кто командует корнями?(2ч.)
Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл.
Тема 31 – 32. «Не лезьте за словом в карман!»(2ч.)
Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения.
Тема 33. «Пересаженные» корни.(1ч.)
Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа с словарём. Тренировочные упражнения.
Тема 34. Итоговое занятие. Олимпиада.(1ч.)
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 2 - го класса
Обучающиеся должны знать:
Правила правописания слов с изученными орфограммами. Признаки согласных и гласных звуков. Состав слова. Признаки родственных слов. Виды пересказа.
Обучающиеся должны уметь:
Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно. Разбирать слова по составу. Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова. Писать НЕ с глаголами. Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила. Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова. Составлять рассказы по картинке. Пересказать текст
3 класс «Занимательное словообразование»
Тематическое планирование. (34 часа)
№
Тема занятия
Количество часов
1
Сказочное царство слов .
1
2-3
Путешествие в страну Слов.
2
4 - 5
Чудесные превращения слов.
2
6 -7
В гостях у слов- родственников.
2
8- 9
Добрые слова.
2
10
Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.
1
11- 12
Новые слова в русском языке.
2
13
Встреча с зарубежными друзьями.
1
14- 15
Синонимы в русском языке.
2
16
Слова- антонимы.
1
17
Слова- омонимы.
1
18
Крылатые слова.
1
19- 20
В королевстве ошибок.
2
21-22
В стране Сочинителей.
2
23-24
Искусство красноречия.
2
25
Праздник творчества и игры.
1
26- 27
Трудные слова.
2
28- 29
Анаграммы и метаграммы.
2
30- 31
Шарады и логогрифы.
2
32
Откуда пришли наши имена.
1
33
Занимательное слообразование.
1
34
КВН по русскому языку.
1
Итого 34 часа
Содержание занятий.
Тема 1.Сказочное царство слов.(1ч.)
Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок .
Тема 2-3.Путешествие в страну слов. (2ч.)
Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова».Игра « Найди лишнее слово»
Тема 4-5. Чудесные превращения слов.(2 ч.)
Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения».Шарады. Рассказ –загадка.
Тема 6-7.В гостях у слов родственников. (2ч.)
Знакомство с разными группами родственных слов .Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.
Тема 8-9. Добрые слова (2ч.)
Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.
Тема 10.Экскурсия в прошлое (1 ч.)
Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.
Тема 11-12.Новые слова в русском языке.(2ч.)
Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах . Игра «Угадай-ка».
Тема 13. Встреча с зарубежными друзьями.(1ч.)
Знакомство с заимствованными словами . Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».
Тема 14-15.Синонимы в русском языке (2ч.)
Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова».Беседа «Что обозначают слова- синонимы». Нахождение слов-синонимов в тексте.
Тема 16.Слова- антонимы (1ч.)
Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.
Тема17.Слова- омонимы (1ч.)
Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».
Тема 18.Крылатые слова (1ч.)
Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».
Тема 19-20.В королевстве ошибок. (2ч.)
Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».
Тема 21-22.В стране Сочинителей.(2ч.)
Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .
Тема 23-24.Искусство красноречия. ( 2ч.)
Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.
Тема 25. Праздник творчества и игры. (1ч.)
Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».
Тема 26-27.Трудные слова. (2ч.)
Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.
Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.
Тема 28-29. Анаграммы и метаграммы. (2ч.)
Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ).
Тема 30-31.Шарады и логогрифы (2ч.)
Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов.
Тема32.Откуда пришли наши имена.(1ч.)
Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».
Тема 33. Занимательное словообразование (1ч.)
Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.
Тема 34.КВН по русскому языку. (1ч.)
Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 3-го класса
Обучающиеся должны знать:
Правила правописания слов с изученными орфограммами. Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола). Главные члены предложения. Состав слова.
Обучающиеся должны уметь:
Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно. Разбирать предложения по членам предложения. Обозначать на письме интонацию перечисления. Разбирать слова по составу. Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова. Писать правильно слова с удвоенными согласными. Определять род, число имен существительных и имен прилагательных. Определять число, время глаголов. Писать НЕ с глаголами. Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила. Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова. Составлять рассказы по картинке.
