Просмотр содержимого документа
«Влияние использования методов критического мышления на развитие логики учащихся на уроках русского языка»
Артукметова Дилора Ураималиевна
ОСШ №85 имени Х.Алимжана
Город Шымкент
Влияние использования методов критического мышления на развитие логики учащихся на уроках русского языка.
Перемены в жизни общества требуют адекватной трансформации современного образования. Улучшить его качество не значит в корне изменить процесс обучения. Можно осуществлять фрагментарный выбор технологий обучения и конструировать учебное содержание в соответствии с образовательными целями. На уроках русского языка, на этапе усвоения новых знаний я использую методы критического мышления. Сущность применения технологий критического мышления заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся.
Русская речь. 9 «А» класс.
Тема: Заколдованный перевал.
Цель: Организовать среду для общения и воспитания личностных качеств детей.
Задачи: 1. Закрепление знаний по постановке знаков препинания при прямой речи.
Самостоятельно расставляют знаки препинания при прямой речи.
Составляют предложения по схеме.
Высказывают свое мнение, самостоятельно задают вопросы.
Тип урока: изучение нового материала, закрепление изученного.
Методы: прогнозирование с помощью открытых вопросов.
Оборудование: текст, схемы, ТСО.
Организационный момент.
Этап побуждения.
Вопрос учителя: Что такое перевал?
В толковом словаре С.И. Ожегова дается такое толкование:
1.Перевалить.
2.Место в горном хребте, доступное для перехода, дорога через такое место.
Слово перевал- существительное мужского рода.
Пере- приставка, вал- корень слова.
Выступление одного ученика по найденным материалам о казахстанских перевалах.
Просмотр видеоматериала о перевалах.
Новая тема.
Сегодня мы с вами познакомимся с текстом «Заколдованный перевал».
Читаем 1 часть
На одной горе был перевал, который назывался «Три года». О перевале говорили так: если кто споткнется и упадет там, жить ему не больше трех лет. Однажды шел через перевал старик, споткнулся о камень и упал. Заохал старик и ели дотащился до дому.
Вопрос: Что будет дальше? (версии учеников )
Читаем 2 Часть
С этого дня он совсем занемог: никакие лекарства не помогали. Старику становилось все хуже и хуже. А в той деревне жил смышленый мальчик. Узнал он о беде старика и пошел его навестить. «Дедушка, вы заболели, потому что споткнулись на перевале? Не бойтесь, есть хорошее средство».
Вопрос: О каком средстве говорит мальчик?
Читаем 3 часть
-«Какое же?» - «Да просто надо пойти на перевал и еще раз упасть».-«Ах ты, негодник!- рассердился старик.- Ты решил совсем доконать меня?»- «Да послушайте же вы, дедушка!-успокоил его мальчик.- Посудите сами. Как поверье говорит? Если человек упал один раз, он проживет три года. Ну, а если упасть два раза? Значит, шесть лет проживешь! А если три раза упасть? Чем больше вы будете падать, дедушка, тем дольше и проживете».
Вопрос: Как вы думаете, что сделал старик? Поставьте себя на его место.
Читаем 4 часть
-«Да, пожалуй, ты прав»,- согласился старик. Вскочил он с постели и бегом к перевалу. А там как бы нечаянно споткнулся и упал. Раз! Два! Три! Он падал сотню раз, а может, и больше. Наконец поднялся на ноги и засмеялся.
Вопрос: Что сказал старик? Что будет дальше?
Ученики читают слова старика.
«Теперь- буду жить, сколько захочу!»
Когда он добрался до дома, он был уже совсем здоров.
Вопрос: В чем была проблема старика?
3 Закрепление
Беседа с главным героем- мальчиком. Один ученик сыграет роль смышленого мальчика, а остальные задают ему вопросы:
1.Почему тебя называют смышленым?
2.Старик твой сосед?
3.Почему тогда ты навещал его?
4.Ты не обиделся, когда он назвал тебя «негодником»?
В это время два ученика выполняют индивидуальную работу (работа с сильными учениками). Они пишут письмо главным героям (старику и мальчику).
Общеклассная работа: остальные ученики выписывают предложения с прямой речью по схеме.
1-ряд А: «П»
2-ряд «П»,-а.
Наконец поднялся на ноги и засмеялся: «Теперь- буду жить, сколько захочу!»
«Ах, ты негодник!»-рассердился старик. «Да послушайте же вы, дедушка!»- успокоил его мальчик.
Домашнее задание.
5 предложений с прямой речью переделать в предложения с косвенной речью.
Оценка знаний учащихся.
Хорошо продуманный урок всегда дает хороший результат. На этом уроке ученики вели себя спокойно и свободно. Пытались ответит на все вопросы, высказали свое мнение. Метод критического мышления учит детей быть самостоятельным, развивает устную речь.