Пояснительная записка
Программа предназначена для обучения учащихся 10 класса, рассчитана на 42 часа, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель Л. М. Рыбченкова и анализе результатов части С ЕГЭ предыдущих лет. учебнике «Русский язык» в 10-11 классах А. И. Власенкова. Разделы «Текст и его строение», «Стили речи».
Г. Т. Егораева. «Русский язык», выполнение задания части С.
Т. А. Ладыженская. Система обучения сочинениям на уроках русского языка.
Т. А. Калганова. Сочинения различных жанров в старших классах.
Н. П. Морозова. Учимся писать сочинения.
В. И. Капинос. Развитие речи: теория и практика обучения.
Учебно-тренировочные и контрольно-измерительные материалы к ЕГЭ.
Прграмма состоит из 2-х разделов.
Первый раздел «Разноаспектный анализ текста». В данном разделе рассматривается последовательность расположения частей текста, систематизируются и дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте. Поскольку данный раздел носит комплексный характер, учащиеся будут учиться анализировать не только стилевые особенности текста, но и содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства.
Второй раздел «Сочинение – рассуждение». Данный раздел программы предусматривает конструирование текста типа рассуждения на основе исходного текста, развивает умение понимать и интерпретировать читаемый текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль, выстраивать композицию, отбирать языковые средства, объяснять их роль в тексте, выбирать стиль и тип речи. Умения и навыки, приобретенные в данном разделе, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.
Программа включает в себя:
пояснительную записку;
содержание программы;
основные термины и понятия, необходимые для овладения элективным курсом;
технологию организации учебного процесса;
формы итогового контроля по освоению и критерии их оценки;
требования к результатам освоения ЕГЭ;
список литературы для учащихся.
Цели программы:
1. Помочь ученикам максимально подготовиться к выполнению задания С ЕГЭ;
2. Совершенствование и развитие умения строить письменное высказывание в жанре рецензии или эссе;
3. Формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной речью;
4. Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
5. Формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте;
6. Совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.
Задачи программы:
Помочь овладеть литературно-критическими жанрами (рецензия, эссе).
Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов в жанре рецензии или эссе.
Способствовать развитию письменной речи.
Подготовить учащихся к выполнению задания ЕГЭ.
Содержание программы
РАЗДЕЛ I
Разноаспектный анализ текста.18 часов.
Тема 1.Стилистический и типологический анализ текста. 9 часов.
Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи.
Тема 2.Лингвистический анализ текста. 9 часов.
Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.
Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.
Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.
Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись.
Лексические – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы.
Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции.
Учащиеся должны уметь:
указывать средства связи между частями текста;
определить тему и основную мысль текста;
определить тип и стиль речи;
использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста.
Практические работы:
прочитать текст и определить, к какому стилю и типу речи он относится;
прочитать текст и определить, в каком предложении заключена основная мысль автора;
определить, какое утверждение противоречит позиции автора;
определить, в каком предложении автор использует синонимы (антонимы…);
найти предложение, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения (указательного местоимения…);
написать номера тех средств выразительности, которые использованы в указанном абзаце;
какое из перечисленных тропов используется в указанном предложении;
какая из пословиц и поговорок соответствует теме текста.
РАЗДЕЛ II
Сочинение-рассуждение на основе текста. 16 часов.
Тема 1. Анализ текста. 4 часа.
Содержание исходного текста.
Тексты научно-популярного, публицистического, разговорного стиля. Анализ композиции научного, публицистического, разговорного стиля. Рецензия. Эссе.
Тема 2. Композиция и языковое оформление сочинения. 6 часов.
Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.
Авторская позиция.
Основная часть сочинения.
Финал сочинения-рассуждения. Изложение собственного мнения.
Тренировочные сочинения. 6 часов.
Умения и навыки. Учащиеся должны уметь:
понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
анализировать форму исходного текста;
находить характерные для исходного текста языковые средства;
создавать связное высказывание;
излагать последовательно собственные мысли;
использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.
оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.
Практические работы:
Основные термины и понятия
Стили речи:публицистический, художественный, научный, разговорный.
Типы речи:описание, повествование, рассуждение.
Изобразительно-выразительные средства языка.
Лексические средства:антонимы, контекстные антонимы, гипербола, индивидуально-авторские неологизмы, синонимы, контекстные синонимы, синтаксические синонимы, стилистические синонимы, метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение, оценочная лексика, перифраза, пословицы и поговорки, фразеологизмы, цитаты, эпитет.
Синтаксические средства:авторская пунктуация, анафора, антитеза, риторические фигуры, градация, инверсия, композиционный стык, многосоюзие, парцелляция, повтор, присоединительные конструкции, синтаксический параллелизм, эпифора.