4 класс «Занимательная лингвистика»
Тематическое планирование (34 часа)
№
Тема занятия
Количество часов
Фонетика и орфоэпия (7 часов)
1
Что такое орфоэпия?
1
2
Что такое фонография или звукозапись?
1
3
Звуки не буквы!
1
4
Звучащая строка.
1
5
Банты и шарфы.
1
6
«Пигмалион» учит орфоэпии.
1
7
Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях.
1
Лексикология (27 часов)
8
Имена вещей.
1
9
О словарях энциклопедических и лингвистических.
1
10
В царстве смыслов много дорог.
1
11
Как и почему появляются новые слова?
1
12
Многозначность слова.
1
13
«Откуда катится каракатица?»О словарях, которые рассказывают об истории слов.
1
14
Об одном и том же - разными словами.
1
15
Как возникают названия.
1
16
Слова – антиподы.
1
17
Фразеологические обороты.
1
18
Словари «чужих» слов.
1
19
Капитан и капуста.
1
20
«Он весь свободы торжество».
1
21
Мы говорим его стихами.
1
22
Слова, придуманные писателями.
1
23
Слова уходящие и слова – новички.
1
24
Словарь языка Пушкина.
1
25
Смуглая Чернавка.
1
26
Паронимы, или «ошибкоопасные слова».
1
27
Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».
1
28
Какой словарь поможет избежать ошибок?
1
29
Словарь- грамотей.
1
30
Научная этимология.
1
31
Какие бывают имена?
1
32
Древнерусские имена.
1
33
Отчество и фамилия.
1
34
Надо ли останавливаться перед зеброй?
1
Итого 34 часа
Содержание курса.
Фонетика и орфоэпия (7 часов)
Тема 1.Что такое орфоэпия?(1ч.)
Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.
Тема 2.Что такое фонография или звукозапись? (1ч.)
Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.
Тема 3.Звуки не буквы! (1ч.)
Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука». Составление транскрипций.
Тема 4.Звучащая строка. (1ч.)
Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.
Тема 5.Банты и шарфы. (1ч.)
Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы . Разыгрывание ситуаций с этими словами.
Тема 6.«Пигмалион» учит орфоэпии. (1ч.)
Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах.
Тема 7.Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. (1ч.)
Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».
Лексикология (27 часов)
Тема 8.Имена вещей. (1ч.)
Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка . Обогащение словарного запаса учащихся.
Тема 9.О словарях энциклопедических и лингвистических. (1ч.)
Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.
Тема 10.В царстве смыслов много дорог. (1ч.)
Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов- омонимов».
Тема 11.Как и почему появляются новые слова? (1ч.)
Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.
Тема 12.Многозначность слова. (1ч.)
Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов».
Тема 13.«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. (1ч.)
Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова,.
Тема 14.Об одном и том же- разными словами. (1ч.)
Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами- синонимами и правильным употреблением их в речи.
Тема 15.Как возникают названия. (1ч.)
Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями.
Тема 16.Слова – антиподы. (1ч.)
Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка».
Тема 17.Фразеологические обороты. (1ч.)
Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».
Тема 18.Словари «чужих» слов. (1ч.)
Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.
Тема 19.Капитан и капуста. (1ч.)
Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов.
Тема20.«Он весь свободы торжество». (1ч.)
Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи в произведениях А. С. Пушкина.
Тема21.Мы говорим его стихами. (1ч.)
Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы. Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина.Работа по обогащению словарного запаса учащихся.
Тема22.Слова, придуманные писателями. (1ч.)
Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально- авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы». Нахождение индивидуально- авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина.
Тема 23. Слова уходящие и слова – новички. (1ч.)
Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами- новичками. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.
Тема 24.Словарь языка Пушкина. (1ч.)
Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина».Беседа о значении этого словаря. Работа со словарем.
Тема 25. Смуглая Чернавка. (1ч.)
Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.
Тема 26.Паронимы, или «ошибкоопасные» слова.(1ч.)
Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи .
Знакомство с явлением межъязыковой паронимии. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования.
