Дополнительная программа социально-педагогической направленности "Занимательная грамматика"
Дополнительная программа социально-педагогической направленности "Занимательная грамматика"
Программа предназначена для занятий с коллективом школьников, проявляющих интерес к творческой работе, а потому предполагает вариативность и индивидуальный подход.
В основе концепции образовательного процесса должно быть признание необходимости вовлечения детей школьного возраста в процесс активного творчества через возможность совершать выбор содержания и вида деятельности, приобретать необходимые знания в диалоге-сотрудничестве с учителем и сверстниками, в поиске нестандартных решений. Творческая деятельность (познавательная, эстетическая, исследовательская) может быть самой разной по форме.
Занятие языком – трудное дело. Здесь необходим не только кропотливый труд, но и неподдельный интерес к языку. На уроках учитель располагает слишком малым временем, чтобы углубляться в тайны языка. А в среднем школьном возрасте легко вызвать интерес к языку различными занимательными заданиями. Их множество по всем темам. Требуется лишь осуществить их правильный выбор с учетом возрастных особенностей детей и с целью углубления представлений детей о языке. В наше время, когда ребенок больше времени проводит за компьютером, когда в общении детей господствует приниженный сленг, возникает серьезная необходимость вызвать желание к владению именно литературным языком.
Программа «Занимательная грамматика» предназначена для детей, проявляющих особый интерес к изучению русского языка, желающих овладеть речевой культурой, попробовать свои силы в творческих конкурсах, в том числе и в олимпиадах по русскому языку. Данная программа даёт возможность для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дополнительная программа социально-педагогической направленности "Занимательная грамматика"»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
КАРГАТСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАРГАТСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Рассмотрена и одобрена
на заседании Педагогического Совета
протокол № _ от «__»____2014г.
Утверждаю:
Директор МКУ ДО Каргатский Дом детского творчества
________С.В. Парамонова
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Социально-педагогической направленности
«Занимательная грамматика»
Срок реализации программы – 1год
Возраст обучающихся – 12-14 лет
Автор: Черняева Г.В. ,
педагог дополнительного образования,
высшей квалификационной категории
Каргат, 2015г
Содержание
1. Пояснительная записка ……………………… 1-2
2. Цель, задачи программы ……………………. 3
3.Технология реализации программы ……….. 4-7
3. Характеристика программы ……………… ..... 8-9
4. Учебный план ………………………………….10
5. Учебно-тематический план …………………….11-17
6.Содержание программы…………………………18-19
7.Методическое обеспечение программы…………20-21
8. Список литературы ……………………………...22
Пояснительная записка
Программа предназначена для занятий с коллективом школьников, проявляющих интерес к творческой работе, а потому предполагает вариативность и индивидуальный подход.
В основе концепции образовательного процесса должно быть признание необходимости вовлечения детей школьного возраста в процесс активного творчества через возможность совершать выбор содержания и вида деятельности, приобретать необходимые знания в диалоге-сотрудничестве с учителем и сверстниками, в поиске нестандартных решений. Творческая деятельность (познавательная, эстетическая, исследовательская) может быть самой разной по форме.
Занятие языком – трудное дело. Здесь необходим не только кропотливый труд, но и неподдельный интерес к языку. На уроках учитель располагает слишком малым временем, чтобы углубляться в тайны языка. А в среднем школьном возрасте легко вызвать интерес к языку различными занимательными заданиями. Их множество по всем темам. Требуется лишь осуществить их правильный выбор с учетом возрастных особенностей детей и с целью углубления представлений детей о языке. В наше время, когда ребенок больше времени проводит за компьютером, когда в общении детей господствует приниженный сленг, возникает серьезная необходимость вызвать желание к владению именно литературным языком.
Программа «Занимательная грамматика» предназначена для детей, проявляющих особый интерес к изучению русского языка, желающих овладеть речевой культурой, попробовать свои силы в творческих конкурсах, в том числе и в олимпиадах по русскому языку. Данная программа даёт возможность для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления.
