Организационный этап Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний Обобщение и систематизация знаний Применение знаний и умений в новой ситуации Физкультминутка Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция Рефлексия Домашнее задание и его обсуждение | Здравствуйте, дорогие ребята. Я очень рада вас видеть. Прозвенел уже звонок, Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнём урок. Будем мы писать, трудиться, Ведь заданья нелегки. Нам, друзья, нельзя лениться, Так как мы ученики. Очень хочется, чтобы на нашем уроке царила дружественная атмосфера, чтобы каждый из вас узнал что-то новое и обогатил свой внутренний мир. Давайте, для начала, сделаем друг другу комплимент. Но только у меня есть определенное условие, ваши комплименты должны быть в форме им. прилагательного и начинаться с буквы «д». Молодцы, ребята. А теперь давайте посмотрим на соседа по парте и улыбнемся ему, тем самым, поделимся своим хорошим настроением. Послушайте, пожалуйста, одну, очень интересную историю, которая приведена в книге К. Чуковского «От двух до пяти» (слайд 2). Знакомы ли вы с этим писателем? Давайте постараемся вспомнить, что он написал? Молодцы, так вот, перейдем к самой истории. Четырехлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето. - Скоро. Ты и оглянуться не успеешь. Светлана стала как-то странно вертеться. - Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет… - Что имела в виду мама Светланы? Почему девочка не поняла ее? Давайте подумаем, какое явление русского языка лежит в основе этого забавного случая? Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока, о чем мы с вами будем говорить (слайд 3). Правильно, как мы сформулируем тему урока? Давайте проявим оригинальность, придумаем что-то интересное. Предложите мне свои варианты (учитель записывает варианты на доске, самый удачный вариант класс записывает в тетрадях). Давайте запишем тему в тетрадь. Какие задачи мы поставим перед собой? Верно, именно это нам сегодня с вами предстоит. Ребята, для начала, давайте вспомним определение фразеологизма, которое вы выучили. Постарайтесь не заглядывать в тетрадь и учебник. Верно, а кто скажет мне, каковы основные признаки фразеологизмов? Скажите, нужно ли, на Ваш взгляд, использовать фразеологизмы в речи. С Вами не поспоришь. Посмотрите, у меня в руках черный ящик. Если вы установите, что связывает эти предметы (кисель, гусь, рыба, хлеб, ложка, трава), вы ответите на вопрос, что в черном ящике. Не забывайте про тему нашего урока, это будет вам подсказкой. Молодцы, ребята. Как вы понимаете, для того, чтобы использовать правильно идиомы, нужно их хорошо знать. Как же мы можем лучше с ними познакомиться? Вы абсолютно правы, думаю, сегодня нам посчастливится поработать со словарем. А сейчас давайте посоревнуемся. Ребята 1 ряда будут вспоминать фразеологизмы со словом «глаза», ребята 2 ряда - со словом «нос», ребята 3 ряда – со словом «уши». Мы выберем того ученика с каждого ряда, кто больше всех и без ошибок вспомнил фразеологизмы с нужным словом, и наградим его грамотой «Знаток фразеологии» (учитель заранее готовит грамоты для 3-х учеников). Делайте задание письменно в своих тетрадях. Молодцы. Видите, как богат наш с вами язык. Лучше всех с этим заданием справились (имена учеников), давайте наградим их грамотами и отличными оценками. Мне хотелось бы спросить о том, помните ли вы, что такое архаизмы? Меня интересует слово «зеница». Обратите внимание на то, как оно пишется (записываю на доске). Знаете ли Вы его лексическое значение? Тогда давайте обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова, который лежит на парте у наших дежурных по классу. Ребята, (имена дежурных) прочитайте определение слова. Попрошу Вас записать это определение в тетрадь и вспомнить, какие еще устаревшие слова, обозначающие части тела человека, вы знаете. Верно, а теперь посмотрите на картинку на слайде презентации и познакомьтесь с устаревшими названиями частей тела (слайд 4) А сейчас я предложу Вам конкурс пантомим. Вы должны будете выбрать карточки с фразеологизмами, в состав которых входит архаизм, и изобразить так, чтобы мы поняли, что за фразеологизм имелся в виду. Мы разделимся на 4 группы по 5-6 человек. Ваша задача заключается в том, чтобы быстро, без звуков объяснить то, что у вас на карточке. В свою очередь, задача смотрящих – за короткое время отгадать фразеологизм. Фразеологизмы: беречь как зеницу ока, ангел во плоти, из уст в уста, в мгновение ока. Как много фразеологизмов вы знаете. Вы меня приятно удивили. Вас же удивит история фразеологизма «зарубить на носу», о котором вы часто слышите в школе и дома. О нём Вам расскажет ваш одноклассник (рассказывает заранее подготовленный ученик). Но перед эти нам с Вами необходимо немного отдохнуть, ведь «В здоровом теле - здоровый дух». Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз. Я вам буду давать команды только с помощью фразеологизмов, а вы их будете выполнять (звучит музыка). -- Встанем, как аршин проглотили. -- Проголосуем обеими руками. -- Согнемся в три погибели. -- Попрыгаем, как заяц. -- Дадим задний ход. -- Посмотрим друг другу в глаза. -- Сделаем хорошую мину при плохой игре. -- Побъем друг другу челом. -- Разведем руками. -- А теперь -- руки в брюки. -- Подержим нос по ветру. -- Намылим друг другу голову. Но в ногах правды нет, занимайте свои места. Молодец (имя ученика), ты хорошо справился с заданием (выставление оценки). Давайте составим предложения в своих тетрадях, которые будут включать несколько фразеологизмов, в том числе и «зарубить на носу». Желающих поделиться своими примерами, я заслушаю. Давайте выясним синтаксическую роль фразеологизма в одном из предложений, созданных вами. К примеру, Зарубите на носу, что трудиться нужно до седьмого пота. Учитель записывает один из ученических примеров на доске и подчеркивает фразеологизм как член предложения. Ну а сейчас мы с вами посетим фразеологический зверинец, где вы, несомненно, должны угадать несколько фразеологизмов. Дополните их, соединяя стрелками. Раздаются листки с заданием. Взаимопроверка. Эталон выводится на слайд вместе с критериями оценки (слайд 6). Хитёр как волк Труслив как осел Голоден как лиса Здоров как индюк Изворотлив как ёж Надут как бык Нем как свинья Грязный как рыба Упрям как заяц Болтлив как сорока Колючий как уж. Поднимите руки, кто получил оценки «хорошо» и «отлично». Молодцы, как вас много. Но расслабляться еще рано. Всем вам хорошо известен роман Мигеля де Сервантеса о Дон Кихоте (слайд 7). Главный герой романа однажды своему оруженосцу посоветовал: «Оставь привычку вставлять в свою речь уйму пословиц, ибо хотя пословицы суть краткие изречения, однако ж ты в большинстве случаев притягиваешь их за волосы, вот почему в твоих устах они представляются уже не изречениями, а просто-напросто бреднями...». – Найдите ошибочный фразеологизм, раскройте его значение. – Как вы понимаете смысл слов Дон Кихота? Ребята, мне бы хотелось узнать, понравился ли Вам наш урок. Для этого постарайтесь выразить сое настроение и отношение к уроку с помощью фразеологизма. Как же приятно, большое Вам спасибо. Мне бы хотелось особо выделить на сегодняшнем уроке (фамилии учеников), проявивших большую активность. Остальные получат оценки, выполнив домашнее задание. Выберете 1 из представленных заданий и выполните его (слайд 8). На оценку «4»-«5» Написать сказку о фразеологизмах. Написать мини-эссе «Что было бы, если бы не было фразеологизмов» Написать стихотворение, в котором основным художественным средством были бы фразеологизмы. Написать историю появления 5 фразеологизмов. На оценку «3» Нарисовать иллюстрацию к любому фразеологизму. Выписать из словаря фразеологизмы, которые используются для характеристики ваших личностных качеств. | Приветствие учителя Ответы учеников: Мои одноклассники, вы добрые/дружелюбные/душевные/ Деликатные/дальновидные/деятельные/ Добросовестные/ Ученики улыбаются соседу