Тема 28.Какой словарь поможет избежать ошибок? (1ч.)
Знакомство со словарной статьей «Словаря паронимов» , с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.
Тема 29.Словарь- грамотей.(1ч.)
Знакомство со словарной статьей орфографического словаря.Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.
Тема 30.Научная этимология.(1ч.)
Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка»и «запятая».Работа с этимологическим словарем.
Тема 31. Какие бывают имена?(1ч.)
Знакомство с наукой «ономастика», С традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.
Тема32.Древнерусские имена.(1ч.)
Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.
Тема33.Отчество и фамилия.(1ч.)
Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.
Тема 34.Надо ли останавливаться перед зеброй?(1ч.)
Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении. Использование уже имеющегося названия предмета. Вводится понятие «метафорическая номинация».
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 4-го класса
учащиеся должны знать:
-отличительные признаки основных языковых единиц;
- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
-слова, словосочетания, предложения, текста;
-основные орфографические и пунктуационные правила;
-о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;
учащиеся должны уметь:
-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
VIII. Оборудование и кадровое обеспечение программы
Для осуществления образовательного процесса по Программе «Занимательная грамматика» необходимы следующие принадлежности:
наличие лингвистических словарей;
наличие карточек с играми и заданиями;
наличие текстов для работы на занятиях;
подборка видеофрагментов;
подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;
компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
набор ЦОР по русскому языку.
Занятия по Программе ведёт учитель начальных классов или учитель русского языка и литературы, либо любой другой специалист в области филилогии, обладающий достаточным опытом работы с детьми, либо с педагогическим образованием.
Методическое обеспечение программы внеурочной деятельности
«Занимательная грамматика»
Приложение 1
Грамматические сказки о звуках и буквах
В стране звуков
Жили в одной волшебной стране звуки. Страна эта была совсем крохотная. И жителей в ней было всего 31. Никто их не видел, так как были они невидимками.
А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами: А, У, Ы, И, Э, О. За певучесть и голосистость прозвали их гласными. Им подпевали Я [й’а], Ё [й’о], Ю [й’у], Е [й’е].
Остальные 21 тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Вот послушайте: Б В Г Д Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ц Ч Ш Щ.
Они очень дружили, во всем соглашались с гласными, любили с ними стоять рядышком. И назывались они согласными.
Звуки и теперь живут вместе, распевают волшебные песни. Вы тоже можете петь вместе с ними, но для этого нужно уметь узнавать все звуки и правильно их произносить.
Попробуйте!
Как звуки научились превращаться в буквы
Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране звуки. Были они невидимками, но зато любили петь.
Однажды в той стране появился волшебник из другого королевства. Ему так там понравилось, что он захотел поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители — невидимки, то очень огорчился. Но он все-таки был волшебником, причем очень добрым. И решил он каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его надеть, как сразу звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебник был очень доволен. Ведь теперь, прочитав или пропев ее, или прошептав, он называл звук по имени. Так они и познакомились.
Кто важнее?
Поспорили однажды между собой гласные и согласные звуки: кто из них важнее.
Конечно, мы важнее! — закричали гласные. — Без нас никто и рта не раскроет!
Ну, это мы еще посмотрим, — дружно возразили согласные. — Попробуйте-ка нас произнести, чтобы хоть немного не приоткрыть рот. Ничего не получится!
А вот и получится! Например, М.
Разве только одно М, больше ничего!
И все же мы важнее! Без нас не обходится ни одно слово, ни один слог.
Что верно, то верно. Зато без нас, согласных, ни одно слово не будет понятно. Ну-ка, скажите без нашей помощи что-нибудь! Хотя бы название науки, которая изучает нас с вами!
...О...Е...И...А, — пропели гласные и смущенно умолкли.
Вот видите! А если мы скажем ФНТК, так всякий догадается, что это ФОНЕТИКА.
— Ну допустим. Хотя мы решили, что это ФАНТИК. А вот по
пробуйте произнести без нас такие слова: ОКНО, ЕЛКА, ЕСЛИ.
Согласные промычали в ответ что-то неразборчивое и тоже умолкли.