Цель программы «Занимательная грамматика» состоит в том, чтобы вызвать живой интерес у ребят к изучению русского языка. Представленный материал расширяет и углубляет курс русского языка. В задачи программы входит совершенствование умения оформления речи в соответствии с литературными нормами языка, навыков использования разнообразных грамматических форм и лексического богатства языка посредством нестандартных, игровых форм занятий
Программа удовлетворяет познавательные потребности учащихся данной возрастной категории в вопросах, связанных с историей развития языка и общества, позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты.способствует развитию самостоятельности, творческой инициативы, более прочному и осознанному усвоению изученного на уроке материала, совершенствует навыки лингвистического анализа, повышает уровень языкового развития учащихся.
В ходе занятий у школьников развиваются не только познавательные способности, но и формируются такие ценные качества личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, самокритичность, объективность. Это обусловлено тем, что внимательное исследование различных игровых заданий, их условий и использование разных способов поиска на занятиях решаются путём коллективного обсуждения и соотнесения разных точек зрения.
Интересный и увлекательный материал способствует повышению теоретического уровня знаний учащихся, формированию у них таких основных приёмов умственной деятельности, как обобщение, сравнение, создание собственных высказываний, умение выделять основную мысль. Занимательные задания позволяют активизировать опорные знания и направлять учебно-познавательный поиск учащихся к достижению результата.
1
Данная программа содержит как теоретический блок, так и практический, который включает в себя отработку всех правил русского языка в системе. Отрабатывается методика проведения теста, комплекс специальных упражнений и заданий направлен на развитие письменной речи и творческих способностей обучающихся. Методика «мозгового штурма» позволяет ученикам углубить и систематизировать свои знания о языке и речи.
Настоящая программа составлена с учетом психологических особенностей детей данной возрастной категории, имеет не только познавательное значение, но и воспитательное. Занятия помогут обогатить знания учащихся, совершенствовать умения по всем разделам русского языка, развить чувство слова, научить бережному отношению к нему, воспитать культуру речи, чувство гордости за русский язык.
Актуальность и целесообразность программы
Практическое значение программы состоит в том, что учащиеся смогут осознать роль языка, повысить культуру речи, обогатить словарный запас, отработать навыки пользования справочной литературой. Работа по данной программе способствует успешной подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе, а также создаёт дополнительные возможности для развития и самовыражения учащимся профильных гуманитарных классов. Не менее важна и творческая работа, которая предоставляет возможность «открыть детям глаза на мир», развить их душу, чувство, разум. Данная программа, ориентированная на развитие творческой личности, позволяет осуществить интеграцию основного и дополнительного образования, а также способствует выполнению программы «Одарённые дети».
2
Цель программы: развитие интереса к гуманитарному образованию на основе расширения лингвистического кругозора учащихся; формирование коммуникативных умений и навыков обучающихся, создание предпосылок заинтересованности обучающихся в свободном владении языком и его ресурсами в зависимости от речевых ситуаций.
Основные задачи программы:
Развивающие:
развитие языковых компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышение уровня культуры речи;
развитие мотивации к речевому самосовершенствованию, учебной деятельности.
Обучающие:
развитие лингвистических способностей учащихся, их познавательной активности, мышления и коммуникативной культуры;
совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, умения анализировать текст.
Воспитывающие:
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа;
формирование социально активной, конкурентоспособной личности.
3
Технология реализации программы
Организация деятельности обучающихся на занятиях основывается на следующих принципах: занимательность, научность, сознательность и активность, наглядность, доступность, связь теории с практикой, индивидуальный подход к обучающимся.
Формы занятий:
групповые;
индивидуальные (в рамках группы)
Виды деятельности:
теоретические (лекция с элементами беседы, составление кроссвордов и ребусов, путешествие, грамматические сказки, викторина, выступление, дискуссия, рассказ);
практические (игра, турнир, считалки, выполнение тестов, работа над словом, работа с книгой, словарем; составление диалогов, лингвистических сказок, редактирование предложений, написание сочинений-миниатюр; выборка материала из художественной литературы, его анализ, подготовка сообщений, практикумы с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц);
индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, составление словарной статьи для толкового словаря).
Межпредметные связи: русский язык, литература, история, иностранные языки.
Внутрипредметные связи:
фонетика, орфоэпия, орфография;
лексика, орфография, этимология;
морфология, орфография, этимология; культура речи.
4
Основополагающими принципами реализации программы
являются:
- принцип наглядности (выборка материала из художественной литературы, его анализ);
- принцип сознательности (составление кроссвордов и ребусов, работа со словом, составление лингвистических сказок играют роль тренировочных упражнений); - принцип доступности (работа с лингвистическими словарями); - принцип мотивации (развитие творческих способностей).