по парте. Конечно, знакомы. Ему принадлежат сказки «Мойдодыр», «Айболит», «Федорино горе», «Тараканище», «Краденое солнце», «Телефон» и др. Мама Светланы имела в виду, что лето наступит очень скоро. В разговоре с девочкой она использовала фразеологизм «оглянуться не успеешь». Это устойчивое сочетание слов и его нельзя воспринимать конкретно, так как их смысл не исходит из смысла слов, составляющих выражение. Оглянуться не успеешь – что-то очень скоро произойдет. Мы поговорим о фразеологизмах. В мире фразеологизмов. Удивительная фразеология. Тайны фразеологизмов. Загадочные фразеологизмы. Мы обобщим свои знания о фразеологизмах, постараемся научиться свободно использовать их в своей речи и находить в тексте. Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов, то есть с неизменным порядком, которые в свою очередь, по отдельности не означают все то же самое, что вместе. 1.Фразеологизмы обычно не терпят замену слов и их перестановки, за что ещё зовутся устойчивыми словосочетаниями. Есть конечно и исключения: ломать голову или голову ломать, врасплох застать и застать врасплох, но такие случаи редки. 2.Многие фразеологизмы легко заменяются одним словом: сломя голову – быстро, рукой подать – близко. 3.Cамая главная черта фразеологизмов – их образно-переносный смысл. Часто прямое выражение превращается в переносное, расширяя оттенки смысла. Конечно, это сделает нашу речь более яркой, выразительной. Это наполнит речь особой красотой и вызовет интерес у слушателя. В ящике – вода, именно она связывает все предметы. Так существуют такие фразеологизмы как: Седьмая вода на киселе (о человеке, находящемся в крайне отдаленном родстве с кем-либо). Как с гуся вода (нипочём, безразлично, ничего не действует на кого-либо). Как рыба в воде (комфортно чувствовать себя). Сидеть на хлебе и воде (ничего не есть). В ложке воды утонуть (не справиться с чем-то очень простым). Тише воды, ниже травы (очень тихий, смиренный). Нам нужно работать с фразеологическим словарем, например, словарем Тихонова А.Н. 1. Не в бровь, а в глаз. Не верить своим глазам. Невооружённым глазом. Не смыкать глаз. Острый глаз. Открыть глаза. Пожирать глазами. Пускать пыль в глаза. Разуй глаза! С глазу на глаз. Стрелять глазами. 2. Вешать нос. Вздёрнуть нос. Водить за нос. Воротить нос. Задирать нос. Выхватить из-под носа. Не видеть дальше своего носа. Нельзя носу высунуть из дому. Не по носу. Нос в нос. Нос кверху. 3. До ушей краснеть. До ушей улыбаться. За уши не оттащишь. За ушами трещит. Прожужжать все уши. Прохлопать ушами. Развесить уши. Рот до ушей. Ушами хлопать.
Архаизмы- это устаревшие слова, называющие современные понятия и предметы Затрудняются ответить. ЗЕНИЦА, -ы, ж. (стар.). Глаз; зрачок.* Как зеницу ока беречь кого-что (устар. и высок.) - оберегать тщательно, заботливо. Чело-лоб Уста-губы Щеки-ланиты Дети внимательно смотрят, записывают. Дети по очереди выполняют задание. Изображают Ученик 1 (слайд 5). Крылатое выражение «зарубить на носу» настолько устоялось, что употребляется носителями языка неосознанно. Фразеологизм «зарубить себе на носу» приходит человеку на помощь тогда, когда он желает, чтобы его собеседник навсегда запомнил его слова. К примеру, это высказывание могут позволить себе родители или учителя, отчитывающие непослушного ребенка. Также к нему прибегают взрослые, ссорящиеся друг с другом. Эта фраза – одно из наглядных доказательств эмоционального богатства русского языка. Выражение «зарубить на носу» лучше передает эмоции говорящего и важность его слов, чем простая просьба запомнить что-то. Однако оно вовсе не таит в себе угрозы физической расправы, как может показаться иностранцу, пытающемуся перевести высказывание дословно. Как ни странно, крылатое выражение изначально не имело какой-либо эмоциональной окраски. Оно было абсолютно не связано с повреждением человеческого тела. Предлагая зарубить на носу, говорящий подразумевал вовсе не орган обоняния, как можно подумать. Такое название