А как вы думаете, ребята? Кто из них важнее и нужнее?
Всегда вместе
Однажды не поладили гласные и согласные и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучку, хотели поговорить —, и никак...
Кашлянули:
Кх! Чихнули:
Пчх! Хмыкнули:
Хм...
Зачем-то позвали кошку:
Кс, кс, кс! И заскучали... Вдруг:
Тсс!
Показалось им, что кто-то где-то рыдает... Прислушались.
А-а-а! О-о-о! — кричали гласные. Они плакали, как малые дети:
Уа! Уа! Аукали:
Ау!Ау!
И согласные крикнули им (вернее, хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотание:
— БДМ ВСГД ВМСТ!
И услышали радостное, но тоже невнятное:
— У-Е-Е-А-Е-Е!
Заключили они мир, снова стали рядом, внятно сказали:
— БУДЕМ ВСЕГДА ВМЕСТЕ!
И с тех пор никогда больше не разлучались. Им друг без друга никак нельзя. Кто же тогда будет слова образовывать? Бывает, правда, что они немножко ссорятся, но потом все I равно мирятся.
( по А. Шибаеву)
Спор букв
Недавно буквы опять поспорили. А началось все из-за Я.
Я самая главная, — сказала буква Я. — Потому что Я — это я.
И ничего ты не главная, — закричала буква А. — Ты стоишь
в конце алфавита. А я в самом начале. И еще я пою: ааа... я самая главная!
И мы тоже поем, — выскочили буквы У, О, И, Ы.
Какие же вы главные, если из вас можно построить всего одно слово — АУ, — сказала буква М. — А вот вместе со мной можно построить слова МАМА, МИМО, МУ-МУ.
А вот вышел твердый знак:
Я знаю, что я не самая главная буква: никакого отдельного звука не обозначаю. Но и я иногда приношу пользу: могу разделять звуки, не даю им сливаться. Все мы делаем одну общую работу: составляем слова. И в этой работе мы помогаем друг другу. А что вы умеете делать, певцы? — спросил Ъ.
Мы, — хором ответили буквы А, О, У, Э, И, Ы, — обозначаем гласные звуки.
А что вы еще делаете? — спросил строго Ъ.
Еще мы показываем, что перед нами стоят твердые согласные звуки.
А я, — пропищала И, — показываю мягкие!
Ясно! Все вы делаете две работы. Молодцы! А ты, хвастунишка, что умеешь делать? — спросил Ъ у буквы Я.
Я показываю, что Я — это я, — ответила буква Я.
А какую работу ты умеешь делать?
— Я... работу?.. Н-н-н-е знаю, — ответила буква Я. Тогда выскочили, держась за руки, три буквы — Ю, Е, Ё.
Это наша сестра, но она еще ничего не понимает, — сказала буква Ю и взяла за руку букву Я.
А что же вы умеете делать? — переспросил Ъ.
Мы умеем делать три работы, — сказала буква Ю.
Какие же?
Первая работа — мы обозначаем гласные звуки [а ], [о ], [у ], [э ], — сказала буква Ю.
Вторая работа, — сказала буква Е, — мы обозначаем, что перед нами мягкий согласный звук.
А третья работа, — перебила буква Ё, — мы можем обозначать сразу два звука: [йа], [йэ], [йо].
— Ну вы совсем молодцы: три работы делаете! — похвалил их Ъ. Не успел Ъ это сказать, как начали выскакивать все остальные
буквы: М, Н, Л, Р, Б, П, В, Ф... Они становились в ряд и громко кричали:
— А что мы умеем делать?
— Давайте разберемся, — сказал Ъ. — Начнем с тебя, — обратился он к букве М. — Что ты умеешь делать?
Буква М задумалась:
Я могу обозначать два звука, но только если у меня есть соседка.
А без соседки? — спросил Ъ.
Без соседки не могу. Соседки мне помогают.
А как? — спросил Ъ.
Если после меня стоят буквы О, А, У, Ы, то я обозначаю твердый согласный звук. А если после меня стоят буквы Я, Е, Ё, Ю, Я или Ь, то я обозначаю мягкий согласный звук.