Условия эффективности педагогической деятельности
1. Создание единой творческой команды педагога и обучающихся. 2. Создание материально- технической базы для работы с детьми. 3. Участие в конкурсах, создание презентаций, кроссвордов, написание творческих работ.
В результате работы с детьми в рамках реализации данной программы возрастает мотивация обучающихся к обучению, совершенствуются и развиваются навыки литературного творчества, повышается грамотность. Занятия способствуют сплочению детей, повышению их коммуникативных способностей.
Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи.
В освоении данной образовательной программы участвуют дети 12- 14 лет. В коллектив принимаются все желающие. Формируется разновозрастная группа.
Сроки реализации программы - 1 год
Режим занятий:
128 часов, 4 часа в неделю
Особенностью программы является: 5
- данная образовательная программа направлена на личностное развитие обучающихся;
- обучаясь по программе, дети закрепляют знания, умения и навыки, полученные в школе, а также получают надпредметные сведения по дисциплинам, изучаемым в школьном курсе;
- программа ориентирована не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности,возможности и интересы ребёнка;
- у обучающихся во время обучения развивается чувство ритма; воспитывается наблюдательность, усидчивость и эстетическое восприятие мира;
- во время освоения программного материала приобретаются необходимые знания, трудовые умения и навыки, которые имеют психологическую и практическую направленность к основам подготовки дальнейшей профессиональной деятельности.
Модель выпускника
Выпускники творческого объединения должны
Знать:
языковые нормы и их разновидности, нормы речевого поведения в различных сферах общения;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа, оценивать их с точки зрения нормативности;
извлекать информацию из различных источников для решения познавательных и коммуникативных задач;
анализировать и рецензировать текст.
Личностные результаты:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
6
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
- самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели учебного занятия;
- выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством.
Коммуникативные УУД:
- работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
Познавательные УУД:
- осуществлять расширенный поиск необходимой информации с использованием ресурсов учебной литературы, энциклопедий, справочников, библиотек и Интернета;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.
Психолого - физиологические особенности обучающихся Удетей 12-14 лет проявляются важнейшие специфические черты, которые заключаются в стремлении к самовыражению, желании утвердить свою самостоятельность, стремлении к общению со сверстниками. Развита способность анализировать, обобщать, делать умозаключения; сформирована произвольная память. Внутреннее торможение становится устойчивым, работоспособность работы головного мозга повышается. Формируется произвольность физиологических процессов, то есть умение управлять ими, ставить цели познавательной деятельности и контролировать их достижения. Этот период характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, устойчивого произвольно внимания и логической памяти. Именно на этом этапе активно формируется абстрактное, теоретическое мышление, усиливаются индивидуальные различия, связанные с развитием самостоятельного мышления. Общение со сверстниками выделяется в качестве ведущей деятельности подростков.
7
Характеристика творческого объединения
по возрасту
12-14лет
по половому признаку
смешанная
по продолжительности реализации программы
1 год
по форме реализации
групповая, индивидуальная
по виду деятельности
техническая
по образовательным областям
информационно - технологическая
по способу реализации
эвристическая
по уровню содержания
общекультурная
по направлению деятельности
социально-педагогическое
Оценка результатов образовательной деятельности
Для оценки результативности образовательной программы применяются входящий, промежуточный и итоговый контроль.
Цель входящей диагностики – диагностика имеющихся знаний и умений обучающихся, мотив посещения учебных занятий.
Формы оценки:
- собеседование с обучающимися;
- анкетирование;
- наблюдение.
Цель промежуточной диагностики – проверка освоения образовательной программы (знаний, умений, навыков).
Цель итоговой диагностики – выявление уровня развития способностей и личностных качеств ребёнка и их соответствия прогнозируемым результатам образовательной программы.
8
Диагностический инструментарий:
- тестовые задания;
- кроссворды;
- устный и письменный опрос;
- игры;
- творческие задания.
По результатам контроля проводится индивидуальная работа со слабоуспевающими обучающимися.
Критерии оценки
Минимальный (низкий) уровень – 1-4 балла.
Базовый (средний) уровень – 5-7 баллов.
Повышенный (высокий) уровень – 8-9 баллов.
Творческий уровень – 10 баллов.