Технология организации учебного процесса по программе
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающая ученика главной фигурой образовательного процесса.
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его взаимодействии с учителем и соучениками.
Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Типология уроков по С.В. Иванову:
- уроки-лекции;
- уроки применения знаний на практике;
- уроки навыков (тренировочные);
- уроки комплексного применения знаний.
Преобладают групповые и индивидуальные формы работы.
Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов в жанре рецензии, эссе);
- самостоятельная работа (написание рецензии, эссе, нахождение выразительных средств языка и объяснение их роли);
- работа в группах;
- индивидуальная работа.
Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Набор заданий для работы помещён в тренировочных тестах и индивидуальных карточках, распределён в соответствии с процессом и структурой ЕГЭ.
Формы итогового контроля по освоению программы и критерии их оценки.
Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:
текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);
промежуточный (проводится в форме теста в соответствии с требованиями ЕГЭ и на основе КИМов);
итоговый (в конце курса) проводится в форме теста в соответствии с требованиями ЕГЭ и на основе КИМов;
Литература для учителя
1.А.И. Власенков Русский язык, 10-11кл. М.; Просвещение, 2010;
2 Г.Т. Егораева Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). М.; «Экзамен», 2010;
3.Т. А. Ладыженская. Система обучения сочинениям на уроках русского языка. М.; Просвещение, 2009;
4.Т. А. Калганова. Сочинения различных жанров в старших классах. М.; Просвещение, 2009;
5.В. И. Капинос. Развитие речи: теория и практика обучения. М.; Просвещение, 2009;
6.Е.А.Влодавская. Русский язык. Поурочное планирование. Москва. «Экзамен».20010.
7.Е.Д.Бердникова,А.Г.Пестрякова.Тесты по культуре речи. Москва. «Флинта»,2000.
8.Т.И.Павлова,Т.В.Белоусова.Компетентностные задания по русскому языку.5-11 классы. Ростов-на Дону, «Легион».2012.
9.Г.Т.Егораева. Универсальные материалы с методическими рекомендациями.-М. «Экзамен».2010.
10.Г.Т.Егораева.Справочный материал. .-М. «Экзамен».2012.
11.А.И.Власенков. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание. - М.: Просвещение, 2007.
12.А.Б.Малюшкин. Комплексный анализ текста. 10 класс. Москва. Творческий центр,2010.
13.Г.О.Матина,Ю.Н.Сивакова.Сочинения разных типов. Технология подготовки. С-Пб. «Азбука классика»,2005.
14.Г.В. Галкина, Л. З. Полонецкая. Занимательные задачи по русскому языку. Ростов-на-Дону. «Феникс»,2009.
15.Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Ростов-на-Дону. «Легион».2012.
Тематическое планирование
№ п/п | Дата план | Дата факт | Раздел Тема | Кол-во часов |
| | | Стилистический и типологический анализ текста. (12часов) | |
1 | | | Тема и основная мысль текста | 1 |
2-3 | | | Средства связи между частями текста, способы связи в тексте | 2 |
4 | | | Выделение микротем в тексте | 1 |
5-6 | | | Лексические средства организации текста | 2 |
7-8 | | | Морфологические средства организации текста | 2 |
9-10 | | | Синтаксические средства организации текста | 2 |
11 | | | Стили речи | 1 |
12 | | | Типы речи | 1 |
| | | Лингвистический анализ текста (11часов) | |
13-14 | | | Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение. Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение | 2 |
15 | | | Многозначные слова. Переносное значение слова. Лексика ограниченного употребления. Фразеологизм.
| 1 |
16-17 | | | Синонимы. Контекстные синонимы. Антонимы. Контекстные антонимы.
| 2 |
18-19 | | | Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, эвфония, диссонанс. Звукопись.
| 2 |
20-21 | | | Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, метота, аллегория, перифраза. Художественный символ, паронимы.
| 2 |
22-23 | | | Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры, синтаксические конструкции.
| 2 |
| | | Анализ текста. (8 часа)
| |
24-26 | | | Содержание исходного текста.
| 3 |
27-29 | | | Тексты функционального стиля. Анализ композиции текстов научного, публицистического, разговорного стилей.
| 3 |
30-31 | | | Рецензия. Эссе. | 2 |
| | | Композиция и языковое оформление сочинения. (11 часов)
| |
32-33 | | | Выступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений. Авторская позиция.
| 2 |
34-35 | | | Основная часть сочинения. Изложение собственного мнения.
| 2 |
36-37 | | | Заключительная часть сочинения.
| 2 |
38-42 | | | Тренировочные сочинения. | 5 |