И мы все так, — хором закричали буквы, обозначающие согласные звуки.
Все ясно, — сказал Ъ.
Совсем и не все так, — заявили буквы Ж, Ш, Ч, Щ, Ц, Й.
Мы всегда обозначаем только твердые согласные, — сказали Ж, Ц, Ш.
А мы всегда обозначаем только мягкие согласные, — сказали буквы Й, Ч, Щ.
Ну вот мы и разобрались, кто из нас что умеет делать, —- сказал Ъ. — Только все мы дружно можем составлять слова. Все буквы главные на своей работе.
Парад букв
Буквы всякие важны,
Буквы всякие нужны.
Когда в волшебной стране Азбуковедения поселились два брата Ъ и Ь, жителей стало ровно 33. Каждый имел свое жилище, но не мог менять его на другое. Такие уж строгие законы там были.
Как-то раз король Алфавит и королева Азбука решили устроить праздник. Все звуки волшебные надели платья, превратились в буквы и отправились на главную площадь.
Король дал команду буквам построиться и встать каждому на свое место, по номеру жилища. Вот в каком порядке стояли там буквы: А, Б, В, Г, Д, Ж, 3, И, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я.
Королеве Азбуке очень понравился строй букв. С тех пор строй букв в данном порядке и стали называть по имени короля — АЛФАВИТ или королевы — АЗБУКА.
Каждый, кто захочет узнать тайны этой великолепной страны, должен, как король, знать наизусть порядок букв.
О больших и маленьких
Как-то море во время шторма выбросило на берег человека. Человек этот долго лежал на песке, прежде чем его нашли буквы. Да, да, те самые буквы, которые жили в прекрасной волшебной стране. Они отогрели человека и тем самым спасли ему жизнь. Человек тот оказался великим ученым из соседней загадочной страны. Он захотел познакомиться поближе со своими спасителями — буквами, но
не смог и разглядеть их, так они были малы. Тогда ученый достал пакет с таблетками. Это были удивительные таблетки. Съешь синюю, тут же станешь высоким, рослым. А если надо снова стать маленьким, то в ход идет белая. Много таблеток оставил им в благодарность ученый, и буквы охотно ими пользуются до сего времени. Но только если в этом есть необходимость. А какая может быть в этом необходимость, как вы думаете, ребята?
А вот какую песенку придумали большие буквы. Она им так нравится, что они частенько ее распевают:
Буква обычная выросла вдруг,
Стала заметно выше подруг,
Смотрят с почтеньем
На букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело —
Ставится в слове
Не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале, Чтобы начало все замечали. Имя, фамилия пишутся с нею, Чтобы заметней им быть и виднее, Чтобы звучали громко и гордо Имя твое, имя улицы, города. Буква большая — совсем не пустяк: В букве большой уважения знак!
(Е.Измайлов)
Но были среди букв осторожные братья — Мягкий и Твердый знаки. Они наотрез отказались есть волшебные таблетки, а потому никогда не становились большими. А вот буква Й — иногда, от случая к случаю. Они и держались как-то обособленно. Однажды букве И пришлось даже утешать свою сестру:
Сказала Й сестре родной:
Вот ты, сестра, соседка, Бываешь часто прописной, А я ужасно редко.
Ну, редко — это не беда. Иные буквы никогда!
И много их?
Да целых три: Сестра и с ней два брата. Зовут их так...
Не говори... Скажите вы, ребята!
(Правильно, Ъ,Ъ и Ы.)
Вот какие интересные истории происходят в волшебной стране Азбуковедения.
Веселые рифмы
Гласные — согласные
Мы — не буквы, мы — звуки речи.
Изучает фонетика нас.
Мы — не буквы, мы — звуки речи,
Произносят и слышат нас.
Дыхание свободно в каждой гласной,
В согласных прерывается на миг.
И только тот гармонии достиг,
Кому чередованье их подвластно.
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовет,
Звук получается гласный.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке боюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные... согласные
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Ссс... — змеиный слышен свист.