Теоретические знания оцениваются по 5-бальной системе.
1 балл – обучающийся материал не знает, но пытается выстроить ответ.
2 балла – тема не раскрыта, обучающийся плохо ориентируется в материале.
3 балла – содержание темы раскрыто на половину, ответ не уверенный, педагог помогает наводящими вопросами.
4 балла – тема раскрыта хорошо, обучающийся хорошо ориентируется в материале, но его ответ может быть дополнен другими обучающимся или педагогом.
5 баллов – обучающийся раскрыл тему исчерпывающим ответом, с примерами. Свободно ориентируется в материале.
Практические знания оцениваются по 5-бальной системе.
1 балл – обучающийся пытается выполнить задание, но уровень выполнения очень низок. Задание выполняется с подсказкой педагога.
2 балла – обучающийся выполняет задание на низком уровне, но самостоятельно. Применяет теорию на практике частично.
3 балла – недостаточное применение знаний на практике, но хороший уровень выполнения задания.
4 балла – обучающийся выполняет задание творчески, самостоятельно, но теорию применяет недостаточно.
5 баллов – выполнение задания хорошо продумано. Обучающийся хорошо применяет на практике теорию, относится к решению поставленной задачи творчески, импровизирует.
9
Учебный план
№п/п
Наименование базовых тем
Количество часов
теория
практика
всего
1
Введение
2
2
4
2
Развитие письменности на Руси
4
4
8
3
Принципы орфографии
2
4
6
4
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи
5
10
15
5
Лексика. Культура речи
5
10
15
6
Фразеология. Культура речи
2
4
6
7
Морфемика и словообразование. Орфография. Культура речи
5
10
15
8
Морфология и орфография. Культура речи
5
15
20
9
Синтаксис и пунктуация. Культура речи
5
10
15
10
Происхождение имён и прозвищ
2
2
4
11
Стилистика
4
6
10
12
Язык мой – друг мой
4
6
10
Итого
45
83
128
Задачи 1 года обучения
Развивать мотивацию к речевому самосовершенствованию, учебной деятельности.
Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности.
Совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность.
Воспитывать любовь к русскому языку.
10
Учебно – тематический план
№
Содержание
базовыхтем
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
т
п
т
п
т
п
т
п
т
п
т
п
т
п
т
п
1
Введение
2
2
1
Предмет и задачи курса
1
2
О русском языке
1
3
Понятие грамматики
1
4
История русской грамматики
1
2
Развитие письменности на Руси
4
4
5
«Застывшие письмена»
1
6
Некоторые сведения о происхождении письменности
1
7
Славянские языки и признаки их родства
1
8
Школа Кирилла и Мефодия. Первые книги на Руси
1
9
Сравнение кириллицы с современным алфавитом
1
10
Практикум по работе с кириллицей
1
11
Признаки старославянизмов в художественной литературе
1
12
Практическая работа с текстами
1
3
Принципы орфографии
2
4
13
Формирование принципов орфографии
1
14
История реформ в области орфографии
1
15
Судьба отдельных букв
1
16
Самая удивительная буква
1
17
Ещё одна «редкостная» буква
1
18
Очень ли трудно русское правописание?
1
4
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи
5
10
19
История русского алфавита
1
20
О звуках речи
1
21
Велико умение ставить ударение
1
22
Ударные и безударные гласные
1
23
Работа с орфоэпическим словарём
1
24
Какими бывают согласные?
1
25
Виды согласных звуков
1
26
Немного о слоге
1
27
Долгие звуки
1
28
Можно ли произнести непроизносимые согласные?
1
29
Конкурс «Отгадай»
1
30
Буквы с двойной ролью
1
31
Языковые
состязания «Фантазёры»
1
32
Лингвистическая игра «Фонетика для любопытных»
1
33
Фонетический анализ слова
1
5
Лексика. Культура речи
5
10
34
Лексика. Эти многоликие слова
1
35
Виды лингвистических словарей
1
36
Однозначные и многозначные слова
1
37
Практическая работа со школьным толковым словарём русского языка
1
38
Переносное значение слова
1
39
Работа с текстами любимых стихотворений
1
12
№
Содержание
базовыхтем
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
т
п
т
п
т
п
т
п
т
п
т
п
т
п
т
п
40
Бывают ли слова одинаковыми?