в народе несколько веков назад приобрели дощечки, которые служили палочкой-выручалочкой человеку. Фактически «зарубить на носу» означало нанести зарубки на «блокноты-носы», которые постоянно были с собой. Зарубите на носу, что медвежья услуга до добра не доведет. Зарубите на носу, что трудиться нужно до седьмого пота. Зарубите на носу, что в любой ситуации нужно не вешать нос. Зарубите на носу - сказуемое(=запомните). Не членим фразеологизм. До седьмого пота – обстоятельство образа действия. Хитёр как лиса Труслив как заяц Голоден как волк Здоров как бык Изворотлив как уж Надут как индюк Нем как рыба Грязный как свинья Упрям как осёл Болтлив как сорока Колючий как ёж. Поднимают руки. Ошибочный фразеологизм- притягивать за волосы. Правильно- притягивать за уши (привлечь, использовать что-либо без достаточных оснований, неоправданно). Смысл слов Дон Кихота в том, что необходимо использовать фразеологизмы, но делать это нужно осознанно, там, где это уместно. На седьмом небе от счастья, Берет за душу, воспрянуть духом, до глубины души, душа радуется, трудиться, засучив рукава, за семью печатями, | Словесный Словесный, частично-поисковый Словесный, беседа, создание проблемной ситуации, интеллектуальная разминка Словесный, Репродуктивный, словесный Словесный, практический, частично-поисковый, беседа, исследовательский Словесный Продуктивный Практический, словесный, репродуктивный Практическая работа Словесный Словесный | Личностные: - сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств. Коммуникативные: - умение слушать, - интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми (в случае инсценировки), - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (в случае инсценировки). Познавательные: - умение строить речевое высказывание. Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний Коммуникативные: - построение понятных для партнёров высказываний, - использование речи для регуляции своих действий. Познавательные: - использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач, - структурирование знаний, - установление причинно-следственных связей, - построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, - формулирование проблемы, - создание способов решения проблемы Личностные: - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания". Коммуникативные: -учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, Познавательные: - выделение существенной информации, - формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы, - поиск разнообразных способов решения задачи, - структурирование знания. Личностные: - формирование мотивов достижения целей, Формирование границ «знания» и «незнания». Коммуникативные: - понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, - ориентировка на позицию партнёра, - стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, - умение договариваться, приходить к общему решению, - контроль действий партнёра, - построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет, - использование речи для регуляции своего действия. Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - учёт правила в планировании и контроле способа решения, - различение способа и результата действия. Познавательные: - структурирование знаний, - построение речевого высказывания в устной и письменной форме, - установление причинно-следственных связей, - доказательство. Личностные: - развитие самооценки личности, - формирование адекватной позитивной самооценки, - формирование границ собственного «знания» и «незнания». Регулятивные: - учёт правил в контроле способа решения, - оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, - внесение необходимых корректив действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок. Личностные: - формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия. Регулятивные: - восприятие оценки учителя, - адекватная самооценка. Познавательные: - построение речевого высказывания в устной и письменной форме. |