Шшш... — шуршит опавший лист
. Жжж... — шмели в саду жужжат.
Ррр... — моторы тарахтят.
(В.Берестов)
Алгоритм определения архаизмов и историзмов
Найдите устаревшее слово в тексте.
Определите его лексическое значение. Если определение значения не вызвало затруднений, смотрите пункт 4; если вызвало, смотри пункт 3.
Обратитесь к словарю устаревших слов или к толковому словарю:
определите, как в словаре располагаются словарные статьи;
найдите нужную словарную статью;
обратите внимание на правильное произношение слова;
прочтите его толкование;
посмотрите примеры употребления;
если слово многозначное, выберите то значение, которое подходит по контексту;
далее смотрите пункт 4.
Подумайте, если предмет (явление), обозначенный этим словом, в современной действительности. Если есть, смотрите пункт 5, если нет, смотрите пункт 6.
Это архаизм.
Это историзм.
Схема 1. Языковая модель
Модели составления загадок по Нестеренко А.А.
Модель 1
Какой?
Что бывает таким же?
Модель 2
Что делает?
Что (кто) делает так же?
Модель 3
На что похоже?
Чем отличается?
Схема 2. Родословное древо русского языка
Приложение 2
Словарь
Загадка – изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании.
Диалог – это форма коммуникации между двумя участниками, состоящая из чередования имеющих смысловую связь реплик.
Доклад – публичное сообщение – развернутое изложение какой-нибудь темы.
Докладчик – человек, который делает доклад.
Исследовательская работа предполагает проведение обучающимися собственных исследований под руководством учителя, воспитателя.
Кроссворд – игра-задача, в которой фигура из ряда пустых клеток заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными по условиям игры.
Крылатые выражения – образные, меткие выражения, изречения, вошедшие в общее употребление.
Основополагающий вопрос – это широкий, открытый вопрос, который обращен к «большим» идеям и устойчивым концепциям.
Поговорка – краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания.
Полиглот - человек, владеющий многими языками.
Пословица – краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм.
Проблемный вопрос – это вопрос, на который в ходе занятия (одного или нескольких) требуется найти ответ путем самостоятельной интеллектуальной деятельности.
Проектная деятельность - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата.
Ребус – загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков.
Редактирование предложений – исправление порядка слов в предложении, замена в нем неудачно употребленных слов.
Скороговорка – специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстропроговариваемая шуточная прибаутка.
Слова-антонимы - это слова одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию и имеющие противоположное лексическое значение.
Слова-омонимы - это слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению.
Словарное богатство русского языка – это огромное количество слов, близких и противоположных по значению, устойчивых сочетаний, пословиц и поговорок, омонимов, архаизмов, фразеологизмов и др.
Слова-синонимы -это слова, сходные по значению и принадлежащие к одной части речи. Сходство значений синонимов не говорит о том, что значения слов полностью совпадают.
Сообщение – то, что сообщается, известие, информация.
Тараторка – быстропроговариваемое высказывание не останавливаясь.
Творческие возможности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Учебный (частный) вопрос - самый мелкий вопрос. Учебные вопросы помогают обучающимся определить «кто», «что», «как», «где» и «когда» и поддерживают детальное изучение основополагающих и проблемных вопросов. Они помогают младшим школьникам сосредоточиться на фактической информации, которая должна быть изучена для соответствия стандартам обучения и достижения учебных целей.
Учебный «портфолио» – специальное образовательное пространство (место), где происходит совместная работа младших школьников и учителя по накоплению, систематизации, анализу и представления каждым учащимся своих результатов и достижений за определенный отрезок времени.
Фразеологизм (фразеологический оборот) – устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной лексемы (словарной единицы). Часто фразеологизм остаётся достоянием только одного языка; исключением являются так называемые фразеологические кальки. Фразеологизмы описываются в специальных фразеологических словарях.
Эсперанто - самый распространённый из искусственных языков, вспомогательное средство международного общения. Создан в 1887 варшавским врачом Л. Заменгофом, псевдоним которого Esperanto (надеющийся) стал названием языка.