1
41
Омонимы, омоформы, омофоны.
1
42
Лингвистическая игра «Кто больше?»
1
43
Синонимы, антонимы, паронимы
1
44
Исконно русские слова. Устаревшие слова. Заимствованные слова
1
45
Диалектная и специальная лексика
1
46
Активная и пассивная лексика
1
47
Составление и решение лексических задач
1
48
Лингвистическая игра
« Отгадай слово»
1
6
Фразеология. Культура речи
2
4
49
В мире фразеологии
1
50
Типы фразеологизмов с точки зрения стилистической окраски
1
51
Фразеологизмы-омонимы
1
52
Фразеологизмы-синонимы
1
53
Фразеологизмы-антонимы
1
54
Тест по теме «Фразеологизмы»
1
7
Морфемика и словообразование. Орфография. Культура речи
5
10
55
Занимательная морфемика.Из чего строятся слова?
1
56
Морфемы. Словообразование и формообразование
1
57
Как в русском языке образуются слова?
1
13
№
Содержание
базовых тем
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
т
п
т
п
т
п
т
п
т
п
т
п
т
п
т
п
58
Приставки-труженицы. Приставки, которые всегда одинаковые
1
59
Приставки- нарушители «главного» правила
1
60
Самые «трудные» приставки
1
61
Практикум «В разнообразии приставок таится разнообразие смысла»
1
62
Значение основы и окончания. Почему корень назвали «корнем»?
1
63
Корни слов: постоянство и измены
1
64
Грамматическая эстафета: «Найдите корень»
1
65
Практикум. «Корень – сердце слова»
1
66
Орфография суффиксов
1
67
Игра «Самый зоркий»
1
68
Бывают ли у слов родственники? Морфемы-синонимы
1
69
Игра «Жизнь и творчество морфем»
1
8
Морфология и орфография. Культура речи
5
15
70
Из истории частей речи
1
71
Конкурс «В мире морфологии»
1
72
Имеются ли тайны у имен существительных
1
73
Законы написания существительных
1
74
Почему некоторые существительные не склоняются?
1
14
№
Содержание базовых
тем
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
т
п
т
п
т
п
т
п
т
п
т
п
т
п
т
п
75
Игра «Исследователи»
1
76
Интересное об имени прилагательном
1
77
История кратких прилагательных
1
78
Стилистическая роль полных и кратких прилагательных
1
79
Викторина «Грамотейка»
1
80
Местоимения, которые пишутся непросто
1
81
Особенности употребления местоимений в речи
1
82
Интересное об имени числительном
1
83
Как правильно писать числительные. Тесты
1
84
Лингвистическая игра «Математики»
1
85
Слово – речь – глагол…
1
86
История неопределенной формы и других форм глагола
1
87
Глагольная орфография
1
88
Грамматическая сказка по теме «Глагол»
1
89
Занимательные задачи по теме «Глагол»
1
9
Синтаксис и пунктуация. Культура речи
5
10
90
Что такое синтаксис?
1
91
Единицы синтаксиса
1
92
Это непростое простое предложение
1
93
Лингвистическая игра «Заполни пропуски»
1
94
Конкурс «Закончи предложение»
1
95
Мини-сочинение «Простое предложение»
1
15
№
Содержание базовых
тем
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
т
п
т
п
т
п
т
п
т
п
т
п
т
п
т
п
96
Составление кроссвордов по теме «Простое предложение»
1
97
«Путешествие по стране Пунктуации»
1
98
Появление знаков препинания в русском языке
1
99
Точка – самый ранний знак препинания
1
100
Что может запятая?
1
101
Конкурс «Бурная река»
1
102
Берегите знаки препинания
1
103
Выполнение тестов «Проверь себя»
1
104
Грамматическая сказка
1
10
Происхождение имён и прозвищ
2
2
105
Сто тысяч «почему»?
1
106
Древние русские имена
1
107
Зовут, призывают, величают
1
108
Проект «Откуда пошла моя фамилия»
1
11
Стилистика
2
8
109
Функциональные стили
1
110
Научный стиль. Доклад
1
111
Официально-деловой стиль. Документы
1
112
Публицистический стиль. Статья в газету
1
113
Разговорный стиль. Устный рассказ
1
114
Художественный стиль. Очерк
1
115
Художественный текст под лингвистическим микроскопом
1
116
Словесная наглядность
1
117
Нормы русского языка
1
118
Почему мы так говорим?