Языковое чутье – это чёткое понимание смысла слов русской речи и владение разными её нюансами. Языковое чутьё формируется под воздействием культурного обогащения и под влиянием коммуникативного опыта.
Языковые нормы (нормы литературного языка, литературные нормы) - это правила использования языковых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, правописания, словоупотребления, грамматики. Норма - это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).
Языковые факты – это любой объект или явление в языке, требующие некоторого усилия для усваивания (например, грамматические правила, фразеология и т.д.).
При
Театральное представление
"Простые слова"
Действующие лица
Гуся (маленькая гусеничка-девочка, аккуратная и вежливая)
Шустик (гусеничка-мальчик, шустрый, озорной, слегка встрепанный)
Кролик
Оформление зала
На сцене - большое дерево, на ветвях которого живут веселые гусенички.
Сцена 1
Звучит музыка, Гуся и Шустик появляются на дереве.
Гуся. Здравствуй, Шустик!
Шустик не отвечает.
Гуся. Здравствуй, Шустик! Ты почему мне не отвечаешь?
Шустик. А разве ты что-то спросила?
Гуся. Нет. Но я с тобой поздоровалась. И ты тоже должен поздороваться со мной.
Шустик. Почему?
Гуся. Потому, что это правило вежливости. Люди встречаются и говорят друг другу «Здравствуй!», то есть желают здоровья.
Шустик. А ты разве больна, чтобы желать тебе здоровья?
Гуся. Нет, здорова. Но если ты со мной поздороваешься, то есть пожелаешь еще больше здоровья, мне будет очень приятно.
Шустик. Ну, будь здорова!
Гуся. Да нет же, Шустик! «Будь здорова» говорят, когда кто-то чихает или когда прощаются, а когда встречаются, говорят «Здравствуй»!
Шустик. Тебя не поймешь - то ты хочешь быть здоровой, то не хочешь.
Гуся. Ну, конечно, хочу. Все хотят. Но сейчас мы говорим о вежливости. Не хочешь говорить «Здравствуй», скажи «Добрый день, Гуся!»
Шустик. А если идет дождик?
Гуся. При чем здесь дождик?
Шустик. При том, что если дождик, то день уже не такой добрый.
Гуся. Ты мне совсем заморочил голову. Наверное, ты никогда не слышал о вежливых словах. А ведь это такие простые слова. Вот Кролик идет, посмотри, как он будет со мной разговаривать.
Мимо дерева проходит Кролик.
Гуся. Здравствуй, Кролик!
Кролик. Здравствуй, Гуся. Очень рад тебя видеть. Как твои дела?
Гуся. Спасибо, замечательно.
Кролик машет рукой и проходит дальше.
Шустик. За что ты ему сказала «Спасибо»? Разве он тебе что-то дал?
Гуся. Нет.
Шустик. Ну, вот, меня упрекаешь, что я не знаю вежливых слов. А сама все путаешь. «Спасибо» говорят, когда что-то получают. Вот ты мне сейчас дашь яблоко, а я тебе скажу «Спасибо».
Гуся. Не скажешь.
Шустик. Почему?
Гуся. Потому, что я тебе яблоко не дам. Это у меня вчера было яблоко. Но ты его съел. Безо всякого "спасибо"
Шустик. Жалко. Я бы и сегодня съел. А что у тебя есть?
Гуся. Чтобы съесть? Ничего. Зато у меня есть книжка с загадками. И если ты меня хорошо попросишь, я тебе дам ее посмотреть.
Шустик. Гуся, я тебя по-хорошему прошу - дай посмотреть книжку с загадками.
Гуся. Опять все не так! Не «Дай по-хорошему», а «Дай, пожалуйста, дорогая Гусечка». Понятно?
Шустик. Мне-то понятно...
Гуся. Что понятно?
Шустик. Понятно, что «по-хорошему» ты мне книжку дать не хочешь. И яблока у тебя тоже нет. А значит, мне с тобой говорить больше не о чем. Я пошел.
Шустик собирается уйти.
Гуся. Подожди, если уж ты собрался уходить, то скажи мне хотя бы «До свидания».