1
16
№
Содержаниебазовых
тем
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
т
п
т
п
т
п
т
п
т
п
т
п
т
п
т
п
12
Язык мой – друг мой
4
6
119
Что такое грамота?
1
120
Грамоте учиться – всегда пригодится
1
121
Слово о грамматике
1
122
Язык – к знанию ключ
1
123
Язык и природа
1
124
Грамматические игры и задачи
1
125
Ларец народной мудрости
1
126
Великий и могучий
1
127
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык…»
1
128
Итоговое занятие в форме познавательной игры на тему «Знаешь ли ты русский язык?»
-извлекать информацию из различных источников для решения познавательных и коммуникативных задач;
- анализировать и рецензировать текст.
17
Содержание программы
Введение. Предмет и задачи курса. О русском языке. Понятие грамматики. История русской грамматики.
Развитие письменности на Руси.«Застывшие письмена». Некоторые сведения о происхождении письменности. Славянские языки и признаки их родства. Школа Кирилла и Мефодия. Первые книги на Руси. Сравнение кириллицы с современным алфавитом. Практикум по работе с кириллицей. Признаки старославянизмов в художественной литературе. Практическая работа с текстами.
Принципы орфографии. Формирование принципов орфографии. История реформ в области орфографии. Судьба отдельных букв. Самая удивительная буква. Ещё одна «редкостная» буква. Очень ли трудно русское правописание?
Принципы орфографии. Формирование принципов орфографии. История реформ в области орфографии. Судьба отдельных букв. Самая удивительная буква. Очень ли трудно русское правописание?
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. История русского алфавита. О звуках речи. Велико умение ставить ударение. Ударные и безударные гласные. Работа с орфоэпическим словарём. Какими бывают согласные? Виды согласных звуков. Немного о слоге. Долгие звуки. Можно ли произнести непроизносимые согласные? Конкурс «Отгадай». Буквы с двойной ролью. Лингвистическая игра «Фонетика для любопытных». Фонетический анализ слова.
Лексика. Культура речи.Лексика. Эти многоликие слова.Виды лингвистических словарей.Однозначные и многозначные слова.Практическая работа со школьным толковым словарём русского языка.Переносное значение слова. Работа с текстами любимых стихотворений. Бывают ли слова одинаковыми? Омонимы, омоформы, омофоны. Лингвистическая игра «Кто больше?» Синонимы, антонимы, паронимы. Исконно русские слова. Устаревшие слова. Заимствованные слова. Диалектная и специальная лексика. Активная и пассивная лексика. Составление и решение лексических задач.
Фразеология. Культура речи. В мире фразеологии. Типы фразеологизмов с точки зрения стилистической окраски. Фразеологизмы-омонимы. Фразеологизмы-синонимы. Фразеологизмы-антонимы. Тест по теме «Фразеологизмы».
Морфемика и словообразование. Орфография. Культура речи. Занимательная морфемика. Из чего строятся слова? Морфемы. Словообразование и формообразование. Как в русском языке образуются слова? Приставки-труженицы. Приставки, которые всегда одинаковые. Приставки- нарушители «главного» правила. Самые «трудные» приставки.
Практикум «В разнообразии приставок таится разнообразие смысла». Значение основы и окончания. Почему корень назвали «корнем»? Корни слов: постоянство и измены. Грамматическая эстафета: «Найдите корень». Практикум. «Корень – сердце слова». Орфография суффиксов. Игра «Самый зоркий». Бывают ли у слов родственники? Морфемы-синонимы. Игра «Жизнь и творчество морфем».
Морфология и орфография. Культура речи.Из истории частей речи. Конкурс «В мире морфологии». Имеются ли тайны у имен существительных. Законы написания существительных. Почему некоторые существительные не склоняются? Игра «Исследователи». Интересное об имени прилагательном. История кратких прилагательных. Стилистическая роль полных и кратких прилагательных Викторина «Грамотейка».
18
Местоимения, которые пишутся непросто. Особенности употребления местоимений в речи. Как правильно писать числительные. Тесты.Особенности употребления местоимений в речи. Интересное об имени числительном. Как правильно писать числительные. Тесты. Лингвистическая игра «Математики». Слово – речь – глагол… История неопределенной формы и других форм глагола. Глагольная орфография. Грамматическая сказка по теме «Глагол». Занимательные задачи по теме «Глагол».
Синтаксис и пунктуация. Культура речи. Что такое синтаксис? Единицы синтаксиса. Это непростое простое предложение. Лингвистическая игра «Заполни пропуски». Конкурс «Закончи предложение». Мини-сочинение «Простое предложение». Составление кроссвордов по теме «Простое предложение». «Путешествие по стране Пунктуации». Появление знаков препинания в русском языке. Точка – самый ранний знак препинания. Что может запятая? Конкурс «Бурная река». Берегите знаки препинания. Выполнение тестов «Проверь себя». Грамматическая сказка.
Происхождение имён и прозвищ. Сто тысяч «почему»? Древние русские имена. Зовут, призывают, величают. Проект «Откуда пошла моя фамилия».
Стилистика. Функциональные стили. Научный стиль. Доклад. Официально-деловой стиль. Документы. Публицистический стиль. Статья в газету. Разговорный стиль. Устный рассказ. Художественный стиль. Очерк. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. Словесная наглядность. Нормы русского языка. Почему мы так говорим?
Язык мой – друг мой. Что такое грамота? Грамоте учиться – всегда пригодится. Слово о грамматике. Язык – к знанию ключ. Язык и природа. Грамматические игры и задачи. Ларец народной мудрости. Великий и могучий. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык…». Итоговое занятие в форме познавательной игры на тему «Знаешь ли ты русский язык?»
19
Методическое обеспечение программы
Раздел
программы
Формы занятий
Приемы и методы
Дидактический и наглядный материал
Техническое оснащение
Форма подведения итогов
(диагностика)
Введение
Теоретическое занятие
Словесный
Инструкция по ТБ
Беседа
Практическая работа
Развитие письменности на Руси.
Теоретическое занятие Практическое занятие
Наглядный Объяснительно-иллюстративный
«Азбука кириллицы»
Презентация
Проектор
Беседа Творческая работа
Принципы орфографии
Теоретическое занятие Практическое занятие
Проблемный
Практический
Наглядный
Презентация
Проектор
Практическая работа
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи
Теоретическое занятие
Практическое занятие
Контрольное занятие
Частично-поисковый
Репродуктивный
Презентация
Учебное пособие
Проектор
Беседа
Конкурсы Игры
Лексика. Культура речи
Теоретическое занятие
Контрольное занятие
Проблемный
Практический Объяснительно-иллюстративный
Учебное пособие
Презентация
Словари
Проектор
Беседа
Конкурсы
Игры
Практическая работа
Фразеология. Культура речи
Теоретическое занятие
Практическое занятие
Проблемный
Практический
Учебное пособие
Презентация
Словари
Проектор
Беседа
Практикум
Тесты
Игры
20
Морфемика и словообразование Орфография. Культура речи
Теоретическое занятие
Практическое занятие
Проблемный
Практический
Учебное пособие
Презентация
Словари
Проектор
Беседа Творческая работа
Практикум
Морфология и орфография. Культура речи
Теоретическое занятие
Практическое занятие
Проблемный
Практический
Презентация
Учебное пособие
Дополнительная литература
Проектор
Беседа Творческая работа
Практикум
Конкурсы
Синтаксис и пунктуация. Культура речи
Теоретическое занятие
Практическое занятие
Проблемный
Практический
Презентация
Учебное пособие
Дополнительная литература
Проектор
Беседа Творческая работа
Практикум
Конкурсы
Викторины
Происхождение имён и прозвищ
Теоретическое занятие
Практическое занятие
Объяснительно-иллюстративный
Презентация
Дополнительная литература
Проектор
Беседа
Проект
Стилистика
Теоретическое занятие
Практическое занятие
Проблемный
Практический
Презентация
Дополнительная литература
Проектор
Письменная работа
Очерк Документы
Язык мой – друг мой
Теоретическое занятие
Практическое
Проблемный
Практический
Наглядный
Презентация
Дополнительная литература
Проектор
Игра «Знаешь ли ты русский язык?»
21
Список литературы
Для педагога
Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы. Авт.-сост. В. Н. Пташкина и др. Волгоград: Учитель, 2009.
Казбек-КазиеваМ.М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 классы. – Москва: Айрис-пресс, 2009.