Шустик. Зачем?
Гуся. «До свидания» говорят, когда расстаются на какое-то время, а потом снова встретятся, то есть свидятся.
Шустик. Интересно, как мы с тобой можем не встретиться, не свидеться, если на одном дереве живем.
Гуся. Вот и чудесно. Как встретимся - будем говорить «Здравствуй», «Добрый день», а станем расставаться - попрощаемся, скажем друг другу «До свидания».
Шустик (вздыхает). А давай, Гуся, я тебе сейчас сразу семь раз скажу «Здравствуй» и семь раз «До свидания» - и все!
Гуся. Зачем так много?
Шустик (сердито). Что бы ты ко мне целую неделю не приставала со своей вежливостью.
Гуся отворачивается и всхлипывает.
Шустик. Эй, ты что, плачешь? Ты что, обиделась?
Гуся. Обиделась!
Шустик. Зря. Но если для тебя это так важно, я могу и каждый день по семь раз здороваться и прощаться.
Гуся. Ты хотя бы прощенья у меня попросить вежливо можешь?
Шустик. Запросто! Дорогая Гуся, прости меня, пожалуйста, я больше не буду. Ну, что - мир?
Гуся. Мир! Давай вместе смотреть книжку с загадками.
Шустик. Давай! А завтра я с тобой обязательно и поздороваюсь и попрощаюсь, только ты больше не обижайся и не плачь.
Гуся и Шустик начинают вместе рассматривать книжку с картинками.
Занавес.
Список литературы для учителя:
Введенская, Л.А. и Саакьян, Р.Я. Наш родной язык. Пособие для учителя начальных классов. М.: «Просвещение», 1971. – 144 с.
Волина, В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 336 с.
Волина, В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. – 448 с.
Гизатуллина, Д.Х Русский язык в играх, или когда учиться трудно. Предупреждение и преодоление неуспеваемости в начальной школе. Изд. 3-е, дополненное. – СПб: «Детство-пресс», 2000. – 96 с.
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
Лайло, В.В. Повышение грамотности и развитие мышления: пособие для учителя. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 96 с.
Полякова, А.В. Творческие задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. – Самара: «СамВен», 1992. – 120 с.
Скороговорки, тараторки, запоминалки. Пособие для учителя. Составители: Бойкова Н.В., Гришина, В.Н. – Новокузнецк: редакционно-издательский кабинет НГИУУ, 1994. – 54 с.
Степанов, В.А. Русские пословицы и поговорки от А до Я: Словарь-игра. – М.:АСТ-ПРЕСС, 1998. – 240 с.
Начальная школа №12, 2000. Ставская, Г.М. «Работа с фразеологизмами в системе развития речи и общего развития учащихся», с.30.
Начальная школа №1, 2003. Емелина, А.В. «Как знакомить младших школьников с историзмами и архаизмами», с.38.
Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991
Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
Одинцов В. В.Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова- М : Просвещение 1984.
Список литературы для обучающихся:
Вартаньян, Э.А. Крылатые слова: Книга для внеклассного чтения учащихся средней школы. – Тула: ООО «Издательство «Родничок»; М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 64 с.
Даль, В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. Изд-во: Астрель, 2006.
Даль, В.И. Пословицы русского народа. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во ННН. 2000. – 616 с.
Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000.
Каширина, Т.Г. Доклады и сообщения по русскому языку: для начальной школы / Каширина, Т.Г., Бойко, Л.Ф. – М.: Эскимо, 2011. – 64 с. - (Светлячок).
Ожегов, С.И. и Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. – М.:ООО «ИТИ Технологии», 2006.
Орфографический словарь.
Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс/сост. Е.В. Языканова. – 2-е изд., исправл. - М.: Издательство «Экзамен», 2010, - 80 с.
Степанов, В.А. Русские пословицы и поговорки от А до Я: Словарь-игра. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. – 240 с.
Стихи, загадки, сказки, пословицы, поговорки в начальной школе: Книга для учителей и учащихся в начальных классов в 2-ух частях. Часть 1./ сост. С.е. Царева. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998. – 123 с.